Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности мировой торговли услугами

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дальневосточная Государственная Академия

Экономики и Управления

 

 

Кафедра мировой экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Мировая Экономика»

На тему: НИС Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг

 

                                  

Выполнил: _______________студент 141-АМ Кискина Т. А.                                                                                          

 

           Руководитель: _____________ доцент Костюкова О. И.                               

 

Владивосток

2002

 

           

         Оглавление

         

           Введение                                                                                                               3

           

              1. Характеристика мирового рынка услуг                                            5                                         

              1.1 Особенности мировой торговли услугами                                          5

              1.2 Товарная структура мировой торговли услугами                              8

                1.3 Географическая структура мировой торговли услугами                  16 

                

           2. Современное состояние рынка услуг НИС Азии и Латинской

               Америки                                                                                                          20

          2.1 Основные черты экономического развития НИС Азии и Латинской             Америки                                                                                                           20              

           2.2 Характеристика сферы услуг НИС Азии и Латинской Америки        25

 

          3.Перспективы участия НИС Азии и Латинской Америки в мировой торговле услугами                                                                                         39

                 

          Заключение                                                                                                       45  

        

         Список литературы                                                                                         47

 

                                           ВВЕДЕНИЕ

  Мировой рынок услуг является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы.

  В настоящее время развитые страны переходят от индустриального развития к постиндустриальному. Другими словами, основной целью экономического развития этих стран является переориентация материало-, ресурсо-, трудоемких производств в наукоемкие. Экономика, в которой ведущие позиции занимает сектор услуг, считается конкурентоспособной, имеющей перспективы роста. Такой тип экономического развития характерен для развитых стран-лидеров мирового сообщества, в которых поступления от торговли услугами являются главной статьей доходов и занимают наибольший удельный вес в ВВП этих стран. В таких странах, как США, Франция, Германия, Япония доля сферы услуг в ВВП составляет от 56% до 65%, что характеризует их как страны с постиндустриальной экономикой. Отсюда следует, что развитие сферы услуг – критерий экономического роста и благосостояния страны.     

    В мире, кроме индустриально развитых и развивающихся стран существует группа стран, занимающая промежуточное положение между ними. Эти страны  объединяют в НИС, они показали впечатляющие темпы экономического роста и роста сферы услуг.

Опыт экономического развития НИС актуален для России, так как на данный момент РФ по многим секторам экономики не конкурентоспособна, а развитие сферы услуг дает шанс неценового соперничества отечественных товаропро-

изводителей с иностранными, повышения экономического потенциала.

В настоящее время на международную торговлю услугами приходится 20% всей мировой торговли. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится примерно 70% мирового ВВП, а также 65% общей численности занятых, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий.

 

Цель данной работы – определение места новых индустриальных стран Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать особенности торговли услугами в мире,

- определить характерные черты географической и товарной структуры мировой торговли услугами,

- оценить современное состояние НИС Азии и Латинской Америки на рынке услуг и их положение на рынке услуг в перспективе.

 

 

 1. Характеристика мирового рынка услуг

Особенности мировой торговли услугами

    Большой интерес представляет сфера нематериального производства, так как интенсивность развития сферы услуг влияет на экономическое развитие страны. Сфера услуг в мировом экспорте промышленно развитых стран занимает 2/3 и в импорте 50%. 

   Международная торговля товарами и международная торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж това­ров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и заканчивая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, или отражаются не полностью, или включа­ются в экспорт и импорт товаров. Международная статистика предо­ставляет ограниченные сведения о структуре мировой торговли услу­гами.[1]                  

   Современный международный рынок услуг предоставляет широкий ассортимент услуг. Сюда относятся все виды международного и транзитного транспорта, иностранный туризм, услуги банковских и страховых компаний, платежи за патенты и лицензии, авторские гонорары и права, до­ходы от рекламы, художественные работы, услуги здравоохране­ния, обучение, программное обеспечение вычислительной техни­ки, торговое посредничество. [8] Если в 1970 г. объем мирового экс­порта услуг составлял 80 млрд $, то в 1995г. — 1,17 трлн $, т. е. больше 20% стоимости продаваемых товаров. На ус­луги приходится более 40% экспорта США, 46% — Англии.

