Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок регистрации политических партий




 

Данный вопрос законодательно регулируется рядом Федеральных законов, в него входят ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г. №82-ФЗ, ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001г. №95-ФЗ и ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г. №7-ФЗ. Часть 1 Статьи 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» относит к числу таких «организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками». Основываясь на тексте данной нормы, можно говорить о том, что политическая партия является некоммерческой организацией и к ней уместно применять указанный закон.

апреля вступил в силу закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ. В связи с этим мы будем описывать действующий порядок регистрации партий, сравнивая его с порядком, предусмотренным законом в предыдущей редакции, и прокомментируем некоторые интересные на наш взгляд аспекты.

Данному вопросу целиком посвящена глава II ФЗ, а так же некоторые другие статьи. В соответствии с последней редакцией закона установлена минимальная численность членов политической партии - 500 человек, при этом политическая партия в праве в своем уставе указать минимальную членскую численность региональных отделений. В то время как в прошлой версии закона нижним порогом регистрации было сорок тысяч членов, при этом в большинстве региональных отделений должно было быть не менее 400 человек, в остальных не менее 150 (п. «б»,ч. 2, ст. 3)

Часть 4, статьи 3 ФЗ осталась без изменений и утверждает, что:

«Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями политической партии являются:

формирование общественного мнения;

политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов».

Статья 6 закона говорит о том, что партия должна иметь свое наименование, в последней редакции говорится о том, что оно не должно содержать наименований других общественных организаций, «схожих с этими наименованиями до степени смешения, либо наименований политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 <consultantplus://offline/ref=FD3CD492C54FC2B193FE1BADF62E7FC75AFD8EA8AF073BFE8C982AB93E84BB6FDD043EA5E2F295E079gFB>».

Статья 11 ФЗ закрепляет способы создания политических партий - она создается свободно на учредительном съезде, либо путем преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на его съезде. Согласно действующей версии закона (п. 2, ст. 11) партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений в не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, в то время как в старой редакции говорилось «более чем в половине» (т.е. разница на один субъект РФ).

Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.

Следующим этапом создания партии является созыв Организационного комитета. Организационный комитет уведомляет в письменной форме федеральный орган <consultantplus://offline/ref=9B1FA79F881E7C8F70F0031CD36D8FD9FF127CB00FA5482BAD3CEE1BCB07040AD0C56101ADAD36A2e3u3B> исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Федеральный уполномоченный орган в день получения уведомления и иных документов, указанных в п. 2 ст. 12 ФЗ выдает уполномоченному лицу организационного комитета документ, подтверждающий их представление. Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему вышеуказанного документа публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в федеральный уполномоченный орган соответствующих документов.

В соответствии с п. 1, ст. 13 организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности. В течение срока своих полномочий организационный комитет проводит учредительный съезд политической партии. После проведения учредительного съезда, организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом денежные средства и иное имущество организационного комитета, а также финансовый отчет об их использовании, в котором указываются источники поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданной политической партии. Если в течение срока полномочий организационного комитета не был проведен съезд, имущество и денежные средства (согласно п. 4, ст. 13) возвращается жертвователям, при невозможности этого они переходят в собственность РФ.

После совершения всех описанных действий наступает этап публикации в общероссийских изданиях о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии. Стоит отметить, что "Российская газета" обязана на безвозмездной основе опубликовать сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии.

Учредительный съезд политической партии считается правомочным в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие не менее чем половину субъектов (в устаревшей редакции более чем половину) Российской Федерации и преимущественно проживающие в них. Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Российской Федерации должен быть представлен не менее чем двумя (тремя, в прошлой версии) делегатами.

Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=1135BCF051F6832E5FF22ADE0512BE6CEAB8EA04BFA343F74E2DCCD4BDo7JFC> "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц. Документы, <consultantplus://offline/ref=13BB799AA7E7E5636F2ABC4870F6791E11A3BC8EE4E7446DCC777918EB33C52BFFF50C302B77C7D6u6L5C> необходимые для государственной регистрации политической партии, должны быть представлены в федеральный уполномоченный орган не позднее, чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии.

Существенным нововведением является понятие «приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения». Государственная регистрация политической партии может быть приостановлена при наличии следующих оснований для отказа в государственной регистрации политической партии:

1) положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам;

)   наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях»;

)   федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях».

Вопросам приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения посвящены новые пункты: 5.1 статьи 15, пункты 1.1 и 2.1 статьи 20. В соответствии с ними, уполномоченный орган или его территориальное отделение принимает решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения письменное мотивированное заключение.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ вносит еще некоторые изменения, не указанные нами выше, вследствие их весьма относительной связи именно с порядком регистрации партий.

