Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 7. «Рисуем агрессию.»




Общие замечания. Приоритетные цели

Основная цель предлагаемого занятия — работа с аг­рессивными эмоциями, которые нередко лежат в основе безнравственных поступков и отклонений в поведении. Задача — способствовать осознанию мотивов поведения.

Методика подходит для индивидуальных занятии и работы в группе до 12 человек.

Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества. Необходимо свободное

 

 

Литература

1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и тех­ники / Пер. с англ. Е. Петровой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. 2002. С. 416.

2. Бахтин М. М. Человек в мире слова / Сост., пре-дисл., примеч. О. Е. Осовского. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та. 1995. С. 140.

3. Беккер-Глош В., Бюлов Э. Арт-терапия в Алик-сеанеровской психиатрической больнице Мюн-стера // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. № 1, 1999. С. 42-58.

4. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Из-во ЭКСМО-Пресс. 2002. С. 256: ил.

5. Блага К., Шебек М. Я — твой ученик, ты — мой учитель: Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1991.С. 143.

6. Божович Л. И. Избранные психологические тру­ды: Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. академия. 1995.С. 209.

7. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя...» / Пер. с англ. Г. А. Павлова. М.: Незави­симая фирма «Класс». 1996.С. 224.

8. Бурно Е. М. Терапия творческим самовыраже­нием. М.: Медицина. 1989. С. 303.

9. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра: Кн. для учи­телей и родителей. М.: Просвещение. 1988. С. 207.

10. Ветлу гипа Н. А. Художественный образ и детс­кое творчество // Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика. 1972. С. 22-37.

11. Винникотт Д. Разговор с родителями / Пер. с англ. М. И. Почукаевой, В. В. Тимофеева. М.: Независимая фирма «Класс». 1994. С. 112.

12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в

детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учи­теля. 3-е изд. М.: Просвещение. 1991. С. 92.

13. Выготский Л. С. Психология искусства / [Пре-дисл. А.Н. Леонтьева; Ред. В. Иванов]. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство. 1968.С. 576.

14. Гантт Л. Арт-терапевтические исследования / / Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии.

1998. №3, Т. II. С. 24-36.

15. Гудман Р. Обсуждение и создание детских ри­сунков // Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер, 2000. С. 136-157.

16. Денисова 3. В. Детский рисунок в физиологичес­кой интерпретации. Л.: Наука, 1974.С. 199.

17. Джайнотт X. Д. Родители и дети. М.: Знание, 1986.С. 94.

18. ДилеоД. Детский рисунок: диагностика и интер­претация. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 272: ил.

19. Дрезнина М. Т. Игры на листе бумаги: Открой в себе художника. М.: Искатель. 1998. С. 79.

20. Жвитиашвили Н., Платонова О. Рисунок не бывает неправильным: Арттерапия в музей­ной педагогике // Три ключа. Пед. вестник. М: Издат. дом Ш. Амонашвили. 2000. Вып. 4. С. 60-62.

21. Захаров А. И. Как предупредить страхи у детей. М.: Просвещение, 1986. С. 112.

22. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Прак­тикум по креативной терапии. СПб.: Изд-во «Речь». 2001. С. 400: ил.

23. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной де­ятельности детей. 2-е изд., доп. М.: Учпедгиз. 1961. С. 223.

24. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится го­ворить. Пальчиковый игротренинг. СПб., ИД «МиМ». 1998. С. 192.

25. КопытинА. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань.

1999. С. 256.

26. Кузьмина Е. Р. Нарисуй мне о себе: Практичес­кая психология для взрослых и детей. М.: Коге-лет. 2001. С. 48.

27. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество де­тей. М.: Просвещение, 1965. С. 207: ил.

28. Лебедева Л. Д. Арт-терапевтические занятия в начальной школе // Школьные технологии. 2000. №6, С. 200-205.

29. Лебедева Л. Д. Арт-терапия детской агрессивно­сти // Начальная школа. 2001. №2, С. 26-30.

30. Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Пе­дагогика. 2000. № 9, С. 27-34.

31. Лебедева Л. Д. Арт-терапия в системе психологи­ческой помощи учителям с дефицитом здоровья // Народное образование. 2001. № 1, С. 166-171.

32. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-тера­пии: [Монография]. СПб.: ЛОИРО, 2000. С. 200.

33. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-тера­пии в образовании: [Монография]. СПб.: ЛО­ИРО, 2001. С. 318.

34. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вести. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1979. №2. С. 3-13.

35. Лотте Д. С. Вопросы заимствования и упоря­дочения заимствованных терминов и термино-элементов. М.: Наука, 1982. С. 149.

36. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отно­шений [Пер. с англ. / Авт. предисл. А. Я. Вар­га]. М.: Междунар. пед. акад., 1994. С. 365.

37. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ре­бенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. С. 239: ил.

38. Назлоян Г. Зеркальный двойник. М.: Друза, 1994.

39. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Рук-во по дет­ской психотерапии / Пер. с англ. М.: Независи­мая фирма «Класс», 1997. С. 336: ил.

я в ни.

40. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб. по­собие для студентов спец. учеб, заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2000. С. 512.

41. Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии: Ме­тод, пособие. М.: Информ. центр психолог, куль­туры, 2000. С. 184.

42. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с фр. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. С. 528.

43. Полуянов Ю. А. Дети рисуют: (Педагогический всеобуч родителей). М.: Педагогика, 1988. С. 176: ил.

44. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Ко-пытина. СПб.: Питер, 2000. С. 444.

45. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб: Питер, 1999. С.752.

46. Реформатский А. А. Введение в языкознание: Учеб. для вузов / Ред. В. А. Виноградов. М.: Ас­пект Пресс, 1999. С. 536: ил., портр.

47. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становле­ние человека: Пер. с англ. М. М. Исениной; Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс, Универс, 1994. С. 480.

48. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-цен-трированная терапия на основе экспрессив­ных искусств. Alien Art Studio, 1997. http:// www.ipk.alien.ru/copyright.html

49. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. СПб: Речь, 2002. С. 416

50. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 384.

51. Сибгатуллина И., Салахова Л., Насыбуллина Н. О возможности использования детского рисун­ка в диагностике и оценке здоровья ребенка // Прикладная психология. 2000. №3. С. 56-65.

52. Смирнов А. А. Детские рисунки // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /

Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1980. Т. I. С. 53-63.

53. Собчик Л. Н. Введение в психологию индиви­дуальности. Теория и практика психодиагнос­тики. СПб: Речь, 2003.

54. Соколова Е. Т. Проективные методы исследова­ния личности: [Учеб. пособ.] М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 174.

55. Степанов С. С. Диагностика интеллекта мето­дом рисуночного теста. М.: МИП «NB Ма­гистр», 1994. С. 62.

56. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. С. 451.

57. Уэлсби К. Часть целого: арт-терапия в школе // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 2000. №2. С. 16-34.

58. Ферс Г. М. Тайный мир рисунка: Исцеление че­рез искусство. СПб.: Европейский Дом, 2000. С. 176: ил.

59. Флоренская Т. А. Мир дому твоему. Человек в человеке // Воспитание школьников. 1999. № 1, С. 34-39; №2, С. 27-31; №4, С. 37-40.

60. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 1999. С. 256: ил.

61. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений: [Перевод]. М.: Просвещение, 1989. С. 448.

62. Шванцара Л., Шванцара И. Развитие детских графических проявлений // Альманах психо­логических тестов. Рисуночные тесты. М.: «КСП», 1997. С. 286-309.

63. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальтте-рапии. СПб.: Изд-во Пирожкова, 2001. С. 220.

64. Юнг К. Архетип и символ: [Перевод]. М.: Ренес­санс, 1991. С. 297.

65. Ялом И. Д. Теория и практика групповой психо­терапии: [Пер. с англ.]. СПб.: Питер, 2000. С. 640.

 

Приложение I

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Известный философ и психоаналитик Э. Фромм рас­сматривал творчество как способность удивляться и по­знавать, умение находить решения в нестандартных си­туациях, стремление к открытию нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.

Мое дерево

Я — яблонька. Живу в лесу. Деревья давят со всех сто­рон. Я мечтаю о лете и свободе. (Рис. 26. Оля, 8 лет. 1997 г.).

Рис. 26

Дуб

Я — сильный дуб, ветви вверх. Около меня много де­ревьев.

Начался дождь. Все деревья укрылись от дождя, а мой дуб слишком большой, чтобы спрятаться. Он мечтает о лете, так как родился в стране солнца и песка. (Рис. 27. Руслан, 8 лет. 1997г.).

Рис. 27 Скучное дерево

В пустыне жило дерево, а рядом с ним рос кустик. Кустик смеялся над деревом, и оно засохло. Тогда кус­тик понял, что остался совсем один. А одному так труд­но жить на свете. (Рис. 28. Автор тот же. 1999 г.).

Рис. 28

Маленькое дерево

Я — маленькое дерево. Мне холодно и страшно. Вок­руг меня нет деревьев. Когда-то я жил в парке и меня любили большие деревья. Я хочу, чтобы все вернулось. (Рис. 29. Ренат, 7. лет. 1997 г.).

