Занятие 2. «Рисуем деревья.» 6 глава
Интересен вариант занятия, когда участники по соответствующим правилам рисуют символические «магические круги» — мандалы на плотном картоне, а затем дарят их друг другу как счастливые талисманы, обереги. Зачастую такие подарки бережно хранят долгие годы.
Занятие 2. «Рисуем деревья...» Общие замечания. Приоритетные цели Занятие позволяет развивать чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание. Сочетание изобразительного творчества и музыки побуждает к самораскрытию, исследованию эмоционального состояния, переживаний, личных проблем. Оптимальное число участников от 8 до 12 человек. Пространство арт-терапевтического взаимодействия необходимо организовать таким образом, чтобы в помещении получились три условных круга: свободная от мебели территория, на которой можно легко перемещаться, танцевать; круг из стульев (в количестве равном числу присутствующих на занятии); столы для работы, расположенные по кругу. Для детей при работе с красками необходимо предусмотреть спецодежду. Материалы: Масляная пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь — по желанию, бумага формата А4, большой лист ватмана. Техническое средство для воспроизведения музыки. Записи музыкальных композиций. Основные процедуры. Этапы (Инструкции участникам арт-терапевтического занятия выделены курсивом). 1. Настрой («разогрев») Активизация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений Участникам предлагается занять удобное для себя положение (встать, присесть, сесть на пол, если есть соответствующие условия, — по желанию).
• Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мелодию, движения, с помощью которых можно было бы выразить собственное состояние <<здесъ и теперь». • Встаньте в общий круг. Попробуйте описать словами и показать ваши ощущения. 2. Поиск образа посредством движений под музыку Звучит медленная, мелодичная музыкальная композиция (без слов). • Закройте глаза и постарайтесь увидеть лес. • Представьте себя в образе дерева. Найдите ему место среди других деревьев. Далее предлагается выбрать в пространстве аудитории подходящее место, где «дереву» удобно качать ветвями, расти вверх и даже танцевать. • Покажите движениями, танцем, как оно себя чувствует. • Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом его нещадно жарит солнце, зимой остужает мороз. Даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. Толи дело, когда рядом есть добрые и надежные друзья. Подойдите друг к другу так близко, как вам этого хочется. Пусть ваши деревья образуют несколько рощиц. Бережно соприкоснитесь пальчиками — листочками. У психолога есть возможность обратить внимание на эффект социометрического выбора. • Попробуем все вместе создать образ очень сильного, могучего дерева. Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный, надежный ствол получился у дерева! И ветви тянутся вверх, пе-реплетаясъ между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не страшится: ни бури, ни грозы, ни одиночества. Психологу важно понаблюдать, в каком из предложенных образов участник арт-терапевтического занятия чувствует себя более комфортно и уверенно. 3. Индивидуальная работа Инструкции к этому этапу надо сообщить заранее, чтобы не нарушить возникшее у человека эмоциональное состояние. Каждому участнику предлагается занять выбранное им место за рабочим столом. • На листе бумаги с помощью любых изобразительных средств нарисуйте представленные вами образы одного или нескольких деревьев и возникшие ассоциации.
• Придумайте рисунку название и историю, которую «дерево» хотело бы рассказать от первого лица. 4. Этап вербализации Участники занимают стулья, кладут на пол внутри круга свои работы так, чтобы всем было удобно рассмотреть детали. Затем каждый рассказывает о своем рисунке. Степень открытости зависит от самого «художника». Если он по какой-то причине молчит, можно попытаться деликатно расспросить, например, о чувствах, надеждах, мечтах, желаниях дерева-образа. Настаивать однако не стоит. Чтобы прояснить детали рисунка или рассказа, психолог и другие участники групповой работы могут дополнительно задавать корректные косвенные вопросы: • Где твоему дереву хотелось бы расти: на опуш -ке или среди других деревьев? • Есть ли у него друзья и враги? • Боится ли чего-нибудь это дерево? • Грозят ли ему какие-либо опасности? • О чем мечтает это дерево? • Какое настроение у твоего дерева? • Это дерево скорее счастливо или несчастно? • Если бы вместо дерева был нарисован человек, то кто бы это был? • За что его любят люди? • Что снится дереву? • Какой бы подарок его обрадовал? • Как можно спасти, чем помочь, если дерево болеет? Большинство детей с удовольствием рассказывают будто бы про дерево, сообщая учителю много важных сведений о себе, своих переживаниях, сомнениях, проблемах. Далее участникам предлагается следующая инструкция. Необходимо отделить образ дерева от фона. Оторвите по контуру изображения дерева внешнюю (лишнюю) часть рисунка. (Работа выполняется пальцами, ножницами пользоваться нельзя.) 5. Коллективная работа • Представьте, что большой лист ватмана на полу — это поляна, на которой «вырастут» ваши деревья. Каждый вправе решать, где удобнее разместить рисунки: в лесу среди других деревьев, в маленькой рощице или оставить в одиночестве (говоря образно). • Выберите подходящее место и расположите деревья на плоскости листа. • При желании, измените первоначальное местоположение вашего рисунка. На этом этапе особенно значимо состояние уверенности, ощущение принятия и защищенности. Поэтому рисунки можно перемещать многократно. Больший терапевтический эффект достигается в случае, если лист имеет форму круга или эллипса.
