Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ
⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28 Может быть, кто-то сочтет, что такой широкий спектр инте ресов — политика, биология, лингвистика, психология — сви детельствует о дилетантизме. Но Райт не дилетант. Еще до встречи с ним у сэра Джона Сэм Престон (наш декан и очень известный демограф) сказал мне, что считает The Moral Animal («Нравственное животное») одним из глубочайших научных исследований. Стив Линкер, психолог и лингвист с мировым именем, признает, что статья Райта об индоевропейском языке отличается «оригинальностью и новаторством». Боб — один из немногих ныне живущих блестящих самоучек, продолжающих традиции Смитсона и Дарвина. История Райта напоминает мне другую, несколько более давнюю: в 1930 году Дж. Э. Мур направил в научный совет Кембриджского университета письмо о присуждении научной степени философу Людвигу Витгенштейну. Последнего только что тайно вывезли из нацистской Германии, и у него не было ни академических званий, ни готовой к защите работы. И вместо докторской диссертации Мур от имени Витгенштейна предста вил его известный и уже ставший классическим «Логико-фило софский трактат». В сопроводительном письме он писал, что «Трактат» мистера Витгенштейна — гениальное произведение и вполне удовлетворяет требованиям, предъявляемым к доктор ской диссертации. По странному совпадению книга Райта NonZero вышла совсем недавно. В прошлое воскресенье New York Times Book Rcwiew опубликовала рецензию, заставившую ученых отнестись к Райту с большим почтением и даже толикой зависти. Однако глубина и оригинальность нынешнего выступления Райта поразили нас всех. Райт начал с утверждения, что ключ к загадке нашей жизни следует искать не в ДНК, а в теории «игры без про игрыша», разработанной Джоном фон Нойманом и Оскаром Моргенштерном. Райт напомнил, что «игра на вылет» — состя зание, где проигравший и победитель связаны обратной зави симостью: победа одного означает поражение другого. Итог же
Глава 14. Смысл и цель 329 беспроигрышной игры всегда позитивен. Основной жизненный принцип, заявил Райт, — поощрение беспроигрышности. Под влиянием естественного отбора биологические системы вынуждены развиваться, двигаясь ко все большей сложности и беспроигрышности. Клетки, в которых есть митохондрии, ока зываются жизнеспособнее других. Сложный интеллект — неиз бежное следствие естественного отбора и дифференциальной репродуктивности. В соответствии с этим законом развиваются не только отдель ные биологические организмы, но и все человечество в целом. Антрополог XIX столетия Льюис Генри Морган был прав: общая тенденция развития человечества ведет от дикости и варварства к цивилизации. И в основе этого процесса лежит умножение бес проигрышных ситуаций. Чем больше в том или ином обществе соревнований с позитивным результатом, тем выше вероятность, что оно выживет и будет процветать. Конечно, Райт признает, что в истории человечества периодически наступают тяжелые времена. Исторический прогресс — это не скорый поезд, а ско рее, упрямый осел: иногда он отказывается тронуться с места, а иногда и вовсе поворачивает назад. Но, несмотря на такие «остановки», как холокост, инфекционный терроризм и геноцид тасманских аборигенов, мы все-таки движемся в направлении беспроигрышности. Сегодня мы переживаем относительно спокойные времена, пришедшие на смену бурной эпохе. Интернет и глобализация вместо ядерной войны — это не случайность, а результат дея тельности людей и процесса эволюции с его ростом беспрои грышное™. История человечества переживает поворотный момент: ближайшее будущее обещает быть гораздо прекраснее недавнего прошлого — заключает Райт.