По нашему мнению, принятие данного закона было вызвано рядом факторов. Во-первых, по данным соцопросов только лишь 16% населения выразили абсолютное доверие к парламентским партиям. Во-вторых, активизация деятельности «внесистемной оппозиции», вопреки мнению, формируемому официальной властью, так или иначе повлияло на ситуацию в стране и расклад сил на политической арене. Упрощение порядка регистрации партий было одним из основных требований оппозиции, выдвинутых на послевыборных митингах на Болотной площади в Москве, Пионерской площади в Санкт-Петербурге и других городах России, и оно было выполнено. По нашему мнению, это служит позитивным знаком в развитии институтов демократического и правового государства в нашей стране.

Однако принятые поправки в закон имеют и свои отрицательные стороны. Основное нарекание с нашей стороны вызывает минимальная численность партии - 500 человек. При создании любого политического объединения возникает сложность консолидации интересов широких кругов лиц, поэтому, при возможности создавать столь малочисленные партии, граждане не будут стремиться к объединению, а наоборот, к разделению сообразно своим убеждениям.

Очевидно, что партии из пятисот человек сложнее выдержать конкуренцию на политической арене, поэтому подавляющее большинство из них исчезнет, едва успев появиться. Поэтому мы считаем, что такой низкий порог численности может быть очень эффективно использован правящей партией в качестве орудия разобщения и ослабления оппозиции.

 

Вывод к Главе II

 

Во второй главе мы рассмотрели различные классификации партий и пришли к выводу, что их существует большое количество, однако юридически значимой может быть признана только одна. Затем мы рассмотрели порядок формирования и регистрации партий, сравнив нововведения закона с версий старой редакции, и обозначили свое мнение, по отношению к описанным новшествам.

 


Заключение

 

В ходе нашей работы мы решили поставленные нами задачи: т.е. рассмотрели политические партии в качестве отдельного вида общественных объединений, проанализировали историческое развитие института многопартийности в России, изложили нормы права, регулирующие поставленный в теме работы вопрос, привели порядок регистрации партий, сравнив положения действующего законодательства с его нормами в прошлой редакции и сделав соответствующие выводы.

Проанализировав изученный материал, мы обозначили некоторые особенности института многопартийности в России, и сформулировали собственное мнение по данному вопросу, изложив его в соответствующих разделах данного исследования.

Наша работа подчеркнула актуальность поставленного выдающимися специалистами в области Конституционного права вопроса о проблеме многопартийности и идеологического плюрализма в современном Российском обществе, и оставила почву для дальнейшего более углубленного изучения данной темы.

 


Список используемых источников и литературы

 

Нормативно-правовые акты

)   Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950г.// "Собрание законодательства РФ" -08.01.2001. №2, ст. 163.

)   «Всеобщая декларация прав человека» принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 января 1948г.// РГ. - 05.04.1995.

)   Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966г// "Бюллетень Верховного Суда РФ" - 1994. №12

)   Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека», от 26 мая 1995г// РГ.- 23.06.1995. №120

)   Конституция РФ от 12.12.1993. // РГ. - 1993. № 237. - 25 дек.

)   Федеральный закон Российской Федерации «О некоммерческихорганизациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ// Российская газета от 24.01.1996г. - №14.

)   Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ// Российская газета от 25.05.1995г. - №100.

)   Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях» от 11.07.2001г. №95-ФЗ// Российская газета от 14.07.2001г. - №133.

)   Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный Закон «О политических партиях» от 02.04.2012г. №28-ФЗ// Российская газета от 04.04.2012г. - №5746.

)   Конституция СССР 1936г. (утратила силу)

)   Конституция 1977 г. (утратила силу) // Ведомости РСФСР. 1991. № 22

)   Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» от 14 марта 1990г. (утратил силу)

Учебники и учебные пособия

)   Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. - СПб.: Проспект, 2006. - 603с.

)   Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов [по спец. «Юриспруденция»] / М. В. Баглай. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Норма (Норма - Инфра-М), 2002. - 784 с.

3) Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - ООО «Новая правовая культура», 2009. <http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5366634/>

)   Чиркин В. Е. Конституционное право в Российской Федерации.- М.: Юристъ, 2007. - 480 с.

)   Барабанов М.В. Партии и многопартийность в современной России: возникновение, основные тенденции развития. - М.: МГОУ, 2007

)   С.В. Решетников. Политология. - М.: ТЕТРАСИСТЕМС, 2000

)   Мухаев Р. Т. Политология - М.: Приор, 2000. - 400 с.

)   Зевелев А.И. История политических партий России - М.: Высшая школа, 1994

)   Ю.Г. Коргунюк, С.Е. Заславский. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие - М.: Фонд ИНДЕМ, 1996

10) Самигуллин В. Г. Конституционное право России: Курс лекций. - 3-е издание, дополненное и переработанное. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 490 с.

)   Добрынин Н. М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов. Практическое руководство. Современная версия новейшей истории государства / Н.М. Добрынин. - 2-е изд., доп. - Новосибирск: Наука, 2010. - 544 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...