Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные черты экономического развития НИС Азии и Латинской  Америки

В ходе мирового промышленного развития из общей массы государств выделилась группа новых индустриальных стран

Более высокие темпы хозяйственного развития для этих стран характерны в   70—80-е годы XX в. Сейчас темпы экономического роста большинства НИС значи­тельно превышают аналогичные показатели не только разви­вающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран.

                                                                                                 Таблица 8

                                      Темпы роста ВВП (%) [6]

Темпы роста ВВП % 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000* 2001*
Гонконг (Китай) 5,4 3,9 4,5 5,0 -5,1 2,9 5,0 5,5
Респ. Корея 8,3 8,9 6,8 5,0 -6,7 10,7 7,5 6,0
Сингапур 11,2 8,4 7,5 8,0 1,5 5,4 5,9 6,2
Тайвань (Китай) 7,1 6,4 6,1 6,7 4,6 5,7 6,3 6,2
КНР 12,7 10,5 9,6 8,8 7,8 7,1 6,5 6,0
Малайзия 9,2 9,8 10,0 7,5 -7,5 5,4 6,0 6,1
Филиппины 4,4 4,7 5,8 5,2 -0,5 3,2 3,8 4,3
Таиланд 9,0 8,9 5,9 -1,8 -10,4 4,1 4,5 4,6
Индия 7,8 7,6 7,5 5,0 6,8 5,9 7,0 7,0

 *Оценка                                                                                                                                              Они заняли особое положение в мировом хозяйстве и составили новую самостоя­тельную группу.                                                                                                        К НИС относят четыре «малых дракона» Азии: Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг. НИС Латинской Америки представлены Аргентиной, Бразилией, Мексикой. Все перечисленные страны — это НИС «первой волны», или «первого поколения».

Ко второму поколению причисляют: Малайзию, Таиланд, Индию, Чили.

Третье поколение включает Кипр, Тунис, Турцию, Индо­незию.

К четвертому поколению относят Филиппины, южные про­винции Китая и др.

По классификации ООН, к НИС относятся Аргентина, Бразилия, Мексика, Южная Корея, Тайвань, Гонконг (с 1 июля 1997 г. — Сянган — юрисдикция КНР), Сингапур.[11]

Общим в развитии  НИС Азии и Латинской Америки были высокие темпы роста, которые достигались за счет высокой нормы накопления, ис­пользования современных технологий, высокой производитель­ности труда.

Новые индустриальные страны обладают только им прису­щими чертами. Ведущей отраслью почти всех НИС стала обра­батывающая промышленность, ориентированная на экспорт. У 15 стран товары обрабатывающей промышленности превышают 50% их экспорта.

В экономическом развитии НИС наблюдаются тенденции, присущие зрелой капиталистической экономике: идет процесс концентрации производства и капитала, формируется финан­совый капитал. В наиболее развитых странах (Южной Корее, Тайване, Сингапуре, Бразилии, Мексике, Аргентине) сформи­ровались ТНК.

Уровень ВВП соответствует таким промышленно развитым странам, как Греция, Португалия. Южную Корею и Тайвань уже сейчас вполне можно перевести в разряд индустриально раз­витых государств.[8]

Хотя для НИС Азии и Латинской Америки характерны высокие макропоказатели, их не относят к развитым странам, так как НИС не соответствуют последней группе по таким критериям, как: уровень и качество жизни населения, уровень образования населения, продолжительность жизни, социальные показатели, продолжительность рабочей недели и ряд других.

     Причинами экономического роста НИС послужили:

1) выгодное географическое положение;

2) наличие дешевой рабочей силы;

3) крупные вложения иностранного капитала, и прежде всего США, Японии, ФРГ;

4) опережающее развитие внешнеэкономических отношений;

5) активная роль ТНК (около 80 % всех средств было вложено в НИС).[7]

Малайзию, Таиланд, Аргентину, Бразилию причисляют к «новым индустриально-аграрным странам», так как наряду с развитой промышленностью они имеют современ­ную базу сельскохозяйственного производства и являются круп­ными мировыми экспортерами соответствующей продукции. Так, Бразилия один из крупнейших в мире производителей(около 3 млн. т в год) и экспортеров кофе, сахарного тростника, какао- бобов, бананов и апельсинов, сизаля; другие важные экспортные культуры - соя, хлопчатник, табак, кукуруза.[42] В Малайзии основой сельского хозяйства является производство натурального каучука, пальмового масла (одно из ведущих мест в мире), какао-бобов, ананасов, перца. Основная продовольственная культура — рис.