По аудитории пролетел общий вздох удивления. Слушатели потрясены: мы, ученые, привыкли гордиться критическим складом ума и цинизмом и не привыкли внимать оптимистиче ским доводам. Мало кому доводилось слышать благоприятные прогнозы от пессимиста, вдобавок еще искушенного знатока 330 Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗ НИ международной политики! Еще больше нас впечатляет то, что все эти выводы опираются на хорошо нам знакомые аргументы и факты. После небольшой дискуссии озадаченные слушатели выходят в коридор... Только на следующий день мне удалось как следует пого ворить с Бобом. Мы сидим на краю бассейна. Его дочери — Элеанора и Маргарет — играют в воде с Ларой и Никки. Негры-официанты в белой форме с золотыми эполетами раз носят напитки сказочно богатым гостям. Накануне вечером мы поехали кататься на автомобиле и заблудились: мы наткнулись на поселения коренных обитателей этого рая и увидели жуткую бедность аборигенов, тщательно скрываемую от туристов. Я гляжу на плеск воды и никак не могу избавиться от чувства тоски и безнадежности. Большие сомнешаия обуревают меня насчет глобализации, беспроигрышной игрэы и всего сказанного накануне Бобом Райтом. Я начинаю подозревать, что верить в прогресс и светлое будущее могут только богатые и привиле гированные люди и, опять-таки, лишь они и способны оценить плоды позитивной психологии. Оптимизм, счастье, сотрудни чество между народами... может, мы курили во время встречи не сигареты, а кое-что покрепче? — Итак, Марти, ты хочешь знать, как связаны беспроигрыш- ность и смысл жизни? — вежливый вопрюк: Боба отгоняет мои мрачные раздумья, такие нелепые под сгинью неба и ярким утренним солнцем. Я подхожу к вопросу с двух точек зренимя: во-первых — пси- хологии, во-вторых — теологии. Для начала рассказываю Бобу, как в последнее время изменил направленгие научной работы и стараюсь увлечь коллег позитивной психологией: — Я не против негативной психологии, ведь сам занимался ею тридцать пять лет. Но сейчас необходимо восстановить баланс, т. е. уравновесить знания о психических 'болезнях знаниями о здоровой психике. Эта необходимость обусловлена еще и тем, что, как говорил сам Боб, люди в наше время все настойчивее ищут смысл жизни.
Глава 14. Смысл и цель 331 — Словом, Боб, я много думал о достоинствах и положитель ных эмоциях—удовлетворенности, жизнерадостности, хорошем настроении. Почему мы вообще испытываем положительные эмоции? Почему наша жизнь основана не на одних отрицатель ных? Испытывай мы только негативный аффект — страх, гнев, печаль, — человечество продолжало бы вести себя по-прежнему. Влечение к кому-либо или чему-либо можно объяснить жаждой избавиться от тех или иных отрицательных эмоций. Стремление отойти в сторонку также объясняется желанием избегнуть неких негативных чувств — страха, печали и т. п. Зачем эволюции понадобилось снабдить нас положительными эмоциями помимо негативных? Почему она не могла ограничиться чем-то одним? Я смело высказываю все, что не дает мне покоя. Говорю Бобу, что, по-моему, его идеи, изложенные в книге NonZero, могли бы многое объяснить. Может быть, негативные эмоции призваны помогать нам в соревновательных видах деятельности, где обя зательно бывают проигравшие? Когда борьба идет не на жизнь, а на смерть: или съесть самому, или быть съеденным — нами управляют страх и тревога. Когда мы пытаемся избежать потери или отомстить за обиду, нас ведут печаль и гнев. Отрицательные эмоции — это сигнал об участии в «игре на вылет». Они побуж дают нас драться, удирать или сдаваться на милость победителя. Eh-и эмоции придают нашему мышлению аналитический харак тер и помогают концентрировать внимание, сосредоточиваясь на одной-единственной проблеме. — Но коли так, — продолжал я, — положительные чувства могут руководить нами в беспроигрышных видах деятельности, верно? Когда мы оказываемся в беспроигрышной ситуации — любовь, совместная охота, воспитание детей, сотрудничество, выращивание растений, преподавание и обучение, — нашими поступками управляют радость, веселье, удовлетворение и счас тье. Положительные эмоции — это часть сенсорной системы, сиг нализирующая о том, что нам представился случай участвовать в игре без проигрыша. Они задают тот образ мышления, который способствует развитию и расширению наших интеллектуальных
