Структура дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Профили подготовки: «Информатика и вычислительная техника», «Энергетика», «Сервис», «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Экономика и управление», «Правоведение и правоохранительная деятельность», «Транспорт», «Машиностроение и материалообработка», «Металлургия и машиностроение».
Таблица 1
Вид учебной работы
| Очное
| Заочное
|
1-й
| 2-й
| 1-й
| 2-й
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
|
|
Аудиторные занятия
|
|
|
|
|
лекции
|
| -
|
| -
|
практические занятия
| -
| -
| -
| -
|
семинарские занятия
| -
| -
| -
| -
|
лабораторные работы
|
|
|
|
|
другие виды аудиторных занятий
| -
| -
| -
| -
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
изучение теоретического курса
| -
|
|
|
|
контрольная работа
| -
| -
|
|
|
домашние задания
|
| -
| -
| -
|
подготовка к экзамену/зачету
|
|
|
|
|
Вид промежуточного контроля
| Зачет
| Экзамен
| Зачет
| Экзамен
|
Профиль подготовки «Экономика и управление» профилизация «Управление документами в организации».
Таблица 2
Вид учебной работы
| Очное
|
1-й
| 2-й
|
|
|
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
|
Аудиторные занятия
|
|
|
лекции
|
| -
|
практические занятия
| -
| -
|
семинарские занятия
| -
| -
|
лабораторные работы
|
|
|
другие виды аудиторных занятий
| -
| -
|
Самостоятельная работа
|
|
|
изучение теоретического курса
| -
| -
|
контрольная работа
| -
| -
|
домашние задания
|
| -
|
подготовка к экзамену/зачету
|
|
|
Вид промежуточного контроля
| Зачет
| Экзамен
|
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Профили подготовки: «Информатика и вычислительная техника», «Энергетика», «Сервис», «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Экономика и управление», «Правоведение и правоохранительная деятельность», «Транспорт», «Машиностроение и материалообработка», «Металлургия и машиностроение».
Таблица 3
№ п/п
| Разделы учебной дисциплины
| Семестр
| Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Консультации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Информатика и информация
|
|
| -
| -
| Еженед.
| Собеседование
|
2.
| Архитектура ЭВМ. Технические средства информатизации
|
|
| -
| -
| Еженед.
| Собеседование
|
3.
| Современные информационные технологии
|
|
| -
| -
| Еженед.
| Собеседование
|
4.
| Программное обеспечение компьютера
|
|
|
| -
| Еженед.
| Защиты лабораторных работ
|
| Выполнение дом. раб.
|
| -
| -
|
|
|
|
| Подготовка к зачету
|
| -
| -
|
|
|
|
Итого за 1 семестр
|
|
|
| | Зачет
|
|
4.
| Программное обеспечение компьютера
|
| -
|
| -
| Еженед.
| Защиты лабораторных работ
|
5.
| Формализация и моделирование
|
| -
| -
|
| Еженед.
| Собеседование
|
6.
| Основы компьютерных сетей
|
| -
| -
|
| Еженед.
| Собеседование
|
7.
| Основные принципы информационной безопасности
|
| -
| -
|
| Еженед.
| Собеседование
|
| Подготовка к экзамену
|
| -
| -
|
|
|
|
Итого за 2 семестр
|
|
|
|
| Экзамен
|
|
|
Всего за курс
|
|
|
|
|
|
|
|
Профиль подготовки «Экономика и управление» профилизация «Управление документами в организации».
Таблица 4
№ п/п
| Разделы учебной дисциплины
| Семестр
| Виды учебной деятельности и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
| Практические занятия
| СРС
| Консультации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Информатика и информация
|
|
| -
| -
| Еженед.
| Собеседование
|
2.
| Архитектура ЭВМ. Технические средства информатизации
|
|
| -
| -
| Еженед.
| Собеседование
|
3.
| Современные информационные технологии
|
|
| -
| -
| Еженед.
| Собеседование
|
4.
| Программное обеспечение компьютера
|
|
|
| -
| Еженед.
| Защиты лабораторных работ
|
| Домашние задания
|
| -
| -
|
|
|
|
| Подготовка к зачету
|
| -
| -
|
|
|
|
Итого за 1 семестр
|
|
|
| | Зачет
|
|
4.
| Программное обеспечение компьютера
|
| -
|
| -
| Еженед.