Для всех перечисленных стран характерно присутствие ино­странного капитала в экономике, причем его доля наиболее значительна в более развитых НИС. Более высокий уровень развития является следствием использования иностранных ин­вестиций в национальной экономике. Так, иностранные кредиты и займы, 70% которых составляли инвестиции США за 20 лет, с 1950 по 1970 гг. увеличились с 0,6 млрд. долл. до 28 млрд.[9]                                             НИС удалось показать пример стремительного экономиче­ского возвышения над основной массой развивающихся госу­дарств.

По производству отдельных видов промышленной про­дукции, в том числе и наукоемких ее видов, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике.   

Исходя из вышесказанного, НИС можно причислить к груп­пе стран, находящихся в промежуточной зоне между развитыми и развивающимися странами. Это обстоятельство позволяет со­хранять целостность мировой хозяйственной системы.

Основными критериями, по которым государства относят к НИС, являются:

• размер ВВП на душу населения; Гонконг (Сянган) и Сингапур в конце 90-х занимают 4-е и 5-е место в мире по доходам на душу населения. К 2010 году в КНР прогнозируется удвоение ВВП, который в 2001 году составил 1 трлн. долларов. ВВП на душу населения в Бразилии=2680 $ в год, в Малайзии = 2490 в год

• среднегодовые темпы прироста ВВП. Так, например, Тайвань за период с 1952 по 1993гг. увеличил объем ВВП в 170 раз (при росте населения в 2,5 раза). Высокие темпы роста в 90-е годы демонстрируют Южная Корея-8%, Сингапур - около 8%,Малайзия-более 9% в год.

• удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (бо­лее 20%);

• объем экспорта промышленных изделий и их доля в об­щем вывозе.

• объем прямых зарубежных инвестиций. В первую половину 80-х прямые инвестиции в экономику НИС достигли 42% прямых капитальных вложений в развивающиеся страны. Ведущие инвесторы- США, Япония

В зависимости от уровня дохода на душу населения НИС можно разделить следующим образом:

• с высоким уровнем дохода (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг: бо­лее 9 тыс. долл. в год);

• со средним уровнем дохода (Малайзия, Таиланд, Индоне­зия, Филиппины, Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили: 750 долл.-8,5 тыс. долл. в год);

• с низким уровнем дохода (Индия: менее 750 долл. в год).

Причиной выделения НИС в отдельную группу стало тесное экономическое сотрудничество развитых государств с НИС. Новые индустриальные страны должны были увеличить экономический потенциал развитых стран, предоставить им дополнительную базу для развития капитала.

В 70-е годы отмечался процесс пере­мещения из стран Запада в развивающиеся страны трудоинтенсивных производств по изготовлению деталей и узлов, отдель­ных изделий электронной аппаратуры бытового назначения, химических препаратов с последующим их экспортом. Это было связано с желанием ТНК повысить конкурентоспособ­ность своей продукции за счет дешевой рабочей силы, снизить отрицательное воздействие ряда производств на окружающую среду в своих странах.

Процесс индустриализации был усилен за счет проводи­мой НИС политики, направленной на формирование меха­низма соединения науки и производства и образование ком­плекса НИОКР.[9]

Индустриализацию НИС можно разделить на четыре этапа:

1) развитие импортозамещающих отраслей;

 На этом этапе (середина — конец 50-х годов) ставилась задача развития отраслей промышленности, призванных замес­тить своей продукцией импорт аналогичных товаров из-за рубе­жа. Реализация этой политики давала возможность сэкономить значительные валютные средства и насытить внутренний рынок основными потребительскими товарами.

