Тема 5. Корпоративная социальная политика и менеджмент предприятий
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1.Социально-ответственное поведение как основа развития современной компании. Человеческий капитал (Г.Беккер), инвестиции в человеческий капитал, человеческие ресурсы. 2.Социальная политика предприятия как инструмент формирование трудовой мотивации и лояльности, повышение привлекательности рабочего места, позитивный имидж предприятия среди работников, позитивная трудовая атмосфера на предприятии. 3.Основная и периферийная рабочая сила — доступ к социальным гарантиям. Социальный капитал. 4.Деловая репутация. Нематериальные активы предприятия. Постэкономические ценности и деловой успех. 5. Формирование профессиональных навыков работников компаний и конкурентные преимущества. 6. Риски игнорирования социальной ответственности. Управленческие цели социальных программ. Понятие социального менеджмента. 7. Корпоративная социальная ответственность как фактор роста стоимости компании. Факторы эффективности социального инвестирования. 8. Внутренняя социальная политика. Политика доходов, жилищная политика, социальное обеспечение. 9. Благотворительность и социальные инвестиции. Рейтинги деловой репутации. 10. Деловая Россия, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Список рекомендуемой литературы: а) основная литература: 1. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и К, 2008 2.Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. М.: Высшая школа менеджмента, 2011
1. Мишурова И.В. Корпоративное управление: учебное пособие* / И. В. Мишурова, Е. А. Панфилова. - М.: Дашков и К', 2010. - 527 c.
2. Орехов С.А. Корпоративный менеджмент: учебное пособие / С. А. Орехов, В. А. Селезнев, Н. В. Тихомирова. - М.: Дашков и К', 2009. - 439 c. 3. Основы менеджмента: учебно-методическое пособие / ред. М. А. Чернышёв. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 365 c. 4. Полукаров В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие* / В. Л. Полукаров. - М.: КНОРУС, 2007. - 239 c. 5. Семенов А.К. Основы менеджмента: учебник* / А. К. Семенов, В. И. Набоков. - М.: Дашков и К, 2007. - 553 c. 6. Семенов А.К. Этика менеджмента: учебное пособие / А. К. Семенов, Е. Л. Маслова. - М.: Дашков и К', 2007. - 270 c. Оформление и сроки представления контрольной работы Работа должна быть напечатана. Содержание должно быть кратким, четким и ясным. Текст желательно иллюстрировать диаграммами, таблицами, графиками, эскизами, схемами. Обязательны ссылки на литературные источники, использованные студентом при изучении темы контрольной работы, список которых должен быть приведен в конце работы. Общий объем работы не должен быть менее 25страниц ответов на вопросы. Оформление: Поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм; сверху, снизу – 20 мм. Шрифт – Times New Roman, размер – 14, интервал – 1,5. Структура работы: 1.Титульный лист (наименование учебного заведения, название кафедры, вид работы (реферат, контрольная), название темы, название учебной дисциплины, группа, исполнитель, город, год) 2.Оглавление работы 3.Основное содержание работы – раскрытие темы 4. Список использованной литературы 5. Приложение (творческое задание) Список использованных источников и литературы должен содержать не менее 5 источников. Контрольная работа высылается в академию с таким расчетом, чтобы она была прорецензирована не позднее, чем за месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии. После рецензирования преподавателем на контрольной работе делается пометка: "Допускается к собеседованию" или "Не допускается к собеседованию". Экзамен (зачет) контрольной работы проводится на лабораторно-экзаменационной сессии после собеседования с преподавателем по теме работы. Экзамен (зачет) проставляется в зачетной книжке студента.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ 1. Понятие социальной политики. 2. Понятие социально-рыночного государства. 3. Социальная ответственность бизнеса – экономические, политические, экологические, социальные аспекты. 4. Бизнес и общество — взаимодействие, этика бизнеса. 5. Этика бизнеса: экономическая, правовая, этическая и добровольная социальные виды ответственности (модель А. Кэррола). 6. Дилемма экономической эффективности и общественного блага в контексте бизнес-развития. 7. Социальная экономика. 8. Современное социальное законодательство. 9. Благотворительность и бизнес. 10. Особенности мотивации российских предприятий. 11. Социальная политика, социальные проекты предприятий. 12. Принципы, приоритеты, нормы, формальные и неформальные правила регулирующие социальную политику предприятий. 13. Миссия корпоративной социальной политики. 14. Роль собственников и топ-менеджеров корпораций в реализации социальной политики. 15. Роль НКО в реализации корпоративной социальной политики. 16. Понятие социального партнерства. 17. Преимущества компаний, проводящих активную социальную политику. 18. Качества корпоративной социальной политики — системность, прозрачность, широта, многообразие. 19. Государство как автор корпоративной социальной политики – создание условий для развития социальной политики предприятий. 20. Европейская промышленная революция и трансформация промышленного производства. Занятость детей, женщин, законы о труде. 21. Британские законы о бедных, деятельность работных домов. 22. Роль протестантизма в формировании социальной ответственности предпринимателей. 23. Филантропия. 24. Кэтбери – квакерское предприятие с высокой социальной ответственностью. 25. Англосаксонская и рейнская модели капитализма. 26. Логика корпоративного управления (модель «группы интересов» и модель «акционеров»). 27. Роль институциального оформления хозяйственного процесса. 28. Отделение дома от работы и собственности от управления.
