Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пранаяма. Бхастрика пранаяма




Лучшая и Самая Эффективная из Пранаям

Оглавление

!!! – Йогананда – Автобиография Йога. 2

!!! - Свами Шивананда Сарасвати. 3

Кундалини Йога. 3

Пранаяма: 4

Дайвинг: 5

Йога Натхов. 6

!!! Гамментхалер: 8

Сила йога. 16

!!! - Сатьянанда Свами Сарасвати Древние Тантрические Техники Йоги и Крийи – Бхастрика 17

Пранаяма. Бхастрика пранаяма. 17

Сатьянанда Свами Сарасвати – Хатха Йога Прадипика – Бхастрика. 28

БХАСТРИКА ПРАНАЯМА.. 28

БХРАМАРИ ПРАНАЯМА.. 35

Бхастрика (Ниранджанананда Сарасвати) 37

Девид Коултер - Физиология бхастрики. 46

!!! - М. Баранов. "Марихуана-пранаяма. Все, что вы хотели знать о бхастрике, но стеснялись спросить" 54

Михаил Баранов. 54

Марихуана-пранаяма. 55

Все, что вы хотели знать о бхастрике, но стеснялись спросить. 55

Б.К.С. Айенгар "Прояснение пранаямы". 55

Андре Ван Лисбет "Пранаяма – путь к тайнам йоги". 56

Гипервентиляция и "психоделический эффект". 58

Механизмы гипоксии в практике пранаямы.. 59

Влияние на различные системы организма. 60

Вегетативная нервная система – активизация симпатики. 60

Сердечно-сосудистая система – усиление кровообращения. 61

Дыхательная система – оптимизация внешнего дыхания. 61

Пищеварительная система – массаж внутренних органов. 62

Бхастрика противопоказана: 62

Бонусы гипервентиляционных техник. 63

Как осваивать – подготовительные упражнения и различные варианты 63

Влияние на агни. 66

Время и место. 67

Биография. 68

 

 

Бхастрика – эффект похож на РУШЕН РЕЧИ!!!

 

20 циклов Бхастрики Утром и 20 Вечером!

Это наилучшаа техника Пранаямы!!!

Стараться дышать больше бхастрик 5-10, раздышываясь постепенно, или просто дыша 10-20 дыханий, как комфортно!!!

Эффект после 5 бхастрики уже отличный, и не нужно перенапрягаться!!!

 

Бхастрика хороша сама по себе как Гипервентиляционная техника!!!

Бхастрика высвобождает интуитивное восприятие!!!
гипервентиляционные техники влияют только на кору головного мозга, и не влияют на глубинные, древние отделы...

выходит что Бхастрика прямо стимулирует Экстрасенсорное восприятие!!!
и опять же хороша сама по себе
не взирая на кумбхаку, и другие эффекты!!!

 

Нужно сделать 5-6 циклов бхастрики

Отдохнуть

Повторить!!!

Задерживать дыхание будет намного легче!!!

 

Гхеранда Самхита требует 20 ударов капалабхати, сопровождаемой вдохом через обе ноздри и выдохом через левую ноздрю, после задержки дыхания. Хатха-прадипика рекомендует продолжать капалабхати до тех пор, пока не наступит усталость, и затем выполнить вдох через правую ноздрю и выдох через левую, после должной задержки дыхания.

 

!!! – Йогананда – Автобиография Йога

Однажды Бхадури Махасая проделывал при мне пранаяму бхастрику3 с такой удивительной силой, что казалось, что в комнате разразился настоящий шторм. Затем он прекратил громоподобное дыхание и стал недвижен в высоком состоянии сверхсознания4. Атмосфера покоя после бури была незабываемой.

 

Пранаяма бхастрика делает разум устойчивым.

 

!!! - Свами Шивананда Сарасвати

Кундалини Йога

Бхастрика

Характерной чертой этого упражнения является быстрая последовательность энергичных выдохов. "Бхастрика" в переводе с Санскрита означает «кузнечные мехи». Подобно тому, как кузнец быстро раздувает кузнечные мехи, точно так же вы должны быстро вдыхать и выдыхать. Сядьте в свою любимую Асану. Закройте рот. Быстро вдыхайте и выдыхайте 20 раз, подобно кузнечным мехам. Расширяйте и сжимайте грудную клетку во время вдоха и выдоха. При выполнении этой Пранаямы создаётся шипящий звук. Вы должны начать с энергичных выдохов, следующих один за другим в быстрой последовательности. После 20 таких выдохов сделайте глубокий вдох и как можно дольше задержите дыхание, не испытывая неудобств, а затем сделайте медленный выдох. Это один цикл Бхастрики.

