Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кузов и кабина. Назначение и типы




Кузов и кабина. Назначение и типы

 

       1. Назначение и типы

       Кузов автомобиля предназначен для размещения водителя, пассажиров и различных грузов, а также защиты их от внешних воздействий. Кроме того, несущий кузов служит для крепления всех агрегатов и механизмов автомобиля. Несущий кузов воспри­нимает все нагрузки и усилия, которые действуют на автомобиль при движении.

       Кузов является важнейшей конструктивной, наиболее ответ­ственной, материалоемкой и дорогостоящей частью автомобиля. Он составляет примерно половину автомобиля по массе, стоимо­сти и сложности изготовления.

       Кузов обеспечивает безопасность, обтекаемость, комфортабель­ность и внешний вид автомобиля. Конструкция кузова и его пара­метры оказывают серьезное влияние на эксплуатационные свой­ства, обеспечивающие движение автомобиля (тягово-скоростные, топливную экономичность, маневренность, устойчивость, плав­ность хода, проходимость), и на эксплуатационные свойства, не связанные с движением автомобиля (вместимость, прочность, долговечность, ремонтопригодность, приспособленность к погруз­ке и выгрузке).

На автомобилях применяются различные типы кузовов (рис. 1).

       Грузовые кузова предназначены для размещения всевозмож­ных грузов, пассажирские — людей, грузопассажирские — людей и грузов, а специальные — различного оборудования (лаборатор­ного, медицинского и др. ).

 

 

       Несущий кузов рамы не имеет, и все силы и нагрузки, дей­ствующие на автомобиль, воспринимаются кузовом. Несущий ку­зов имеют большинство современных легковых автомобилей (кроме высшего класса) и автобусов.

       Полунесущий кузов жестко соединяется с рамой и восприни­мает часть нагрузок, приходящихся на раму. Кузов такого типа нашел применение на автобусах.

       Разгруженный кузов жесткого соединения с рамой не имеет. Он устанавливается на раме на резиновых и других прокладках, подушках и кроме нагрузки от перевозимого груза никаких других нагрузок не воспринимает. Разгруженный кузов применяется на грузовых и легковых автомобилях высшего класса и повышенной проходимости.

       Каркасный кузов имеет жесткий пространственный каркас, к которому прикреплены наружная и внутренняя облицовки. Все нагрузки кузова воспринимаются каркасом. Облицовки нагрузок не несут. Каркасный кузов применяется на современных автобусах и некоторых легковых автомобилях.

       Полукаркасный (скелетный) кузов имеет только отдельные части каркаса (стойки, дуги, усилители), которые соединяются между собой наружными и внутренними облицовками. Все на­грузки кузова воспринимаются совместно частями каркаса и об­лицовками. Полукаркасные кузова применяются на легковых ав­томобилях и автобусах. Полукаркасными также выполняются цель­нометаллические кабины грузовых автомобилей.

       Бескаркасный (оболочковый) кузов жесткого пространствен­ного каркаса не имеет. Он представляет собой корпус (оболочку), состоящий из больших штампованных частей и панелей, соеди­ненных между собой сваркой в пространственную систему. Для того, чтобы такой кузов обладал необходимой жесткостью, час­тям и панелям кузова придают определенную форму и сечение. Все нагрузки кузова воспринимаются его корпусом. Бескаркасны­ми выполняются кузова современных легковых автомобилей, так как они очень технологичны при производстве, — автоматичес­кая сварка панелей кузова может производиться на конвейере. Бес­каркасными также делаются цельнометаллические кабины грузо­вых автомобилей.

       2. Кузова легковых автомобилей

       Кузовом легкового автомобиля называется одна из его основ­ных частей, объединяющая пассажирский салон с отделениями для двигателя и багажа.

    

       Кузов легкового автомобиля служит для размещения водителя, пассажиров, багажа и защиты их от внешних воздействий (дождь, пыль, ветер, снег, удары при столкновениях и т. п. ).