2) создание экспортного потенциала и базовых отраслей;

Начало второго этапа — конец 60-х годов. Политика экс­портной ориентации имела принципиальные различия в ази­атских и латиноамериканских НИС. В странах Азии создава­лись преимущественно трудоемкие предприятия по выпуску массовой потребительской продукции. Латиноамериканские страны основной упор сделали на развитие капиталоемких, высокотехнологичных отраслей преимущественно в обрабаты­вающей и добывающей промышленности.

3) развитие наукоемких отраслей;

 Переход к развитию наукоемких отраслей и создание собственной научно-исследова­тельской базы начался в конце 70-х - начале 80-х годов. Ос­новная черта этого этапа — постепенный рост государственных и частных ассигнований на развитие НИОКР.

4) интеграция НИС в мировое хозяйство.

В НИС практически нет отраслей, где бы в той или иной форме не присутствовал иностранный капитал.[6]

  В последнее десятилетие усилились структурные сдвиги в экономике НИС, что ведет к постепенному сближению их с передовыми промышленно развитыми государствами и вместе с тем к быстрому расширению экономической пропасти между ними и основным массивом развивающихся стран. Хотя в НИС проживает менее 1/8 всего населения развивающихся стран, там создается свыше 2/5 его совокупной промышленной и ва­ловой продукции.

2.2 Характеристика развития сферы услуг НИС Азии и Латинской Америки                                                                                                                                    

   В последнее время все большее значение для НИС Азии и Латинской Америки принимает международная торговля услугами, постепенно смещающая торговлю товарами.                                                                                                                            

                                                                                                              Таблица 9                                                                                               

Торговля услугами

 

Страны

Экспорт

Млрд    $

% от экспорта(импорта) услуг

Изменение в % к прошлому году

2000

1990-2000

1998

1999

2000
1 2

3

4

5

6
Латинская Америка 60

7

7

0

12
Мексика 13

6

6

-3

15
Азия 304

9

-13

4

13
Китай(с Гонконгом) 30

18

-3

-1

25
Гонконг 43

9

-6

4

14
Индонезия, Р. Корея, Малайзия, Таиланд, Филиппины 66

10

-22

0

7

Импорт

1

2

3

4

5

6

Латинская Америка

72

8

4

-5

13

Мексика

16

5

7

10

18

Азия

359

7

-11

5

7

Китай (с Гонконгом)

35

24

-5

16

14

Гонконг

24

8

1

-1

3

Индонезия, Р. Корея, Малайзия, Таиланд, Филиппины

 

85

  11

 

-25

 

4

 

15

                   


 Источник: [21]

Сфера услуг стран Азии развивается более динамично, чем в странах Латинской Америки. Так, в 2000 году доход от экспорта услуг и средства, потраченные на импорт услуг в Азию, превышают аналогичные показатели в Латинской Америке в 5 и 4,9 раз соответственно. Экспорт услуг в одном только Гонконге превышает экспорт услуг Мексики в 3,3, а импорт в 1,5 раза.

   Самым первым по времени возникновения считается рынок транспортных услуг. Связано это с тем, что транспорт является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами. 

 Между НИС Латинской Америки и Азии существуют различия в развитии рынка транспортных услуг. Наиболее развитым видом транспорта в Латинской Америке является железнодорожный, причем необходимо отметить, что Мексика, Аргентина и Бразилия относятся к группе стран, обладающих относительно старой и развитой железнодорожной сетью.

