Притяжательные местоимения. Глагол. Личные формы глагола. Глаголы с дефектной парадигмой. Выбор видовой формы глагола
Притяжательные местоимения
Употребление притяжательных местоимениймой, свой связано прежде всего с отношением к лицу, производящему действие. В современном русском языке возможны вариантные формы: В заключение своего выступления я хотел бы сказать... /В заключение моего выступления позвольте сказать... Однако эти формы не являются взаимозаменяемыми. Неправильный выбор притяжательного местоимения приводит к двусмысленности. Например: Председателя мы застали в своём рабочем кабинете (в нашем рабочем кабинете или в кабинете председателя? ). По общему правилу местоимение свой относится непосредственно к производителю действия (т. е. к тому из участников ситуации, кто будет активно действовать, что-то делать). Двусмысленные фразы необходимо перестраивать. Например: «Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат» → «Профессор попросил, чтобы ассистент прочитал свой реферат» // «Профессор попросил, чтобы ассистент прочитал его реферат». Таким образом, местоимение свой можно использовать лишь тогда, когда лицо или предмет, на принадлежность которому указывает местоимение, является активным производителем действия и в предложении занимает место подлежащего.
!!!!! В контекстах, где речь идет о времени, местоимение сколько склоняется, при этом ударение в формах сохраняется на первом слоге: До ско́ льких работает магазин? К ско́ льким вы приходите на работу?
Глагол
Личные формы глагола. Глаголы с дефектной парадигмой
1) Глаголы с дефектной парадигмой — глаголы, не имеющие каких-то из спрягаемых форм. - глаголы, обозначающие процессы, совершающиеся в животном и растительном мире, в неживой природе не имеют форм 1–2 лица ед. и мн. числа: телиться, отпочковаться, течь, сквозить, ржаветь и др. (однако эти формы возможны в случае, если глагол используется в переносном значении).
- глаголы, не образующие формы 1‑ го лица ед. числа настоящего и будущего времени: победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и др. В речи отсутствующие и трудновоспроизводимые формы можно заменять аналогичными формами глаголов другого вида или описательными выражениями. Например, форму 1-го лица ед. ч. глагола совершенного вида победить – *побежу следует заменить аналогичной формой глагола побеждать – глагола другого вида, несовершенного, буду побеждать или описательным выражением – одержу победу. Аналогичную форму глагола убедить – *убежу можно заменить формой будущего времени несовершенного вида — буду убеждать, готов убеждать, описательным оборотом с книжным оттенком официальности подвергнуть убеждению, а также глаголами-синонимами уверять, заверять, внушать, доказывать, уговаривать.
2) Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь имеют колебания в формах: выздоров еют — выздоров ят, опостыл еют — опостыл ят, опротив еют — опротив ят . Т. к. эти глаголы относятся к І спряжению, нормативными являются формы на ‑ ею, ‑ еешь, ‑ еют. Формы с окончаниями по ІІ спряжению имеют устарелый или разговорный характер.
3) Глагол зиждиться является разноспрягаемым (т. е. имеет формы двух спряжений одновременно): инфинитив и прош. время образует по ІІ спряжению (с суффиксом ‑ и‑ ), а формы настоящего времени и причастия — по І спряжению (зижд ешь ся, зижд ут ся, зижд ущ ийся). Глагол чтить относится ко ІІ спряжению, но в 3‑ м лице множ. числа допускает дублетные формы чтут — чтят.
4) У глаголов брызгать, двигать, капать, метать вариантные спрягаемые формы имеют разное значение.
Брызгает — ‘спрыскивает, окропляет’ (брызгает водой); Брызжет — ‘разлетается каплями, разбрасывает капли, сыпется брызгами’ (грязь брызжет из-под колес, искры брызжут); Двигает — ‘перемещает, толкая или таща что-нибудь’ (сосед двигает мебель); Движет — ‘побуждает, руководит’ (им движет чувство сострадания); Капает — ‘падает каплями, льет по капле’ (пот капает со лба); Каплет — ‘протекает’ (крыша каплет, кран каплет); Мечет — ‘разбрасывает’ (мечет гром и молнии); Метает — в спорте как спец. термин (метает копье).
Выбор видовой формы глагола
Глаголы в русском языке бывают двух видов – совершенного и несовершенного. Обычно выбор глагола из видовой пары не вызывает затруднений, однако в некоторых случаях на него следует обратить внимание. Сравните контексты: Напишите письмо другу. – Пишите письмо другу! Первое высказывание представляет просьбу, второе – приказ. Нужно различать уместность произнесения просьбы и приказа. Не наступи на стекло. – Не наступай на стёкла! Первое – предупреждение, предполагающее случайное, не связанное с желанием и волей исполнителя действие; второе – требование к определённому лицу не совершать действие, установив контроль. Таким образом, осуществляется связь грамматики с жанром речевого акта. Вчера ко мне приехал друг. – Вчера ко мне приезжал друг. Из первого высказывания следует, что друг, очевидно, ещё гостит у вас. Второе даёт понять, что друг уже уехал. Правильный выбор видовой формы позволит вам выразить мысль адекватно ситуации, а слушающему – понять вас.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|