       На легковых автомобилях применяются различные типы кузо­вов (рис     . 2). Тип кузова легкового автомобиля определяется его нагруженностью, количеством составляющих объемов и конст­руктивным исполнением.

       Несущий кузов является основанием для установки и крепле­ния всех систем и механизмов легкового автомобиля. Он воспри­нимает все нагрузки, которые действуют на автомобиль при дви­жении. Несущие кузова имеют легковые автомобили особо мало­го, малого и среднего классов, так как они уменьшают их массу и высоту, снижают центр тяжести и повышают устойчивость и без­опасность движения.

       Разгруженный кузов легкового автомобиля никаких нагрузок, кроме нагрузки от перевозимых пассажиров и багажа, не испыты­вает, так как кузов установлен на раме на резиновых прокладках и подушках. К раме крепятся все агрегаты и механизмы, и она вос­принимает все нагрузки, которые действуют при движении. Раз­груженные кузова имеют легковые автомобили высшего класса и повышенной проходимости.

       По числу объемов наибольшее распространение на легковых автомобилях получили трехобъемные и двухобъемные кузова.

       Трехобъемный кузов имеет три видимых объема и состоит из пассажирского салона, отделения двигателя и багажного отделе­ния.

       Двухобъемный кузов имеет два видимых объема и включает в себя отделение двигателя и пассажирский салон, объединенный с багажником, т. е. у кузова нет выступающего отдельным объе­мом багажного отделения. Двухобъемный кузов по сравнению с трехобъемным позволяет уменьшить длину и массу автомобиля без ухудшения его комфортабельности.

       Однообъемный кузов имеет один видимый объем, состоящий из пассажирского отделения, объединенного с отделениями дви­гателя и багажным. По внешнему виду однообъемный кузов напо­минает кузов микроавтобуса.

       В зависимости от числа дверей и конструкции крыши различа­ют следующие легковые кузова.

       Лимузин (рис. 3, а) представляет собой трехобъемный зак­рытый четырехдверный кузов с двумя или тремя рядами сидений (третий ряд сидений откидной). За передним рядом сидений рас­положена подъемная стеклянная перегородка, служащая при не­обходимости для отделения водителя от задних пассажиров. Лиму­зин применяется на легковых автомобилях высшего класса.

       Седан (рис. 3, б) — трехобъемный закрытый четырехдверный кузов с двумя (реже тремя) рядами сидений (третий ряд откид­ной). Седан имеет наибольшее распространение на легковых авто­мобилях.

       Купе (рис. 3, в) — трехобъемный закрытый двухдверный ку­зов с одним или двумя рядами сидений. Для доступа к задним сиденьям необходимо откидывать передние, что ухудшает усло­вия посадки пассажиров. Купе имеет применение на легковых ав­томобилях особо малого класса.

       Универсал (рис.. 3, г) представляет собой двухобъемный за­крытый трех- или пятидверный кузов с двумя рядами сидений. Дополнительная дверь находится в задней стенке кузова. При скла­дывании заднего ряда сидений увеличивается багажное отделе­ние, в результате чего кузов превращается из пассажирского в грузопассажирский. Универсал применяется на легковых автомо­билях малого и среднего классов.

       Хэтчбэк (рис. 3, д) занимает промежуточное положение между кузовами седан и универсал. Хэтчбэк является двухобъемным за­крытым трех- или пятидверным кузовом с двумя рядами сидений. Дополнительная дверь находится в наклонной задней стенке ку­зова. Кузов может быть легко переоборудован из пассажирского в грузопассажирский путем снятия складной полки, которая уста­новлена за задним рядом сидений и закрывает багажное отделе­ние. При складывании заднего ряда сидений площадь багажного отделения увеличивается. Кузов хэтчбэк применяется на легковых автомобилях особо малого, малого и среднего классов.