 Аргентина и Бразилия входят в “первую десятку” стран по общей протяженности железных дорог, в Бразилии она составляет 33 тыс.км. Но большая часть железных дорог служит лишь для перевозок внутри страны.[37] Исключение составляет Мексика, где большее число железнодорожных путей связано с промышленно-развитым соседом США, а также на территории Латинской Америки расположены железнодорожные магистрали, которые соединяют между собой Аргентину, Уругвай, Парагвай, Бразилию, Боливию.[37]            

Следует отметить, что в НИС Латинской Америки исторически железнодорожный и автомобильный транспорт развивались с учетом вывоза природных ресурсов, а, следовательно, в большинстве своем они соединяют места добычи полезных ископаемых с морскими портами, с этим фактором связано и то, что густота сети железных дорог весьма неравномерна. Наибольшей плотностью характеризуются восточные прибрежные районы Бразилии и Аргентины, что связано с обменом портов, причем ряд из них мирового значения.[37]

В Аргентине во внешних перевозках ведущее место занимает морской и воздушный транспорт. Крупнейший морской и авиапорт Аргентины - Буэнос-Айрес. Через него осуществляется большая часть внешней торговли, особенно импорта. [37] 

     Для НИС Азии характерно более интенсивное развитие морского и воздушного видов транспорта.

Например, Гонконг – крупнейший в мире морской контейнерный порт, через который проходит ежегодно в среднем 15 млн. стандартных морских контейнеров. Грузы обрабатываются непрерывно круглые сутки, работа на всех этапах автоматизирована.

Новый аэропорт Чек Лап Кок, открытый в 1998 году на острове Лаптау – крупнейший в Азии и ведущий в мире по объему грузовых перевозок (около 1,7 млн. тонн в год).

В Сингапуре действуют порты воздушного и морского сообщения свободные от таможенных пошлин и акцизных сборов на многие виды товаров. В стране находится региональный узловой аэропорт, через который проходят рейсы более чем 100 мест назначения.[31] 

Также, если сравнивать развитие речного рынка транспортных услуг, то можно сделать вывод, что в НИС Азии этот вид услуг более развит, чем в НИС Латинской Америки. 

                                                                                                 Таблица 10 

Основные показатели работы речного транспорта отдельных НИС

Страна Длина внутренних водных путей, тыс.км Объем перевозок грузов, млн. т Грузооборот, млрд. т км Средняя дальность перевозки 1 т груза, км
Китай 109,4 807,5 310,0 383,9
Индия 14,5 18,0 1,2 66,7
Бразилия 43,6 26,5 35,5 134,0

Источник: [24]                                                                                                  

Протяженность речных путей Китая в 2,5 раза превышает протяженность Бразильских речных путей, а грузооборот в 8,5 раз.                                                                                                                В настоящее время НИС Азии и Латинской Америки становятся все более вовлеченными в международный туризм. Для многих из них туризм стал одним из важнейших источников поступления иностранной валюты.

                                                                                                   Таблица 11

Показатели международного туризма (1998 год)

 

Страны

Прибытия

Доходы

Прирост доходов по сравнению с 1980г.

  тыс чел. Доля % млн $

Доля %

1 2 3 4

5

6

НИС Латинской Америки

Мексика 19810 3,12 7897 1,8

1,5

Бразилия 4818 0,76 3678 0,86

2,05

НИС Азии

Р. Корея 4250 0,67 5890 1,34

15,96

1 2 3 4 5

6

Малайзия 5551 0,87 2456 0,56

9,3

Таиланд 7843 1,24 5934 1,35

6,8

Китай 25073 3,95 12602 2,86

20,42

Мир в целом 634659 100 439969 100

4,4

             

 

Источник:[12]

   В 2000 г. рост туристического бизнеса наблюдался в первую очередь в НИС Азии. Традиционным лидером по привлечению туристов остается Китай. Из данных таблицы видно, что сумма доходов от туризма в Китае за 1998 превышала сумму доходов Бразилии и Мексики вместе взятых за тот же самый период.

Определенной сенсацией стало опережение в 2000 году Ма­лайзией Таиланда, которая сумела привлечь 10 млн. туристов, что на 25% больше, чем в 1999г.

По данным Всемирной туристической организации за 2000 г. в число стран-лидеров в области иностранного туризма, кроме развитых стран входят: Мексика, Китай, Гонконг.

                                                                                                      Таблица 12

НИС-лидеры в области предоставления туристических услуг [17]

Страна

Занимаемое место в мировых турист. услугах

Число прибытий туристов

2000 г.

