Усвоение знаний, умений, навыков
Понятия научения, учения и обучения Научение - это процесс и результат приобретения индивидуального опыта; 1) приобретение индивидуального опыта, прежде всего автоматизированных навыков. Осуществляется чаще путем упражнения, запечатления, ассоциирования, иногда - в сознательной деятельности. 2) обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли).
Учение - научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта.
Обучение -в широком смысле - совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на усвоение ребенком значений предметов материальной и духовной культуры, способов действия с ними; в узком смысле, - совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний.
Научение с точки зрения ряда теорий зарубежной психологии Научение (с т.зр. теории бихевиоризма) - не связанный с психикой и познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени.
Научение (с т.зр. теории ассоцианизма) - процесс изменения психического отражения условий деятельности и поведения по принципу пассивного установления новых связей.
Научение (с т.зр. гештальтпсихологии) - процесс изменения психического отражения условий деятельности и поведения по принципу реструктурирования исходно целостного опыта в виде образцов.
Теории отечественных психологов Общее понимание процессов учения и научения У человека научение и учение – синонимы; рассматриваются как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности.
У животных научение трактуется как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.
Теория учения Н.А. Менчинской, Е.Н. Богоявленской Основные положения: · Учение – процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них приемов умственной деятельности; · Усвоение школьниками знаний определяется внешними обстоятельствами (в первую очередь, программой и методами обучения) и в то же время является результатом активности самого школьника; · Усвоение знаний тесно связано с их применением. На этапе применения используются процессы интериоризации и экстериоризации.
Интериоризация - процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.
Экстериоризация - переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной Основные положения: · Процесс усвоения действия включает первоначальное овладение его внешней формой и последующую интериоризацию - поэтапный переход к выполнению во внутреннем, умственном плане
Этапы формирования умственных действий · Этап создания и поддержания мотивационной основы действия; · Этап создания ориентировочной основы деятельности (ООД) и уяснения ее обучающимися; · Этап формирования действия в материальной или материализованной форме; · Этап формирования действия в громкой социализованной речи; · Этап формирования действия во "внешней речи про себя";
· Этап формирования действия во внутренней речи.
Пояснения: · ООД - система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия; · Материальная форма – оперирование реальными предметами (обучение счету путем перекладывания яблок и т.д.); · Материализованная форма – оперирование предметами – заместителями (счетные палочки);
· Формирование действия «во внешней речи про себя» - действие выполняется без устной речи и без прописывания, как бы проговаривается про себя; · Формирование действия во внутренней речи – действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным самонаблюдению.
Виды научения Ассоциативное научение - образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическими процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).
Интеллектуальное научение -научение, предметом отражения и усвоения которого являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.
Уровни научения Рефлекторный уровень – процесс научения носит бессознательный, автоматический характер. Пример: становление ходьбы у ребенка.
Когнитивный уровень – процесс усвоения знаний и способов действий происходит путем сознательного наблюдения, экспериментирования, осмысления и самоконтроля.
Усвоение знаний Усвоение - овладение ребенком общественно выработанным опытом (т.е. значениями предметов, способами действия с ними, нормами межличностных отношений). В усвоении человек может двигаться от активной переработки общественного опыта к улучшению и преобразованию накопленного до него социального опыта (творчество). Усвоение осуществляется в учении, игре, труде и т.д. Усвоение может проходить стихийно в широком социальном опыте путем проб и ошибок и в ходе организованного обучения через поиск обобщенных ориентиров, овладение рациональными способами действия.
Объект усвоения - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.
Уровни усвоения знаний
· Репродуктивный уровень – воспроизведение по образцу, по инструкции; · Продуктивный уровень – поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действий.
Понятие общеучебных умений и навыков Умение - способность осознанно выполнить определенное действие.
Навык - способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.
Общие учебные навыки – способы выполнения действий, которые формируются у учащихся не только при изучении данного предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике, например, навыки письма и чтения, работы с книгой и т.д.
Специфические учебные навыки -способы выполнения действий, которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах, например, определение общего сопротивления цепи проводников в физике, или вычисление валентности сложного химического вещества и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|