Начните с 10 выдохов за один цикл и постепенно доведите до 20-25 за цикл. Период Кумбхаки также должен постепенно и осторожно увеличиваться. После одного цикла отдохните и начните следующий цикл. Вначале выполните 3 цикла и, после соответствующей тренировки, выполняйте 20 циклов утром и 20 циклов вечером.

Продвинутые ученики выполняют эту Пранаяму после частичного закрытия голосовой щели. Они не издают сильного шума в отличие от начинающих. Они могут выполнять её даже стоя.

Бхастрика устраняет воспаление горла, увеличивает желудочный огонь, уничтожает флегму и все болезни носа и лёгких, устраняет астму, туберкулёз и другие болезни, возникающие от избытка ветра, желчи и флегмы. Она согревает тело.

Это наиболее эффективное упражнение из всех упражнений Пранаямы. Оно даёт возможность Пране пробиться через 3 Грантхи. Это упражнение обладает также всеми остальные достоинствами Пранаямы Сукха Пурвака.

 

Пранаяма:

Она согревает тело. Если в холодном климате у вас нет достаточно теплой одежды для того, чтобы защитить себя от холода, выполните бхастрику, и вы быстро согреетесь. Она очень хорошо очищает наЬи. Она является самой полезной из всех кумбхак. Нужно усердно заниматься бхастрика-кумбхакой, тогда прана пробьется через три грантхи, или узла, находящихся в сушумне. Она быстро пробуждает кунЬалини. Тот, кто ее практикует, никогда не будет болеть.

Число выдохов и циклов должно определяться индивидуально, с учетом ваших сил и возможностей. Избегайте крайностей. Некоторые выполняют шесть циклов. Некоторые доходят и до двенадцати.

Тот, кто хочет выполнять бхастрику интенсивно и в течение длительного времени, должен питаться одним кхичди, а по утрам, до занятий, ставить клизму или делать басти.

 

 

Капалябхати

Капалябхати – упражнение для очищения черепа и лёгких. Хотя это одна из Шат Карм (шести очистительных упражнений), оно является разновидностью упражнений Пранаямы.

Примите Падмасану или Сиддхасану. Руки положите на колени. Быстро выполняйте Пураку и Речаку (вдох и выдох). Те, кто могут выполнять Бхастрика Пранаяму, легко могут сделать Капалябхати. В Бхастрике есть Кумбхака (задержка дыхания) на длительное время в конце предписанных циклов. В Капалябхати нет Кумбхаки. В Капалябхати Пурака очень длинная и мягкая, а Речака очень быстрая и мощная. В Бхастрике Пурака выполняется с такой же скоростью, как Речака. В этом, собственно, и состоит единственное различие между Капалябхати и Бхастрикой. В Капалябхати Речака должна осуществляться энергично и быстро с помощью сокращения и втягивания брюшных мышц. Начните с одного выдоха в секунду. Вначале делайте 10 выдохов. Постепенно прибавляйте по 10 выдохов, пока не достигнете 120 выдохов за цикл.

Это очищает дыхательную систему и носовые проходы, устраняет спазмы бронхов. Следовательно, облегчается и со временем излечивается астма. Эта практика излечивает туберкулёз. Очищается кровь. В значительной степени тонизируется дыхательная система и система органов кровообращения.

Шат-Кармы предназначены для очищения тела. Когда Нади не очищены, Кундалини не может пройти от Мулядхары до Сахасрара Чакры. Очищение Нади осуществляется с помощью Пранаямы. Для выполнения Пранаямы вы должны хорошо знать всё о Пране.

Дайвинг:

Погрузить лицо в воду на 10-15 секунд!!!

 

 

2. Статика на суше и в воде

 

Статика – задержка дыхания без движения: сидя, лежа. Важно - полностью расслабиться.

 

Простая серия:

Делается 4-6 задержек. Первая легкая, вторая средняя, третья и далее по самочувствию. До максимальной. Отдых между задержками – минимум 2,5-3 минуты (до полного восстановления). В неделю: 1-2 раза.

