Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчёт поликлиноременной передачи




 

 

Рисунок 2.1 – Схема передачи

 

 

Коэффициент режима работы по табл. 7.4[1] Кр= 0,9.

 

Расчетный момент на быстроходном валу T(ведущ. шкива)= 213180,77 Нxмм.

 

При данной величине момента в соответствии с рекомендацией принимаем ремень

сечения Л.

 

Диаметр меньшего шкива по формуле (7.33[1]):

 

d1= 3 x = 3 x = 179,213 мм

 

По табл. 7.14 принимаем ближайший d1= 180 мм.

 

Скорость ремня:

 

V = = = 6,906 м/с.

 

Диаметр ведомого шкива:

 

d2= d1xU = 180 x2,18 = 392,4 м/с.

 

По табл. 7.14 принимаем d2= 400 мм.

 

Передаточное число:

 

U = = = 2,222.

 

Определяем необходимое число клиньев (см рис. 7.6[1]). Из точки оси абсцисс u = 6,906 м/с проведем вертикаль до пересечения с кривой d1= 180 мм. Из полученной точки проведем горизонталь до пересечения с кривой мощности:

 

Р = Mведущ. шкиваxwведущ. шкива= 213180,77 x10-6x76,733 = 16358кВт.

 

Затем из полученной точки проведем опять вертикаль до пересечения с линией

U = 2,222. Далее проведем горизонталь до пересечения с прямой Кр= 0,9. Из последней точки проведем вертикаль, которая пересечет ось абсцисс в точке z = 15,071.

Примем окончательно число клиньев z = 16.

При U = 2,222 межосевое расстояние аw= 2,36 xd1= 2,36 x180 = 424,8 мм (см. стр 141[1]).

Длина ремня по формуле (7.7[1])

 

L = 2 xаw+ 0.5 xp x(d2+ d1) + 2 x424,8 + 0.5 x3,142 x(400 + 180) +

 

= 1789,146 мм.

 

Принимаем по табл. 7.13[1]: L = 1800 мм.

 

Условное обозначение ремня: 1800 Л 16 РТМ 38-40528-74.

 

Межосевое расстояние, выверенное по принятой длине ремня:

 

aw= 0.25 x

 

= 0.25 x

 

= 430,413 мм.

 

Угол обхвата на малом шкиве:

 

a = 180o- 180o- 149,332o.

 

Усилие, действующее на вал:

 

S = 2 xS0xz xSin300 x16 xSin4629,123 Н,

 

здесь 2 xS0= 300 Н, см. стр. 142 [1].

 

Ширина шкивов (см. табл. 7.14[1]):

 

Bш.= (z - 1) xt + 2 xs = (16 - 1) x4,8 + 2 x5,5 = 83 мм.

 

 

Таблица 2.1 - Параметры поликлиноременной передачи, мм

 

Параметр Значение Параметр Значение
Тип ремня поликлиновой Диаметр ведущего шкива d1  
Сечение ремня Л Диаметр ведомого шкива d2  
Число клиньев Z   Предварительное натяжение ремня Fo, Н  
Межосевое расстояние aw 430,413
Длина ремня l  
Угол обхвата ведущего шкива a1, град 149,332 Сила давления ремня на вал Fв, Н 4629,123

 


Расчёт зубчатой цилиндрической передачи

 

 

Рисунок 3.1 – Схема передачи

 

Проектный расчёт

 

 

Выбираем материалы со следующими механическими характеристиками (см. табл. 2.1-2.3[2]):

 

- для шестерни: сталь: 35Х

термическая обработка: нитроцементация

твердость: HRC 63

 

- для колеса: сталь: 40ХН

термическая обработка: поверхностная закалка с нагревом ТВЧ

твердость: HRC 45

 

Допустимые контактные напряжения (стр. 13[2]), будут:

 

[s]H=,

 

По таблицам 2.1 и 2.2 гл. 2[2] имеем:

 

для стали шестерни с твердостью поверхностей зубьев более HB 350 и термической обработкой - нитроцементация

 

sH lim(шест.)= 23 xHRC1= 23 x63 = 1449 МПа;

 

для стали колеса с твердостью поверхностей зубьев более HB 350 и термической обработкой - поверхностная закалка с нагревом ТВЧ

 

sH lim(кол.)= 17 xHRC2+ 200 = 17 x45 + 200 = 965 МПа;

 

SH- коэффициент безопасности SH= 1,2; ZN- коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса.

 

ZN=,

 

где NHG- число циклов, соответствующее перелому кривой усталости, определяется по средней твёрдости поверхности зубьев:

 

NHG= 30 xHBср2.4£ 12 x107

NHG(шест.)= 30 x656,6672.4= 173280298,007

Принимаем NNH(шест.)= 120000000

NHG(кол.)= 30 x4272.4= 61680538,234

 

NHE= mHxNк- эквивалентное число циклов.

 

Nк= 60 xn xc xtS

 

Здесь:

 

- n - частота вращения, об./мин.; nшест.= 336,126 об./мин.; nкол.= 60,022 об./мин.

- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;

 

tS= 365 xLгxC xtcxkгxkс- продолжительность работы передачи в расчётный срок службы, ч.

 

- Lг=6 г. - срок службы передачи;

- С=1 - количество смен;

- tc=8 ч. - продолжительность смены;

- kг=0,7 - коэффициент годового использования;

- kс=0,6 - коэффициент суточного использования.

 

tS= 365 x6 x1 x8 x0,7 x0,6 = 7358,4 ч.

 

mH- дополнительный множитель для эквивалентной циклической долговечности.

 

mH= S = + + = 0,63

 

Тогда:

 

Nк(шест.)= 60 x336,126 x1 x7358,4 = 148400973,504

Nк(кол.)= 60 x60,022 x1 x7358,4 = 26500394,592

 

NHE(шест.)= 0,63 x148400973,504 = 93492613,308

NHE(кол.)= 0,63 x26500394,592 = 16695248,593

 

В итоге получаем:

 

ZN(шест.)= = 1,042

 

ZN(кол.)= = 1,243

 

ZR= 0,9 - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряжённых поверхностей зубьев.

 

Zv- коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости: Zv= 1...1,15.

Предварительное значение межосевого расстояния:

 

aw' = K x(U + 1) x

 

где К - коэффициент поверхностной твёрдости зубьев, для данных сталей К=7, тогда:

 

aw'' = 7 x(5,6 + 1) x = 198,129 мм.

 

Окружная скорость Vпредв.:

 

Vпредв.= = = 1,057 м/с

 

По найденной скорости получим Zv:

 

Zv= 0.925 xVпредв.0.05= 0.925 x1,0570.05= 0,928

 

Принимаем Zv= 1.

 

Допустимые контактные напряжения:

 

для шестерни [s]H1= = 1132,394 МПа;

 

для колеса [s]H2= = 899,621 МПа;

 

Для прямозубых колес за расчетное напряжение принимается минимальное допустимое контактное напряжение шестерни или колеса.

 

Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение:

 

[s]H= [s]H2= 899,621 МПа.

 

Допустимые напряжения изгиба (стр. 15[2]):

 

[s]F=,

 

По таблицам 2.1 и 2.2 гл. 2[2] имеем

 

sF lim(шестерня)= 950 МПа;

sF lim(колесо)= 700 МПа;

 

где SF- коэффициент безопасности SFSF(шестерни)= 1,55;

SSF(колеса)= 1,7;

YN- коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса.

 

YN=,

 

где NFG- число циклов, соответствующее перелому кривой усталости:

 

NFG= 4 x106

 

NFE= mFxNк- эквивалентное число циклов.

 

Nк= 60 xn xc xtS

 

Здесь:

 

- n - частота вращения, об./мин.; nшест.= 336,126 об./мин.; nкол.= 60,022 об./мин.

- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;

 

tS= 365 xLгxC xtcxkгxkс- продолжительность работы передачи в расчётный срок службы, ч.

 

- Lг=6 г. - срок службы передачи;

- С=1 - количество смен;

- tc=8 ч. - продолжительность смены;

- kг=0,7 - коэффициент годового использования;

- kс=0,6 - коэффициент суточного использования.

 

tS= 365 x6 x1 x8 x0,7 x0,6 = 7358,4 ч.

 

mF- дополнительный множитель для эквивалентной циклической долговечности.

 

mF= S = + + = 0,542

 

Тогда:

 

Nк(шест.)= 60 x336,126 x1 x7358,4 = 148400973,504

Nк(кол.)= 60 x60,022 x1 x7358,4 = 26500394,592

 

NFE(шест.)= 0,542 x148400973,504 = 80433327,639

NFE(кол.)= 0,542 x26500394,592 = 14363213,869

 

В итоге получаем:

 

YN(шест.)= = 0,716

Так как YN(шест.)<1.0, то принимаем YN(шест.)= 1

 

YN(кол.)= = 0,868

Так как YN(кол.)<1.0, то принимаем YN(кол.)= 1

 

YR= 1 - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости, переходной поверхности между зубьями.

 

YA- коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки (реверса). При нереверсивной нагрузке для материалов шестерни и колеса YA= 1 (стр. 16[2]).

 

Допустимые напряжения изгиба:

 

для шестерни [s]F1= = 612,903 МПа;

 

для колеса [s]F2= = 411,765 МПа;

 

По таблице 2.5[2] выбираем 8-ю степень точности.

Уточняем предварительно найденное значение межосевого расстояния по формуле (стр. 18[2]):

 

aw= Kax(U + 1) x,

 

где Кa= 49,5 - для прямозубой передачи, для симметрично расположенной цилиндрической передачи выбираем yba= 0,4; KH- коэффициент нагрузки в расчётах на контактную прочность:

 

KH= KHvxKHbxKHa

 

где KHv= 1,032 - коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения (выбирается по табл. 2.6[2]);

KHb- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, обусловливаемую погрешностями изготовления (погрешностями направления зуба) и упругими деформациями валов, подшипников.