6. Заключительный Занятие завершается взаимными подарками и добрыми пожеланиями. • Вы можете обратиться друг к другу, например, с такими словами: «Пожалуйста, подари мне на память твое дерево» или «Позволь мне подарить свой рисунок на память тебе». Пусть эти подарки станут вашими счастливыми талисманами. Участники обмениваются творческими работами. «В лесу» (на листе бумаги) не должно остаться одиноких деревьев, которые никто не выбрал. В этом случае психолог может попросить разрешения автора взять рисунок себе, непременно с автографом. Необходимо корректно помочь человеку выйти из затруднительного положения, если тот по какой-либо причине стесняется сам сделать подарок. Важно, чтобы у каждого остался рисунок на память. Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации На первом этапе «Настроя» для облегчения вербализации возникших у участников визуальных образов можно использовать различные приемы. Пример 1. Необходимо заранее приготовить одинаковые по форме, размеру листы картона (бумаги, ткани) нескольких цветов. Разложить их на стульях на достаточном расстоянии друг от друга. Получится, условно говоря, цветное пространство: зеленое, желтое, красное, голубое и др. Далее каждому участнику предлагается свободно походить по кабинет}', прислушиваясь к себе, к своим эмоциям, и остановиться в пространстве того цвета, который в данный момент наиболее созвучен собственному настроению. В итоге, участники объединяются по цветовому выбору. Следовательно, можно говорить о собирательном образе настроения малой группы. Как известно, музыка оказывает заметное влияние на эмоциональное состояние человека. Поэтому если для психолога важна диагностическая информация, музыку использовать не следует. Пример 2. В работе с участниками, имеющими коммуникативные проблемы, наибольшие затруднения возникают на этапе вербализации возникших ассоциаций, образов. Можно воспользоваться следующим приемом.
На пол, в центр условного круга надо положить какой-либо предмет.округлой формы (мячик, помпончик). Далее каждому участнику предлагается приблизиться к нему на желаемое расстояние. Получается некая модель по образу солнечной системы. Расстояние до центра — своеобразный индикатор готовности человека к открытому обсуждению своих чувств. Начинает тот, кто ближе всего к игрушке. Участники, которые заняли периферийную область круга, при желании могут не включаться в работу на этапе вербализации, а только наблюдать. Позже им предлагается присоединиться к тем, чей рассказ вызвал наибольший эмоциональный отклик, созвучен или похож на собственную историю. Посредством такого выбора человек в некоторой степени обозначает личную проблему. Методика второго этапа занятия служит примером использования направленной визуализации, способствующей формированию групповой сплоченности. В качестве иллюстрации на рисунке 10 представлена серия образов-ассоциаций: «Я одна», «Возьмитесь за руки», «Мы вместе». Возможен другой вариант данного этапа. Участникам предлагается слушать музыку, выполняя при желании спонтанные танцевальные движения. Никаких дополнительных словесных инструкций не дается. Тем самым создаются условия для расширения диапазона образов и эмоциональных реакций, в которых проявляются разнообразные глубинные переживания личности. Успех занятия во многом зависит от поведения психолога. Выбор эффективной тактики определяется уровнем доверия в группе, степенью открытости, возрастом участников и т. д. Иногда полезно танцевать вместе с группой. В иных случаях лучше отвернуться к окну, как
Рис. 10. «Я одна», «Возьмитесь за руки», «Мы вместе». (Работа студентки, 20 лет) бы «задуматься», отстраниться от происходящего или даже на некоторое время выйти. Важно так организовать деятельность группы, чтобы каждому было комфортно. При этом, чем легче и естественнее преодолевается внутреннее смущение, тем быстрее достигается терапевтический эффект. Третий этап занятия также имеет несколько вариантов и может различаться по целям и содержанию. Так, если приоритет отдается терапевтической и воспитательной задачам, не следует ограничивать выбор изобразительных средств и сюжета. Можно рисовать красками, карандашами, фломастерами, мелками, используя столько цветов и оттенков, сколько необходимо для выражения своего внутреннего состояния. То же самое можно сказать и о количестве деревьев, рисунков, дополнительных деталях. Однако, если основная цель — диагностическая, придется следовать правилам проективного тестирования. Например, использовать лишь один цвет для изображения только одного дерева, в частности, по методике Дж. -Бука — простой карандаш. Хотя именно на арт-терапев-тических занятиях, в отличие от проективных методов, многие участники испытывают столь сильные чувства и переживания, что плохо слышат и/или не воспринимают инструкцию, не следуют ей.
