Этапы стратегии мозгового штурма
Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «читательской грамотности» школьников Савченко Людмила Яковлевна Международная программа оценки функциональной грамотности PISA (Programme for International Student Assessment) направлена на определение умений 15-летних подростков использовать приобретенные в школе академические знания и навыки в различных жизненных ситуациях и успешной социализации. Выборка исследования именно данного контингента обучающихся объясняется тем, что в большинстве стран мира освоение образовательных программ основной ступени обучения к 15-летнему возрасту завершается. Приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA являются три направления – читательская компетентность, математическая и естественнонаучная грамотность. В исследовании PISA оцениваются такие умения обучающихся как мышление, аргументация, постановка и решение проблем, моделирование, использование различных методов представления результатов. Технология оценивания исследования функциональной грамотности включает шесть уровней образовательных достижений 15-летних обучающихся более 60 стран мира. Самая высокая планка – 5 и 6 уровень - умения самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы, 4-3 - способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации, 2 - умение применить, имеющиеся знания и навыки в простейших не учебных ситуациях, 1 уровень - низкий уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий. По всем трем направлениям исследования определены конкретные требования к набору умений и навыков применения знаний. Каждому уровню соответствует определенное количество баллов международной шкалы. Тем самым проект PISA установил уникальную модель критериального оценивания
образовательных достижений школьников. 6уровень – 708б. 5уровень – 633 б. 4 уровень – 559 б. 3 уровень – 484 б. 2 уровень – 409 б. 1 уровень – 335 б.
Ни один корабль не достигнет цели, если не будет знать пункта назначения. Эффективность процесса обучения определяется правильно выстроенной цепочкой: учитель – ученик – изучаемый материал – средства обучения. Стратегии преподавания - общее направление работы преподавателя для достижения целей образования. При выстраивании взаимодействия преподавателя, учащихся и учебного материала используются стратегии: интерактивные – открытое общение со всеми участниками учебного процесса. пассивные – ученик слушает, активные – взаимодействие с учителем. Активное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся используют своё мышление для того, чтобы рассмотреть новые идеи, решить поставленные задачи и применить их на практике. При активном обучении учащиеся должны делать гораздо больше, чем следить за мыслью лектора. Они должны читать, писать, рассуждать, разрешать проблемные задачи. Чтобы быть активным участником учебного процесса, у учащихся должны происходить мыслительные процессы на высоком уровне. Высокий уровень – это анализ, синтез, оценка. В активном обучении используются задания, при выполнении которых ученик действительно должен задуматься. Для развития функциональной грамотности учащихся используются стратегии активного обучения. При работе с любой из стратегий активного обучения обязательно создать коллаборативную среду, регламентировать время, руководствоваться инструкцией. Рассмотрим некоторые стратегии.
«Что я знаю – что я хочу узнать – Узнал» Данная стратегия предполагает работу с таблицей индивидуально.
При изучении нового материала учащиеся самостоятельно заполняют первые две колонки. Третья колонка заполняется в конце урока, когда учащиеся получат больше информации по определённой теме.
«Я – ты –мы» (групповая форма работы) 1. Учащиеся самостоятельно обдумывают задания и выполняют его. 2. Обмениваются идеями с партнёром. 3. Делятся идеями с другой парой в группе. 4. Обсуждают идею в группе, выбирают выступающего, который презентует позицию группы. «Водоворот» (групповая форма работы) 1. Один представитель группы остается на свое рабочем месте (является консультантом), все остальные члены группы переходят в соседние группы по часовой стрелке. 2. Задача консультанта – разъяснить позицию своей группы по анализируемому тексту. Задача группы – внимательно ознакомиться с текстом и вопросами к нему, выслушать консультанта и записать свои замечания (с чем согласны / не согласны, объяснить свою точку зрения). (Работа в каждой группе – 15 минут.) Возвращение в свои группы. Обсудите (сравните ваши ответы с ответами другой группы) и подумайте, изменилось ли ваше мнение. Подготовьтесь к защите своей точки зрения, выберите выступающего (5 минут). «Мозговой штурм» (групповая форма работы)
1.Учащиеся знакомятся с инструкцией по применению данной стратегии; 2. Размышляют над темой и записывают пришедшие идеи в свои тетради; 3. Обсуждают в группе и выбирают наиболее подходящие идеи; 4. Записывают на плакате идеи, используя маркер определенного цвета. 5. На плакате презентируют решение данного задания.
