Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, виды и признаки обучаемости




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ

_____________________________________________________________________

 

Кафедра общей психологии

 

 

СЛОВАРЬ - СПРАВОЧНИК ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург

 

 

Словарь - справочник по педагогической психологии. Учебно-методическое пособие / сост. Андерсон М.Н. СПб.: Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, 2010. – 34 с.

Учебно-методическое пособие составлено на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 17.03.2000 г., и рекомендациями Министерства образования Российской Федерации.

Справочник является дополнительным учебно-методическим пособием для изучения дисциплины «Педагогическая психология».

Пособие предназначено для студентов 3 курса психологического факультета.

 

Учебное пособие утверждено и рекомендовано к печати на заседании Ученого Совета Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии.

 

Протокол № 2 от 16 сентября 2009 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1: Введение в педагогическую психологию………………………….6

 

1.1. Базовые понятия педагогической психологии…………………………...6

1.2. Методы педагогической психологии……………………………………..6

Основная литература по 1 разделу………………………………………..7

 

РАЗДЕЛ 2: Психология обучения………………………………………………..8

 

2.1. Проблема соотношения обучения и развития……………………………...8

2.1.1. Взгляды зарубежных ученых на соотношение процессов обучения и развития……………………………………………………………………………8

2.1.2. Основные понятия концепции зоны ближайшего развития Л.С. Выготского………………………………………………………………………...8

2.2. Понятие, виды и признаки обучаемости……………………………………8

2.3. Учебная деятельность………………………………………………………..9

2.3.1. Основные трактовки понятия учебной деятельности……………………9

2.3.2. Структура учебной деятельности…………………………………………9

2.4. Усвоение знаний, умений, навыков………………………………………..10

2.4.1. Понятия научения, учения и обучения…………………………………..10

2.4.2. Научение с точки зрения ряда теорий зарубежной психологии……….10

2.4.3. Теории научения в отечественной психологии…………………………10

2.5. Виды научения………………………………………………………………11

2.6. Уровни научения……………………………………………………………11

2.7. Усвоение знаний……………………………………………………………11

2.7.1. Уровни усвоения знаний…………………………………………………13

2.8. Понятие общеучебных умений и навыков………………………………..13

2.9. Психологические основы разных типов и систем обучения…………….13

2.9.1. Традиционное обучение…………………………………………………13

2.9.2. Проблемное обучение……………………………………………………14

2.9.3. Программированное обучение…………………………………………14

2.9.4. Развивающее обучение………………………………………………….15

2.10. Мотивы учения…………………………………………………………...16

2.10.1. Понятие и структура учебной мотивации…………………………….16

2.10.2. Факторы учебной мотивации………………………………………….16

2.10.3. Источники учебной мотивации……………………………………….16

2.10.4. Мотивы достижения и избегания. Феномен «обученной беспомощности»……………………………………………………………….17

Литература по 2 разделу………………………………………………………19

 

РАЗДЕЛ 3. Психология воспитания…………………………………………...20

 

3.1. Понятие и виды воспитания………………………………………………20

3.2. Нравственное воспитание…………………………………………………20

3.2.1. Понятие нравственности. Виды нравственной саморегуляции поведения……………………………………………………………………….21

3.3. Методы воспитания……………………………………………………….21

3.3.1 Понятие и классификации методов……………………………………..21

3.4. Приемы воспитания………………………………………………………..22

3.5. Формы воспитания…………………………………………………………22

3.6. Понятие самовоспитания и самообразования……………………………22

3.7. Принципы и закономерности воспитания………………………………..22

Основная литература по 3 разделу…………………………………………….24

 

РАЗДЕЛ 4. Психология учителя……………………………………………….25

 

4.1. Общая характеристика педагогической деятельности…………………..25

4.2. Уровни продуктивности педагогической деятельности………………….25

4.3. Профессиональная Я-концепция учителя…………………………………26

4.4. Понятие педагогической направленности………………………………...26

4.5. Классификация мотивов педагогической деятельности…………………26

4.6. Педагогические способности………………………………………………26

4.7. Стили педагогической деятельности……………………………………...28

4.8. Педагогическая акмеология………………………………………………..28

4.9. Особенности педагогического общения…………………………………..29

Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе..30

4.11. Стили педагогического общения…………………………………………31

4.12. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся…………………………………………………………………………31

Основная литература по 4 разделу……………………………………………..33

 

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

1.1. Базовые понятия педагогической психологии:

Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.

 

Предмет педагогической психологии - факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

 

Структура педагогической психологии:

- психология обучения

- психология воспитания

- психология учителя

 

Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения.

 

Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.

 

Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности.

 

1.2. Методы педагогической психологии:

 

Экспериментальное обучение – специфический метод психолого-педагогического исследования; предполагает внедрение экспериментальных программ.

Задачи экспериментального обучения:

- изучение влияния обучения на психическое развитие человека;

- изменение и варьирование содержания и форм учебной деятельности человека с целью определения влияния этих изменений на темпы и особенности психического (в частности, умственного) развития.

 

Основная литература по 1 разделу:

 

1. Возрастная и педагогическая психология/Под. ред. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В.-Учебное пособие: Хрестоматия.- М.: Академия, 2001

 

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник-М: Логос, 2002

 

 

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р.Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие.- М.: Академия, 2001

 

4. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред. Бим-Бада Б.М.- М.:БРЭ, 2002

 

 

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Проблема соотношения обучения и развития

Взгляды зарубежных ученых на соотношение процессов обучения и развития

· Детское развитие не зависит от процессов обучения – Ж.Пиаже.

· Обучение и развитие – тождественны – У.Джемс, Э. Торндайк.

· Развитие рассматривается как двойственный процесс: как созревание и как обучение – К. Коффка.

 

Основные понятия концепции зоны ближайшего развития Л.С. Выготского

 

Зона актуального развития (ЗАР)- см. Зона ближайшего развития.

 

Зона ближайшего развития (ЗБР)- расхождение между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

 

Основные «пласты» развития в ЗАР – обученность, развитость, воспитанность.

 

Основные «пласты» развития в ЗБР – обучаемость, развиваемость, воспитуемость.

 

Понятие, виды и признаки обучаемости

Обучаемость - способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности.

 

Обучаемость общая - способность к усвоению любого материала.

 

Обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности.

 

Обученность - результат прошлого опыта и, с другой стороны, - цель предстоящего обучения

 

Признаки обучаемости:

o активность ориентировки в новых условиях;

o перенос известных способов решения задач в новые условия;

o быстрота образования новых понятий и способов деятельности;

o темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость;

o восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.

 

Учебная деятельность

2.3.1. Основные трактовки понятия учебной деятельности (УД):

· синоним научения, учения, обучения;

· ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте;

· учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

 

Сущность УД состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание УД заключается в овладении обобщёнными способами действий в сфере научных понятий.

 

 

2.3.2. Структура учебной деятельности:

- потребность

- учебная задача

- мотивы учебной деятельности

- учебные действия и операции

 

Потребность -стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области.

 

Учебная задача - такой тип задач, при решении которых учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач.

 

Мотивы учебной деятельности - направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

Учебные действия – разнообразные действия, которые ученик выполняет в процессе учебной деятельности.

 

Операция - законченное действие или ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...