Значимым моментом четвертого этапа является, так называемая, ситуация откровения. Участники занятия сопереживают друг другу, стараясь оказать поддержку одобрением, сочувствием, «понимающей» мимикой, взглядом, жестами. Если между участниками установилась подлинная, эмоциональная связь, группа старается помочь «больному дереву». Дети, к примеру, рисуют дятлов, «делают прививки» здоровых веток, «поливают» и т. п. В итоге, создается среда, близкая к терапевтической. На пятом этапе занятия детям предлагается отделить фигуру от фона, причем выполнить эту работу пальцами, без помощи ножниц. Как известно, отрывание бумаги пальцами («выщипывание» изображения), во-первых, способствует развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности, во-вторых, как бы опосредованно подправляет облик «проблемных» деревьев. При этом улучшается эмоциональное состояние рисовальщика и группы в целом. Обратитесь, например, к рис.11. Если разделить изображения дерева и лесоруба, т. е., образно говоря, отделить лесоруба с топором от дерева, то и опасность будто бы исчезает. (Сравните рис. Ни 12.) Рис. I I Рис. 12 На заключительном этапе возможны проявления «неравенства» в распределении подарков: одним участникам дарят охотнее, нежели другим. Поэтому психологу важно заранее подготовить несколько рисунков, сопроводив их добрыми словами. Такое завершение арт-терапевтической сессии больше подходит для старших школьников, студентов и взрослых. В работе с младшими школьниками интересен следующий вариант заключительного этапа занятия. Можно прикрепить рисунки деревьев к листу ватмана или бархатной бумаги, фланели, создать фон, оставить «лес» в классе и несколько дней (недель) поиграть с ним. Например, перемещать нарисованные деревья в зависимости от настроения, «поселить» игрушечных птиц, животных, устраивать приятные сюрпризы, особенно около работ отвергаемых детей. В этом случае арт-терапевтический процесс продолжается и в период между специальными занятиями. В качестве иллюстрации приведу пример, когда на рисунок мальчика, который тяжело переживал потерю родителей, дети прикрепили небольшое «гнездо» из ниток, в которое незаметно подкладывали конфетки. Позже подобные подарки стали возникать и около других деревьев. Часто в историях «от лица» дерева, участники открыто идентифицируют себя с изображением на рисунке. Причем это явление характерно для всех возрастных групп. Из рассказов третьеклассников: «Я — засохшее дерево. Мне очень одиноко». «Около домика нарисованы цветы. Вот этот тюльпан — я, а рядом мой братишка. Его собирается сорвать садовник для букета». «Наверное, это кот. Его все любят, гладят, вкусно кормят. Нет, пусть лучше это буду я». «Я — береза, укрытая снегом. Мечтаю, чтобы зимой деревья не умирали...>>. А вот подобные, созвучные детским, высказывания студентов: «Я — фантастическое дерево». «Мне — иве очень больно». «У моего дерева много проблем. Его никто не любит». Психологу надо быть особенно внимательным и корректным к авторам необычных работ. К примеру, рисунок черного дерева с дуплами, отмирающими ветками, которые съедали черви. На фоне черного солнца — зигзаги молний. (См. рис. 13, 14. Оба автора — девятилетние мальчики из обычного класса возрастной нормы). Или изображение красной елки, которая, по словам автора, охвачена пламенем. Другая «ель» темно-синего цвета, нарисованная исключительно прямыми линиями, символизировала погибшее в пожаре растение, у которого все-таки есть надежда на возрождение. Встречаются рисунки больных или искалеченных (человеком, молнией, стихией) деревьев. Иногда вместо дерева рисуют пень с отростками, низкорослый кустар- Рис. 13 Рис. 14 ник, деревянный мостик через речку. Данные работы свидетельствуют об особом, вероятно, неблагоприятном психологическом самочувствии авторов. В таких случаях желательно использовать дополнительные диагностические методики, а также индивидуальную арт-терапию. Темы для рисунков выбираются в соответствии с наметившейся проблемой. Примерные инструкции: • «Представьте себя в образе дерева. Нарисуйте окружающий пейзаж». • «Представьте себя в образе дерева. Нарисуйте его прошлое, настоящее, будущее». • «Нарисуйте молодое, здоровое, жизнерадостное дерево (или замерзшее, грустное, больное и др.)». Бывает, что