Рис. 29

Одинокое дерево

Жило-было дерево. Оно стояло на скале и было одиноким. Никто не хотел дружить с дере­вом, все боялись его ко­лючих ветвей. Дерево мечтало о весне и друге. Ведь даже колючее де­рево может быть вер­ным и добрым, если к нему хорошо пригля­деться. (Рис. 30. Алина, 8 лет. 1997 г.).

 

Рис. 30

 

Одинокая сосна

.

Жила-была одинокая и очень злая сосна. Такая злая, что цветы, которые росли рядом, вяли. Прилетели бабоч­ки, и сосна стала доброй. Теперь ей хочется, чтобы вок­руг появилось много цветов и зверей. (Рис. 31. Автор тот же. 1999 г.).

Рис. 31

Дуб и орешник

Дуб уронил желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои желуди под другие деревья! Я заглу­шу твой дубок. Он не про­живет и трех дней!»

Дуб ничего не ответил. Желудь пророс в тени ореш­ника и потянулся к солнцу.

Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из желудя поднялся до неба и раскинул шатер на все стороны. (Рис. 32. Руслан, 7 лет. 1997г.).

Рис. 32

Печальное дерево

Жило-было.больное дерево. Однажды мимо проле­тал дятел. Он понял, от чего болеет дерево, и вылечит его. (Рис. 33. Автор тот же. 1999 г.).

 

Рис. 33

Плакса

Жило-было дерево. Это дерево все называ­ли плакса. Его прозва­ли так, потому что оно всегда грустило. Оно грустило о своих лис­тьях. Дело в том, что осенью листья опада­ют, а летом их съедают гусеницы. Остается только весна. Но лис­тья только рождаются и не понимают плаксу. (Рис. 34. Лариса, 8 лет. 1997 г.).

Рис. 34

Мечта

В одной стране была засуха, и все деревья погибли. Осталось только одно. Но вот однажды появилась доб­рая фея. Все стало оживать, вырос целый лес дубов. Я хочу, чтобы в моем лесу появились добрые звери. (Рис. 35. Автор тот же. 1999 г.).

Рис. 35

В данном приложении представлены рисунки и расска­зы младших школьников из г. Бугульмы (Татарстан), вы­полненные на арт-терапевтических занятиях. Учитель — Э. П. Кириллова.

 

Приложение 2

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ВЗРОСЛЫХ

Арт-терапия — это знак о себе.

Э. Бюлов

Представленные материалы на языке науки называ­ются «изобразительные продукты творчества» и исполь­зуются специалистами с диагностическими целями для глубинного познания личности автора. Знак, появивший­ся на бумаге, рассказывает о человеке, его создавшем. Цвет, характер линии, выбор сюжета, детали, размер и рас­положение объектов на листе, выбор и использование ху­дожественных материалов свидетельствуют о сознавае­мых или неосознаваемых чувствах творца.

Творческие работы настолько искренни и открыты, что их символика и метафоры понятны даже без деталь­ной интерпретации. Большинство людей: и маленьких, и взрослых — говорят о своих переживаниях, надеждах, одиночестве, непонимании, трагедиях, любви и расста­ваниях... О жизни и смерти, о настоящем и будущем. О смысле жизни. О самом сокровенном.

Арт-терапия — деликатный инструмент, позволяю­щий соприкоснуться с «тонкой материей» души. Это те­рапия, «высвобождающая чувства».

Ностальгия

(Иллюстрация к арт-терапевтической технике по теме: «Однажды я могу позволить себе играть как ребенок...»).

Это дерево из моего детства. Раньше оно было могу­чим и сильным. Любимое дерево для игр. Я доверяла ему все свои секреты, п про первую любовь тоже. Она, каза­лось, будет надежной и вечной. Но однажды после гро­зы ветка отломилась...

А чувства... Они ведь более хрупкие, чем деревья. (Рис. 3G).

Рис. 36

Мечта

На берегу небольшой реки растет ива. Ствол ее раз­двоен. Ветер играет тоненькими веточками, срывая не­жные листочки и от­правляя их в дальнее путешествие по реке.

Деревце напоми­нает задумчивую де­вушку. Она ждет и надеется. Но каждой ночью мечты раство­ряются в уходящем следе парусника, ко­торый вновь и вновь проплывает мимо и никогда не пристает у берега.

Наступит следую­щий день, и еще, и еще... Исполнятся ли когда-нибудь деви­чьи мечты? (Рис. 37). рис 37

Истина

Все больше лет, все меньше листь­ев... (Рис. 38).

