Приостановление деятельности политической партии и ее ликвидация
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Порядок и основания приостановления деятельности и ликвидации политических партий регулируются ФЗ «О политических партиях». Глава 9 данного закона четко указывает на те условия, при которых партия может быть ликвидирована, а также регламентирует весь процесс приостановления деятельности партии и ее ликвидации. Основной причиной, по которой деятельность партии может быть приостановлена, является нарушение закона самой партией. Стоит отметить, что в данном случае уполномоченный орган выносит партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и дает ей срок на их устранение. С учетом, вступивших в силу в апреле 2012 года поправок в партийное законодательство, государственная регистрация может быть приостановлена, но не более чем на 3 месяца, в течение которых, можно устранить недостатки. Приостановление деятельности политической партии осуществляется регистрирующим органом, а именно Министерством Юстиции и может быть обжалована в Верховном Суде РФ. Последствия приостановления деятельности таковы: политической партии запрещается пользоваться средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, шествия и иные подобные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковских вкладов. Но основным последствием приостановления деятельности политической партии может служить ее дальнейшая ликвидация. Стоит отметить, что не допускается приостановления деятельности и ликвидация политических партий и ее региональных отделений со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, либо Президента вплоть до дня опубликования результатов соответствующих выборов. Я считаю, что данная правовая норма обеспечивает защиту партий от административного ресурса государственных органов, которые могли бы в собственных интересах или в интересах определенных политических групп приостановить деятельность и не допустить до выборов неугодную партию.
Ликвидация политической партии может осуществляться исключительно решением Верховного Суда Российской Федерации или добровольно высшим органом партии - ее съездом. Случаи, в которых наступает ликвидация партии, строго регламентированы законом. К таким условиям можно отнести не соответствие партий разрешенным ограничениям на создание и деятельность политической партии, а именно направленность партии на осуществление экстремисткой деятельности и.т.д. Партии подлежат ликвидации так же если препятствия, послужившие приостановлению деятельности партии, не были устранены в предусмотренный срок. Участие в выборах - не только привилегия и право партий, но также и их обязанность. В случае неучастия партии в выборах в течение 7 лет она подлежит ликвидации (с учетом поправок 2012 г.). К тому же партии не смогут быть ликвидированы из-за недостаточной численности членов в ее региональных отделениях. Также политические партии будут представлять в уполномоченные органы информацию о численности своих членов в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности один раз в три года, а не раз в год, как сейчас. Стоит также отметить, что ранее возможна была ликвидация партии, если ее численность и численность ее региональных отделений не соответствовала предусмотренным законам нормы. В таком случае партия ликвидировалась или преобразовывалась в общественное движение. В случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается а) на цели, предусмотренные уставом и программой партий, если ликвидация осуществлена по решению съезда партии; б) в доход Российской Федерации, если партии ликвидирована по решению суда. Отметим также, что в связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» Закон о партиях 2001 г. был приведен в соответствие с указанным Законом. Вместе с тем Закон о партиях дополнен (п. 7 ст. 41) указанием на то, что партию можно ликвидировать в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом об экстремистской деятельности.
Я считаю, что поправки в партийное законодательство, вступившие в силу в апреле 2012 года призваны облегчить существование партии, так как стало меньше оснований для ликвидации партий. Однако, несколькими годами ранее многие политические партии подвергались ликвидации не добровольно, а со стороны уполномоченных государственных органов. Например, Республиканская партия России ликвидирована в связи с тем, что в ее составе не находилось нужного количества человек, однако недавно Верховный Суд вернул регистрацию данной партии. Некоторые политические партии обращались в Конституционный Суд РФ с целью проверки положений ФЗ «О политических партиях», касающихся численности политических партий на предмет конституционности данных положений. Конституционный Суд своим постановлениям признал данные положения конституционными.