 

Коэффициент KHbопределяют по формуле:

 

KHb= 1 + (KHbo- 1) xKHw

 

Зубья зубчатых колёс могут прирабатываться: в результате повышенного местного изнашивания распределение нагрузки становиться более равномерным. Для определения коэффициента неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы KHboпредварительно вычисляем ориентировочное значение коэффициента ybd:

 

ybd= 0.5 xybax(U + 1) = 0.5 x0,4 x(5,6 + 1) = 1,32

 

По таблице 2.7[2] KHbo= 1,18. KHw= 0,531 - коэффициент, учитывающий приработку зубьев (табл. 2.8[2]). Тогда:

 

KHb= 1 + (1,18 - 1) x0,531 = 1,096

 

Коэффициент KHaопределяют по формуле:

 

KHa= 1 + (KHao- 1) xKHw

 

где KHao- коэффициент распределения нагрузки между зубьями в связи с погрешностями изготовления (погрешность шага зацепления и направления зуба) определяют в зависимости от степени точности по нормам плавности для прямозубой передачи:

 

KHao= 1 + 0.06 x(nст- 5) = 1 + 0.06 x(9 - 5) = 1,24

 

KHa= 1 + (1,24 - 1) x0,531 = 1,127

 

В итоге:

 

KH= 1,032 x1,096 x1,127 = 1,275

 

Тогда:

 

aw= 49,5 x(5,6 + 1) x = 218,659 мм.

 

Принимаем ближайшее значение awпо стандартному ряду: aw= 224 мм.

 

 

Предварительные основные размеры колеса:

 

Делительный диаметр:

 

d2= = = 380,121 мм.

 

Ширина:

 

b2= ybaxaw= 0,4 x224 = 89,6 мм.

 

Ширину колеса после вычисления округляем в ближайшую сторону до стандартного числа (см. табл. 24.1[2]): b2= 90 мм.

 

Максимально допустимый модуль mmax, мм, определяют из условия неподрезания зубьев у основания:

 

mmax» = = 3,993 мм.

 

Минимально допустимый модуль mmin, мм, определяют из условия прочности:

 

mmin=

 

где Km= 3.4 x103- для прямозубых передач; [s]F- наименьшее из значений [s]F1и [s]F2.

Коэффициент нагрузки при расчёте по напряжениям изгиба:

 

KF= KFvxKFbxKFa

 

Здесь коэффициент KFv= 1,032 - коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения, связанную прежде всего с ошибками шагов зацепления шестерни и колеса. Находится по табл. 2.9[2] в зависимости от степени точности по нормам плавности, окружной скорости и твёрдости рабочих поверхностей. KFb- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца, оценивают по формуле:

 

KFb= 0.18 + 0.82 xKHbo= 0.18 + 0.82 x1,18 = 1,148

 

KFa= KHao= 1,24 - коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями.

 

Тогда:

 

KF= 1,032 x1,148 x1,24 = 1,469

 

mmin= = 1,754 мм.

 

Из полученного диапазона (mmin...mmax) модулей принимаем значение m, согласуя его со стандартным: m = 2.

 

Для прямозубой передачи предварительно принимаем угол наклона зубьев: b = 0o.

 

Суммарное число зубьев:

 

ZS= = = 224

 

После этого определяется действительное значение угла boнаклона зубьев:

 

b = = = 0o

 

Число зубьев шестерни:

 

z1= ³ z1min= 17 (для прямозубой передачи).

 

z1= = 33,939

 

Принимаем z1= 34

 

Коэффициент смещения x1= 0 при z1³ 17.

 

Для колеса внешнего зацепления x2= -x1= 0

 

Число зубьев колеса внешнего зацепления:

 

z2= ZS- z1= 224 - 34 = 190

 

Фактическое передаточное число:

 

Uф= = = 5,588

 

Фактическое значение передаточного числа отличается на 0,2%, что не более, чем допустимые 3% для одноступенчатого редуктора.

 

Делительное межосевое расстояние:

 

a = 0.5 xm x(z2+ z1) = 0.5 x2 x(190 + 34) = 224 мм.

 

Коэффициент воспринимаемого смещения:

 

y = = = 0

 

Диаметры колёс:

 

делительные диаметры:

 

d1= = = 68 мм.

 

d2= 2 xaw- d1= 2 x224 - 68 = 380 мм.

 

диаметры daи dfокружностей вершин и впадин зубьев колёс внешнего зацепления:

 

da1= d1+ 2 x(1 + x1- y) xm = 68 + 2 x(1 + 0 - 0) x2 = 72 мм.

 

df1= d1- 2 x(1.25 - x1) xm = 68 - 2 x(1.25 - 0) x2 = 63 мм.

 

da2= d2+ 2 x(1 + x2- y) xm = 380 + 2 x(1 + 0 - 0) x2 = 384 мм.

 

df2= d2- 2 x(1.25 - x2) xm = 380 - 2 x(1.25 - 0) x2 = 375 мм.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...