Прирост туристов в

2000 г.

1990 г 1995 г 2000 г
Китай 12 8 5 312000 15,5
Мексика 8 7 9 20000 5,0
Гонконг,      Макао (Китай) 19 15 14 13100 15,3

 

 Гонконг в 2000 г. посетили 13 млн. туристов (на 11 % больше, чем в 1999). Доход от туристического бизнеса составил 6,5 млрд. $.[26]

Развитие туризма дает возможность создания дополнительного количества рабочих мест, снижает уровень безработицы, формирует благоприятные условия для привлечения капитала из-за рубежа, положительно сказывается на развитии индустрии туризма в целом и создает дополнительный валютный доход странам.

Например, Китай в 1997 г. занял пятое место в мире по числу посе­тивших его иностранцев и восьмое - по сумме валютных поступлений от туризма. Основную долю на международном рынке Китая всегда составляли туристы с Тайваня, из Гонконга и Аомыня – около 90%визитеров. [18]

Наиболее крупной и динамичной в структуре международной торговли услугами является развитие коммерческих услуг.

Если сравнить развитие этих услуг в НИС Азии и Латинской Америки, то можно сделать вывод, что в НИС Азии эти услуги развиваются более динамично, чем в НИС Латинской Америки.

Так азиатский экспорт коммерческих услуг в 2000 году увеличился на 13%.

Зарегистрировано ускорение его роста у Гонконга и КНР. Среди стран, сумевших увеличить как импорт, так и экспорт коммерческих услуг более чем на 10%, следует отметить Китай, Республику Корея, Сингапур, Тайвань, Мексику.

                                                                                                    Таблица  13

Экспорт-импорт коммерческих услуг

 

Страны Млрд.$ Доля(%) в сфере услуг

Прирост (%)

1 2 3     4 5 6
  2000 2000 1990-2000 1999 2000

Экспорт

Гонконг 43,3 3,1 9 4 14
Китай 29,7 2,1 18 -1 25
         1 2    3   4 5 6
Республика Корея 29,2 2,1 12 4 13
Сингапур 26,6 1,9 8 25 13
Тайвань 20,2 1,4 11 3 18
Индия 16,4 1,2 14 26 18
Малайзия 13,5 0,9 14 4 14
Мексика 13,4 0,9 6 -3 15
Таиланд 12,9 0,9 7 11 -

Импорт

Китай 34,8 2,5 24 16 14
Республика Корея 33,7 2,4 13 11 26
Тайвань 25,7 1,8 6 0 10
Гонконг 24 1,7 8 -1 3
Сингапур 21,3 1,5 10 8 13
Мексика 16,4 1,2 5 10 18
Бразилия 16 1.1 9 14 17
Малайзия 15,5 1,1 11 13 6
Таиланд 13,4 1 8 13 -

 

Источник:[21]

  Банковские услуги входят в состав коммерческих. Основными видами банковских операций, проводимых на международном уровне, являются депозитные и кредитные операции.[30]

 Спектр предоставляемых банковских услуг НИС Азии более разнообразен и исторически сложился раньше, чем в НИС Латинской Америки. 

Одним из ведущих финансовых и коммерческих центров в юго-восточной Азии является Гонконг, который считается третьим в мире финансовым центром после Нью-Йорка и Лондона. Имеется более 160 лицензированных банков, причем 128 иностранных банков из 40 стран, в том числе 85 из 100 крупнейших банков мира имеют представительские офисы в Гонконге и еще 225 офисов, имеющих лицензию на прием вкладов. Финансовые компании играют активную роль в финансировании международной торговли и коммерции. Имеются отличные возможности по получению разнообразных профессиональных услуг.[33]

Также Гонконг остается свободным портом со свободным притоком капитала и свободно конвертируемым гонконгским долларом, который официально привязан к доллару США. В Гонконге нет валютного контроля.[35]