332 Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ и социальных ресурсов. Одним словом, положительные эмоции помогают нам развивать свою жизнь. Если это действительно так, то будущее человечества даже лучше, чем ты предсказываешь, Боб. Ведь коль скоро мы стоим на пороге новой эпохи—эпохи торжества беспроигрышных игр, то одновре менно вступаем и в мир добрых чувств. И это не метафора. — Ты говорил, что хочешь взглянуть на этот вопрос и с Тео- логической точки зрения, Марта? — на лице Боба — вечные сомнения, но никаких ассоциаций с лимоном пока не видно, и это внушает мне надежду, что он тоже верит в связь поло жительных эмоций с беспроигрышной игрой: — А я думал, ты неверующий. — Да, это так. Или, во всяком случае, так было. Я никогда не мог принять мысль о Боге как о сверхъестественном существе вне времени и пространства, способном спланировать и создать Вселенную. И я никогда не мог поверить, что в жизни есть еще какой-то смысл, помимо того, что определяем мы сами. Однако теперь я думаю, что был не совсем прав. То, над чем я теперь думаю, вряд ли интересно верующим: жизнь этих людей и так исполнена смысла. Я надеюсь, что мои размышления полезны людям нерели- гиозным — скептикам, верящим только в законы природы. Последнее время я стал осмотрительнее в своих суждениях. Я не знаком с духовной литературой и, натыкаясь на экскурсы в теологию у пожилых коллег, всегда приписывал это старче скому слабоумию. Всю жизнь я балансировал между уютной уверенностью атеизма и мучительными сомнениями агности цизма. Книга Боба изменила мои взгляды: впервые в жизни я почувствовал, что действительно имею дело с чем-то большим, нежели я сам или другие люди. Эта книга — рассказ о божестве, которое способны принять те, кому не хватает веры. — Помнишь рассказ Айзека Азимова «Последний вопрос», опубликованный в 50-х годах*? * Рассказ можно найти в журнале «Энергия», 1986, № 12 (с. 82-91), в книге «Новые миры Айзека Азимова», т. 2. (с. 325-337) или в его книге «Сны робо тов» (с. 307-324). — Прим. ред. Глава 14. Смысл и цель 333 Боб качает головой — он тогда еще не родился. И я вкратце пересказываю сюжет. Действие происходит в 2061 году, Солнечная система начи- нает охлаждаться. Ученые вопрошают мощный компьютер: «Обратим ли этот процесс?» Машина выдает: «Недостаточно данных для ответа». Обитатели Земли, покинув остывающую Солнечную систему, перебираются на другие звезды. Но Галактика продолжает остывать, и они вновь спрашивают мини атюрный суперкомпьютер, где содержатся все знания, накоплен ные человечеством: «Обратим ли этот процесс?» Машина снова отвечает, что у нее слишком мало данных. История повторяется: компьютер становится все мощнее и мощнее, Галактика осты вает все сильнее, но ответ остается неизменным. Так минули миллионы лет... Последние капли жизни и тепла утекали из Вселенной. Все знание человечества уместилось в крохотном по объему сверхкомпьютере. И он спросил сам себя: «Обратим ли процесс?» И сам же ответил: «Да будет свет!» И был свет.
— Боб, у этой истории — теологическая подоплека, и связана она с беспроигрышностью. Ты пишешь о проекте без дизайнера. Этот все усложняющийся проект — наша судьба. Судьбой управляет невидимая рука естественного и культурного отбора, которая покровительствует беспроигрышное™. Я связываю постоянное усложнение с ростом знаний и возможностей, равно как и с большей «позитивностью», поскольку она включает в себя общие для всех культур добродетели. Перевес силы, знания и добродетели побеждает всегда. Конечно, бывают исключения, но в целом таково медленное, со скрипом, поступательное дви жение этих трех компонент. Как ты думаешь, какую цель оно преследует? Заметив на лице Боба первые признаки недовольства, я спешу закончить: — В иудейско-христианской традиции Бог обладает четырьмя качествами: Всемогущий, Всезнающий, Милосердный и к тому же — Творец Вселенной. Последнее позволь мне пока под вергнуть сомнению: оно больше всего сбивает меня с толку. 