Особенность конструирования имиджа политика
Формирование политического имиджа необходимо каждому политику, так как оно поднимает представление о лидере в глазах электората. Чтобы создать имидж политического лидера, необходимо определить конкретную цель, для реализации которой он должен быть подготовлен. Должны быть поставлены определённые задачи, которые на конкретном этапе наиболее существенны, что осознают и широкие круги общественности. Изменение задач требует модификации имиджа лидера. Имиджевые характеристики политического лидера определяют исходя из четко поставленных задач для достижения максимального положительного влияния на любую массовую аудиторию. По мнению Е.Паусла, политики только формулируют то, о чем их избиратели думают, если даже сами они об этом и не догадываются. С точки зрения образования и функциональных особенностей имидж является социально-психологической категорией. Социально-психологический имидж лидера или руководителя объединяет в себе не только социальный статус, социальные связи этого лидера, но и его психологические особенности и качества. В процессе образования имиджа участвуют многие факторы, одни из которых являются первичными, а остальные — вторичными. Совокупное действие этих факторов составляет общую функциональную структуру процесса образования имиджа. Вторичные факторы продолжают образовывать имидж при длительном взаимодействии с лидером, связанные с более глубоким познанием подчиненными его личности и составляют вторичную, или деятельностной, стадию образования имиджа.
Первичная стадия включает следующие элементы: первичную информацию о личности (внешность, одежда, жесты, манеры), первое впечатление и галоефект, которые являются связанными между собой. Поскольку суть политического имиджа лежит в природе социального стереотипа и его воздействия на массовое сознание, поэтому имидж политического лидера создается на почве специфического сплетение информационных, эмоционально-коммуникативных и деятельностных факторов.
Создание политического имиджа проходит ряд определенных этапов, каждый из которых имеет свои методы осуществления. Имидж политического лидера имеет свои особенности: он обусловлен как региональными особенностями, так и тем, имидж связан с изменениями потребностей избирателей, и демографическим фактором, он зависит от этнопсихологических ситуативного фактора. Формирование политического имиджа ПЕРВЫЙ ЭТАП — сбор и анализ информации. На этом этапе собирается информация, на базе которой будет создаваться построение имиджа. Данные классифицируются по следующим категориям: 1. природные качества, 2. приобретенные качества, 3. социальные характеристики, 3. политические характеристики, 4. данные социологических исследований. ВТОРОЙ ЭТАП — конструирование имиджа. Конструирование имиджа осуществляется по нескольким направлениям: — Внешняя привлекательность, — Коммуникативная механика, — Деловая риторика. В основе конструирования имиджа политического лидера лежит четыре основных закона сочетание имиджей: — Закон сложения (сочетание имиджей в результате усиливает более сильный имидж), — Закон вычитания (наличие незначительных рис не ослабляют сильного образа, а в некоторых случаях делает его более объемным), — Закон умножения (выделение какой-либо черты по имиджу может принести изменения в его оценке) — Закон деления (имидж может переноситься с общего на конкретное). ТРЕТИЙ ЭТАП — адаптация кандидата к образу. Первый шаг. Политического лидера знакомят с желаемыми для общественного сознания характеристиками имиджа и оценивают его собственные возможности по их реализации. Выделяют именно те качества, которые лидер считает важными для себя.
Политик легче входит в те типы ролей, которые ожидает от него населения, даже если он не обладает необходимым для данного имиджа набором характеристик. Но массовое сознание, действуя в условиях рассеянности и разорванности своего восприятия, в любом случае допишет в его образ необходимые характеристики. То есть, существует некий постоянный набор качеств и черт, которые обязательно должен демонстрировать политик. В массовом сознании существует многоуровневая функциональная система эталонных типов политиков, которая опосредует восприятие и оценки политических деятелей электоратом. Эта система является динамичной и открытой. Она организована в сознании электората в виде сложных когнитивных конструктов, которые способны актуализироваться и «разворачиваться» в условиях электорального поведения. Для российского электората важными критериями восприятия и оценки являются: — Профессионализм и компетентность; — Активность и сила; — Историческая перспектива (или ориентированность на ценности прошлого — ориентированность на ценности настоящего); — Способность решать экономические проблемы; — Формальный статус политика во властной иерархии; взвешенность политического поведения (или эмоциональная и политическая уравновешенность); — Нравственность; — Политическая перспективность. Менее универсальными, однако также важными критериями восприятия и оценки политиков являются: — Идеологическая принадлежность; — Степень и характер сведения; — Личное обаяние и прелесть и некоторые другие. Образ политического лидера ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП — апробация на электорате. Этот этап осуществляется в два этапа: первый — апробация через посредников, опрос экспертной группы граждан относительно их оценки тех качеств, которые они видят в конкретном ПЛ.
второй — личная апробация, когда политик выступает в новой роли. ПЯТЫЙ ЭТАП — анализ информации об имидже политика, полученный из разных источников (сбор и систематизация информации). Сопоставление полученных оценок качеств имиджа политического лидера из разных источников, сосредоточение внимания на тех из них, которые этими группами отнесены к значимым, но не приобрели ярко выраженных черт в ПЛ. ШЕСТОЙ ЭТАП — коррекция имиджа, который будет предложен избирателям. При создании имиджа политического лидера в процессе избирательной кампании применяются различные политтехнологии. Построение имиджа политического лидера можно отметить как коммуникативное программирования, поскольку перед избирателями проходит выбор форматов наиболее благоприятных для избирателей. — Временные ресурсы, интеллектуальные, творческие, финансовые, организационные ресурсы, административные, материально-технические и юридические ресурсы, информационные и специальные оперативные ресурсы. Тактика указывает на технику коммуникации, направление сообщений на определенные группы людей, планирования времени выдачи сообщений с тем, чтобы достичь максимального эффекта. Выбор тактики кампании обусловлен следующими компонентами: размерами избирательного фонда и сроком получения денег на счету, количеством сознательных сторонников кандидата, СМИ округа, регионы их распространения, тираж, ориентация аудитории, отношение руководства и частного сектора к определенному политическому лидеру. К стратегии относят ответы на вопросы: что? и как?, а в случае тактики такими вопросами являются: где? и когда? это должно быть сказано.
Особенностью последних парламентских выборов является то, что имидж политических блоков и партий воспринимался избирателями именно из-за имиджа политического лидера, который возглавлял данный блок или партию, а не через программу или идеологическую нагрузку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|