       Фаэтон (рис. 3, е) представляет собой полностью открываю­щийся двух- или трехобъемный кузов. Кузов имеет две или четыре двери, два или три ряда сидений, мягкий складывающийся верх и съемные боковины, в которых выполнены окна. Кузов фаэтон нашел применение на легковых автомобилях среднего и высшего классов.

       Кабриолет (рис. 3, ж) является открывающимся трехобъемным и четырехдверным кузовом с двумя или тремя рядами сиде­ний (третий ряд откидной). Кузов имеет жесткий или мягкий уби­рающийся верх и опускающиеся стекла в дверях и боковинах. Ку­зов кабриолет применяется на легковых автомобилях среднего и высшего классов.

       Кузов легкового автомобиля (рис. 4) типа седан имеет трехобъемную форму: отделение двигателя, пассажирский салон и багажное отделение. У кузова автомобиля четыре двери: две пере­дние и две задние. Кузов имеет стальной неразъемный корпус 1, который включает в себя: основание (пол) с передней и задней частями корпуса, левую и правую боковины с задними крылья­ми, крышу и передние крылья. На корпусе установлены капот 2, передние 5 и задние 4 двери, крышка багажника 3 и декоративные детали (передний и задний бамперы, облицовка радиатора и др. ). Детали кузова отштампованы из листовой малоуглеродистой ста­ли толщиной 0, 7... 2, 5 мм.

       Конструкция кузова выполнена неравнопрочной. Отдельные его части имеют различную жесткость и, следовательно, разную со­противляемость удару при дорожно-транспортных происшестви­ях. В результате при столкновениях автомобиля за счет деформа­ции передней б и задней 7 частей кузова гасится энергия удара и пассажирский салон 8 предохраняется от деформации. Это обеспечивает сохранение пространства выживания людей при столк­новениях автомобиля.

       Передние двери не имеют форточек и выполнены с одним опускным стеклом. Задние двери имеют опускное и неподвижное стекла. Стеклоподъемники дверей тросовые. Двери оборудованы ограничителями открывания, утопленными наружными ручками и роторными замками, исключающими самопроизвольное откры­вание дверей при авариях. На левой передней двери установлено наружное зеркало заднего вида, управление которым расположе­но внутри салона кузова. Поэтому водитель может устанавливать зеркало в удобное для обзора положение, не открывая окна пере­дней двери.

       Ветровое и заднее стекла — панорамные, безопасные, полиро­ванные. Ветровое стекло выполнено трехслойным, т. е. типа «три­плекс». Заднее стекло — закаленное, изготовлено с электрообо­гревателем, предохраняющим стекло от запотевания и обмерза­ния. Боковые стекла — безопасные, закаленные, полированные, выполнены плоскими.

       Капот открывается вперед по ходу автомобиля для повышения безопасности движения. Он установлен на регулируемых петлях, позволяющих изменять его положение в проеме отделения двига­теля. Капот оборудован замком, который удерживает его в закры­том положении и отпирается изнутри кузова специальной руко­яткой, соединенной с замком тросом.

       Крышка багажника установлена на регулируемых петлях с тор­сионным механизмом. Петли позволяют регулировать положение крышки относительно проема багажника. Торсионный механизм облегчает открывание крышки багажника и фиксацию ее в от­крытом положении. Крышка багажника оборудована замком, ко­торый открывается ключом.

       Передний и задний бамперы — полированные, изготовлены из алюминиевого сплава. В средней части по всей длине они име­ют резиновые накладки. На концах бамперов устанавливаются ре­зиновые накладки с металлическим каркасом. Бамперы крепятся к кронштейнам кузова с помощью трубчатых удлинителей, кото­рые имеют специальные проушины для буксировки.

       Сиденья в зависимости от типа и назначения автомобиля мо­гут быть установлены в кузове в один или два ряда. Двухрядные сиденья обычно применяются в легковых автомобилях малого и среднего классов общего назначения. В автомобилях большой вме­стимости (высшего класса) дополнительно имеется третий ряд сидений (средний), которые при необходимости могут быть сло­жены.