Заключение
Принципы многопартийности, идеологического разнообразия, свобода образования общественных объединений являются одними из важнейших, закрепленных в Конституции РФ. Однако их закрепление еще не гарантирует их реализацию. Во-первых, ФЗ «О политических партиях» запрещает представителям государственной власти вмешиваться в деятельность политических партий. В действительности мы видим обратную ситуацию. В нашей стране велика вероятность установления полного государственного контроля над политическими партиями, своеобразного огосударствления общественных объединений. Огосударствление политических партий не укрепляет глобальную конкурентоспособность государства, а ослабляет ее, создает возможности для опирающейся на вполне обоснованное недовольство населения политической дестабилизации, генерируемой извне. Партия «Единая Россия» представляет, прежде всего, политическую силу чиновников. В СМИ периодически появляется информация о подконтрольности какой-либо партии чиновникам. Один из последних примеров - партия «Правое Дело». Во-вторых, как мне кажется, нельзя говорить о реализации принципа многопартийности, пока партии в нашей стране не равны в своих правах. Недостатком я также считаю запрет на создание блоков. В апреле 2012 года были приняты поправки в партийное законодательство, которые призваны максимально облегчить создание и функционирование партий в нашей стране. Поправки призваны впустить в политическую жизнь большую массу людей с абсолютно разными политическими воззрениями, однако политологи высказывают опасения, что это пойдет лишь в пользу правящей партии, так как голоса за оппозицию будут диверсифицироваться среди мелких партий. И действительно Президент, ставший субъектом законодательной инициативы в данном законопроекте, а также Государственная Дума, где относительное большинство принадлежит доминирующей партии, не приняли поправки оппозиционных партий и политических движений о возможности создавать блоки. Блоки - реальный инструмент консолидации политических партий на время выборов без необходимости их дальнейшего объединения в одну структуру для более успешного проведения предвыборной кампании. Поправки, принятые в апреле 2012 года впустят на политическую арену десятки, а может и сотни новых партий, к тому же большинство из них будут иметь схожие программы, цели и идеалы и не могут объединиться по разногласиям в некоторых принципиальных вопросах или неуступчивости лидеров данных партий. Блоки позволили бы создать реально действующие идеологические полюса. Отсутствие блоков приведет, на мой взгляд, к тому, что многие мелкие партии не смогут добиться реальных успехов на политической арене, а позже войдут в состав других более сильных партий или ликвидируются, так как содержать партию - довольно затратное дело. В-третьих, сложным вопросом является уровень доверия населения к такому институту, как политическая партия. Существуют концепции, в которых партии могут быть заменены более простым образованием - политическим общественным движением. Однако, на мой взгляд, уровень заинтересованности населения в политике, партийной карьере и партийному строительству вырос после массовых митингов конца 2011 - начала 2012. В Министерство Юстиции подано более 100 заявок на регистрацию политических партий. Идеальным было бы формирование нескольких массовых партий, представляющих средний класс граждан России. Однако средний класс у нас так до конца и не сложился, а кризис способен серьезно подорвать экономическую, социальную и идеологическую базы его формирования. В этих условиях возможно только формирование политических партий «сверху», что будет представлять собой не более чем клонирование той же «Единой России». При отсутствии серьезной политической оппозиции ближайшее политическое будущее России прямо зависит от возможности самореформирования власти и в значительной степени от способности к самореформированию партии «Единая Россия».
Политическая конкуренция - один из важнейших элементов демократического и правового государства. На мой взгляд, развитие принципа политической конкуренции - единственный способ развития демократии в нашей стране.
Литература
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М.: РЮИД; Сашко, 2010. . Анчуткина Т.А. Правовые основы парламентской деятельности политических партий в Российской Федерации // Теоретические проблемы российского конституционализма / Под общ. ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2009. . Васильева С.В. Конституционное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. - М.: Эксмо, 2011. . Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко; коммент. А.Ф. Филиппова. - М.: Прогресс, 2010. . Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2000. . Евдокимов В.Б. Политические партии в зарубежных странах (политико-правовые аспекты): Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1992. . Заславский С.Е., Зотова З.М. Правовые основы участия политических партий в выборах. - М.: РЦОИТ, 2009. . Зотова З.М. Политические партии России. - Москва: РЦОИТ, 2011. . Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. . Карапетян Л.М. Политические партии в судьбе России. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. 11. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов Т. 4. / Рук. авт. кол. отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2011.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|