Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап 1. Организация практики




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ

 

 

Кафедра психологии личности

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

 

Санкт-Петербург

 

Методические рекомендации по организации и проведению производственной практики. Учебное пособие/ Сост: О.В Ванновская, Э.П. Бахчеева. –СПб. СПбИПиА, 2005. 14с.

 

Пособие составлено на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 17.03.2000 г. рекомендациями Министерства образования Российской Федерации и положением о практике СПбИПиА.

Освещаются вопросы организации, руководства производственной практикой, требования к оформлению итоговой документации.

Пособие предназначено для студентов 4-5 курсов психологического факультета.

Ил. 5. Библиограф.: 49 назв.

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры психологии личности от 20.01.05, протокол № 5.

 

Печатается по решению Ученого совета Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, протокол № 2 от 25 февраля 2005г.

 

Рецензенты:

Профессор кафедры эргономики и инженерной психологии СПбГУ, доктор психологических наук, профессор А.И. Худяков.

Доцент кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии СПбГУ, кандидат психологических наук А.Н. Кутейников.

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Производственная практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования наряду с учебно-ознакомительной, педагогической и квалификационной практиками.

Производственная практика – одна из основных форм профессиональной подготовки в высшей школе, позволяющей осуществить обучение студентов самостоятельной психологической деятельности. Производственная практика создает условия для интеграции знаний и умений по теоретическим и практическим дисциплинам в системе подготовки психологов. Данная практика позволяет оценить уровень готовности студентов к профессиональной деятельности, сформировать недостающие и усовершенствовать имеющиеся профессиональные умения и навыки.

Производственная практика проводится в учреждениях любых организационно-правовых форм (НИИ, ВУЗы, школы, центры психологического консультирования и тренинга, центры занятости, развивающие и коррекционные центры и другие психологические службы).

Срок практики определяется соответствующими государственными образовательными стандартами по специальности «020400. Психология», а также Положением о практике СПбИПиА. Итоговой аттестацией является экзамен.

Производственная практика является завершающим этапом подготовки практического психолога; в процессе практики студентам необходимо активно использовать знания, полученные при прохождении дисциплин специализации: психологическое консультирование, психодиагностика в консультировании, психодиагностика в менеджменте, психокоррекция психических состояний и свойств личности, психология управления персоналом. Производственная практика также предоставляет студентам возможность сформировать на основе теоретических знаний конкретные умения и навыки диагностической, консультативной, психокоррекционной деятельности.

Цель: Содействие качественной подготовке студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций психолога, формирование навыков самостоятельной профессиональной деятельности

Задачи:

· Углубление, закрепление полученных теоретических знаний и применение их на практике.

· Ассистирование психологу при обеспечении проведения психологической диагностики, ведения тренинговых и коррекционных групп, индивидуального, семейного и организационного консультирования.

· Закрепление навыков изучения психических процессов, состояний и свойств испытуемого и клиента.

· Планирование и проектирование исследовательских, психодиагностических, психокоррекционных и развивающих мероприятий.

· Анализ работы практического психолога (психологической службы) организации.

· Формирование навыков оформления и ведения психологической документации.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НА УСТАНОВОЧНОЙ ЛЕКЦИИ

Производственная практика, как и учебно-ознакомительная, предваряется установочной лекцией. Запись лекции осуществляется в отдельной тетради.

Поскольку от глубины и точности понимания материала первой лекции во многом зависит успешность прохождения практики, рекомендуется подробное фиксирование получаемой информации.

Большую часть производственной практики студент реализует цель и задачи практики в процессе самостоятельной работы, осуществляемой под руководством психолога организации, в которой проходит практика. Вот почему в случае возникновения во время установочной лекции вопросов и неясностей, необходимо разобраться в указанных сложностях с помощью преподавателя в конце лекции.

По окончании лекции также следует убедиться в наличии форм и требований к заполнению всех документов, необходимых для прохождения практики и последующего получения зачета.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НА КОНСУЛЬТАЦИИ

Вопросы, возникающие в процессе самостоятельной работы в организации, могут быть разрешены в процессе групповой консультации студентов руководителем практики от академии, либо во время посещения руководителем практики студентов-практикантов на местах.

К наиболее типичным проблемам, возникающим у стажеров, относятся:

· вопросы организации практики (доступ к документации, возможности самостоятельного проведения диагностики и коррекции, время посещения занятий и т.д.);

· вопросы оформления документов (подготовка отчетов, приложений – диагностических методик, программ психокоррекции);

· вопросы осуществления наблюдения и оформления дневника наблюдений.

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Программа производственной практики включает некоторые обязательные элементы, которые могут быть рассмотрены в качестве этапов вхождения в профессиональную деятельность:

ЭТАП 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Организационные вопросырешаются преимущественно в процессе установочной конференции, а также в первый день посещения организации-места прохождения практики.

Задачами установочной конференции являются:

· знакомство студентов с групповым руководителем,

· определение характера взаимодействия с руководителем (времени групповых и индивидуальных консультаций),

· уточнение распределения по группам,

· выбор старост групп,

· получение заданий и рекомендаций по практике,

· получение образцов документации, необходимой для получения зачета по производственной практике.

ЭТАП 2. ОРИЕНТИРОВКА

Данный этап включает в себя:

· знакомство с психологами учреждений (НИИ, ВУЗа, школы, центра психологического консультирования и т.п.), в которые направлен студент-практикант;

· знакомство с особенностями структуры и механизмов функционирования организаций, основными нормативными документами.

ЭТАП 3. СБОР ИНФОРМАЦИИ

Сбор информации предполагает осуществление наблюдения за реальным процессом деятельности психолога. По результатам наблюдения составляется фотография рабочего дня психолога организации. Происходит выделение компонентов профессиональной деятельности: мотивов, целей, задач, условий, средств, результатов, каждый из компонентов подвергается подробному анализу.

Помимо информации о профессиональной деятельности психолога организации, студенты получают информацию о предмете и объекте этой деятельности в конкретной организации: каковы цели и специфика труда и персонала в организации или на предприятии.

ЭТАП 4. ПЛАНИРОВАНИЕ

Предполагается составление совместно с руководителем (психологом организации) индивидуального плана прохождения производственной практики.

Осуществляется планирование мероприятий по ассистированию психологу.

Разрабатываются самостоятельные модули для осуществления групповых и индивидуальных форм работы.

Подготавливается необходимый психодиагностический инструментарий.

ЭТАП 5. АССИСТИРОВАНИЕ

Имеется в виду работа в качестве помощника психолога при обеспечении проведения психологической диагностики, ведения тренинговых и коррекционных групп, индивидуального, семейного и организационного консультирования.

Результаты прохождения данного этапа подробно фиксируются в дневнике наблюдения, обобщенно – в отчете о практике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...