| Защиты лабораторных работ
|
5.
| Формализация и моделирование
|
| -
| -
| -
| Еженед.
| Собеседование
|
6.
| Основы компьютерных сетей
|
| -
| -
| -
| Еженед.
| Собеседование
|
7.
| Основные принципы информационной безопасности
|
| -
| -
| -
| Еженед.
| Собеседование
|
| Подготовка к экзамену
|
| -
| -
|
|
|
|
Итого за 2 семестр
|
|
|
|
| Экзамен
|
|
|
Всего за курс
|
|
|
|
|
|
|
|
4.3. Содержание разделов дисциплины
Таблица 5
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание разделов
|
|
|
|
1.
| Информатика и информация
| Различные подходы к определению понятия информации (количественно-информационный и кибернетический подходы). Единицы измерения информации. Информационные процессы (хранение, обработка, передача). Носители информации. Сигналы и параметры сигналов. Формы представления информации. Дискретная и аналоговая информация. Обработка двоичных данных.[1].
Представление чисел в компьютере в формате с фиксированной запятой, в формате с плавающей запятой.
Стандартные коды в вычислительной технике. Кодирование информации двоичным кодом.
Сжатие данных, как уменьшение избыточности. Форматы сжатия с потерями и без потерь информации. Архивация, как пример сжатия файлов. Алгоритмы архивации. Виды архивов.
Логические основы построения компьютера. Логические выражения. Логические операции (И ИЛИ НЕ). Примеры записи логических функций в электронных таблицах, при составлении поисковых запросов в Интернет.
|
2.
| Архитектура ЭВМ. Технические средства информатизации
| История развития вычислительной техники. Классификация ЭВМ. Понятие об архитектуре ЭВМ. Техническое обеспечение (hardware). Общие принципы организации и устройства ЭВМ. Принципы фон-Неймана. Устройство управления (УУ). Арифметико-логическое устройство (АЛУ). Оперативная память (ОП). Другие виды адресуемой памяти. Устройства ввода-вывода (УВВ). Принципы работы и основные характеристики стандартных периферийных устройств. Внешняя память (ВП). Основные характеристики современных ПЭВМ и их основных компонентов. Принципы организации безопасной для здоровья работы за компьютером.
|
4.
| Современные информационные технологии
| Понятие и структура технологии. Основные сферы и направления использования вычислительной техники и информационных технологий: на производстве, в образовании, делопроизводстве, медицине. Мультимедиа-технологии. Виртуальная реальность. Экспертные, правовые системы, системы электронного документооборота.
|
3.
| Программное обеспечение компьютера
| Назначение и классификация ПО. Системное ПО. Операционные системы. Поколения ОС. Основные семейства (типы) ОС. Процесс загрузки операционной системы. Драйверы, утилиты, сервисные программы. Прикладное программное обеспечение. Основные принципы работы с инструментарием информационных технологий. Социально-правовой аспект использования программного обеспечения.
|
|
| Окончание таблицы 5
|
|
|
|
5.
| Формализация и моделирование
| Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей: табличные, иерархические, сетевые. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере: описание, формализация, построения компьютерной модели, компьютерный эксперимент, анализ полученных результатов и корректировка модели. Примеры построения моделей из различных сфер деятельности.
|
6.
| Основы компьютерных сетей
| Основные понятия и определения. Компоненты компьютерной сети. Клиент-серверная архитектура сети. Классификация компьютерных сетей: по территориальному признаку, по способу администрирования, по физической топологии. Корпоративные компьютерные сети. Понятие администрирования сети.
Глобальные компьютерные сети. Интернет. Общая структура сети Интернет. Технологии функционирования сети Интернет. Стандартный сетевой сервис, образовательные ресурсы Интернет. Электронная почта. Принципы функционирования электронной почты.. Всемирная паутина.
|
7.
| Основные принципы информационной безопасности
| Понятие безопасности. Потенциальные угрозы информационной безопасности. Виды угроз. Негативные факторы способствующие реализации угроз информационной безопасности. Ущерб от нарушения информационной безопасности и последствия данного ущерба. Методы защиты информации. Средства защиты информации. Уровни защиты информации: правовой, административный, аппаратно-программный, криптографический. Межсетевые экраны.
|
4.4. Содержание лабораторного практикума
Весь лабораторный практикум разбит на две части: базовый и элективный.
