Умение любить и быть любимым
А. Я знаю, что для кого-то я —■ самый важный человек.
Глава 12. Воспитание детей 307 Б. Пускай мы с братьями и сестрами часто ссоримся, в душе я все равно их люблю. В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Совершенно не про меня 1 Суммируйте баллы за вопросы А и Б:_. 12. Коллективизм А. Мне очень нравится заниматься чем-то вместе В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Совершенно не про меня 1 Б. В школе у меня хорошо получается работать в команде. Очень похоже на меня 5 В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Не про меня 2 Совершенно не про меня 1 Суммируйте баллы за вопросы А и Б:_. 308 Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ 13. Справедливость А. Даже если мне кто-то не нравится, я все равно стараюсь честно к нему относиться. В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Совершенно не про меня 1 Б. Я всегда признаю, когда бываю неправ. В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Совершенно не про меня 1 Суммируйте баллы за вопросы А и Б:. 14. Лидерские качества А. В любой игре меня просят быть капитаном. Очень похоже на меня 5 В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Не про меня 2 Совершенно не про меня 1 Б. Я — лидер, друзья меня уважают. Очень похоже на меня 5 В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может —■ нет 3
Глава 12. Воспитание детей 309 Не про меня 2 Совершенно не про меня 1 Суммируйте баллы за вопросы А и Б:. 15. Самоконтроль А. Если нужно для дела, мне нетрудно отказаться от просмотра телевизора. Очень похоже на меня 5 В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Не про меня 2 Совершенно не про меня 1 Б. Я всегда опаздываю. Очень похоже на меня 5 В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Не про меня 2 Совершенно не про меня 1 Суммируйте баллы за вопросы А и Б:. Благоразумие А. Я стараюсь не водиться с подозрительными людьми. В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Совершенно не про меня 1 Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ Б. Взрослые всегда одобряют мои рассуждения и поступки. В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Совершенно не про меня 1 Суммируйте баллы за вопросы А и Б:. Смирение А. Я предпочитаю слушать других, а не рассказывать о себе. Очень похоже на меня 5 В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Не про меня 2 Совершенно не про меня 1 Б. Обо мне говорят, что я люблю хвастаться. В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Совершенно не про меня 1 Суммируйте баллы за вопросы А и Б:. Эстетическое чувство А. Я очень люблю слушать музыку, смотреть хорошие фильмы и красиво танцевать. Глава 12. Воспитание детей 311 В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Не про меня 2 Совершенно не про меня 1 Б. Люблю смотреть, как осенью желтеют листья на деревьях. Очень похоже на меня 5 В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Не про меня 2 Совершенно не про меня 1 Суммируйте баллы за вопросы А и Б:_. 19. Благодарность А. В моей жизни было много таких событий,
В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Совершенно не про меня 1 Б. Я часто забываю поблагодарить людей за помощь. Очень похоже на меня В общем, похоже на меня Может, похоже, а может — нет Не про меня Совершенно не про меня Суммируйте баллы за вопросы А и Б: 312 Часть Ш. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ 20. Надежда А. Получив плохую оценку, я всегда надеюсь, В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Совершенно не про меня 1 Б. Когда я вырасту, стану счастливым. В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Совершенно не про меня 1 Суммируйте баллы за вопросы А и Б:.
21. Вера А. Я считаю, что каждый человек — уникален и должен стремиться к великой цели.
Б. Когда дела идут?глохо, мысль о чем-то В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Глава 12. Воспитание детей 313 Не про меня 2 Совершенно не про меня 1 Суммируйте баллы^а вопросы А и Б:_. Способность прощать А. Даже если меня обидели, я стараюсь не мстить. В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Совершенно не про меня 1 Б. Я прощаю людям их ошибки. Очень похоже на меня 5 В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Не про меня 2 Совершенно не про меня 1 Суммируйте баллы за вопросы А и Б:_. Юмор А. Сверстникам со мной часто бывает весело. В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Совершенно не про меня 1 Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ Б. Если у нас с друзьями неважное настроение, я стараюсь развеселить всех шутками. Очень похоже на меня 5 В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Не про меня 2 Совершенно не про меня 1 24. Энтузиазм А. Мне нравится моя жизнь.