29. Роль профсоюзного движения в Европе. 30. Бисмаркианская модель социальной политики – создание ориентированного на предприятия социального страхования. 31. Государство всеобщего благоденствия (welfare state). 32. Понятия трипартизма, корпоративизма. 33. Трансформация промышленного производства и структуры рабочей силы в 19 веке (отделение дома от фабрики, «годовые», влияние сменного характера работы, фабричные общежития/казармы) (исследование Дементьева). 34. Законодательство Российской империи, регулирующее социальную ответственность предприятий. 35. Особенности социальной инфраструктуры предприятий в конце 19 – начале 20 века. 36. Социальное страхование как основа корпоративной социальной политики. 37. Культура и быт рабочих на предприятиях в 1920-30 гг. 38. Формирование «соцкультбыта». 39. Здравоохранение – от корпоративной к участковой медицине. 40. Патернализм советского типа. 41. Социальная инфраструктура предприятий и социальная ответственность советского типа. 42. Монопромышленные города, рабочие поселки. 43. Трансформация соцкультбыта в постсоветский период – приватизация и муниципализация. 44. Этапы развития в постсоветский период – сокращение социальной инфраструктуры, ее стабилизация и оптимизация. 45. Корпоративная социальная ответственность (экономика, экология и социальная политика предприятия). 46. Корпоративное управление. Концепция «корпоративного эгоизма» (М. Фридман), «компания собственников». 47. Концепция корпоративного альтруизма, «компания участников». Концепция «разумного эгоизма». 48. Жизнеспособность организации – концепция тройной нижней грани (Д.Элкингтон). 49. Интересы различных групп интересов (стейкхолдеров) в формулировании приоритетов корпоративной социальной политики. 50. Идеология промышленного патернализма. 51. Гендерный аспект. 52. Глобальное неравенство. 53. Типология режимов социального государства (Г.Эспинг-Андерсен). 54. Этапы развития корпоративной социальной ответственности в ХХ веке (Фредерик и Грюниг): социальная ответственность фирм, корпоративная социальная ответственность, корпоративная социальная способность к реагированию, корпоративной социальной нравственность, социальный разум.
55. Неоклассические, менеджералистские и государственнические интерпретации социальной ответственности. 56. Корпоративное гражданство. Глобальное корпоративное гражданство. 57. Социально-ответственное поведение как основа развития современной компании. 58. Человеческий капитал (Г.Беккер), инвестиции в человеческий капитал, человеческие ресурсы. 59. Социальная политика предприятия как инструмент формирование трудовой мотивации и лояльности, повышение привлекательности рабочего места, позитивный имидж предприятия среди работников, позитивная трудовая атмосфера на предприятии. 60. Основная и периферийная рабочая сила — доступ к социальным гарантиям. Социальное доверие (Фукуяма). 61. Социальный капитал. 62. Деловая репутация. 63. Нематериальные активы предприятия. 64. Учет и реализация различных групп интересов в процессе управления (концепция групп интересов П.Дракера). 65. Формирование профессиональных навыков работников компаний и конкурентные преимущества. 66. Постэкономические ценности и деловой успех. 67. Риски игнорирования социальной ответственности. 68. Управленческие цели социальных программ. 69. Понятие социального менеджмента. 70. Корпоративная социальная ответственность как фактор роста стоимости компании. 71. Факторы эффективности социального инвестирования. 72. Внешняя и внутренняя социальная политика. 73. Развитие персонала и вклад в «человеческий капитал». 74. Развитие образования, местного сообщества, культуры и экологические программы. 75. Благотворительность и социальные инвестиции. 76. Внутренняя политика. 77. Политика доходов, жилищная политика, социальное обеспечение. 78. Инструменты – уплата налогов, выплата зарплат, социальные пакеты для работников (питание, добровольное страхование, проезд), повышение квалификации, выплаты, премирование. 79. Направления социальной политики – работники с невысокой квалификацией, проблемы со здоровьем, потребность в жилплощади, полноценный отдых, утрата родственника, поддержка бывших работников, местное сообщество, культурные программы. 80. Внешняя среда социальной политики. 81. Объекты – неимущие, незащищенные группы, культура, местное сообщество, экологическая безопасность. 82. Инструменты – социальные конкурсы, корпоративные благотворительные фонды, фонды местного развития (фонды социальных инвестиций), программы, содержание коммунальных и общественных объектов, меценатство.
83. Международные стандарты качества ISO, требования по качеству рабочего места. 84. Типы предприятий по специфике и масштабам социальной политики (крупные-малые, традиционные-новые, промышленные-сервисные), универсальные и специальные социальные гарантии для работников. 85. Институциальные особенности социальной политики предприятий (компенсационный пакет, социальный пакет, модернизированный социальный пакет (с элементами страхования), социальная инфраструктура/соцкультбыт). 86. Формальные и неформальные регуляторы трудовых отношений и социальной политики. 87. Уровень социальной защищенности работника. 88. Влияние государства на объем и направленность социальных инвестиций предприятий. 89. Концепция устойчивого развития. 90. Концепция микрокредитования М.Юнуса. Индексы устойчивого социального развития — «социальные» Доу-Джонс, Никкей. 91. Корпоративная власть и социальная политика в условиях глобализации. 92. Социальная отчетность, социальные балансы и регуляторы — интернет присутствие, социальный кодекс корпорации. 93. Рейтинги деловой репутации. 94. Международные некоммерческие организации (в том числе экологические — МЭНГО: Фонд дикой природы, Гринпис) и их взаимодействие с международными корпорациями в области социальной политики. 95. Добровольная лесная сертификация. 96. Роль Международной организации труда (МОТ) (Базовая конвенция о трудовых стандартах, Декларация о фундаментальных принципах и правах на рабочем месте, Трипартистская декларация принципов относительно мультинациональных предприятий и социальной политики), Европейского союза (Социальная хартия, Green Paper on Promoting a European Framework for Corporate Social Responsibility), 97. Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Guidelines for Multinational Enterprises), Международной торговой палаты (Business Charter for Sustainable Development, Business in Society; Making a Positive and Responsible Contribution), Лесной попечительский совет. 98. Международные стандарты в области корпоративной социальной политики (AccountAbility 1000, ISO 14000 Management System Standards, Social Accountability 8000, Sunshine Standards for Corporate Reporting to Stakeholders), сертификация по принципам FSC. 99. Роль государства в развитии и поддержании КСО – правовое регулирование, налоговая политика, институциальная политика. 100. Создание эффективной системы социальной ответственности. 101. Социальная ответственность бизнеса и приоритетные национальные проекты в России. 102. Идеология социально-ответственного предпринимательства. 103. Правовой контекст. Экономический контекст — налоговые регуляторы, роль конвертных зарплат. 104. Региональные органы власти — давление на предпринимателей, партнерство. 105. Мотивация предпринимателей в отношении социальной политики предприятий в России (традиции, модернизационный подход, прагматизм). 106. Социальные установки о роли предпринимателей в общественном развитии. 107. Корпоративизм, трипартизм. 108. Коллективный договор. 109. Деятельность фондов местного развития\сообщества, СМИ, общественные организации, ассоциации менеджеров (Ассоциации Менеджеров по корпоративной ответственности, Ассоциация Менеджеров, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Деловая Россия, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общественная палата Российской Федерации). 110. Связи с общественностью — успехи и провалы. 111. Социально-ответственное поведение и корпоративная культура. 112. Институты оценки качества и эффективности (отделы социального развития, кадровые службы, финансовые службы, центры социального мониторинга, внешние эксперты). 113. Оценка внешних и внутренних социальных программ. 114. Роль реципиентов социальной политики в оценке 115. Бизнес-эффективность социальных программ. 116. Социальная программа, социальный проект. Критерии эффективности. Бенчмаркинг в сфере социальной политики. 117. Результаты социальных проектов. Социальное влияние проекта. Типы и формы оценки. 118. Качественные и количественные инструменты оценки. 119. Индикаторы эффективности корпоративной социальной политики. 120. Мониторинг, опросные методы, экспертные оценки, анализ отчетности, этнографии на предприятии. 121. Отчетность по социальным проектам (подразделения, операторы благотворительности, клиенты). Социальный аудит. 122. Оценки рисков, преимуществ и оптимизация социальных проектов. 123. Оценка PR эффектов. 124. Рейтинги деловой репутации. Востребованность оценки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|