 

Основных схемы тренировок в статике:

 

A. O2 table

(Величины времени даются для максимальной задержки в статике около 4 минут)

 

Вентиляция/Задержка дыхания

2.00/1.00

2.00/1.30

2.00/2.00

2.00/2.30

Отдых 5 минут

5.00/4.00

 

В. CО2 table

Направлен на повышение переносимости организмом повышенного уровня углекислого газа.

(Величины времени даются для максимальной задержки в статике около 4 минут)

Вентиляция/Задержка дыхания

3.00/2.00

2.45/2.00

2.30/2.00

2.15/2.00

2.00/2.00

1.45/2.00

Делается 6-8 повторений, время отдыха, его дискретность и время задержки подбираются индивидуально.

 

Кроме приведенных вариантов используются и другие варианты "таблиц"

 

Йога Натхов

Бхастрика - любимый вид пранаямы, выполняемый практикующими Йогу.

 

 

46. При суръябхеде и уджджайи выделяется тепло. Ситкари и ситали охлаждают. Сурьябхеда уничтожает избыток газов, уджджайи — слизи, ситали — желчи, а бхастрика — все три нарушения.

 

 

Я была удивлена, что Сатьянанда Сарасвати в своих комментариях «Хатха йоги Прадипика», в одной из глав ссылается на книгу Андрэ Ван Лисбета «Пранаяма. Путь к тайнам йоги». Европеец, раскрывший секреты йогических техник уважаем среди индийских йогов? И действительно, Ван Лисбету удалось объяснить с практической и научной точки зрения влияние пранаямы на наш организм.

Хотелось бы верить, что он практик, а не теоретик, и именно поэтому ему удалось совместить теоретические знания о пранаяме и подобрать к ним практические комментарии, которые к тому же позволяют уму европейца ощутить себя еще более умным.

Ван Лисбет в свою очередь в своей книге ссылается на «Хатха-йога Прадипика»: " Адепт должен заниматься Кумбхакой до тех пор, пока не почувствует, что прана наполняет его от головы до кончиков пальцев. Только тогда он должен медленно выдохнуть через правую ноздрю". – Далее он «комментирует» прочитанное: «Очень хорошо сделать подряд 5-6 упражнений пранаямы (например, бхастрики – примечание автора) с задержкой дыхания; затем отдохнуть какое-то время и повторить эту серию заново.

Вы удивитесь, когда заметите, что в течение второй серии задерживать дыхание стало намного легче. Кумбхака хорошо стимулирует работу селезенки, которая выбрасывает в кровеносный поток большее количество красных телец. После нескольких вдохов эта кровь, насыщенная гемоглобином, позволяет делать более длительные задержки дыхания. Не пытайтесь заниматься с секундомером. Это слишком модернизированный прибор, который используют на западе. Но для йоги он совершенно не применим. Он сбивает адепта, и в некоторых случаях заставляет переходить дозволенные организмом грани выносливости».

 

 

4. Упражнения необходимо выполнять натощак. Если в дыхательные упражнения не входят задержки дыхания, они могут выполняться в любое время, но к пранаяме с Кумбхакой это не относится.

При определении промежутка времени между последним приемом пищи и тренировкой необходимо учесть ваши индивидуальные особенности, а также обратить внимание на то, какую пищу вы ели. У одних людей пищеварительный процесс очень медленный, у других пища переваривается быстро.

В зависимости от этого время между приемом пищи и занятиями может варьироваться от полутора до пяти часов. Если же пранаяма практикуется после серии асан, - все нормально, потому, что необходимым условием для ее | выполнения является пустой желудок. Но в любом случае не ' стоит бояться серьезных осложнений, кроме разве что кратковременного расстройства желудочно-кишечного тракта.

!!! Гамментхалер:

9. Бхастра-кумбхака (кумбхака «кузнечные меха)

 

Бхастра-кумбхака - это королева среди всех пранаям. Исполнение этой техники ды­хания предъявляет высокие требования и предполагает наличие крепкого здоровья и стабильной психофизической конституции, чтобы суметь выдержать интенсивность этой техники дыхания. В ней объединяются многие практики, которые садхака должен усвоить прежде, чтобы достичь более высоких ступеней аштанга-йоги.