334 Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗ • НИ Ведь это значит, что Бог в ответе за все зло во Вс еленной. Если Он создал мир, будучи добрым, всезнаюж^дим ря всемогущим, как получилось, что на Земле столько ггмбнупщих невинных детей, терроризма и жестокости? Кроме того, если существует Создатель, то у человека не может быть свободы воли. Зачем же Богу создавать род, наделенный свободой воли, если Он сам всемогущ, всезнающ и ведает всем? И потом, возникает вопрос: кто создал Создателя? — На каждый из этих головоломных; вопросов теология дает подробные ответы. Так, проблему существования зла решает вера в непогрешимость Божествек-шого промысла. То, что нам представляется злом, — по замыслу Бога, нечто совсем иное. Вопрос о том, как совместить свобежду всъли с четырьмя достоинствами Бога, и вправду довольно сложен. Кальвин и Лютер пожертвовали свободой воли ради веемокгущества Бога. А в современной теологии есть направленное — так называемая «теология процесса», — адепты которого пиолагают, что Бог дал начало всеобщему и вечному развитию от перостоого к сложному, и эта возрастающая сложность предполагает наличие свободы воли и самосознания. Стало быть, свободная воля ограничивает Божественную власть. Согласно теологии процесса, Бог отка зался от всемогущества и всеведения, чтезбы дл.ть людям свободу воли. Пытаясь обойти вопрос о том, к: то созидал Создателя, теология процесса отказывается от самогс» понятия «творение» и утверждает, что процесс развития и усложнения не имеет начала и будет продолжаться вечно. Такр-ям образом, Бог дает нам свободу воли, жертвуя своим всемогушдествсэм, всезнанием и ролью Творца. Теория эта несостоятельнс а, поскольку лишает Бога большинства присущих ему качеств [ 249]. Однако, на мой взгляд, это одна из лучших попыток примирить могущество Бога и человеческую свободу. Есть еще один путь решения проблемы признать, что роль Бога-Создателя противоречит остальным трем Божественным свойствам. Именно эта ипостась не позволяет многим ученым примириться с идеей существования Бога. Ведь» Творец — это Глава 14. Смысл и цель 335 сверхъестественное и умное, созидающее начало, каковое пре бывало до начала времени и неподвластно законам природы. Может быть, тайну создания надо предоставить физике, точнее, космологии? Итак, нам остается признать, что Бог не имеет ничего общего с сотворением, однако при этом Он всемогущ, всезнающ и праве- ден. Возникает новый вопрос: «Существует ли такой Бог?» Если допустить, что да, мы опять столкнемся с прежними проблемами: как, будучи праведным и всемогущим, Бог допускает зло и как человек может обладать свободой воли, если Бог всемогущ и всеведущ? Получается, что такого Бога не было и нет. Но к чему, в конечном счете, ведет нас принцип беспроигрышное™? К Богу! — всемогущему, всеведущему и доброму, обретшему эти качества вследствие развития принципа беспроигрышное™. Может быть — это только мое предположение, — Бог ждет нас в самом конце пути. Теперь на лице Боба читается согласие, смешанное с легкой неуверенностью, но без всякой неприязни. Процесс усложнения преследует ни много ни мало, а обре тение всезнания, всемогущества и праведности. Мы до этого не доживем, как не доживет и все современное человечество. Лучшее, что мы можем сделать, — способствовать прогрессу. Благодаря этому у нашей жизни появится смысл. Осмысленной жизнь становится, когда мы чувствуем себя частью чего-то боль шего, — и чем больше это целое, тем более глубоким смыслом полнится наша жизнь. Стремление постичь Бога, наделенного всезнанием, всемогуществом и праведностью, делает нашу жизнь частью огромного целого. Нам дана возможность самостоятельно выбрать жизненный путь. Мы можем жить, стремясь к названной хугли. Можем предпочесть стезю, от нее далекую, или стать препятствием на пути этого прогресса. Мы вольны жить, накапливая знания: учиться, учить, воспитывать детей, заниматься наукой, литерату рой, журналистикой и т. д. Вправе мы и посвятить себя изучению новых технологий, инженерного дела, медицины, строительства, 336 Часть III. В ЧЕРТОГАХ ЖИЗНИ т. е. увеличивать свое могущество. Никто не мешает и взять за основу изучение права, государственных институтов религии, этики, политики, благотворительности, т. е. стремиться к пра ведности. Полноценная жизнь — в том, чтобы идти к подлинному счас тью, неизменно применяя свои индивидуальные достоинства. Но жизнь, исполненная высшего смысла, требует соблюдения еще одного условия — использования лучших своих качеств во имя человеческого знания, могущества и праведности. Такая жизнь воистину исполнена высшего смысла, а если, в конце концов, в ней появляется Бог, то и священна.
