Понятие, виды и признаки обучаемости
Стр 1 из 3Следующая ⇒ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ _____________________________________________________________________
Кафедра общей психологии
СЛОВАРЬ - СПРАВОЧНИК ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург
Словарь - справочник по педагогической психологии. Учебно-методическое пособие / сост. Андерсон М.Н. СПб.: Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, 2010. – 34 с. Учебно-методическое пособие составлено на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 17.03.2000 г., и рекомендациями Министерства образования Российской Федерации. Справочник является дополнительным учебно-методическим пособием для изучения дисциплины «Педагогическая психология». Пособие предназначено для студентов 3 курса психологического факультета.
Учебное пособие утверждено и рекомендовано к печати на заседании Ученого Совета Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии.
Протокол № 2 от 16 сентября 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1: Введение в педагогическую психологию………………………….6
1.1. Базовые понятия педагогической психологии…………………………...6 1.2. Методы педагогической психологии……………………………………..6 Основная литература по 1 разделу………………………………………..7
РАЗДЕЛ 2: Психология обучения………………………………………………..8
2.1. Проблема соотношения обучения и развития……………………………...8 2.1.1. Взгляды зарубежных ученых на соотношение процессов обучения и развития……………………………………………………………………………8 2.1.2. Основные понятия концепции зоны ближайшего развития Л.С. Выготского………………………………………………………………………...8
2.2. Понятие, виды и признаки обучаемости……………………………………8 2.3. Учебная деятельность………………………………………………………..9 2.3.1. Основные трактовки понятия учебной деятельности……………………9 2.3.2. Структура учебной деятельности…………………………………………9 2.4. Усвоение знаний, умений, навыков………………………………………..10 2.4.1. Понятия научения, учения и обучения…………………………………..10 2.4.2. Научение с точки зрения ряда теорий зарубежной психологии……….10 2.4.3. Теории научения в отечественной психологии…………………………10 2.5. Виды научения………………………………………………………………11 2.6. Уровни научения……………………………………………………………11 2.7. Усвоение знаний……………………………………………………………11 2.7.1. Уровни усвоения знаний…………………………………………………13 2.8. Понятие общеучебных умений и навыков………………………………..13 2.9. Психологические основы разных типов и систем обучения…………….13 2.9.1. Традиционное обучение…………………………………………………13 2.9.2. Проблемное обучение……………………………………………………14 2.9.3. Программированное обучение…………………………………………14 2.9.4. Развивающее обучение………………………………………………….15 2.10. Мотивы учения…………………………………………………………...16 2.10.1. Понятие и структура учебной мотивации…………………………….16 2.10.2. Факторы учебной мотивации………………………………………….16 2.10.3. Источники учебной мотивации……………………………………….16 2.10.4. Мотивы достижения и избегания. Феномен «обученной беспомощности»……………………………………………………………….17 Литература по 2 разделу………………………………………………………19
РАЗДЕЛ 3. Психология воспитания…………………………………………...20
3.1. Понятие и виды воспитания………………………………………………20 3.2. Нравственное воспитание…………………………………………………20 3.2.1. Понятие нравственности. Виды нравственной саморегуляции поведения……………………………………………………………………….21
3.3. Методы воспитания……………………………………………………….21 3.3.1 Понятие и классификации методов……………………………………..21 3.4. Приемы воспитания………………………………………………………..22 3.5. Формы воспитания…………………………………………………………22 3.6. Понятие самовоспитания и самообразования……………………………22 3.7. Принципы и закономерности воспитания………………………………..22 Основная литература по 3 разделу…………………………………………….24
РАЗДЕЛ 4. Психология учителя……………………………………………….25
4.1. Общая характеристика педагогической деятельности…………………..25 4.2. Уровни продуктивности педагогической деятельности………………….25 4.3. Профессиональная Я-концепция учителя…………………………………26 4.4. Понятие педагогической направленности………………………………...26 4.5. Классификация мотивов педагогической деятельности…………………26 4.6. Педагогические способности………………………………………………26 4.7. Стили педагогической деятельности……………………………………...28 4.8. Педагогическая акмеология………………………………………………..28 4.9. Особенности педагогического общения…………………………………..29 Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе..30 4.11. Стили педагогического общения…………………………………………31 4.12. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся…………………………………………………………………………31 Основная литература по 4 разделу……………………………………………..33
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
1.1. Базовые понятия педагогической психологии: Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.
Предмет педагогической психологии - факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Структура педагогической психологии: - психология обучения - психология воспитания - психология учителя
Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения.
Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.
Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности.
1.2. Методы педагогической психологии:
Экспериментальное обучение – специфический метод психолого-педагогического исследования; предполагает внедрение экспериментальных программ. Задачи экспериментального обучения: - изучение влияния обучения на психическое развитие человека; - изменение и варьирование содержания и форм учебной деятельности человека с целью определения влияния этих изменений на темпы и особенности психического (в частности, умственного) развития.
Основная литература по 1 разделу:
1. Возрастная и педагогическая психология/Под. ред. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В.-Учебное пособие: Хрестоматия.- М.: Академия, 2001
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник-М: Логос, 2002
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р.Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие.- М.: Академия, 2001
4. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред. Бим-Бада Б.М.- М.:БРЭ, 2002
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Проблема соотношения обучения и развития Взгляды зарубежных ученых на соотношение процессов обучения и развития · Детское развитие не зависит от процессов обучения – Ж.Пиаже. · Обучение и развитие – тождественны – У.Джемс, Э. Торндайк. · Развитие рассматривается как двойственный процесс: как созревание и как обучение – К. Коффка.
Основные понятия концепции зоны ближайшего развития Л.С. Выготского
Зона актуального развития (ЗАР)- см. Зона ближайшего развития.
Зона ближайшего развития (ЗБР)- расхождение между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
Основные «пласты» развития в ЗАР – обученность, развитость, воспитанность.
Основные «пласты» развития в ЗБР – обучаемость, развиваемость, воспитуемость.
Понятие, виды и признаки обучаемости Обучаемость - способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности.
Обучаемость общая - способность к усвоению любого материала.
Обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности.
Обученность - результат прошлого опыта и, с другой стороны, - цель предстоящего обучения
Признаки обучаемости: o активность ориентировки в новых условиях; o перенос известных способов решения задач в новые условия; o быстрота образования новых понятий и способов деятельности; o темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость; o восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.
Учебная деятельность 2.3.1. Основные трактовки понятия учебной деятельности (УД): · синоним научения, учения, обучения; · ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте; · учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.
Сущность УД состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание УД заключается в овладении обобщёнными способами действий в сфере научных понятий.
2.3.2. Структура учебной деятельности: - потребность - учебная задача - мотивы учебной деятельности - учебные действия и операции
Потребность -стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области.
Учебная задача - такой тип задач, при решении которых учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач.
Мотивы учебной деятельности - направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Учебные действия – разнообразные действия, которые ученик выполняет в процессе учебной деятельности.
Операция - законченное действие или ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|