Базовый лабораторный практикум представляет собой комплекс лабораторных работ и проектов. В первом семестре выполняются проекты с 1 по 6, во втором семестре – с 7 по 10.
Элективный лабораторный практикум носит практико-ориентированный характер и состоит из шести модулей, ориентированных на формирование общепрофессиональной компетенции ОПК-5. В каждом семестре изучения дисциплины по результатам входного контроля, студенты выбирают один элективный модуль для самостоятельного освоения. Результаты самостоятельной работы учитываются в общей рейтинговой системе.
Цель введения элективных модулей заключается в учете познавательных потребностей студентов и, в связи с этим, формировании индивидуальной образовательной траектории по данной дисциплине.
Таблица 6
Базовый лабораторный практикум
№ п/п
| Наименование раздела / подраздела
| Содержание лабораторных работ
| Наименование проекта
|
|
|
|
|
1.
| Программное обеспечение компьютера. / Создание и обработка текстовых документов.
| Форматирование документа. Вставка рисунка. Работа с таблицами. Вычисления в таблицах. Создание и форматирование многостраничных документов. Стилевое форматирование больших текстов. Создание и редактирование стилей. Использование ссылок, перекрестных ссылок, сносок и автооглавления.
| 1. Создание анкеты студента
2. Форматирование многостраничного документа
|
2.
| Программное обеспечение компьютера / Создание и настройка презентаций.
| Использование шаблонов презентаций.
Работа с демонстрационными схемами.
Добавление на слайд внедренных объектов.
Создание демонстрации.
Работа с шаблонами оформления.
Инструменты группировки и анимации.
Создание гиперссылок и кнопок.
Разработка теста с элементами VBA.
| 1. Разработка визуального сопровождения доклада
2. Разработка интерактивной презентации
|
Окончание таблицы 6
|
|
|
|
3.
| Программное обеспечение компьютера / Создание и обработка электронных таблиц.
| Вычисления в таблицах. Использование функций табличного процессора для обработки информации, хранимой в табличной базе данных. Работа с диаграммами. Работа со списками (сортировка, фильтрация, промежуточные итоги). Создание формул с использованием функций. Построение сводных таблиц и диаграмм.
| 1. Обработка данных средствами электронных таблиц
2. Составление аналитического отчета
|
4.
| Программное обеспечение компьютера / Системы управления базами данных.
| Знакомство с интерфейсом и основными возможностями баз данных.
Редактирование информации в базе данных.
Поиск информации в базе данных. Фильтры. Расширенные фильтры.
Проектирование базы данных.
Основные типы данных. Форматы данных. Понятие о ключевых полях.
Создание многотабличной базы данных.
Отбор информации с помощью однотабличных запросов и запросов с параметром. Сохранение найденной информации.
Создание и форматирование отчетов.
Применение вычисляемых полей в запросах и отчетах.
Многотабличные и перекрестные запросы. Создание сложных форм с элементами управления. Макросы.
| 1. Работа с массивами данных (БД)
2. Проектирование базы данных
|
5.
| Программное обеспечение компьютера / Алгоритмизация.
| Линейные структуры программ.
Структуры ветвления.
Циклические конструкции.
| Разработка программы исполнителя
|
6.
| Программное обеспечение компьютера / Создание структурных схем.
| Построение структурной схемы.
Построение схемы мозгового штурма.
Построение плана производственного процесса.
Построение блок-схем.
| Создание структурной схемы
|
Каждый проект, базового лабораторного практикума, ориентирован на индивидуальную работу студента. При выполнении проекта студент может проявить творческий потенциал, личный подход к решению поставленной задачи.
В проекте «Создание анкеты студента» студентам предлагается по имеющемуся образцу создать в текстовом редакторе анкету для куратора. При выполнении проекта студентам необходимо продемонстрировать базовые навыки форматирования текстового документа, что позволяет преподавателю оценить общий уровень их работы с текстовым редактором.
Проект «Форматирование многостраничного документа» ориентирован на работу с большими документами. Студентам предлагается оформить реферат на заданную тему, в соответствии с требованиями ГОСТ по оформлению рефератов, контрольных работ и пояснительных записок к курсовым, дипломным работам и проектам.
Проект «Разработка визуального сопровождения доклада» является логическим продолжением предыдущего проекта. Студентам предлагается создать презентацию для сопровождения своего публичного выступления по созданному ранее реферату. При оформлении презентации студенты учатся правильно размещать текстовую и графическую информацию на слайдах, настраивать анимацию, управлять работой презентации.