Приложение Терминология и теория Здесь я еще раз напомню основные положения книги и тер мины позитивной психологии. Понятия счастье и благополучие мы используем как взаимо заменяемые термины, определяющие задачи нашей науки. Эти понятия включают в себя как положительные чувства и ощуще ния (восторг, комфорт), так и позитивные виды деятельности, связанные с поглощенностью и увлеченностью и совершенно лишенные чувственного компонента. Очень важно понимать, что порой «счастье» и «благополучие» связано с эмоциями, а порой — с такой деятельностью, которая побуждает человека полностью абстрагироваться от эмоций. Счастье и благополучие — цель позитивной психологии. Положительные чувства мы делим на три категории, связан ные с прошлым, настоящим и будущим. Положительные чувства, связанные с прошлым, — удовлет воренность, довольство, гордость, безмятежность и т. п. Положительные чувства, связанные с будущим, — оптимизм, надежда, вера в Бога и уверенность в себе. Положительные переживания, связанные с настоящим, можно разделить на две категории: удовольствия и духовное удовлетворение. 13. 3-790 338 Приложение Удовольствия включают в себя как телесные, так.. и более воз вышенные переживания. Телесные удовольствия сжмюминутны, онисвязаны с работой наших органов чувств — восприятием приятных вкусов и запахов, звуков и картин, здоро вых и краси вых движений, сексуального наслаждения. Более всэзвышенные удовольствия тоже кратковременны, но в основам них лежат порой довольно сложные явления. При этом челе-овек может испытывать восхищение, экстаз, трепет, блаженство, радость, веселье, ликование, волнение, энтузиазм, покой и тс. п. Удовольствия, связанные с настоящим, как и псрочие пози тивные эмоции, составляют фундамент нашего субъективного самоощущения. Оценить психологическое состоянаие человека можно при помощи тестов. Предлагаемые в книге способы изме рения положительных чувств надежны и стабильны. Изучению положительных чувств и способов их усиления гс освящена, в основном, первая часть книги. Итак, положительные эмоции в настоящем связжсты с телес ными удовольствиями — например, ощущением приютного тепла или оргазма — и возвышенными удовольствиями ---------- например, блаженством, радостью или комфортом. Приятная жизнь — это жизнь, насыщенная положительными чувствами, связанными с настоящим, прошлым и будущим. Духовное удовлетворение — еще одна категория позитивных переживаний в настоящем. Однако, в отличие от удовольствий, оно связано не с чувствами, а с увлекающими нас видами деятельности: альпинизмом, чтением, танцем, интересной беседой, игрой и т. д. Духовное удовлетворение связано с пол ной поглощенностью любимым делом, самозабвением и полным отсутствием всяких эмоций, кроме ретроспективныx: «А ведь было здорово!». Духовное удовлетворение связано сг состоянием «потока», когда время останавливается и человек звабывает обо всем на свете. Установлено, что получить духовное удовлетворение невоз можно, если не использовать и не развивать свои иэндивидуаль-ные достоинства и добродетели. Счастье— цель позитивной
Терминология и теория 339 психологии — состоит не только в том, чтобы множить при ятные сиюминутные субъективные ощущения. Для истинного счастья необходима подлинная жизнь. Последняя подразуме вает, что положительные чувства и духовное удовлетворение должны быть достигнуты реализацией наших индивидуальных достоинств. Достоинствам и добродетелям посвящена вторая часть книги. Духовное удовлетворение — основа достойной жизни. Достойная жизнь подразумевает реализацию индивидуальных достоинств для достижения духовного удовлетворения во всех сферах жизни. Основной итог многочисленных споров заключается в том, что к счастью ведут разные дороги. Мы стремимся реализовать свои индивидуальные достоинства и добродетели в работе, в любви, в воспитании детей и поисках смысла жизни. Этому искусству и посвящена третья часть книги. Цель моего труда — научить читателей наилучшим образом распоряжаться настоящим, прошлым и будущим, правильно определить свои индивидуальные достоинства и затем приме нить их на практике. Как это ни парадоксально, «счастливому» человеку нет необходимости испытывать большую часть тех положительных чувств, о которых говорилось выше. Если же вы хотите, чтобы ваша жизнь была исполнена глу бокого смысла, используйте свои индивидуальные достоинства для служения высшей цели. Таким образом, эта книга служит своеобразным введением в осмысленную жизнь. Жизнь, исполненная смысла, связана с использованием наших индивидуальных достоинств и добродетелей для служения выс шим целям. Таким образом, мы вправе утверждать, что истинно счаст ливая и осмысленная жизнь включает в себя положительные чувства, связанные с прошлым и будущим, приятные пережива ния в настоящем, духовное удовлетворение от реализации своих индивидуальных достоинств, а также использование последних в интересах служения великой и значительной цели.