Рис. 38

Тайна

На ветке шрам и на стволе — обидные отметины.

Как хорошо, что на душе шрам менее заметен. (Рис. 39).

Рис. 39

Одиночество вдвоем

Так было. Так будет? (Рис. 40).

Судьба

Давным-давно дерево было ма­леньким, беззащит­ным «гадким утен­ком», но с мягкими, зелеными листочка­ми. Его никто не любил. Может, по­тому оно выросло сильным и колю­чим. Теперь его многие боятся! (Рис.41).

Рис. 40

 

Рис. 41

Ожидание

Это дерево — мое бу­дущее из книжных, тро­гательных романов. Я очень жду его. Но не знаю, хочу ли. (Рис. 42).

Рис. 42

Печаль

У этого дерева нет будущего. Как будто ему переру­били корни. Только тоска. Только слезы. Только... (Рис.43).

Не разлучайся, пока ты жив, Ни ради горя, ни для игры. Любовь не стерпит,

не отомстив, Любовь отнимет свои дары.

Не разлучайся, пока живешь. Храни ревниво заветный круг. В разлуке вольной

таится ложь, Любовь не терпит

земных разлук, Печально гасит свои огни. Под паутиной пустые дни. (3.Гиппиус)

Рис. 43

Зеркало жизни

Это — дерево противоположнос­тей, как я, наверное, как каждый из нас. Это — детство и зре­лость. Это — он и она. Прошлое и бу­дущее. Плохое и хо­рошее. Победы и по­тери. А может быть это и есть судьба? (Рис. 44).

Освобождение

Это дерево ско­вало корнями серд­це человека. Оно одно, но огромное, с большим количе­ством ветвей, порос­ших паутиной. Де­рево — не человек, а стечение обстоя­тельств.

Время года — лето жаркое, зной­ное.

Сердцу кажется, что дерево проткнет его корнями, унич­тожит. Оно ноет и не находит выхода.

И вот однажды загораются листья, за ними — ветки. Вскоре пламенем

Рис. 44

Рис. 45

объято все дерево. Через несколько дней огонь доберется и до корней. Он обожжет сердце, может даже сожжет его. Но сердце верит в освобождение. (Рис. 45).

Одинокий дуб

Это дерево средних лет. Оно пережило эмоциональ­ное потрясение. Оно одиноко. Не потому, что от него кто-то отвернулся, а потому, что оно замкнулось в себе. Вок­руг кроны как бы граница замкнутости.

Но я думаю — у него не все потеряно. И оно сможет когда-нибудь радоваться жизни и радовать своей красо­той других.

Несмотря на то, что пришлось перенести, оно все рав­но излучает тепло. Пока оно никого не видит вокруг себя. На рисунке — лето. Вечер.

Я надеюсь, что для моего дерева сбудется пословица «Утро вечера мудренее». (Рис. 46).

Рис. 46

Чужая идиллия

Это уставшее дерево. Оно одно на необитаемом острове. Дерево ждало дож­дя, оно любит дождь. Но прилетели птицы. Теперь у них, возможно, будут шум­ные, милые птенцы.

Дерево завидует этим птицам, ведь им хорошо. Оно не жалуется им на свою судьбу. Боится спуг­нуть, испортить настрое­ние. Дерево будет защи­щать птиц и радоваться тому, что может это сделать.

А вообще-то ему хотелось бы своей собственной жиз­ни, на другой планете, пусть даже не с деревьями.

(Рис. 47).

Рис. 47

Рис. 48

Одиночество

Находится дере­во на поляне, где есть деревья, но...

Много света и тепла, но не хватает понимания. Есть вещи, совершенные деревом, не поддаю­щиеся объяснению. Кто оно? Да, просто одиночество.

В чем? Где? — Одиночество в гар­монии с самим со­бой.

Кто оно? — Может быть мужчиной, женщиной, неот­ступной мыслью. Понятие без возраста и пола.... Кото­рое захватывает, накрывает и вдруг... отступает, остав­ляя след... Какой?

О нет, мне жизнь не надоела,

Я жить хочу, я жизнь люблю.

О ком?

Пусть будет обо мне.

(Рис. 48).

Мольба

Ветви этого дерева подняты вверх — к солнцу. Они просят тепла и света. Дерево надеется, что придет весна и жизнь начнется сначала.

Только два листочка у дерева, уже поздняя осень. И если подует сильный ветер, то и эти листочки разлетят­ся в разные стороны. (Рис. 49).