Кроме Гонконга ведущим международным финансовым центром НИС Азии является Сингапур. Представители крупнейших международных банков, финансовых институтов, компаний по управлению инвестициями, бухгалтерских и юридических фирм в Сингапуре готовы предоставить широкий спектр услуг оффшорным инвесторам. Имеется превосходная инфраструктура надежных юридических услуг. В Сингапуре находятся офисы большинства крупных бухгалтерских фирм. В Сингапуре также отсутствует валютный контроль.[31]

В мире уже давно существуют оффшорные зоны, и так называемые «зоны свободной торговли». Такие зоны характеризуются более мягким режимом регулирования, операции проводятся в валюте стран эмитента, отсутствуют обязательные резервные отчисления.[5] С помощью оффшорных филиалов и отде­лений в налоговых гаванях и финансовых центрах можно выплачивать прибыль без уплаты подоходно­го налога, принимать участие в международных со­глашениях и помогать своим клиентам в открытии иностранных компаний и трастов.[34]

Например, правительство Сингапура активно привлекает иностранных инвесторов путем предоставления значительных налоговых и финансовых льгот, и именно в Сингапуре не взимают налогов с про­центов по вкладам, выплачиваемых нерезидентам. Это и позволило Сингапуру, стране, где ставки налогов высоки, стать одним из ведущих банковских центров Азии и центром азиатского долларового рынка.[31]

НИС Азии и Латинской Америки в последнее время оказывают все больший спектр банковских услуг и используют для обслуживания клиентов информационные технологии, электронные деньги.  

 Так банки Бразилии предоставляют своим клиентам бес­платный доступ в Интернет, a Бразильский банк Bradesco начал выпуск собственных элек­тронных денег, которые пока могут обращаться только внутри страны. Когда в начале 2000 г. начались переговоры о создании Глобальной фондовой биржи, среди потенциальных участников только два принадлежали к формирующимся рынкам — биржа Сан-Пауло и Мекси­канская фондовая биржа.[13]                                       

Кроме Бразилии НИС Латинской Америки на рынке банковских услуг представлены Аргентиной, в которой существует надежная банковская система, и наряду с аргентинскими банками действуют такие как City Bank, The First National Bank of New York, Bank Boston, Bank of Canada, Bank Frances, Italiano и другие. В повседневном денежном обращении в Аргентине ходят такие платежных средств как Visa и Master Card и многие другие. [32]

В НИС Азии кроме Сингапура и Гонконга активно развиваются банковские услуги в Индии, где действует более 30 ча­стных банков.  Они относятся к группе наиболее быст­ро растущих банков и располагают 13% всех активов на рынке бан­ковских услуг. У 8 частных банков, основанных в начале 90-х годов, активы росли более чем на 50% в год.

«Citibank» инвестировал в Индии 300 млн. долл. и открыл 15 отделе­ний. В 2001 г. Резервный банк Индии предоставил иностранным банкам лицензии на открытие 15 отделений. В январе 2002 г. РВИ одобрил открытие двух частных банков, в одном из которых парт­нером является голландская бан­ковская компания «Rabobank».[20]

  В последние годы происходит постоянный рост числа банков и расширяется спектр предоставляемых банковских услуг, что связано с потребностями мировой экономики. Большее развитие эти услуги получили в НИС Азии, хотя НИС Латинской Америки занимают определенную долю в данном виде услуг. Превосходство НИС Азии связано с функционированием оффшорных зон, предоставлением значительных налоговых и финансовых льгот, в частности в оффшорных зонах не взимаются налоги с про­центов по вкладам, выплачиваемых нерезидентам. Все это позволило НИС Азии одним из ведущих регионов мира по предоставлению банковских услуг.