Благодарности
дея позитивной психологии зародилась в беседе трех энту зиастов во время отдыха на Юкатане в начале января 1998 года и постепенно воплотилась в научное движение. Эта книга была закончена через четыре года после рождения позитивной психологии и, по сути дела, представляет собой ее манифест. Слова Никки (см. главу 2) все еще звенели у меня в ушах, я был растерян, но ясно осознавал: моя миссия — создание ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Еще не до конца понимая, что таят в себе эти слова, я знал, к кому обратиться за помощью. Первый звонок — Майку Чиксентмихали. — Майк, — начал я, — конечно, вы с Изабеллой уже решили, куда ехать на Новый год. Но, может, вы все-таки откажетесь от этих планов и поедете с нами на Юкатан? Мы сняли домик на Акумале, там найдется место и для вас. Я хотел бы поговорить с тобой о создании нового научного направле ния — «позитивной психологии»... Затем я позвонил Рею Фаулеру: — Рей, я знаю, что вы с Санди уже решили, куда ехать на В первые дни января 1998-го на Акумале мы просыпались рано утром, «кофейничали» до полудня, потом заносили в ноут- 342 Благодарности буки результаты этих обсуждений, а после обеда шли купаться и гулять вместе с детьми. К концу недели вырисовалась основа: содержание, методы, инфраструктура. Новое направление включало в себя три области. Первая — изучение положительных чувств. Эд Динер согласился взять эту сферу на себя. Вторая — изучение позитивного характера, достоинств и добродетелей, вызывающих положительные чув ства. Майк Чиксентмихали изъявил готовность возглавить эту часть исследований. Далее мы решили, что позитивные характеры нуждаются в классификации — подобно тому, как в былые времена, до появления диагностического справочника, нуждались в клас сификации расстройства психики. Справочник позитивных характеров поможет специалистам ориентироваться в досто инствах личности. Эта классификация не обязательно должна оставаться неизменной: грядущие поколения ученых наверняка ее дополнят. Когда мы уразумели, что этот вопрос не обойти, пришлось разработать критерии оценки различных свойств характера. Руководить научными изысканиями в этой области взялись Крис Петерсон и Джордж Вайан. Психиатрия, как известно, — наука о болезнях и отклонениях, позитивной же психологии под руководством Петерсона и Вайана надлежало позаботиться о здоровье и благополучии нормальных людей. И наконец, третья, крайне важная область, оставшаяся, увы, за рамками этой книги, — изучение позитивных явлений и инсти тутов. Какие общественные установления в действительности способствуют развитию позитивного характера и стимулируют положительные чувства? Крепкая семья, здоровое окружение, демократия, гражданские свободы, экономическая стабиль ность — все это примеры позитивных институтов. Их изучением должны бы заниматься социология, политология, антропология и экономика, но эти дисциплины (подобно академической психо логии) в настоящее время заняты в основном явлениями отрица тельными —расизмом, дискриминацией полов, макиавеллизмом, Благодарности 343 монополизмом и т. п. Эти общественные науки выполняют гряз ную работу — ищут средства для борьбы с явлениями, затруд няющими нашу жизнь, — ну а пока, в лучшем случае, учат, как избежать подобных явлений или свести их действие к минимуму. Майк, Рей и я пришли к выводу, что людям необходима пози тивная наука, изучающая явления положительные. Кэтлин Хол Джэмисон согласилась возглавить исследования в этой области. Покойный ныне Роберт Нозик обещал помочь нам в разработке философского обоснования концепции. В итоге мы решили создать Общество позитивной психоло гии, объединяющее известных ученых. Эту работу возглавил я, а Питер Шульман стал координатором проекта. Спасибо вам, Рей, Майк, Эд, Крис, Джордж, Кэтлин, Боб и Питер! Майк, Рей и я использовали традиционные научные методы. Те, кто думает, что позитивная психология совершила револю цию в науке, будут разочарованы. Однако я считаю, что нужно называть вещи своими именами, не преувеличивая их значе ния. Мы рассматриваем позитивную психологию как особое направление традиционной науки, изучающее не болезни и расстройства, а положительные явления. Позитивная психоло гия не заменяет традиционную, а дополняет ее. Наконец, нам, умудренным практическим опытом, следо вало