Дыхательные органы должны быть в достаточной мере подготовлены и усилены по­средством сутра-нети, джала-нетн и капалабхати, а органы брюшной полости долж­ны быть очищены с помощью ганеша-крийы и таких крнй, как вастн и варисара. Долж­ны быть полностью освоены три замка, и практикующий должен быть в состоянии переносить вызываемое бандхами и кумбхакамн сильное давление без причинения вре­да внутренним органам и таким чувствительным органам чувств, как глаза и уши. По этим причинам рекомендуется приступать к практике бхастра-кумбхакн лишь после того, как тело соответствующим образом подготовлено к ней с помощью шат-кармы, асан и пранаямы анулома-вилома. Эта дыхательная техника является наилучшей под­готовкой тела к пробуждению Кундалынн. Она также представляет собой неотъемлемое вспомогательное средство для выполнения шакти-чалана-мудры (стр. 469).

 

Упражнение «а»: сядьте прямо в падмасане, так чтобы оба колена касались пола. Ле­вая рука лежит внизу живота, правая - в дамару-мудре на носу, глаза открыты. Сде­лайте вдох обеими ноздрями, и начните выполнять капалабхати, сначала закрывая правую ноздрю, сильно выдыхая через левую и делая вдох, затем закрываете левую ноздрю, и через правую, точно так же, сильно выдыхаете и делаете вдох.

Выполните это поочерёдное дыхание кузнечных мехов 25-100 раз и затем глубоко вдохните через правую ноздрю. Далее закройте обе ноздри и глаза и выполните одно­временно мула-бандху джаландхара-бандху иудара-бандху Выпячивайте брюшную стенку как можно сильнее вперёд. Удерживайте антар-кумбхаку как можно дольше, затем спокойно и медленно сделайте выдох через левую ноздрю, задержите дыхание и выполните уддияну, хорошо втягивая и подтягивая живот.

После того как ваш потенциал удержания бахъя-кумбхакн исчерпает себя, сделайте глубокий вдох через обе ноздри, поднимите голову и откройте глаза. Теперь снова, начиная с левой ноздри, выполните поочерёдное дыхание методом кузнечных мехов, и повторите все упражнение. Выполняйте бхастра-кумбхаку 15-20 минут описанным выше способом, затем поменяйте положение ног и начните заново практику этого сложного дыхательного процесса.

Если начнётся чрезмерное потоотделение или если тело начнёт дрожать, сделайте короткую паузу, держа глаза закрытыми, опустите лоб на пол, спокойно и равно­мерно вдыхая и выдыхая обеими ноздрями. Выполняйте бхастра-кумбхаку не более одного часа и затем ложитесь на несколько минут в шавасану.

Воздействие и польза: этот вариант бхастра-кумбхаки объединяет в себе досто­инства капалабхати, анулома-виломы, суръя-бхеди и трех бандх. Солнечный канал (питала) и лунный канал (ида) равномерно очищаются и активизируются: при этом, благодаря глубокому вдоху через правую ноздрю, в большей мере стимулируется ак­тивность сурья-нади (пингала). С другой стороны, энергия этого канала в состоянии активизировать чандра-нади (ида), и таким образом постепенно повышается энерге­тический уровень всего тела. Это ведёт к усилению воздействия бандх и кумбхаки и таким образом садхак запускает процесс спиралевидного энергетического подъёма материального и тонкого тела.

 

В «Хатха-йога Прадипика» это упражнение описывается в части II, стихах 59-67, следующим образом:^ Следует, скрестив ноги, положить обе ступни на бёдра. Это падмасана, ею уничтожаются все прегрешения. Когда мудрец правильно располо­жился в позе лотоса - так, что шея и живот образуют прямую линию,он тщатель­но закрывает рот и выталкивает дыхание через нос наружу. Затем он немедленно снова втягивает воздух, и так до тех пор, пока не достигнет высоты сердечного ло­тоса (анахата-чакра), производя ощутимый шум в шее, груди и в голове. Снова и сно­ва он должен таким образом выдыхать и вдыхать, как воздуходувный мех, который энергично приводится в действие кузнецом. Таким образом он должен с сознанием привести в движение дыхание, находягцееся в его теле. Если в теле обнаруживает­ся усталость, то он вдыхает глубоко через сурью. В то время как э/сивот наполнен воздухом, пальцами крепко зажимается нос. После того, как он выполнил кумбха-ку, согласно наставлению, снова выдыхает воздух через иду Этими упражнениями болезни, вызванные воздухом (вата), желчью (питта) и чрезмерной слизью (капха), устраняются, а огонь пищеварения разжигается. Эта кумбхака быстро пробуж­дает Кундалини, очищает, делает счастливым и устраняет все загрязнения и пре­пятствия у входа брахма-нади (сушумна). Тем самым все три находящиеся в теле грантхи узлы вдоль сушумны развязываются. Поэтому эта пранаяма, называемая бхастра - кумбхакой, должна практиковаться совершенно особо».