       Переднее сиденье обычно двухместное, выполняется сплош­ным или раздельным. Для удобства посадки водителя и пассажира сиденье делается регулируемым в продольном направлении и по наклону спинки. При раздельной конструкции сиденья водителя и пассажира регулируются самостоятельно. Для посадки трех чело­век на раздельное переднее сиденье между его подушками и спин­ками могут быть установлены специальные съемные вкладыши.

       Заднее сиденье в легковых автомобилях двух- или трехместное и выполняется сплошным (диванного типа). В средней части его спинки часто имеется подлокотник, при откидывании которого сиденье превращается в двухместное.

       Передние и задние сиденья обычно состоят из пружинных ме­таллических каркасов подушек и спинок, покрытых формован­ной губчатой резиной и специальной декоративной обивкой.

       Переднее сиденье легкового автомобиля ВАЗ (рис. 5, а) вклю­чает в себя два отдельных сиденья, оборудованных съемными, регулируемыми по высоте подголовниками 4 с каркасами 5. Каж­дое сиденье имеет регулировку в продольном направлении и по углу наклона спинки. Это обеспечивает удобство посадки водите­ля и переднего пассажира. При необходимости спинки передних сидений могут наклоняться вперед, а для образования спальных мест раскладываться в горизонтальное положение. Сиденье уста­навливается на специальных салазках 9 и качающейся стойке 11. Стойка крепится к полу кузова через кронштейны 12 и имеет два торсиона 13, облегчающих перемещение сиденья вперед. Салазки обеспечивают перемещение сиденья в требуемое положение при повороте рукоятки 10 механизма передвижения. Сиденье имеет отштампованное из листовой стали основание 1 подушки и пру­жинный металлический каркас 7 спинки. Основание и каркас шарнирно соединены между собой, что обеспечивает изменение наклона спинки сиденья путем вращения рукоятки 8 механизма регулирования наклона. Рукоятка 6 служит для управления меха­низмом опрокидывания спинки сиденья. Подушка 2 и спинка 3 сиденья имеют пенополиуретановую набивку и декоративную обив­ку. Они устанавливаются соответственно на основание 1 и каркас 7.

       Заднее сиденье трехместное, нерегулируемое (рис. 5, б). Оно состоит из подушки 21, спинки 16 и их оснований, которые вы­полнены из листовой стали. Подушка и спинка сиденья изготов­лены из пенополиуретановой набивки 19, обтянутой декоратив­ной обивкой 17. Они имеют петли 18 и 22 для крепления к полу кузова, обеспечивающие складывание сиденья. При складывании сиденья подушка откидывается к спинкам передних сидений, а спинка укладывается на место подушки. Спинка сиденья в нор­мальном положении удерживается двумя замками 15, управляе­мыми рукояткой 14, а подушка сиденья фиксируется замком с приводом 20.

       Ремни безопасности применяются на легковых автомобилях для предохранения водителя и пассажиров от тяжелых травм и гибели при наездах на неподвижные препятствия и при столкновении с другими автомобилями и транспортными средствами.

 

Ремни безопасности крепятся внутри салона кузова, ими обо­рудуются передние и заднее сиденья (рис. 6). Ремни передних сидений состоят из лямок 2, регулятора 1 длины ремня (втягива­ющего устройства) и языка 3, который вставляется в замок 4 пе­реднего сиденья. Ремни регулируются по длине в зависимости от комплекции пассажиров и водителя.

Ремни заднего сиденья имеют такое же устройство, как и рем­ни передних сидений. Они включают в себя лямки 7, регулятор 8 длины ремня, язык 5, вставляемый в замок 6 заднего сиденья. Задние ремни регулируются в зависимости от комплекции пасса­жиров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...