  В настоящее время в НИС Азии и Латинской Америки быстрее всего развиваются компьютерные услуги, формирующие базовые черты новой экономики и, в конечном счете, определяющие конкурентоспособность стран на мировом рынке.[30] Сейчас информация является таким же важным фактором производства, как земля, труд и капитал. Спрос на информационные технологии, современные компьютеры и офисное оборудование в последние годы оказывает существенное влияние на динамику и структуру мировой торговли.[31]

 Сравнивая ситуацию в Латинской Америке с азиатскими «тиграми», можно заметить, что в середине 90-х годов частные фирмы в Южной Корее финансировали до 85% всех расходов на НИОКР, а в Син­гапуре — 60%. И даже НИС второго поколения - Малайзия, Таиланд, Ин­донезия - значительно успешнее, чем Лати­ноамериканские страны, продвигались в освоении микроэлектроники и те­лекоммуникационных технологий. [13]

Одними из лидеров по числу пользователей Internet среди НИС Азии сейчас являются  Республика Корея (15 млн.), а также КНР (17 млн.), Тайвань, Сингапур, Гонконг; причем в Китае через каждые 6 месяцев происходит удвое­ние данного показателя; в то же время значительно отстает Таиланд.  [14]

На Латинскую Америку приходится около 8% населения мира, 3,5% пользователей Интернета и 1% электронной торговли. [13]

Лидерами по развитию информационных технологий в Латинской Америке являются Мексика, Аргентина и Бразилия. В период с 1996-2000 гг. число компьютеров, подключенных к Интернету в Бразилии, выросло с 74 до 663 тыс., а число пользователей приближается к 7-8 млн. человек, то есть составляет около 4% населения Бразилии. Если же учесть, что более 70% ресурсов сети активно используют не более 5% бразильцев, то для остальной части населения по­казатель «Интернет-пользования» (1,2%) опускается ниже среднеазиатско­го уровня (2,1%). [15]

       Лидерство по реализации программ расширения доступа в Интернет в НИС Латинской Америки принадлежит Аргентине, начавшей создание около тысячи центров телекоммуникаций и переживающей настоящий Интернет-бум. [13]

  В НИС Азии и Латинской Америки наблюдается устойчи­вый рост масштабов электронной торговли.

 Из новых индустриальных стран Азии наиболее благоприятные пер­спективы развития торговли че­рез Internet существуют в Республике Корея, Гонконге и Сингапуре. В 2000 г. покупки через Интернет южнокорейскими пользователями составляли 17%. [14]

Электронная торговля в Латинской Америке начинает испытывать острую конку­ренцию со стороны мобильной торговли через 40 млн мобильных телефонов, поло­вина которых оборудована прямым выходом в Интернет. Многие мексиканцы продолжают использовать информацию Интернета в качестве каталога, а затем просто отправляются на улицу и покупают то, что выбрали.[13]

В 2000 г. объем сделок по продаже товаров конечным покупателям (В2С) в Латинской Америке со­ставил примерно 580 млн. долл. против 109 млн. в 1999 году.

 Однако в Бразилии пока на­блюдается лишь незначительный рост объемов электронной тор­говли, хотя она является бесспорным лидером в электронной торговле в этом регионе. В настоящее время на Бразилию приходится до 60% электронной торговли по схеме бизнес - бизнесу (В2В) и 50% операций бизнес - потребителю (В2С).[13] В штате Сан-Паулу только 3% опрошенных фирм ис­пользуют Internet для продажи товаров конечным покупателям, а 6% - для межфирменных сделок (В2В).[ 15]

В 1999 г. из каж­дых 200 млн $ прироста розничной электронной торговли в регионе 121 млн приходится на Бразилию, 25 млн — на Мексику, 15 млн — на Ар­гентину.  

       Азиатский онлайновый B2C-рынок основан на финансовых брокерских услугах, продажах компьютерных принадлежностей и программного обеспечения, а также на туризме. В 2001 г. онлайновые финансовые брокеры Азии заработали 1.57 млрд. долл., что на 121% превышает показатель 1999 года. Продажи компьютерных принадлежностей и программного обеспечения достигли 1.38 млрд. долл., обеспечив 78%-ый рост по сравнению с 1999 годом, а онлайновые туристические агентства собрали 980 млн. долл., что означает 188% роста за один год.[22]

В Латинской Америке перспек­тивно применять Интернет в банковской сфере, причем наиболее интен­сивно этот процесс развивается в Бразилии.[15]                                                                                                                             