подумать и об инфраструктуре нового направления. Мы знали, что интересного содержания и проверенных научных методов совершенно недостаточно. Необходимы рабочие места, фанты, конкурсы, горящие энтузиазмом исследователи. И мы решили активно работать над этой проблемой. Особенно мы нуждались в молодых научных силах, но нужно было привлечь и уже состоявшихся ученых, создать вакансии для помощников преподавателей, аспирантов и студентов. Все это требовало значительных средств, и их поиск стал моей обязанностью. Большую часть 1998 года я провел в разъездах, читая доклады во всевозможных фондах с расчетом получить от них финансовую поддержку. Я опытный оратор, на моем счету 344 Благодарности сотни выступлений и докладов о приобретенном оптимизме и приобретенной беспомощности. Тем не менее даже я оказался готовым к той бурной реакции, которую вызвали мои рассуж дения. Впервые в жизни слушатели аплодировали мне стоя, впервые в жизни я видел слезы на их глазах. — Позитивная психология у меня в крови, а я вместо этого потратила годы на изучение всякой ерунды вроде психических заболеваний, — сказала мне женщина-психолог с дрожью в голосе. Другой известный психотерапевт признался: — История Никки — очень хороший пример. Я тоже лечу пациентов, помогая им выработать защитные положительные качества. Я пришел к этому интуитивно. У меня — большой опыт добывания исследовательских гран тов. В свое время мне часто поручали договариваться с разными организациями и фондами о финансировании какого-нибудь про екта. С моей точки зрения, это довольно унизительная и тяжелая работа. Но теперь, когда трудился во имя позитивной психологии, я не чувствовал ни усталости, ни досады — я был просто окры лен. Харви Дейл, Джим Спенсер и Джоэль Фляйшман из Atlantic Philanthropies охотно согласились оплачивать наши исследования, проявив удивительную щедрость. Нил и Донна Майерсон из Фонда Мануэля и Роды Майерсон спонсировали разработку классификации достоинств и добродетелей человеческого характера, под сокращенным названием «ДВД: Добродетели в Действии». Сэр Джон Темплтон и его помощники Чак Харпер и Артур Шварц из Фонда Джона Темплтона учредили высокие премии за лучшие исследования в области позитивной психологии, а также научные фанты для молодых специалистов. Фонды Анненберга и Пью щедро спонсировали изыскания в направлении, возглавляемом Кэтлин Холл Джэмисон, в пер вую очередь, касающемся позитивных аспектов общественной деятельности. Джим Хови согласился финансировать ежегод- Благодарности 345 ные научные конференции в Акумале. Дон Клифтон и Джим Клифтон — отец и сын, управляющие общества Gallup, — выра зили готовность заняться организацией и финансированием ежегодных встреч ведущих ученых. Спасибо вам, Харви, Джоэль, Нил, Донна, сэр Джон, Чак, Артур, Анненберг, Пью, три Джима и Дон! Ричард Пайн, мой давний литературный агент и друг, мечта любого автора, подкинул мне мысль написать книгу — своего рода манифест нового научного направления. Его правая рука, Лори Андиман, установила необходимые связи за рубежом. Филип Раппаиорт, мой замечательный редактор и советчик, взялся довести рукопись до ума и предложить ее издательствам Free Press и Simon & Schuster. Он дважды внимательно прочитал рукопись и сделал много удивительно ценных дополнений. Спасибо вам, Ричард, Лори и Филип! Все, кого я назвал, помогли мне в работе над книгой, и особенно — Чиксентмихали, Динер и Петерсон. Две группы исследователей серьезно повлияли на мою работу. Это Эми Резневски, Моника Ворлайн и Джейн Даттон, изучавшие психо логию труда, и Дэвид Шкаде, Кен Шелдон и Соня Любомирски, рассмотревшие феномен «погони за счастьем» (материалы их трудов частично использованы в книге). Кроме них у меня оказалось неисчислимое множество и дру гих помощников: кто-то давал прочесть свои статьи еще до их публикации, кто-то любезно разрешал перепечатать результаты проведенных опросов, кто-то спорил со мной дома, на работе или по электронной почте. Многие из этих невольных помощников, вероятно, уже забыли, какие ценные замечания они в свое время внесли в наш общий труд. Спасибо вам, Кэтрин Далсгаард, Марта Стаут, Терри Канг, Каррисса Гриффинг, Гектор Агилар, Кэтрин Пейль, Боб Эммонс, Майк МакКаллоу, Джон Хайдт, Барбара Фредриксон, Давид Любински, Камилла Бенбоу, Рена Суботник, Джеймс