в процессе арт-терапии выявляются глубинные психологические проблемы, психотравмы, пограничные состояния личности. Безусловно, при этом требуется специальная консультация у психотерапевта (психиатра). Итак, рисунок, движение, танец, вербализация переживаний — «инструменты» гармоничного сочетания гуманной диагностики и арт-терапии. Занятие 3. «Куклотерапия» Общие замечания. Приоритетные цели «Пальчиковые куклы — стилизации» выполняются из бумажных цилиндров (по размеру пальца) или лоскутка ткани треугольной формы в виде косынки, которая укрепляется на пальце с помощью резинового кольца. Процесс изготовления занимает всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения, а также с терапевтическими и психопрофилактическими целями. Изготовление «пальчиковых кукол» и театрализация позволяют исследовать глубинные проблемы, чувства, переживания личности. Многоцелевая методика «широкого действия» предназначена для групповой работы. Может быть адаптирована для индивидуальных занятий, а также использоваться в семейной арт-терапии, эффективна в коррекции коммуникативных проблем, страхов, агрессивности и др. Сценарий заранее не планируется. Его придумывают участники в процессе спонтанной игры с «пальчиковыми» куклами. Психолог, при необходимости, включается в театрализацию, направляя развитие сюжета на достижение коррек-ционного, терапевтического, воспитательного эффектов. В числе приоритетных целей можно выделить такую, как: содействие расширению ролевого репертуара и ролевой гибкости участников. В самом общем виде этапы занятия следующие: игровые изобразительные упражнения для настроя на творческую деятельность; изготовление одной или нескольких «пальчиковых» кукол из бумаги и/или лоскутков материи; придумывание сюжета и постановка импровизированного спектакля; рефлексивный анализ. Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев, персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества. Материалы: Различные по фактуре и цвету кусочки ткани в форме равностороннего треугольника (сторона ребра - 6-8 см). Каждому участнику предоставляется набор из 8 лоскутков ткани восьми цветов: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый (по М. Люшеру). Резиновые колечки для укрепления лоскутка на пальце в виде косынки. Плотная бумага для рисования, карандаши, фломастеры, краски, ластик, клей, ножницы, скотч. Основные процедуры. Этап (Инструкции для участников арт-терапии выделены курсивом.) 1. Настрой («разогрев») Каждому участнику предлагается занять место за столом, приготовить бумагу, карандаши, краски и другие материалы, необходимые для рисования. • Возьмите карандаш (фломастер, краску, пастельные мелки или другие изобразительные материалы, по желанию), закройте глаза и попробуйте рисовать на листе бумаги любые линии, геометрические фигуры, знаки. Не ограничивайте движения руки. Можно просто «калякатъ». • Рассмотрите свой рисунок. Если хочется что-нибудь дорисовать или объяснить словами, сделайте это. • Возьмите другой лист бумаги, карандаш другого цвета, который в данный момент соответствует настроению, и снова нарисуйте «каракули», только теперь с открытыми глазами. Подойдите с рисунком к любому из участников группы и предложите дополнить его таким образом, чтобы получилось узнаваемое изображение. Считается, что подобные упражнения стимулируют спонтанное самовыражение, помогая лучше настроиться на свой внутренний мир. 2. Активизация коммуникации Участникам группы предлагается сесть в круг, внутри которого, на полу разложить рисунки, чтобы их можно было рассмотреть. Далее желающие рассказывают о спонтанном замысле, сюжете, своих чувствах, настроении. На данном этапе нередко возникают ситуации, когда необходимо проявить сочувствие и сопереживание другому человеку. В детских группах важно использовать воспитательные возможности таких ситуаций. Завершить этот этап желательно взаимными подарками рисунков с добрыми пожеланиями на память. 3. Индивидуальная работа Каждому необходимо выбрать один из восьми предложенных ему лоскутков ткани и закрепить его с помощью резинового кольца в виде косынки на любом пальце левой руки. • Внимательно рассмотрите забавную куколку, представьте выражение лица, характер придуманного персонажа. (Какой он: добрый, злой, трусливый, смелый или...?) • Нарисуйте подходящее по размерам лицо, вырежьте ножницами и вставьте в овал, образованный косынкой. При желании для куклы можно сделать одежду. 