Так к концу 90-х годов Бразилия располагала одной из наиболее раз­витых систем автоматизации банковского дела, созданной на основе мест­ных технологий. В 2000 г. крупнейший в стране банк Bradesco по числу клиентов он-лайн занимал третье место в мире, уступая только Wells Fargo и Bank of America[13]                                        В Латинской Америке с 2001 г. реализуется программа раз­вития электронного управления. Уже сейчас через 3500 сайтов Интернета государст­венные организации предоставляют населению информацию о 650 видах различных услуг. В дальнейшем предполагается полностью перевести го­сударственную сферу услуг на электронную основу, через Интернет осу­ществлять государственные закупки, сбор налогов и пошлин.[13]                                                                                          Так, например, в 2000 г. 9 из 10 бразильских нало­гоплательщиков заполняли нало­говые декларации через Internet [15]

     К международным услугам можно отнести и средства связи.

В текущем десятилетии в Ла­тинской Америке происходит непрерывный рост спроса на услуги связи, причем острая нехватка стационарных линий связи способствует расширению продаж мобильных телефонов, особенно в Бразилии. Согласно оценке, сейчас примерно 50% об­щего числа этих устройств в ре­гионе (около 40 млн.) обеспечи­вают доступ в Internet.[15]

На основании данных таблицы можно сделать вывод, что в НИС Азии и Латинской Америке существует достаточно устойчивый спрос на средства связи. [16]

                                                                                                   Таблица 14

 НИС Азии и Латинской Америки на мировом рынке услуг связи[16]

Страны Продажа услуг связи 1999 г. млрд.$

НИС Азии

Тайвань 7,0
Республика Корея 11,0
Гонконг 6,6
КНР 20,5

НИС Латинской Америки

Бразилия 20,2
Мексика 9,0
Аргентина 6,6

 

Эти страны являются "идеа­льным" рынком сбыта услуг спутниковой связи, спрос на ко­торые особенно в НИС Азии сейчас возраста­ет наиболее высокими темпами в мире. [22]

В 1998-99 г. существовал устойчивый спрос в Южной Корее и Тайване на мобильные сотовые теле­фоны, Интернет и другие информационные услуги.

В перечень стран-лидеров, предо­ставляющих услуги в сфере те­лефонной связи вошли: южнокорейская "Korea Telecom Corp.", гонконг­ская "China Mobile", индонезий­ская "PT Telekomunicasi",[47]

 Из НИС Азии Китай наиболее активно внедряется в сферу услуг связи. С середины 80-х годов Китай соорудил десятки крупных и средних на­земных спутниковых станций, обеспечивающих более 27000 каналов междуна­родной телефонной связи, охватывающих свыше 180 стран и регионов мира. Китай создал глобальную сеть телевидения, а также образовательную телевизионную сеть, с помощью которой свыше 30 млн. человек получили среднее образование.[19]                                                                                                           

Также в Южной Корее и Аргентине построены и используются Центры управления космическим и наземным сегментами системы спутниковой связи Globalstar, предназначенной для предоставления недорогих высококачественных услуг подвижной и стационарной спутниковой связи, включая передачу голоса, факсимильную связь, передачу данных и определение местоположения объекта. [28]

В Бразилии ожидается продажа лицензий на услуги мобильной связи с использованием промежуточной технологии 2 поколения ("GPRS"), что приведет к росту объема межфирменных сделок в системе Интернет. Эта новая технология позволит резко увеличить объем межфирменных сделок за счет более высокой скорости передачи данных в режиме Интернет.[15]

  Таким образом, выделению НИС в отдельную группу послужили высокие темпы экономического роста, здесь наблюдаются тенденции, присущие зрелой капиталистической экономике. По производству отдельных видов промышленной и наукоемкой продукции они вышли на ведущие позиции в мире.         

Наиболее зрелым сектором услуг по времени возникновения считаются транспортные услуги. В НИС Латинской Америки более развит железнодорожный транспорт, а в НИС А

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...