Павельскли, Лаура Кинг, Дачер Келтнер, Крис Риели, Дан Чирот, Барри Шварц, Стив Хайман, Карен Рейвич, Джейн Гиллхэм, Эндрю 346 Благодарности Шатт, Касс Санштайн, Рон Левант, Фил Зимбардо, Хазел Маркус, Боб Зайонц, Боб Райт, Дороти Кантор, Дик Суинн, Мариса Лашер, Сара Лавипор, Деннис МакКарти, студенты 262-й и 709-й групп отделения психологии Пенсильванского университета, Роб Дерубейс, Стив Холлон, Лестер Люборски, Николь Курцер, Курт Зальцингер, Дейв Барлоу, Джек Ракман, Ханс Эйзенек, Маргарет Балтес, Тим Бек, Дэвид Кларк, Дэвид Розенх:ан, Элейн Уокер, Джон Дурбин, Дрейк Макфили, Роберт Сейфарт, Гари Ванденбос, Питер Натан, Дании Канеман, Гарри Рейс, Шелли Гейбл, Боб Гейбл, Эрни Стек, Боб Олкотт, Фил Стоун, Би-vw Робертсон, Терри Уилсон, Шейла Кеарни, Мэри Пеннер-Ловсси, Дэйв Майерс, Билл Хоуэлл, Шарон Брем, Клод Стил, Горд,он Боуэр, Шарон Боуэр, Соня Любомирски, Дэвид Шкаде, Кен Шелдон, Элис Айзен, Джереми Хантер, Майкл Айзенк, Джинн Накамура, Пол Томас, Билли Корен, Чарли Есниг, Дэйв Гросс, Рейз Миллер, Джон Келлерман, Фэй Келлерман, Даррин Лезман, Фред Бриант, Джозеф Верофф, Боб Гейбл, Джон Туби, Леда Кюсмидес, Вероника Хута, Илона Бонивел, Дебра Либерман, Джерри Клоре, Лорен Аллой, Лин Абрамсон, Лиза Асинуолл, Марвин Левин, Ричи Дэвидсон, Кэрол Двек, Кэрол Рифф, Джон Диболио, Кори Кейес, Рослин Картер, Моника Ворлайн, Джейн Даттон, Эми Резневски, Джон Барон и Джон Барон, Джон Сабини, Рмк Макколей, Мел Коннер, Роберт Бисвас-Динер, Кэрол Динер„ Томас Джойнер, Том Брэдбери, Фрэнк Финчем, Хайден Эллис, Норман Брэдбери, Синди Хазан, Фил Шейвер, Эверетт Вортингт он, Дэвид Ларсен, Мэри Энн Мейерс, Вероника Хута, Джэк Хот, Фред Ванфлетерен, Рэнди Галлистел, Ева Кларк, Джим Глейк, Марти Эппл, Артур Яффе, Скотт Томпсон, Дэнни Хиллис, Марта Фарах, Алан Коре, Том Чилдерс, Дейв Хантер, Рик Снайдер, Шейн Лопес, Лесли Секерка, Тайаб Рашид, Стив Волин, Стиве Линкер, Роберт Пломин, Кен Кендлер, Джошуа Ледерберг, Сибил Волин, Тодд Кашдан, Пол Веркюль и Джуди Родин. Год работы над этой книгой стал самым лучшим в моей жизни, и за это я глубоко благодарен моей жене Манли и детям — Аманде, Дэвиду, Ларе, Никки, Даррилу и маленькой Карли.
Библиография 1. Marvin Levine. Look Down from Clouds, 1997 r. 2. Seligman, M.E.P. (1994). What you can change and what you 3. Freud, S. (1923). Civilization and its discontents. New York: 4. Goodwin, D.K. (1994). No ordinary time: Franklin and Eleanor 5. Fredrickson, B. (2001). The role of positive emotions in Positive 6. Masten, A. (2001). Ordinary magic: resilience processes in 7. Danner, D, Snowdon, D., and Friesen, W. (2001). Positive emo 8. Redelheimer, D., and Singh, S.(2001). Social status and life 9. Harker, L, and Keltner, D. (2001). Expressions of positive emo 348 Библиография 10. R. Nozick (1997), Socratic puzzles (pp. 93-95). Cambridge, MA: 11. Kahneman, D. (2000), Experienced utility and objective happin 12. F.W. Irwin (1971). Intentional behavior and motivation: A 13. Redelmeier, D., and Kahneman, D. (1996). Patients memories 14. Schkade, D., and Kahneman, D. (1998). Does living in California 15. Nozick, R. (1974). Anarchy, state, and Utopia (pp.. 42-45). New 16. Haidt, J. (2001). The emotional dog and the rationaJ tail: A social 17. Maruta, Т., Colligan, R., Malinchoc, M, and Of ford, K.(2000). 18. Allport, G. W., and Odbert, H.S. (1936). Trait-narrLes: A psycho- 19. Buckingham, M., and Clifton, D. (2001). Now, discover your 20. Fordyce Emotions Questionnaire: Fordyce, M. (19*88). A review 21. Keltner D., Bonanno, G.A. (1997). A study of laughter and diss- Библиография 349 22. Isen, A. M., Rosenzweig, A. S., and Young, M. J. (1991). The 23. Aspinwall, L, and Brunhart, S. (2000). What I don't know won't 24. Fredrickson, B. (1998). What good are positive emotions? 25. Peil, K. (2001). Emotional intelligence, sensory self-regulation, 26. Clore, G. L. (1994). Why emotions are felt. In P. Ekman, and R. 27. Tellegen, A., Lykken, D. Т., Bouchard, T.J., Wilcox, K.J., 28. Watson, D., Clark, L.A., and Tellegen, A. (1988). Development 29. Isen, A.M. (2000). Positive affect and decision making. In M. 30. Estrada, C, Isen, A., and Young, M. (1997) Positive affect 31. Masters, J., Barden, R., and Ford, M. (1979) Affective states, exp 350 Библи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|