В проекте «Разработка интерактивной презентации» студенты учатся создавать презентации с использованием аудио- и видеовставок, делать их динамичными и интерактивными, использовать в них гипертекстовые ссылки. Создают интуитивно понятный навигационный блок.
«Обработка данных средствами электронных таблиц» – в этом проекте средствами табличного процессора студенты создают таблицу с данными и выполняют в ней необходимые расчеты, используя математические и логические функции.
В проекте «Составление аналитического отчета» студенты учатся не только обрабатывать информацию в больших электронных таблицах с помощью инструмента Сводная таблица, но и осуществлять аналитический анализ полученных результатов, делать выводы и оформлять их в виде отчета.
Проект «Работа с массивами данных (БД)» ориентирован на работу с базами данных. Студентам предлагается готовая база данных, в которой им необходимо осуществить отбор той или иной информации с помощью запросов, создать такие объекты базы данных как форма и отчет.
«Проектирование базы данных» – в этом проекте перед студентами ставится задача создать базу данных, которая должна удовлетворять определенным требованиям заказчика. Студенты самостоятельно должны спроектировать структуру базы, выделить сущности, их атрибуты, определить связи. После этапа проектирования студенты должны приступить к этапу реализации: создать базу, заполнить ее данными, реализовать необходимые запросы, сформировать отчеты, создать формы.
Проект «Разработка программы исполнителя» ориентирован на формирование у студентов базовых основ алгоритмизации. Программируя исполнителя, студенты изучают такие логические программные структуры как ветвление и циклы, учатся создавать подпрограммы. В качестве итогового задания каждый студент получает индивидуальную задачу, для решения которой ему необходимо разработать соответствующую программу.
В проекте «Создание структурной схемы» студенты учатся создавать структурные схемы, схемы производственного цикла и блок-схемы в программе MS Visio. Создают блок-схему по индивидуальному заданию, которое они выполняли в предыдущем проекте.
Таблица 7
Элективный лабораторный практикум
№ п/п
| Наименование раздела / подраздела
| Содержание лабораторных работ
|
|
|
|
1.
| Программное обеспечение компьютера. / Создание и обработка электронных таблиц.
| Использование электронной таблицы как формы для ведения отчетности.
Создание диаграмм и графиков.
Статистическая обработка данных и работа со списками.
Подбор параметров.
Условное форматирование таблиц и использование логических функций.
|
2.
| Программное обеспечение компьютера. / Создание и обработка текстовых документов.
| Создание шаблонов документов.
Оформление распорядительной документации.
Оформление организационной документации.
Создание рассылки.
Работа с конвертами и наклейками.
|
Окончание таблицы 7
|
|
|
|
3.
| Программное обеспечение компьютера. / Алгоритмизация.
| Знакомство со средой программирования.
Программирование разветвляющихся алгоритмов.
Программирование циклических алгоритмов.
Работа с массивами.
Создание процедур и функций.
Работа с символами и строками.
Работа с файлами и записями.
|
4.
| Основы компьютерных сетей. / Облачные и сетевые технологии.
| Создание, редактирование и хранение документов с помощью облачных технологий.
Преобразование файлов из одного формата в другой с помощью сетевых конвертеров.
Работа по созданию и настройке сетевого календаря.
Знакомство с сетевыми ресурсами для генерирования электронных книг.
Работа с сетевыми конструкторами опросов и анкет.
|
5.
| Основы компьютерных сетей. / Ресурсы сети Интернет.
| Знакомство с правилами грамотного поиска информации в сети Интернет.
Работа с сайтом государственных услуг.
Знакомство с сетевыми ресурсами областных органов государственной власти.
Анализ сетевых ресурсов органов государственной власти с точки зрения их пригодности для инвалидов и людей с ограниченными возможностями.
Работа с он-лайн версией справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
|
6.
| Основы компьютерных сетей. / Телекоммуникации и сети.
| Знакомство с типами каналов и линии связи. Рассмотрение их классификации.
Рассмотрение классификации компьютерных сетей и технологии их построения.
Изучение топологий компьютерных сетей.
Изучение сетевого оборудования. Обжим UTP.
Проектирование компьютерной сети Ethernet.
Поиск причин неисправности компьютерной сети.
|
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: