Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Участие политической партии в избирательном процессе




 

Участие в выборах является монополией политических партий. Никто кроме политических партий не может участвовать в выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в выборах законодательных органов субъектов Российской Федерации. Политическая партия также может выдвигать своих кандидатов на президентские выборы, на выборы в представительные органы местного самоуправления, предлагать кандидата на должность высшего должностного лица субъекта. Стоит отметить, что 16.01.2012 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, который, в случае принятия, внесет поправки в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», касающиеся выборов высших должностных лиц субъектов РФ. В случае принятия данного законопроекта, все политические партии смогут выдвигать кандидатов на должность губернатора субъекта. Однако политическим партиям нужно будет проконсультироваться с Президентом РФ по поводу выдвигаемых кандидатах. Это, так называемый, «президентский фильтр». Он нужен для того, чтобы ограничивать кандидатов, которые не вызывают доверие федеральной власти. Представители федеральной власти называли основной причиной отмены прямых губернаторских выборов большую вероятность того, что к власти в субъектах могли пройти лица, проповедующие экстремистские идеологии, особенно в республиках Северного Кавказа. Сейчас же, прислушиваясь к массовым общественным возмущениям существующим политическим строем, федеральные органы власти готовы пойти на уступки протестному движению. Стоит также отметить, что в соответствии с законопроектом, кандидаты, выдвинутые политическими партиями на должность высшего должностного лица субъекта, не должны будут собирать подписи в свою поддержку.

Для участия политических партий, не представленных в Государственной Думе, им необходимо набрать определённое количество подписей избирателей. Подписи проверяет Центральная Избирательная Комиссия. Стоит отметить, что в результате наметившейся «политической реформы», все политические партии будут освобождены от сбора подписей во время выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Подписи должны будут собирать только партии, не представленные в ГД ФС РФ при выдвижении кандидата на президентские выборы. Количество подписей может уменьшиться с 2 миллионов до 100 тысяч, причем на один субъект должно будет приходиться не более 50 тысяч, а не более 2,5 тысяч подписей.

В соответствии с ФЗ «О политических партиях» и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» партии обязаны публиковать свою программу не позднее, чем за 10 дней до голосования в государственном или муниципальном периодическом издании, а также в сети «Интернет». Данная публикация осуществляется с использованием бесплатной печатной площади, предоставленной в соответствии с законом, или оплачивается из избирательного фонда партии или кандидата, который должен быть выдвинут политической партией.

Выдвижение кандидатов политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением возможно только после официального опубликования решения о назначении выборов. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, иных общественных объединений, имеющих право принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования решения о назначения выборов. Они же публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, и размещает его в сети «Интернет», а также в этот же срок направляет его в избирательную комиссию, организующую выборы.

Решение о выдвижении кандидата, списка кандидатов от имени политической партии на выборах в депутаты Государственной Думы, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимается высшим органом партии - ее съездом. Съезд также может принять и решение о выдвижении кандидатов в депутаты и на выборные должности в органы местного самоуправления. До принятия ФЗ «О политических партиях» право на участие в региональных и местных выборах посредством выдвижения кандидатов признавалось за всеми региональными отделениями общероссийских политических объединений. С принятием такового, региональные отделения получили право выдвигать кандидатов только в случаях и в порядке, предусмотренных уставом политической партии. Соответственно одни партии (КПРФ, «Правое дело») сохранили за региональными отделениями право самостоятельного выдвижения кандидатов, другие же закрепили обязательность согласования вышестоящими партийными органами. В то же время ряд политических партий (ЛДПР, СР) предусматривает необходимость согласования решения о выдвижении и выдвигаемых кандидатур с постоянно действующим центральным партийным органом.