4. Этап вербализации и кукольной театрализации • Придумайте историю, которую кукла непременно хотела бырассказатъ о себе. Если длямаленъкого спектакля необходимы другие персонажи, сделайте их. • При желании, обратитесь к участникам группы с просьбой, чтобы их куклы сыграли задуманные вами роли. Таким образом, каждый может выбрать для себя комфортную «дозу» коммуникативного участия. 5. Заключительный Каждому участнику группы вновь предлагается выбрать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце. (Изменение цвета лоскутка в сравнении с первоначальным выбором — своеобразный индикатор динамики настроения и эмоционального самочувствия за период занятия.) Кукла (без лица), по желанию, может поблагодарить всех присутствующих, поделиться впечатлениями, задать вопрос, рассказать о произошедших в ней изменениях. Комментарии. Иллюстрации. Рекомендации Процессы изготовления кукол и манипулирование ими являются психотерапевтическими. Самодельная кукла, надетая на палец, — своеобразный портрет «художника». Она помогает рассказать какую-либо историю, используя при этом художественные образы и собственное воображение, и как бы не от первого лица сообщить о значимых проблемах, переживаниях. В данном случае бумажная куколка становится продолжением руки, от чего активизируются механизмы проекции и идентификации. Человек неосознанно наделяет ее особыми чертами, которые расцениваются как показатели его собственных свойств. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица, что создает условия для моделирования различных эмоций, образов «плохих» и «хороших» героев. Психологическая «мудрость» такого приема состоит в том, что одна и та же кукла из отрицательного персонажа превращается в положительный, из трусишки в — храбреца и т. п. Следовательно, так может происходить и в жизни. Психоаналитики отмечают благотворность процесса отождествления с удачливым героем в рассказе, подчеркивают катарсический эффект безопасного признания ребенком подавляемых чувств и эмоций. Изготовление куклы без лица позволяет фантазировать и быстро изменять ее настроение, роли. В то же время, такая кукла помогает скрыть собственные чувства и переживания, становясь средством психологической защиты в конкретной ситуации. Отсутствие лица у кукольного персонажа на заключительном этапе занятия помогает человеку «снять» с себя роли, гармонизировать эмоции. Диагностическими индикаторами служат цвет ткани для косынки, особенности взаимодействия с другими (социометрический выбор), характер проявления эмоций, образ и содержание рассказа от имени куклы, а также ее лицо, нарисованное на бумаге. Оно может «сообщить» дополнительную информацию о личности «рисовальщика». Замечу, что выбор фактуры ткани (гладкая или ворсистая поверхность) во многом определяется доминирующими в данный момент чувствами. Поскольку у застенчивых, замкнутых, тревожных детей с избирательным мутизмом затруднены вербальная коммуникация и межличностное взаимодействие, на этапе «Настроя» полезно использовать различные тематические, индивидуальные задания. Например, нарисовать молчаливого человечка и его альтернативу, а потом — себя (или персону, похожую на себя). Такие рисунки содержат диагностическую информацию. Сравнивая повторяющиеся элементы и цвета во всех трех изображениях человека, нетрудно увидеть, с каким (отрицательным или положительным) персонажем ребенок себя идентифицирует, как оценивает, в чем видит проблему. В этом смысле наиболее информативны творческие работы по темам: «Молчание», «Одиночество», «Добро» и др. Важно заранее продумать разнообразные способы включения детей в коммуникативный процесс. В частности, эффективен игровой прием с условным названием «Обет молчания». После того, как изготовлены куклы и каждой из них предстоит встреча с волшебником, наступает действие правила молчания. Все дети в кругу пытаются договориться, чья кукла в этой театрализации не участвует. Как правило, на первых занятиях желающих принять «обет молчания» довольно много. Застенчивые и тревожные дети обычно предпочитают наблюдать за происходящим, хотя