Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение государства и права.




Вопрос 1.

 

Каковы причины возникновения государства и права?

 

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт - государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умерила столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ними, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.  

Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе. Есть еще и другие значения этого слова:

1) в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.

2) в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения, основанной на принципах добра и справедливости.

3) в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения, основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.

4) в юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках.

Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения.

 

Возникновение государства и права.

 

По поводу возникновения государства в мире существует множество теорий. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

Теологическая (божественная)теория относится к числу теорий, возникших раньше других. В силу особых взглядов и воззрений части общества значительная роль в решении вопросов о причинах и путях возникновения государства на протяжении всей итории развития человечества отводилась религии. Идеи божественного происхождения государства выдвигались еще в Древнем Египте, Иудее и Вавилоне. Наиболее известным приверженцем данной теории является Фома Аквинский (1225 – 1274). Основной смысл этой теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от Бога».

Патриархальная теория происхождения государства берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель (3 век до нашей эры). Патриархальная теория исходит из того, что государство происходит из семьи и является результатом разрастания семьи. Государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ни что иное, как продолжение отцовской власти. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием «абсолютной» («отеческой») власти монарха.

Договорная теория рассматривает государство, как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Основана эта теория была в V-IV веках до нашей эры. Впоследствии теория развивалась благодаря поддержке таких мыслителей и просветителей, как Гуго Гроций, Спиноза, Томас Локк, Жан-Жак Руссо. Сторонники договорной теории различают два вида права: естественное, предшествующее обществу и государству, и позитивное, являющееся порождением государства. В VII-VIII веках договорная теория активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Основатели и продолжатели теории выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В основу государства и права, вместо божьего провидения, они положили волю людей. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей.

Теория насилия. Эта теория возникла в XIX веке. Ее представителями были лидер 2-го Интернационала К.Каутский, немецкий философ Ф.Дюринг, австрийский государствовед Л.Гумплович и др. По мнению сторонников этой теории, основные причины происхождения государства лежат не в процессах развития экономики и общества, а в завоевании одной части общества другой, в установлении власти завоевателей над побежденными. Только насилие способно привести и приводит к образованию таких «противоположных» элементов государства, как рабовладельцы и рабы, властвующие и подвластные, победители и побежденные. Государство и право создаются завоевателями в целях поддержки и упрочнения своего господства над побежденными.

Психологическая теория государства возникла в середине XIX века. Ее наиболее крупный представитель – русский правовед Л.Петражицкий. Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психическими переживаниями и потребностями людей. Какие же это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости и потребности послушания, повиновения определенным лицам в обществе. Потребность следовать их указаниям. Психологическая теория возникновения государства и права рассматривала народ, как инертную массу, ищущую подчинения.

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей – рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX – первой половине XX века. Она легла в основу фашистской политики и идеологии. Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положение о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй, о делении людей на низшую и высшую расу, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве, вторые не способны не только к созданию, но даже и усвоению сформированной цивилизации. Один из основателей расовой теории – француз Ж.Гобино. В фашистской Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново, как историю борьбы арийской расы с другими расами. Расовая теория государства и права повлекла за собой чудовищную практику «узаконенного» уничтожения целых народов.

Историко-материалистическая (марксистская) теория. Данная теория возникла во второй половине XIX века и связана с именем К.Маркса и Ф.Энгельса. Согласно марксистской теории, государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях. Разделение сфер труда, появление торговли и обмена привели к быстрому росту производительных сил. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали, стали превращать в рабов, заставлять их работать на себя и присваивать себе результаты их труда. Появилось расслоение общества на богатых и бедных. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Расслоение общества приводит к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать. Используя свое положение. Эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли и т.д. Со временем власть этих представителей общества стала наследственной и использовалась только для защиты своих интересов. Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вытесняться государственной организацией. 

В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти - родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения, и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством. Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя, частично – путем полного вытеснения последних.

Марксистская теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую, германскую.

Афинская – классическая форма (самая чистая) – государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, развивающихся внутри общества.

Римская – родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, несущим обязанности, но лишенным политических прав плебсом. Победа плебеев взрывает строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская – государство возникает, как результат завоевания обширных территорий, для господства над которыми родовой строй не имеет никаких средств

Таким образом государство не навязывается обществу извне, оно возникает на его основе естественным путем. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется.

 

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном» виде, но сохранилось.

Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два разных определения права.

Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений».

При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством.

Другой подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды».

При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал.

В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход, несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход.

Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и, наоборот, теоретически и практически исходят из того, что право в реальной жизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются) государством. За нарушение их к нарушителю применяются различные меры государственного воздействия.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

 


Вопрос 2.

Что следует понимать под трудоустройством?

 

Необходимо дать понятие «трудоустройства», а также постараться отразить существующее положение на рынке труда.

Право на труд.

 

Статьей 23 Всеобщей декларации прав человека провозглашено право человека на свободный выбор при трудоустройстве. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в дейст­вующем Российском законодательстве.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Чело­век вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к администра­тивной ответственности за так называемое "тунеядство", бродяжничество и т.д. Кон­­ституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интерес­ную или выгодную для него. Свобода труда реализует через индивидуальную трудовую дея­тельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т.д.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Запрет принудительного труда, предусмотренный ст.8 Международного пакта о гражданских и политических правах. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых усло­виях или под угрозой какого-либо наказания.

25 сентября 1992 г. в КЗоТ была включена норма о запрете принудительного труда (ст.2), а из числа мер дисциплинарного взыскания исключено такое наказание, как перевод на ниже­оплачиваемую работу или смещение на низшую должность.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимательству или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предпри­ятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...