Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследов Дюркгеймом самоуб-ва

Специальная работа Дюркгейма посвящена самоубийству. Он отвергал объяснение самоубийства индивидуальными, психологическими мотивами и провозглашал, что только социальные факторы являются его причиной. Самоубийство - очевидный пример нарушения соц связей. Изучение соц среды как главной причины, влияющей на измен уровня самоубийств, характеризует социологизм его подхода. Дюркгейм применил технику доказательства методом исключения: он систематически проверял и отбрасывал такие несоциальные факты как «психол предрасположенность» (психологическое состояние, расовые и наследственные факторы), черты физического окружения (климат, время года, время дня) и процесс подражания.

Опираясь на офици статистику, он выяснил ряд особьенностей: уровень самоубийств выше летом, чем зимой, мужчины кончают с собой чаще женщин, старики чаще чем молодые, солдаты чаще чем гражданские, протестанты –чем католики, одинокие и вдовы – чем женатые, степень самоубийств выше в городах, нежели в сельской местности.

Он предположил, что самоубийств обратно связано со степенью интеграции с социальными группами, к которым человек принадлежит. Дюркгейм выделил четыре типа самоубийства:

1. Эгоистическое - разрушение социальных связей, отсутствие коллективной поддержки, состояние отчуждения и изоляции, вызывающее чувство одиночества, ощущение трагедийности существования. Причиной м.б. крайний индивидуализм, но почвой, его порождающей, является больное общество, «социальная болезнь».

2. Альтруистический - личные интересы индивида полностью подчинены общественным, там, где интеграция группы так высока, что человек перестает ощущать себя независимой личностью. (старики, больные)

3. Аномический - во времена социальных потрясений и экономических кризисов индивид теряет способность адаптироваться к социальным изменениям и новым социальным требованиям, теряет связи с обществом. Состояние социальной аномии означает отсутствие социальных норм поведения, слом старой иерархии ценностей и отсутствие новой, что порождает нравственную нестабильность в обществе.

Фаталистический - результат возрастающего контроля над индивидом со стороны группы, где есть избыток жесткой регуляции, становящейся невыносимой для индивида. Т. обр., самоубийство - намеренный, сознательный акт индивида, зависящий от социальной дисциплины; эталон нормального социального поведения - это нормальный социальный субъект, уважающий правила и подчиняющийся коллективному авторитету.


                                                                                                                      Франкфуртская школа в социологии. Периодизация ее развития.

Лево-радикальное направление (неомарксизм, неофрейдизм). Представители: Ф. Полак, К. Виттфобель, Т. Адорно, Маркузе.

. Образовалась она до первой мировой войны вокруг института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, которым руководил тогда Макс Хоркхаймер (1895-1973). Он и был, вместе с Теодором Адорно, организатором этого направления. Среди наиболее известных последователей Франкфуртской школы можно назвать Герберта Маркузе и Эриха Фромма. наиболее заметна она была в 60-е
Адорно вместе с Хоркхаймером выпускают книгу под названием «Диалектика просвещения», в которой исследуют современную цивилизацию. По их мнению, современная цивилизация, выросшая на принципе рациональности, точнее даже на культе рациональности, на культе покорения человеком природы, это цивилизация тупиковая. Тупик вызван именно культом рациональности, происходящим от просвещения. Попытка покорить природу, господствовать над природой приводит в конце концов не к господству, а к отчуждению человека. Это понятие отчуждения Хоркхаймер и Адорно берут из ранних работ Маркса. Возникает это отчуждение вследствие культа разума: человек привыкает властвовать над миром, это создает пропасть между человеком и миром, и поэтому человек, отчуждаясь от мира, противопоставляя себя миру, не способен проникнуть в тайны мира, не способен существовать с миром в гармонии. Это отчуждение человека от мира вызывает различного рода последствия - прежде всего отношение как к вещи и к миру, и к самому себе, и к другим людям. Одним словом, проявление вещизма во всей его полноте. Вещизм по отношению к миру проявляется как потребительское отношение к миру, по отношению же к людям он проявляется в возникновении различного рода агрессивных форм поведения, в том числе тоталитарных государств, фашистских и социалистических, в росте преступности, когда человек видит в другом человеке некоторую вещь, способную удовлетворить его собственные прихоти. Именно эта неудавшаяся цивилизация порождает фашизм, преступность, массовую культуру и все остальные «прелести
Впоследствии молодое поколение франкфуртцев - Маркузе и Фромм - будут искать и пути выхода. Маркузе, в частности, описывает современную действительность как репрессивную цивилизацию. В молодости Маркузе увлекался Фрейдом, и фрейдистские положения он переводит в свою собственную философию. Маркузе привлекает в свою философию идеи Фрейда о либидо и сверх-я

Вторая идея Маркузе - это идея одномерного человека. В XIX в., в обществе, которое описывал Маркс, человек, по Маркузе, был двумерным: он потреблял и производил различные материальные блага, но имел и второе измерение - революционное. В современном обществе человек утратил свою вторую размерность - революционную, и превратился только в потребителя. Это одномерный человек.

Фромм указывал, что чел двойственное существо, в этом его особ: с одной ст, чел явл частью природы, с др - это существо, противостоящее природе. Это и природное существо, и над-природное. Как над-природное существо человек свободен, а как природное он включен в причинно-следственные связи природы. Отсюда и коренная дихотомия человеческого существования. Решение этой дихотомии Фромм также предлагает искать на путях соединения марксизма и фрейдизма. По Фромму, каждое из этих учений имеет неоспоримое достоинство, но каждое оказывается и весьма недостаточным. Скажем, Маркс замечательно исследовал общественные механизмы взаимодействия людей, он открыл законы общества, но, увлекшись законами общества, совершенно забыл об индивиде. Фрейд, наоборот, открыл глубинные законы чел психики, но в силу своего профессионал игнорировал обществ связи человека


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...