Рис. 49

Надежда

Это было давным-давно. Дерево было молодым и сильным. Его решили пересадить из питомника. Но че­рез несколько лет случился пожар, и дерево сильно об­горело. Два года у дерева не было зеленых листочков. Ему и сейчас очень больно. Но появилась надежда, что жизнь для него может продолжиться. Грустно без ста­рых друзей, которых больше никогда не будет рядом. Но маленькие елочки, которых много вокруг, ждут от дере­ва помощи и сказок. Дерево благодарно малышам за вер­ность и любовь.

Я думаю, что все еще получится у этого дерева. Оно сможет начать верить, любить, жить. (Рис. 50).

Рис. 50

Плакучая ива

Когда-то давным-давно на берег реки занесло ветром два семени — ивы и дуба. В течение нескольких лет де­ревья росли и взрослели вместе. Порой переплетались ветвями, ведь у ивы они очень длинные, намного длин­нее. Так она выражала свою нежность к великому и мо­гучему дубу.

Все было прекрасно. Река, небо, солнце радовались их счастью. Но случилось страшное. После десяти лет их «совместной» жизни пришлось расстаться навсегда.

Рис. 51

Пришли лесорубы и спилили дуб. От него остался толь­ко пень. Ива сильно переживала разлуку с любимым.

В данный момент это чувство испытываю я. Я живу надеждой. Так и ива живет надеждой, что когда-нибудь на месте пня вырастет «сын» любимого дуба. А пока она смотрит в реку. В воде отражаются только ее ростки. От этого становится еще тоскливее. Была бы лодка! Вот бы иве уплыть подальше от этого места, где потеря, грусть, одиночество... (Рис. 51).

Осень. Одиночество

Идет дождь. Ощущение холода. Солнца нет. Низко­низко нависли тучи. Все кругом серое. Береза растет в парке, вокруг стоят очень разные деревья, но за пеленой дождя и серости просматриваются смутно.

Чувство оди­ночества, безыс­ходности, безна­дежности. Ря­дом с березкой стоит скамейка. Березке хочет­ся, чтобы хоть кто-нибудь при­шел, и просто посидел рядом. (Не полюбовал­ся, а просто по­был рядом.)

(Рис. 52).

ОСЕНЬ!._-

Рис. 52

Странное дерево?!

Многие, по­смотрев на это де­рево, подумают, что оно очень странное. Может быть. Но скорее — необычное, не та­кое, как все. Ему хорошо от этого. Оно радо дарить людям радость, пусть даже не­большую. По­смотрите, сколько на нем всего: и вишни, и сливы, и яблоки, и бананы!

И совсем даже

оно не странное! Посмотрите, сколько у него друзей. Они, к сожалению, не уместились на этом рисунке.

Моему дереву есть на кого опереться, попросить по­мощи, просто поговорить. А иногда и помочь кому-то.

Просто хочется жить!!! И жить не только для себя, а жить для людей, для всех без исключения.

Будьте счастливы! А то, если вы начнете грустить и плакать, то мое дерево перестанет улыбаться. Тогда на нем повянут все вкусности. Неужели вам этого хочет­ся? Я же знаю, что нет.

Поэтому смейтесь, любите друг друга, радуйтесь каж­дому новому дню!!! (Рис. 53).

В данном приложении приведены творческие рабо­ты, выполненные на арт-терапевтических занятиях сту­дентами, учителями начальных классов, психологами. Возраст от 19 до 37 лет.

Рис. 53

Приложение 3

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА

«Технологический» уровень интерпретации (без пострисуночного опроса).*

Это уровень «прочтения» изобразительного продук­та по формальным признакам. Множество деталей на ри­сунке — важный диагностический индикатор. Обраща­ется внимание на сильную штриховку, изображение гнезд, птиц, насекомых, дупла, сломанных веток, особен­ности прорисовки листвы и другие признаки. Показа­тельны крупные ветви и плоды. Добавим к этому раз­двоение стволов деревьев. Данный признак обычно интерпретируется как потеря родственной связи со зна­чимым близким (братом, сестрой, родителем). Особен­но часто встречается в рисунках близнецов.

Пень, ствол с обрубленным верхом, сломанное дере­во — символы, которые расцениваются как переживания сильного потрясения, надлома личности, связанного с потерей ориентиров душевного развития и могут даже иллюстрировать острое переживание бессмысленности существования (Е. С. Романова «Графические методы в практической психологии»). Вместе с тем в реальности не все так однозначно.