МВФ подразделяет торговлю услугами только на четыре вида — фрахт, остальные транспортные услуги, туризм и прочие услуги. [1]

Становление зрелого международного рынка товаров и его насыщен­ность привели к увеличению спроса на услуги, что вызвало интенсивное развитие международного рынка услуг.

                                                 

 

 

                                                      Таблица 1

Годовые темпы прироста мирового ВВП, мирового экспорта товаров и услуг

                                                   (в %)

Показатели 1995 год 1996 год 1997 год
ВВП Экспорт товаров Экспорт услуг 0,53 3,94 2,7 2,6 2,6 5,0 2,9 2,0 1,9

 

Источник:[4]

 Так, объем мирового экспорта услуг оце­нивался в 1980 г. в 364 млрд.долл., что со­ставляло 15,8% всей международной торгов­ли товарами и услугами, а в 1998 в 1317 млрд., что составляло 19.6% соответственно.

                                                                                                           Таблица 2

               Мировой экспорт товаров и услуг (млрд.$)

 

Показатели 1980 г. 1998г.
Экспорт товаров Экспорт услуг Доля услуг в экспорте товаров и услуг 1900,8 363,5 15,8 5397,3 1316,7 19,5

 

Источник [12]

Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:

• регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими поло­жениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пе­ресечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);

• услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно по­требляются. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг.

• производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государ­ства или же под строгим его контролем;

• международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, ве­лико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различ­ных консультационных услуг;

• не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом тор­говли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот.[1]

   Развиваясь, сфера услуг способствует:

1. Снижению общей материало-, ресурсо- и энергоемкости ВВП, так как по этим показателям сфера услуг примерно в 4 раза уступает отраслям материального производства.

2. Поглощению избыточной рабочей силы, вы­свобождающейся в результате повышения производительности тру­да в отраслях материального производства, так как сервисные отрасли в силу своей раздробленности отличаются высокой трудоемкостью и по мере своего развития образуют весьма емкий «резервуар».

 3.Решению территориальных проблем развития, которые обостряются по мере снижения ресурсоемкости производства, что превращает целый ряд районов тяжелой и добывающей промышленности в кри­зисные ареалы. Это относится к ряду портов, которые долгие десятилетия были ориентированы на переработку массовых сырье­вых грузов.

 4. Решению экологических проблем. Сфера услуг, доля ко­торой в ВВП США составляет 65%, а в Западной Европе и в Япо­нии 56—62%, значительно более безопасна в экологическом отно­шении, чем предприятия и целые отрасли в сфере материального производства.

 5. Открытости экономик постиндустриальных стран, в кото­рую сервисные услуги вносят существенный вклад. Мировой экс­порт услуг в 1998 г. составил 1316,7 млрд.$, т.е. примерно 1/4 объема товар­ного экспорта. По странам торговля услугами менее сконцентриро­вана, чем товарный оборот.[2]

Помимо положительных моментов, связанных с развитием международного рынка услуг, есть у него отрицательные стороны и негативные последствия для стран. К ним, в частности, можно отнести:

1. Социально-культурные и психологические последствия, которые связаны с эффектом подражания образу жизни и поведению иностранных туристов, что может привести к забвению собственных традиций.

2. Кроме решения экологических проблем, мировой рынок услуг и порождает их. Так, например, происходит ускоренная индустриализация естественных ландшафтов, строительство дорог, портов.

3. Валютные последствия. Хотя первое место по значимости международного рынка услуг для национальных хозяйства отводится поступлениям валюты, возможна и значительная ее утечка. Развивающиеся страны вынуждены импортировать необходимое оборудование для промышленности, значительное количество товаров и продуктов для туристов. 

               

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...