Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития многопартийности в России




 

Первой российской политической организацией партийного типа можно считать социалистическую по своим идейным установкам «Народную волю» (1870-е - начало 1880 гг.), обладающую как четкой политической программой и относительно развитой организационной структурой, так и претензией на представительство политических интересов определенной социальной группы - крестьянства (т.е. одними из отличительных черт политических партий, о которых говорилось выше). Однако в скором времени она исчезает в силу ряда объективных причин, юридически значимой, по нашему мнению, является отсутствие законодательства, гарантирующего политическую деятельность партии. Но все же не следует забывать о том, что «Народная воля» на пике своей деятельности использовала террористические методы политической борьбы, поэтому, даже при развитом (относительно конца XIX века) современном законодательстве, она не смогла бы функционировать в соответствии с ч.5. ст. 13 Конституции РФ.

Относительно развития многопартийности в начале XX века интересно мнение русских ученых Ю.Г.Коргунюка и С.Е.Заславского «В начале XX века процесс образования политических организаций социалистической ориентации превратился в устойчивую тенденцию. Новые организации претендовали на представительство интересов уже не крестьянства, а промышленного пролетариата, и хотя их реальной опорой по-прежнему являлась в основном разночинная интеллигенция, однако связи социал-демократических организаций с промышленными рабочими все более расширялись». Основываясь на мнении двух видных отечественных историков, можно сделать вывод, что именно в то время начинают формироваться основы многопартийности в России.

Однако с победой большевиков, и установлением диктатуры пролетариата идеи многопартийности были отвергнуты, и была установлена однопартийная система. Юридически она закреплялась в различных нормативно-правовых актов, одним из первых была Конституция СССР 1936 года, называемая так же «Сталинской». Статья 126 которой гласит: «В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Как видно из текста нормы, граждане СССР могли объединяться в партию, только одну - ВКП(б).

Конституция СССР 1977г. определяла роль общественных организаций как важной составной части политической системы. В преамбуле устанавливалось, что в СССР «Сложилось социально-политическое и идейное единство советского общества, ведущей силой которого выступает рабочий класс. Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным. Возросла руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа». А в соответствии со ст. 6 «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу». Такое положение обусловлено тем, что в стране с одной господствующей партией, не может быть равных ей по юридическому статусу общественных объединений, т.к. они могут подорвать доминирующее положение одной идеологии. Вследствие этого не осуществлялось законодательной регламентации порядка их образования партий. Все общественные объединения в значительной мере были огосударствлены, действовали под руководством КПСС без какой-либо законодательной основы, руководствуясь лишь своими уставами.

Впервые вопрос об отмене идеологической и политической монополии Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) возник весной 1989 года, в дни выборов народных депутатов СССР. Уже тогда многие кандидаты говорили о необходимости перехода к многопартийной системе, о политической демонополизации и отмене 6-й статьи Конституции СССР. С началом реформирования в 90-х годах прошлого века появилась идея создания демократического правового государства и гражданского общества. В связи с этим, признание принципа многопартийности стало необходимо и естественно. 5 февраля 1990 года состоялся расширенный пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР с одновременной отменой 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС и установлении многопартийной системы. Анатолий Собчак так писал об этом: «Практически все, выступавшие на том пленуме, негативно отнеслись к предложению генсека об отмене 6-й статьи. Более того - в самых резких тонах клеймили «так называемых демократов», говорили о дискредитации партии и социализма и были настроены весьма решительно. А потом так же единодушно проголосовали за».

Таким образом был принят Закон СССР от 14 марта 1990г. «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР» в котором ст.6 Конституции СССР была изложена следующим образом: «Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами».

Однако статьи, гарантировавшие гражданам СССР свободу научного, технического и художественного творчества только «в соответствии с целями коммунистического строительства» (ст. 47), а политических прав и свобод - «в целях укрепления и развития социалистического строя» (ст.50)были сохранены. Таким образом, де-факто, единственной официально признаваемой оставалась идеология марксизма, а без идеологического многообразия не может быть многообразия политического. 9 октября 1990 г. был принят Закон «Об общественных объединениях». Верховным Советом РСФСР 18 декабря 1991г. было принято постановление «О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе». В нем закреплялось, что законодательство СССР об общественных объединениях (в том числе о политических партиях, профессиональных союзах) применяется в РФ постольку, поскольку оно не противоречит ее законодательству и общепризнанным нормам международного права. Принятая в 1993г. Конституция Российской Федерации в ст. 13 закрепила принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны, тем самым исключив возможность существования в России государственной или обязательной идеологии и сделав возможным становление и развитие политической системы страны.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что идея многопартийности в России прошла долгий и трудный путь, прежде чем приняла свою современную форму. Мы считаем, что анализ исторического опыта по данному вопросу и изучение ошибок прошлого помогут в дальнейшем конструктивно развивать многопартийную систему в нашей стране.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...