Этапы стратегии мозгового штурма 1. Организационные вопросы, постановка проблемы: 1) формируем пары / группы (примерное количество 5 чел.); 2) сообщаем им о том, какая задача стоит; 3) выбираем модератора группы (модератор – тот, кто будет следить за правилами мозгового штурма на всех его этапах, записывать идеи, предлагать свои). Лучше, если это будет человек энергичный, активный, и, самое главное, знающий особенности метода мозгового штурма.
2. Сам мозговой штурм (генерация идей): 1) модератор записывает задачу (задание) на плакате: 2) участникам группы даётся 1-2 минуты поразмыслить над темой и записать пришедшие идеи на листе бумаги (каждый самостоятельно работает в своей тетради); 3) перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения: - Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. - Полный запрет на критику (отсутствие оценивания идеи). - Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. - Комбинируйте и улучшайте любые идеи. - Не искать детали (на данном этапе достаточно тезисно озвучить идею). 3. Выбор подходящей идеи (анализ идей) 1) перед тем как начать выбор нужной идеи необходимо удалить повторяющиеся, не относящиеся к теме или проблеме; 2) расставляем приоритеты (в соответствии с теми критериями, которые для нас наиболее значимы при решении данной задачи); 3) наиболее предпочитаемые идеи прорабатываем (что и как…) и записываем их на плакате. «Карусель» (групповая форма работы) Учащиеся делятся на группы по 4-6 человек. Учитель формулирует проблему, вопрос. 1 этап. Каждой группе раздаются маркеры определённого цвета таким образом, чтобы у каждой группы был свой определённый цвет, и листы формата А1. Каждая группа генерирует идеи по теме обсуждения в течение 5 минут. 2 этап. На следующем этапе учащиеся обмениваются оформленными на бумаге идеями (по часовой или против часовой стрелки). Группа, получившая идеи другой группы, отмечает напротив каждого пункта +(согласны с данным рассуждением), - (не согласны с данным рассуждением),? (данное суждение требует уточнения авторов). Также группе необходимо дополнить идеи, (суждения) других групп. Примечание. Таким образом, лист с идеями группы проходит через все группы в классе, и каждая оставляет на листе свои комментарии. Каждой группе отводится по 3 минуты для работы с листом других групп. 3 этап. После совершения полного круга, лист возвращается к команде. Команде предлагается ознакомиться с предложениями и дополнениями других групп (3 минуты). Затем проходит презентация своей позиции участниками карусели. На выступления и ответы на вопросы каждой команды отводится по 5 минут.
Партнер по учебе Найдите в другой группе партнера по обучению. Заполните таблицу(1 минута).
3. Самостоятельно читается текст и делаются заметки в первой колонке журнала. Выписывается в 1 колонку одна строчка, которая что-то проясняет по изучаемой теме. 4. Делится заметками и наблюдениями по прочитанному с партнером по обучению, обосновывая выбор данной строчки (Я выписала данную строчку, потому что…). Знакомство с наблюдениями партнера. 5. Обсудив с партнером текст, записывается во 2 колонку информация, которая является главной. 6. Формулируются с партнером вопросы, которые могут быть использованы, чтобы помочь другим читателям понять и/или подвергнуть критическому анализу данный текст. Вопросы, например, могут быть такими: «Что имел в виду автор при написании_______________?» или «Если бы автор не__________________, как бы это отразилось на смысле текста?».
7. Обсуждение подготовленных вопросов со всей группой. Анализ проделанной работы в парах. Если есть дополнительные вопросы или комментарии, их можно записать в 3 колонку.
«Делегат» 1.Выбрать в группе одного представителя (делегата) и делегировать его в соседнюю группу по часовой стрелке. 2. Задача делегата – разъяснить позицию своей группы по последнему вопросу, кратко зафиксировав точку зрения новой группы. 3.Делегаты возвращаются в свои группы. 4.Обсуждаются (сравниваются ответы с ответами другой группы), изменилось ли мнение. Выбор выступающего, защита своей точки зрения.