 

Упражнение «б»: сядьте в падмасане прямо, так чтобы оба колена твёрдо касались пола. Кисти рук лежат на коленях, и взгляд направлен неподвижно вперед (сама-дршти). Вдыхайте и выдыхайте 25-100 раз методом кузнечных мехов сильно и равно­мерно через рот, придав ему форму круглого отверстия, затем сделайте глубокий вдох ртом и выполните антар-кумбхаку. Далее зафиксируйте взгляд в точке между бровями (бхру-мадхья-дршти), запрокиньте голову назад и выполните мула-бандху и удара-бандху.

Через некоторое время выдохните через нос, при этом опустите голову на груди­ну и зафиксируете взгляд на кончике носа (насикагра-дршти). Удерживайте бахья-кумбхаку как можно дольше, одновременно выполняя уддыяна-бандху и мула-бандху. Затем верните голову в нормальное положение и вновь начните бхастрику

Воздействие и польза:

при этом варианте кумб-хаки блуждающий нерв и гипоталамус получают огромное стимулирующее воздействие, оказывающее далеко идущее позитивное влияние на сердцебиение, кровообращение и на весь метаболизм.

Вследствие большого вну­треннего давления, органы тела лучше снабжаются кровью и массируются, а кровоток мозга замед­ляется, что ведёт к более равномерному и более ка­чественному снабжению этого важного органа кро­вью и кислородом.

Благодаря замедлению определённых физиологи­ческих функций и наме­ренному снабжению мозга и живота большим количе­ством праны возникает всё возрастающий контроль над тонкими автономными телесными функциями. Ум йога становится спокой­ным и ясным, что создаёт солидную основу для выс­ших практик йоги.

При практике бхастра-кумбхаки большое значе­ние имеет питание, ба­зирующееся на большом количестве молока, так как эта пранаяма приводит в движение сильнейший процесс «горения», и тело может получить повреждения, если оно не будет получать ценные пищевые состав­ляющие, содержащиеся в молоке. Рекомендуется так спланировать это упражнение по времени, чтобы в конце можно было сделать паузу в виде позы трупа, которую можно подсластить вкусным молочным напитком, называемым трикату (стр.338).

 

 

10. Кевала-кумбхака (абсолютная задержка дыхания)

 

«О пранаяме говорится, что она состоит из трех частей: пураки, кумбхаки и ре­чами. Кумбхака бывает, со своей стороны, двух видов, а именно, сахита и кевала. Йог должен практиковать сахиту, до тех пор, пока ему не удастся кевала, которая за­ключается в том, что он может останавливать дыхание стихийно и без особенного усилия, без вдоха (пураки) и выдоха (речаки). Когда практикуют пранаяму и достига­ют в этом успеха, останавливая дыхание без вдоха и выдоха сколько угодно, то это называется кевала-кумбхакой. Нет ничего в трех мирах, что было бы невозможно человеку, который достигает способности останавливать по желанию дыхание посредством кевала-кумбхаки. Таким образом, человек с уверенностью достигнет ступени раджа-йоги, так как, благодаря этой кумбхаке, Кундалини бодрствует, и тем самым, сушумна освобоэюдается от всех препятствий и хатха-йога увенчи­вается успехом. Без хатха-йоги не бывает результата в радэюа-йоге, и без раджа-йоги не будет результата в хатха-йоге. Поэтому нуэ/сно практиковать прилежно обе, до тех пор, пока не наступит успех. Если достигли цели совершенной задержки дыхания, то отделили ум от чувственного мира и сделали его спокойным. Так до­стигают цели раджа-йоги. Когда тело становится стройным, лицо сияющим, когда внутри проявляется анахата-нада (мистический звук в анахата-чакре), когда глаза становятся ясными, тело здоровым, когда семя пребывает под контролем и пище­варительный огонь пробуждается, тогда знают, что нади очищены и достигается успех в хатха-йоге». (Хатха-йога Прадипика, часть II, стихи 72-78)

 

Великий йог Сватмарама описывает кевала-кумбхаку как сладкий плод, который образуется из семени асаны и пранаямы. Благодаря ей, йогу удается достичь высших ступеней раджа-йоги, которые описаны в «Йога-сутрах» мудрецом Патанджали. Истинная медитация и созерцание наступают только тогда, когда мысли оказыва­ются в состоянии совершенного покоя. Йоги обнаружили, что три вещи связаны в существе мужчины в неразделимом единстве: дыхание, семя и мысль. Поэтому такое большое значение придаётся овладению дыханием, так как, когда возникает контроль над дыханием, одновременно появляется контроль над мыслями и семенем, которые подвижны и беспокойны, словно ртуть.