Очень похоже на меня 5 В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Не про меня 2 Совершенно не про меня 1 Б. Просыпаясь утром, я радуюсь новому дню. В общем, похоже на меня 4 Может, похоже, а может — нет 3 Совершенно не про меня 1 Суммируйте баллы за вопросы А и Б:. Итак, ваш ребенок ответил на вопросы теста. Теперь поставьте напротив каждого из двадцати четырех качеств полу ченную оценку в баллах и расположите достоинства в порядке убывания баллов: Глава 12. Воспитание детей 315 Мудрость и знание 1. Любознательность ___ 2. Любовь к знаниям ___ 3. Способность к суждению _ 4. Изобретательность ___ 5. Умение общаться ___ 6. Умение видеть перспективу _ Мужество 7. Храбрость ___ 8. Упорство ___ 9. Цельность характера ___ Гуманизм и любовь 10. Доброта 11. Любовь Справедливость 12. Коллективизм 13. Справедливость 14. Лидерские качества Умеренность 15. Самоконтроль 16. Благоразумие 17. Смирение Трансцендентность (духовность) 18. Эстетическое чувство ___ 19. Благодарность ___ 20. Надежда ___ 21. Вера 22. Прощение ___ 23. Юмор ___ 24. Энтузиазм 316 Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ У многих детей обнаруживается приблизительно пять качеств, оцененных в 9 или 10 баллов, — это и есть его индивидуальные достоинства. Обведите их кружком. Наверняка найдутся и каче ства, получившие менее шести баллов. Это — его слабости. Развитие достоинств у детей Развитие достоинств напоминает тренировку языковых навыков. Способность говорить на любом языке дана человеку от рождения, и дело чуткого воспитателя — уловить смысл в первом лепете малыша. Мало-помалу происходит «языковой сдвиг», и ребенок начинает изъясняться на том языке, который постоянно слышит. (Вопрос о «языковом сдвиге» я мог бы пред ложить популярной телевикторине.) К концу первого года жизни малыш начинает отчетливо выговаривать слова на языке своего окружения, и тот становится для него родным. Документальных доказательств у меня нет, но я уверен: любой ребенок с рождения обладает задатками всех основных достоинств. Б течение первых шести лет жизни, как и в случае с языком, происходит преимущественное закрепление определен ных качеств. Пытаясь заслужить похвалу, любовь и внимание, малыш полнее использует те или иные черты. Занимаясь тем, что ему интересно, ребенок узнает, какие качества помогают ему проявить свои способности. Их он и будет всячески развивать, остальные же пустит на самотек.
Рассуждая таким образом, мы с Манди стали наблюдать за любыми проявлениями каких бы то ни было достоинств наших детей и, естественно, все их поощряли. Некоторые достоинства стали выступать на первый план регулярно, превращаясь мало-помалу в черты характера. Сильной стороной Лары оказалось чувство справедливости. Сначала нас даже удивляло, что она никогда не забывает поде- Глава 12. Воспитание детей 317 литься с сестрой кубиками. Как-то за обедом я пересказывал жене интересную книгу об убийстве бывшего губернатора штата Айдахо профсоюзным лидером, а Лара внимательно слушала и, более того, проявила интерес к основам социа лизма. Мы решили поддержать тягу к знаниям и долго рас сказывали семилетней девочке о коммунизме, капитализме, монополиях и антимонопольном законодательстве, исполь зуя, разумеется, популярную форму («Представь, что у тебя забрали все игрушки, кроме одной, и раздали их поровну тем детям, у которых вовсе не было игрушек»). Никки всегда проявляла доброту и терпение. Как я уже говорил, она пыталась учить Даррила рисовать и писать — однажды вечером мы застали их за этим занятием. Даррил, если вы помните, упорен и трудолюбив. Когда ему что-нибудь интересно — его за уши не оттащишь. Итак, первое, что я могу посоветовать родителям,—поощрять любые проявления всех достоинств ребенка. В конце концов, он сам выберет наиболее полезные. Тест, выполненный вами вместе с ребенком, поможет сориентироваться точнее. Второй совет: старайтесь предоставлять ребенку максимум возможностей для проявления индивидуальных достоинств в повседневной жизни. Отмечайте каждое из таких проявлений. На прошлой неделе Лару постиг тяжелый удар. Пять лет она брала уроки игры на флейте и недавно сменила препода вателя. На первом же занятии новый наставник объявил: все, что усвоила Лара, — неверно: она неправильно стоит, непра вильно дышит, неправильно работает пальцами. Девочка, оправившись от удивления и обиды, стала работать по-новому, хотя на домашние задания уходит в два раза больше времени. Мы сделали вывод, что наша Лара обладает незаурядным упорством. Никки играет с маленькой Карли в музыкальную школу. Она рассаживает кукол по комнате, раздает им игрушечные
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|