Сложным вопросом является и участие в выборах граждан, которые не состоят и не собираются входить в какую-то политическую партию. Шанс таких людей попасть в Государственную Думу Российской Федерации, на мой взгляд, крайне низок. Беспартийный гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, может обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии она должна быть рассмотрена конференцией (общем собранием) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах. Подобный механизм открывает широкие возможности для «призвания варягов», чем на практике пользовались и пользуется абсолютное большинство избирательных объединений. Как мне кажется, зачастую выдвижение кандидатов по списку политической партии является своего рода скрытой формой компенсации за оказание партии финансовой или иной поддержки. Подчас процент сторонних кандидатов составляет 20, 30 и даже 40 процентов от общего числа кандидатов в списке. Однако в соответствии с избирательным законодательством такое число беспартийных законодательством не может быть больше 50 процентов от общего числа кандидатов, выдвигаемых в списке. Соответственно рядовые члены и низовой актив политических партий в таких условиях лишались не только перспективы к продвижению в органы государственной власти, но и стимулов к активному участию в избирательной кампании.

Выдвинутые кандидатуры в обязательном порядке должны быть поддержаны на съезде партии, конференции (общем собрании) регионального отделения тайным голосованием. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов в порядок проведения тайного голосования определяются уставом политической партии. Уставы политических партий самостоятельно определяют орган, который вправе вносить предложения по кандидатам и порядку их размещения в составе списка. Голосование может вестись как отдельно по каждой кандидатуре, так и за весь список в целом. Решение о выдвижении кандидата или списков кандидатов должно быть принято не менее половиной голосов присутствующих на съезде партии делегатов. Однако партии могут вносить дополнительные условия принятия решений на съезде и конференции политической партии, согласно своему уставу. Процедура тайного голосования устанавливается политической партией, а при отсутствии соответствующих указаний - самим съездом (собранием, конференцией). Условием выдвижения в качестве кандидата от политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения является наличие у гражданина пассивного избирательного права. Таким образом, исключается возможность выдвижения лиц, имеющих иностранное гражданство или вид на жительство в зарубежных странах, лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда и др. Невозможно также выдвижение от партии в качестве кандидата или в качестве кандидата, включенного в список представителя другой партии.

В зависимости от состава и порядка размещения кандидатов в списке могут применяться открытые и закрытые списки, единые списки и списки с полным либо частичным разделением на региональные (территориальные) группы.

Стоить отметить, что на выборах в 1993 году разбивка федерального списка на региональные группы являлась правом партии, но не их обязанностью. С 1995 года же федеральный список должен быть разбит на региональные группы в обязательном порядке.

На первых многопартийных выборах 1993 года общефедеральная часть списка не имела ограничений по количеству кандидатов, включаемых в ее состав. В 1995 году численность общефедеральной части была ограничена 12 кандидатами, на выборах 1999 года была увеличена до 18 кандидатов. В связи с принятием в 2005 году нового Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» численность общефедеральной части списка может составить не более трех кандидатов. Во время выборов депутатов ГД ФС РФ в 2011 г. общефедеральную часть можно было включить до 10 кандидатов.

Политические партии для осуществления контроля во время голосования могут выдвигать наблюдателей на избирательные участки. Институт наблюдателей является одним из составляющих демократичному общества и правового государства, который обеспечивает атмосферу гласности и повышает уверенность участников избирательного процесса в справедливости и легитимности выборов. Стоит отметить, что с 2005 году наблюдателями не могут быть представители от партий, которые не участвуют в выборах на соответствующем уровне или вышестоящем. Наблюдатель должен наблюдать за соблюдением технологии подсчёта голосов. Но в то же время большинство нарушений происходит не в день выборов, а до них. Политическими партиями, общественными организациями и государством ведётся активная борьба против нарушений регламента проведения выборов, политической агитации и т.п. Например, самыми распространенными нарушениями являются: нарушение правил уличной агитации, подкуп избирателей, нарушение прав кандидатов, давление на избирателей, нарушение правил агитации в СМИ, нарушения, связанные с распространением агитационных материалов. Нет безгрешных партий. Каждая из зарегистрированных политических партий, отметилась в нарушении законодательства, касающихся проведения выборов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...