Например, следующий случай из практики. Девушка, рисуя дерево, изобразила его срубленным, в виде мостика через ручей. Чуть позже из ее рассказа выяснилось, что именно так выглядело место свиданий с любимым челове­ком. В процессе творческой работы, по собственному заме­чанию, она испытывала самые добрые, светлые, радостные и немного ностальгические чувства. К тому же, некоторые признаки имеют двойственное толкование. В частности, наличие двух деревьев и их расположение на странице.

На рисунке 54 изображения деревьев занимают ле­вую и центральную позиции. Это трактуется как сомне-

Л. Лебедева, О. Лебедева. Жила-была рябина // Школь­ный психолог. 2001. №32; №33.

ние в поведении или как богатство воображения в соот­ветствии с качеством линий и оригинальностью форм.

По версии Рене Стора, наличие двух деревьев вместо одного понимается как «свобода от инструкции» или рас­ценивается в контексте «он и другие». Дополнительные объекты свидетельствуют о воображении, эмоционально­сти. Несколько линий у основания — признак потребнос­ти в идеале, навязывании своих правил. Ствол, отделен­ный от почвы чертой, — признак, который сообщает о чувстве собственной изолированности и несчастное™.

По К. Коху, ветви вверх — энтузиазм, порыв, стрем­ление к власти. Разделительная линия в листве — инди­катор пассивности, мягкости, податливости. Как видим, сложность не только в многозначности некоторых при­знаков, но и в одновременном присутствии этих призна­ков на одном рисунке. К тому же нередко различаются и сами смыслы отдельных символов.

Итак, судя по вышеперечисленным признакам-индика­торам, Александр отличается педантичностью и аккуратно­стью, хотя, по всей видимости, имеет нерешенные пробле­мы, возможно, даже еще не осознанные им самим. Он переживает надлом личности, связанный с потерей ориен­тиров душевного развития. Отношения с кем-то из близких для него очень важны. Мальчик чувствует себя изолирован­ным и несчастным, имеет сомнения в поведении и испыты­вает фрустрированную нежность. Заметна потребность в идеале, навязывание своих правил и желание пользоваться своим обаянием для победы. В то же время, у него хорошее различение деталей и тенденция к их повторению.

Выявлена значимость ощущений и впечатлений. Ребе­нок живет в мечтах и фантазирует для самоутешения. Раз­виты воображение и эмоциональность. Таким получился образ маленького человека на основании «технологичес­кого» уровня интерпретации его рисунка, выполненный эк­спериментатором, который не знаком с испытуемым.

Учительница характеризует Сашу как открытого, без про­тиворечий, без особых проблем ребенка, который легко за­водит друзей. Мальчик — аккуратный, исполнительный. Имеет дефект речи. Со своей сестрой часто конфликтует.

Как видно, приведенные характеристики заметно от­личаются друг от друга. Прояснить ситуацию удалось в процессе арт-терапевтической работы.

Свой рисунок, выполненный на арт-терапевтическом занятии «Рисуем деревья», Саша назвал «Старая ряби­на». История была такая.

«Жила-была рябина. Она очень любила людей. Но боя­лась, что срубят, и еще сильных дождей. Потому что ряби­на может упасть на дом и умереть. Она этого не хотела. Старая рябина мечтала о том, чтобы пожить подольше.

У нее нет ни врагов, ни друзей. Если это дерево было человеком, то это был бы я.

Дереву снится, что его перевозят па другое место. Ему бы хотелось жить возле реки».

На вопрос: «Какой бы подарок обрадовал дерево?» Саша ответил: «Надо не ломать ему ветки!»

(См. рис. 54).

Рис. 54

Таким образом, технологический уровень интерпре­тации данных без пострисуночного опроса и какой-либо другой информации о личности ребенка — занятие не слишком благодарное, поскольку полученный в ре­зультате «портрет» вполне может оказаться более похо­жим на экспериментатора, нежели отражать индивиду­альные особенности испытуемого.

Представим арт-терапевтический подход к интерпре­тации детского рисунка по Г. М. Ферсу [58].

Рассматривая спонтанные рисунки как средство вы­ражения содержания бессознательного, Г. Ферс предла­гает опираться в интерпретации на следующие элементы:

• Какое чувство передает рисунок?

• Что выглядит странным?

• Барьеры.

• Чего не хватает?

• Что находится в центре?

• Размер.

• Искажение формы.

• Повторяющиеся объекты.

• Перспектива.

• Растушевка.

• У края листа.

• Сравните с окружающим миром.

• Несоответствие времени года.

• Инкапсуляция.

• Продолжение руки.

• Оборотная сторона рисунка.

• Подчеркивание.

• Исправления стирающей резинкой.