Сократовский семинар 1. Группа делится на две подгруппы (в каждой подгруппе одинаковое количество учащихся). 2. Решают, какая из подгрупп будет во внутреннем круге (задача данной подгруппы – проанализировать составленные вопросы), какая из подгрупп будет наблюдать за ходом обсуждения вопросов участниками внутреннего круга и комментировать, образуя внешний круг. 3. Члены группы меняются местами по истечении 10 минут, чтобы каждый член группы имел возможность испытать обе роли (участника семинара и наблюдателя). 4. Наблюдатели должны сидеть / стоять вокруг членов группы внутреннего круга. Каждый из них выбирает одного члена внутренней группы, который находится в их поле зрения; это будет человек, на которого наблюдатель будет пристально смотреть и внимательно слушать на протяжении всего обсуждения.
5. Наблюдатели должны кратко объявить всей группе, за каким человеком из внутреннего круга он / она будут наблюдать (у каждого члена группы внутреннего круга должен быть наблюдатель). Задача каждого участника внутреннего круга: озвучить составленные вопросы, выслушать позицию других участников и проанализировать их ответ. Принципы, которыми будут руководствоваться участники внутреннего круга: 1. Не поднимайте рук, разговаривайте непринужденно. 2.Придерживайтесь темы и способствуйте тому, чтобы другие участники не отходили от темы. 3.Помните, что данный семинар проводится с целью углубить Ваше понимание и понимание текста вашими коллегами. 4.Делитесь своими вопросами и отвечайте на вопросы, заданные другими. 5.Делайте пометки к идеям, к которым хотите вернуться. 6.Ссылайтесь на текст настолько часто, насколько это возможно. 7.Приглашайте других в обсуждения, подвергая сомнению их мысли по тексту. 8.Прислушивайтесь и опирайтесь на комментарии других. 9.Обсуждайте идеи, а не мнения друг друга. 10.Не перебивайте, внимательно слушайте. Задача каждого участника внешнего круга (смотреть бланк наблюдателя): 1.Внимательно следить за одним (выбранным) участником внутреннего круга (как он говорит, как он слушает, участвует ли в полемике / диспуте) 2.Кратко поделиться комментарием с участником внутреннего круга. Например: «Анна, я заметил, что Выспросили: «________________», что побудило ваших коллег обратиться к тексту». Участвуя во втором туре Сократовского семинара, участники перемещаются таким образом, чтобы те, кто был во внутреннем круге, перешли во внешний круг, и наоборот. Рассмотрим использование стратегий «Что я знаю – Что я хочу узнать – Узнал» и «Карусель» на примере данного урока. Тема: Озеро, играющее в прятки Цель урока: научиться анализировать текст с точки зрения функциональной грамотности. Задачи: ·познакомить учащихся с содержанием текста из сборника PISA 2009 года; ·развивать навыки грамотного функционального чтения; ·выявить проблему взаимосвязи человека и природы, способствовать воспитанию бережного отношения к природе. Эпиграф урока: Неужто завтра замрут моря? Умолкнут птицы, застынут сосны? Уже не сможет взойти заря, И спросит небо: неужто поздно?... Н. Добронравов Ход урока Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята. Чтобы наш урок прошел интересно и продуктивно, мы должны разделиться на группы? Создание коллаборативной среды: Прием «Составь картину» (учащиеся выбирают картинки носорога, жирафа, баобаба, озера). Получается картина: Озеро, вокруг - баобаб, носорог, жираф. Учитель: Вопрос группам: О чем пойдет речь сегодня на уроке? (об Африке, животном и растительном мире) Учитель: чтобы конкретизировать проблему нашего урока, обратимся к эпиграфу (чтение эпиграфа) Как вы понимаете смысл эпиграфа? Какой проблемы мы коснемся на уроке? Ответы учеников. Вступительное слово учителя: «На таинственном озере Чад, посреди вековых баобабов, вырезные фелуки стремят на заре величавых арабов», — писал поэт Н. Гумилев об африканском озере. Все верно, за прошедшие 100 лет мало что изменилось, лишь само озеро, резко меняя свой облик в течение года, становится все меньше и грозит вскоре исчезнуть вовсе. «Таинственный» Чад то разливается на тысячи квадратных километров, то уменьшается до совсем небольших размеров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|