Об-во как сис у Парето. Пробл взаимод м/у элеме с-мы. Остатки и производные.
центр идей Парето - рассм об-ва как системы, наход в состоянии постепенно наруша и восст равновесия. Изменения в одной части системы немедленно перед др ее части, и вся сист приходит в движение, пока вновь не восст «динамическое равновесие». Парето разделял соци действия на логические и нелогические. «Нелогические» действия харак тем, что люди, их совершающие, не знают истинных объект связей между явле и поэтому используют неадеква средства для достиж целей, «нелогически» соединяя цели и средства.. «Логические» действия руковод не чувствами, а разумом и регулир нормами. Они характерны для деятельности в области экономики, науки, отчасти политики. Сделав эмоц сферу чел деят гл звеном своей соц системы, Парето сделал оговорку, что не все чувства достойны внимания соц, а только такие, кот проявляются в опреде рода действиях, что дает возможность строго их классифицировать. Они неизменны, постоянны и потому являются теми элементами социальной среды которые «детерминируют социальное равновесие» социолог дал название — «резидуи», что на языке хим наук означ «остатки» или «осадки», «Остатки» как основа чувств, эмоций, страстей, инстинктов имеют, согласно Парето, врож, естественный, не поддающийся влиянию внешних условий характер.роль двух первых классов остатков. Первый класс включает «остатки», названные «инстинктом комбинаций» который якобы лежит в основе всех социальных изменений. Это внутренняя психологическая склонность человека собирать, по-разному переставлять, комбинировать вещи, Второй класс — «остатки» «постоянства агрегатов», выражающие тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи..
В остальные классы «остатков» Парето включил стремление человека проявлять свои чувства в общественных действиях. В заключительных частях «Трактата...» Парето попытался применить теорию «остатков» к объяснению европейской истории, изображая ее в виде конфликта «остатков» первого и второго классов — инстинкта изменений и консерватизма, новаторства и ретроградства. Производные же базируются на осадках, могут делать осадки более или менее интенсивными, усиливать или ослаблять их – и след способны влиять на соц равновесие. Ввнимание Парето уделял силе убеждения, присущей произв – он выделил 4 класса производных: 1 «простые уверения»: «надо, потому что надо», «это так, потому что это так» (такие формулы мать часто использует, требуя чего-то от ребенка); 2 аргументы и рассуждения, опирающиеся на авторитет 3 апелляция к чувствам, интересам 4 «вербальные доказательства»: используются термины с двойственным смыслом. Общество как система. Индивиды, «молекулы» социальной системы, «образуют соединение, которое, подобно химическим соединениям, может иметь свойства, не являющиеся суммой свойств составн частей». То есть об-во у Парето – это система, состоящая из взаимозависимых частей (изм одних элемента ведет к изм других). Теория круговорота элит В. Парато. Элита - это избра часть населения, остальная его часть лишь «приспосабливается к получ от нее стимулам». В свою очередь элита подразде на две части: одна прямо или косвенно принимает участие в управл обществом («правящая элита»), а другая не уч в управлении и подвиггается в художественной или научной сферах («неуправляющая элита»). Элита и неэлита образуют соответственно высший и низший слои общества. Предст низов, наиболее одаренные из них, «поднимаются вверх», пополняя ряды правящей элиты, члены которой в свою очередь, деградируя, «опускаются вниз», в массы.
Происходит циркуляция, или круговорот, элит - процесс взаимодействия между членами гетерогенного общества, которое представляется Парето в виде пирамиды с элитой на ее вершине. Парето указывает на два главных качества управляющих: умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями, и умение применять силу там, где это необходимо (изобретательность, хитрость, убедительность – «лис», у которых преобладает комбинационный инстинкт + сила, устремленность, готовность использовать силу со стороны «львов»). Эти способности являются взаимоисключающими. Правительства правят, либо применяя силу «львы», либо при помощи соглашательства и уговоров «лисы Механизмом, посредством которого происходит обновление правящей элиты в мирное время, является социальная мобильность. Чем более «открыт» правящий класс, тем крепче его «здоровье» Чем более он замкнут, тем сильнее тенденция к упадку». За исключением полностью замкнутой элиты, становящейся кастой, правящая элита обычно находится в состоянии постоянной медленной трансформации. Если циркуляция элит происходит слишком медленно, в высших слоях скапливаются элементы, олицетворяющие бессилие, разложение и упадок Циклы подъема и упадка, возвышения и падения элиты являются, по убеждению Парето, необходимыми и неизбежными. Чередование, колебание, смена элит являются законом существования человеческого общества.. Правителей, у которых преобладают «остатки» «комбинаций», Парето называет «лисицами», а тех, у которых преобладают «остатки» «постоянства агрегатов», — «львами». Теория «круговорота элит», строилась Парето не на основе анализа общественных отношений, а на основе исследования врожденных биопсихических свойств индивидов. Полит, эк изм в об-ве не являются простым следствием изменений в личном составе правящего меньшинства,. Процесс «циркуляции элит» в действительности выражает глубокие общественные процессы, прежде всего соц-эк хар-ра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|