• Подписи на рисунках.

• Линия вдоль верхней части листа.

• Прозрачность.

• Движение. Траектория.

• Абстракция.

• Заполненность — пустота.

• Деревья и возраст.

• Изображение человека на работе, включенное в рисунок семьи.

• Наложение рисунков.

• Смысл цветов.

• Нетрадиционное применение цвета.

В процессе анализа постарайтесь как бы стать час­тью рисунка.

Примеры

Для анализа выбраны работы младших школьников, выполненные на одном из арт-терапевтических занятий. (Рисунки предоставлены учителем И. Ветошинской.)

Рис. 55. «Червь» (Автор Александр Г., 10 лет).

«Шел как-то по земле червь и увидел, что перед ним большой, сочный дуб. Залез он на дерево и начал его есть.

А потом прилетел дятел и съел червя. Недаром гово­рится, что дятел — врач леса. Моему дереву хоте­лось бы расти на опушке. Оно боится червей и грозы. Мечтает о дожде. Ему снится дождь и солнце, а любят его за чистый воз­дух».

На вопрос: «Кем было бы это дерево, если бы оно было человеком?» Саша ответил: «Оно было бы мальчиком».

(У Саши нет отца. Он Рис. 55 ^ ч

один ребенок у мамы.)

Рис. 56. «Чудное дере­во» (Автор — Юля К., 10 лет).

«Мое дерево очень кра­сивое. Оно любит жить вме­сте с другими деревьями. У него много друзей, а врагов нет вовсе. Дерево ничего не боится. У моего дерева ве­селое настроение, потому что оно счастливо. Оно бы обрадовалось, если в нем сделало гнездо белка, а снится ему, что его все лю­бят и уважают».

(Мама Юли химически зависимая, отец из семьи ушел.)

Рис. 56

Рис. 57. «Береза хорошая и красивая» (Автор Денис Я., 10 лет).

«Жила-была бере­за среди других дере­вьев. Были ли у нее враги — это в зависи­мости от ее отноше­ния к ним. Если она отнесется к ним кор­ректно, они подобре­ют. Она счастлива. Ее обрадовало бы море воды, а любят ее за ее красоту».

Часто на заданные вопросы Денис отве-

Рис. 58

Рис. 57

чал: «Это провока­ционный вопрос» или «Я затрудня­юсь ответить».

(Денис — един­ственный ребенок в семье.)

Рис. 58. «Чудная береза» (Автор Яна Б., 11 лет).

«Мое дерево красивое и строй­ное. Растет на поля­не среди других де­ревьев. У него много друзей и со­всем нет врагов. Оно боится только молнии. Береза мечтает, чтобы все время было солнце. У моего дерева очень хорошее настроение, оно счастливо. Если бы оно было человеком, это была бы я. Дереву снит­ся, что оно попало в сказку. Его бы обрадовало очень-очень-очень много друзей. Мою березу можно спасти, если ее напоить. Это дерево любят за то, что оно имеет такую красоту».

Рис. 59. «Две березы» (Автор Анатолий В., 11 лет).

«Жило два дерева. Они были очень дружными и ни­когда не расставались. Кроме них были две реки, и все они дружили между собой. Моим деревьям хотелось бы жить среди других деревьев. У них есть друзья и враги. Боятся вырубки. Они мечтают, чтобы было все, как есть. У деревьев нормальное настроение. Им снятся сны. Их все радует, только их надо поливать и вспахивать землю вокруг».

(В семье два брата, разные по темпераменту и поведе­нию. Мама нередко старшего брата ставит в пример млад­шему.)

Рис. 59

Рис. 60. «Дуб с лицом» (Автор Ро­берт К., 10 лет).

«Жил-был дуб. Он стоял долго, и никто его не срубил. Он любил живот­ных, но больше все­го любил птиц. Од­нажды он попросил повесить на него кормушку. Жил этот дуб среди деревьев. Он ничего не боял­ся, т. к. ему ничего не грозило. Это де­рево просто мечтает, чтобы все дружили. Если бы оно было

Рио

человеком, то это был бы я. Это веселый дуб. Ему ничего не снится, потому что он не спит».

(Полная семья. У Роберта есть брат.)

По совету Г. Ферса, прежде всего желательно опреде­лить «притяжение» отдельных опорных элементов, что в каждом конкретном случае и станет началом интерпре­тации.

Что выглядит странным?

При интерпретации рисунков полезным правилом бу­дет попытка выяснить, почему некоторые объекты нари­сованы необычно и выглядят странно. Например, парус­ник, летящий в небе, дом без окон и дверей, шестиногий человек с двумя головами, яблоки и цветы на сосне, лицо без глаз. Представление объекта в таком необычном виде часто указывает на наличие специфической проблемной области, о существовании которой человек может знать или не знать, но в любом случае требующей раскрытия.

Так, на рисунке 56 привлекает внимание необычная форма кроны, левая сторона которой нарисована ровно, а правая — в виде кривой линии. Кроме того, правая часть несколько раз обведена, отчего выглядит толще противо­положной. Вызывает удивление туча, нарисованная от края до края листа, что, по-видимому, свидетельствует о непри­ятных переживаниях в связи с семейной ситуацией.

На рисунке 58 кажется неестественным изгиб ствола березы. Вероятно, он не случаен. Береза склонилась под солнцем, которое изображено с лицом. Этот символ мо­жет расцениваться как сильный авторитет значимого взрослого человека, оказывающего влияние и/или дав­ление. Возможно, ребенок его боится. И, конечно, нельзя не заметить молнии, изображение которой также выгля­дит странным и ассоциируется с агрессией. Сама Яна, комментируя рисунок, подчеркнула, что ее дерево боит­ся молнии. Судя по всему, девочка не в силах дальше со­противляться авторитарному воздействию родителей (или одного из них).

Далее обратим внимание на заштрихованные части у основания дерева и на самой верхушке, которые тоже выглядят необычно.

Довольно странно на рисунке 59 изображена вторая река, впадающая в главную. Она больше похожа на во­дяной смерч или водопад. И если хорошо приглядеться, то можно заметить, что на одной линии по вертикали нарисованы: одинокая птица на облаке, которая отдели­лась от стаи, маленькая речка (что стало понятно только из рассказа ребенка), а также гриб, который в отличие от других обведен черным цветом. Рисунок оставляет особенное впечатление, даже оттенки недоброго пред­чувствия. Хотя по рассказу мальчика «настроение у де­ревьев нормальное, они счастливы». Возможно, верба­лизован когнитивный образ. Или ребенок предчувствует какие-то неприятные события, но пока не осознает их.

На рисунке 60 странным выглядит почти все. И кро­на, и ветви, особенно та, на которой висит кормушка, и устрашающий полет птицы, и лицо на стволе. Вообщето, этот символ довольно часто встречается в детских рисунках, но в данном случае автор акцентировал осо­бое внимание на овале, который прорисован с сильным нажимом на карандаш.

Чего не хватает?

Г. Ферс советует изучить рисунок с точки зрения недо­стающих или пропущенных объектов. Недостающие эле­менты могут иметь особое значение для рисовальщика. Они с большой долей вероятности обозначают или символизи­руют то, чего недостает этому человеку в жизни.

У дерева на рисунке 56 отсутствуют листья, нет по­чвы. Создается впечатление нереальности существова­ния, будто бы автора рисунка лишили основания, точки равновесия.

Обратимся к рисункам 54, 56 и 59, на которых видно, что крона деревьев заштрихована неравномерно. При­чем, практически пустой остается правая сторона, а в заштрихованной части нажим карандаша сильнее и как бы агрессивнее.

Вообще, штриховка в интерпретации изображений играет не последнюю роль. Например, на рисунке 55 штриховка кроны намного заметнее и ярче в том месте, где заканчивается путь червя. Таким образом автор как бы создает преграду для дальнейшего продвижения вверх. Пройденный путь изображен линией желтого цве­та от земли до почти верхушки. Высота дерева, которую преодолел червяк, является диагностическим признаком и, вероятно, совпадает с временным отрезком жизни ав­тора рисунка до какого-то значимого события.

Известно, что условная вертикальная линия от осно­вания дерева до верхней границы кроны — это так назы­ваемая «линия жизни». Поэтому все примечательные особенности дерева, такие как обрезанные сучья, дупла, повреждения следует соотнести с возрастом человека. Вопросы о промежутках времени, соответствующих этим отметинам на дереве, помогают получить значимую ин­формацию о субъекте из области его бессознательного.

Исходя из сказанного, логично предположить, что произошло нечто важное, когда Саше было примерно семь лет. Видимо, это как-то повлияло на его жизнь, ос­тавив в памяти заметный след. Хотя история червя, по словам мальчика, все-таки завершилась: «Прилетел дя­тел и съел его».

Что находится в центре?

Образ, расположенный в центре, часто указывает на суть проблемы или на что-то особенно значимое для это­го человека.

Центральное положение на рисунке 60 занимает об­раз с лицом как символ персонифицированного дерева. Ощущение сходства с человеком создают ветки-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...