Презентация «Загадки озера Чад»
Учитель: Мировое сообщество озабочено проблемами высыхающих и умирающих внутренних водоёмов – морей и озёр. Существует проект ЮНЕСКО, посвящённый спасению трёх наиболее крупных исчезающих морей – озёр: Аральского, Мёртвого и Чад. Высыхание этих водоёмов отнесено ООН к разряду экологических катастроф глобального масштаба. Тема нашего урока «Озеро, играющее в прятки» Актуализация знаний: Задание: заполните таблицу по теме «Какие экологические проблемы существуют в мире?» Стратегия «Что я знаю – Что я хочу узнать – Что я узнал». (заполняют 2 колонки)
Основная часть. Информационно-операционный этап. Для решения проблемы урока мы выберем стратегию «Карусель» Раздается инструкция 1 – работа с текстом «Озеро Чад» Задание – проанализировать текст PISA-2009, ответить на вопросы к тексту. Указания по выполнению задания Индивидуальная работа 1.Внимательно и осмысленно прочитайте текст (3 минуты) 2.Извлеки всю возможную информацию из текста 3.Обсудите в группе. Стратегия «Карусель» Суть стратегии: 1 этап. Каждой группе раздаются маркеры определённого цвета таким образом, чтобы у каждой группы был свой определённый цвет, и листы формата А1. Каждая группа отвечает на вопросы по теме обсуждения в течение 5 минут. (Учитель формулирует проблему, вопрос.) - Ответьте на вопросы к тексту и запишите ответы на листочек. (5 минут) 2 этап. На следующем этапе учащиеся обмениваются оформленными на бумаге ответами, оставив себе код (по часовой или против часовой стрелки). Группа, получившая ответ другой группы, отмечает напротив каждого пункта + (согласны с данным рассуждением), - (не согласны с данным рассуждением),? (данное суждение требует уточнения авторов). Также группе необходимо дополнить ответы других групп.
Примечание. Таким образом, лист с ответами группы проходит через все группы в классе, и каждая оставляет на листе свои комментарии. Каждой группе отводится по 2 минуты для работы с листом других групп. 3 этап. После совершения полного круга, лист возвращается к команде. Команде предлагается ознакомиться с предложениями и дополнениями других групп (3 минуты). Затем проходит презентация своей позиции участниками карусели. На выступления и ответы на вопросы каждой команды отводится по 5 минут.
Озеро чад На рисунке 1 показано изменение уровня глубины озера Чад в североафриканской части пустыни Сахара. Озеро Чад полностью исчезло примерно 20 000 лет назад до нашей эры в течение последнего Ледникового периода. Примерно 11 000 лет назад до нашей эры оно появилось вновь. Сегодня уровень его глубины примерно такой же, каким он был в 1000 году нашей эры.
На диаграмме, представленной на Рисунке 2, показаны наскальное искусство в Сахаре (древние рисунки или живопись, найденные на стенах пещер) и изменения в животном мире.
Вопрос 1: ОЗЕРО ЧАД Какова глубина озера Чад на сегодняшний день? AОколо двух метров. BОколо пятнадцати метров. CОколо пятидесяти метров. DОно полностью исчезло. EИнформация об этом отсутствует. Код 1: Ответ А – «Около двух метров» Вопрос 2: ОЗЕРО ЧАД Определите, какой период времени (какой примерно год) соответствует начальной точке графика на рисунке 1? Код 1: 11.000 лет до нашей эры (приближенное значение между 10.500 и 12.000; или любое другое свидетельство того, что ученик получил свой ответ, используя масштаб на оси "годы"). Вопрос 3: ОЗЕРО ЧАД Почему автор выбрал именно этот год в качестве начальной точки на графике? Код 1: Говорится о том, что озеро снова появилось. Замечание: ответ на этот вопрос может быть принят полностью и в том случае, когда на предыдущий вопрос был дан неверный ответ.
Вопрос 4: ОЗЕРО ЧАД Рисунок 2 основан на предположении о том, что: Aживотные, изображенные на наскальных рисунках, обитали в районе озера Чад в то время, когда их рисовали. Bхудожники, рисовавшие животных, имели высокую технику рисунка. Cхудожники, рисовавшие животных, имели возможность путешествовать на дальние расстояния. Dне было попытки приручить животных, изображенных на наскальных рисунках.
Вопрос 5: ОЗЕРО ЧАД Для ответа на этот вопрос вам нужно объединить информацию, представленную на рисунках 1 и 2. Исчезновение носорога, гиппопотама и зубра с наскальных рисунков пустыни Сахара произошло: Aв начале самого последнего Ледникового периода. Bв середине периода, когда глубина озера Чад достигала наивысшего уровня. Cпосле того, как уровень озера Чад снижался в течение более тысячи лет. Dв начале непрерывного сухого периода. Код 1: Ответ С – «после того, как уровень озера Чад снижался в течение более тысячи лет» Вопрос 6: ОЗЕРО ЧАД Для ответа на этот вопрос вам нужно объединить полученную дополнительную информацию и рисунок 1. Как вы думаете, с чем могут быть связаны изменения уровня воды в озере Чад? Код 1. С человеческой деятельностью, изменением климата, с движением коры земной поверхности. Вопрос 7: ОЗЕРО ЧАД Для ответа на этот вопрос вам нужно объединить информацию, представленную на рисунках 1 и 2. С чем связано появление и исчезновение на наскальных рисунках сначала коровы и собаки, а потом лошади и верблюда? Код 1. Животные, изображенные на наскальных рисунках, обитали в районе озера Чад в период оптимального уровня воды, когда существовали благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека. Учитель:
Если у Африки есть сердце, то оно голубое. Небесно-голубое в кайме сочной зелени. Это озеро Чад. Оно не на севере, не на западе и не в центре Чёрного континента, а — в самый раз. Там, где и положено быть сердцу. Если сердце человека остановится, то он умрет. А если исчезнет озеро Чад?..
Дом задание написать статью по теме «Чем я могу помочь природе?»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|