некоторые из них все же пытаются установить с психологом невербальный контакт. Манипулируя своей куклой, молчуны стремятся обратить на себя внимание, увидеть знаки заинтересованности, получить похвалу. На последующих занятиях принявших «обет молчания» участников становится все меньше. В конце концов, дети с удовольствием отводят эту роль психологу, ревностно наблюдая за исполнением правил. Отмечу, что запрет на разговоры особенно эффективен в случае проявления негативизма. На этапе настроя можно предложить участникам разделиться на пары, по секрету от всех договориться, какое животное или птицу они собираются нарисовать. Остальные дети с помощью косвенных вопросов должны догадаться об их замысле. В случае, если молчун с интересом участвует в творческой изобразительной работе, но при этом все-таки отказывается от вербальной коммуникации, нередко помогает педагогический метод «мнимого безразличия». Главное, не заставлять. Сам факт того, что ребенок приходит на групповые занятия и выполняет некоторые задания, уже свидетельствует о положительном сдвиге в коррекционном процессе. Активизировать вербальное общение обычно удается с помощью приема с условным названием «Фоторобот». Психолог делает из ткани собственную куклу боль-шого размера и просит ребят придумать для нее необычное лицо. Чтобы все дети участвовали в работе, каждому предлагается нарисовать несколько вариантов какой-либо одной детали (глаза различной формы и размера, брови, нос, рот). Затем в процессе коллективного обсуждения создается целостный образ. Выбранные части лица наклеиваются на бумагу. К общению побуждает и подбор имени для куклы. Желательно напомнить детям, что куклы, вероятно, говорят своими особыми, кукольными голосами, поэтому человеческий голос надо постараться изменить до неузнаваемости. Такое предложение вызывает интерес даже у самых застенчивых, и они с удовольствием включаются в общение. Особенно, если говорить надо в масках, из-за ширмы, из коробки, из шкафа и т. п. Например, два-три участника занятия могут спрятаться за занавес. Затем кто-нибудь из них громко шепчет, а остальные дети пытаются отгадать, кому принадлежит голос. Итак, на подобных занятиях используются разнообразные приемы, побуждающие ребенка к вербальной коммуникации в благоприятной атмосфере взаимного принятия и доверия. Это способствует выработке необходимых навыков общения, формированию уверенности, воспитывает уважение к чувствам и переживаниям другого человека, помогает приобрести опыт гармоничных отношений со сверстниками и взрослыми. Безусловно, для коррекции коммуникативных проблем, в том числе такой сложной из них как избирательный му-тизм, требуется длительная арт-терапевтическая работа. Занятие 4. «Домашняя куклотерапия» Наилучший способ помочь детям — это помочь их родителям. Томас А. Харрис Общие замечания. Приоритетные цели Продолжить предыдущее занятие полезно в домашних условиях. Несомненно, инициатором может стать кто-нибудь из взрослых. Хотя и сами дети с удовольствием предлагают игру «в пальчиковые куклы» своим близким родственникам. Однако и в том, и в другом случаях родителей необходимо подготовить к домашней арт-терапев-тической работе. Это могут быть индивидуальные консультации и/или тематические родительские собрания. Нетрудно заметить, что данная техника в определенной степени сходна со старинными народными играми и забавами, имевшими, как известно, огромный воспитательный потенциал. Куклотерапия издавна широко используется специалистами для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекции страхов, заикания, нарушенного поведения, а также в работе с детьми, получившими эмоциональную травму. Основная идея предлагаемых занятий — изготовление и манипулирование бумажными «пальчиковыми» куклами. Самодельная кукла помогает автору поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими. «Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации. Для взрослого — это замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивления у детей. Данная методика так же, как и проективные тесты, позволяет получить представление о субъективной оценке ребенком родительской семьи, своего места в ней, о взаимодействии с другими ее членами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|