У женщины в качестве аналога с мужским семенем выступаетраджас, менструаль­ная кровь, и определённые вырабатываемые женскими половыми органами и железа­ми эликсиры, поддерживающие неустойчивое равновесие с мыслями и дыханием.

Медитация - это состояние абсолютного транса, в котором исключаются обще­известные законы природы. Чтобы добраться до предела этой высокой ступени, тре­буется должная порция терпения и силы воли. Однако после проникновения в область медитативной самореализации условия меняются и избыток силы воли неожиданно проявляет себя как препятствие. Пратьяхара, дхарана, дхъяна и самадхи - это уров­ни сознания, где божественные силы становятся неограниченными и человеческая воля, как ограничение этому, должна быть преодолена. Для того чтобы переступить эту границу на пути к более высокому сознанию, следует использовать доверие и абсолютную преданность.

Ныряльщики за жемчугом, уроженцы южных морей, обладают высшей степенью контроля над дыханием и в состоянии до десяти минут задерживать его, обходясь без кислородных устройств под водой. Также существуют ныряльщики, тешащие свое спортивное честолюбие, погружаясь по возможности во все большие глубины морей, что предполагает наличие отточенной техники дыхания и выносливость к длительным задержкам дыхания. Однако все это не относится к йоге и кевала-кумбхаке. Вообще известно, что такие искатели жемчуга практически не доживают до старости и, самое большее, на что им можно рассчитывать, это вероятная продолжительность жизни до 36 лет. И у спортсменов-ныряльщиков эта непомерная тренировка легких и сердца так­же отражается отрицательно и часто ведет к порокам сердца и повреждениям мозга.

Также время от времени слышно о так называемых йогах и факирах, которые часами или целыми днями могут оставаться погребёнными живьем под землей и затем снова появляющихся невредимыми. В объявлениях таких спектаклей чаще всего говорится о «самадхи», и неосведомлённый зритель приписывает этим экспонентам такие же силы, которые могут возникать благодаря кевала-кумбхаке. Но это принципиальная ошибка, поскольку, кроме изрядной порции пренебрежения к смерти и мужества, не требуется больше ничего для того, чтобы опуститься в большом ящике в яму и позво­лить засыпать себя землёй, так как внутри имеется достаточно пространства и кисло­рода, чтобы длительное время остаться живым, экономно расходуя воздух.

Кевала-кумбхака не имеет ничего общего с такими усилиями воли, хотя для неё также требуется определённый акт насилия над собой, чтобы, будучи учеником, под­чинить себя строгой дисциплине садханы и терпеливо, настойчиво и упорно выпол­нять предписанные практики. Таким образом, благодаря пробуждению Кундалини, ученик сможет, в конце концов, выйти за пределы практики йоги и вступить в энер­гетические области, которые, образно выражаясь, являются преддверием к царству бесконечного блаженства. Кто добрался туда, объединяется со своим внутренним «Я» и сам становится Богом и вместе с тем бессмертным и свободным. Пребывая в самадхи, он становится истинным йогом.

Называемая сахита-кумбхакой пранаяма является важным шагом к этой высокой цели.

 

 

7. Мурчха-кумбхака (обморок)

 

Эта техника дыхания в древних писаниях объясняется весьма завуалированно и закодированно, из-за чего она часто дает повод к двусмысленным толкованиям. Ее выполнение требует основательной подготовки ученика, так как она очень жестко влияет на мозг и органы чувств головы, в особенности, на глаза. Сначала необходимо создать внутричерепное давление, необходимое для возникновения состояния по­добного обмороку, для чего садхак должен быть в состоянии удерживать ширшасану (стойку на голове) (стр. 472) не менее десяти минут, в строгом соответствии с пред­ставленным в данной книге руководством.

 

7а. Мурчха-кумбхака - подготовительное упражнение в ваджрасане

Для того чтобы ученик смог привыкнуть к сильному воздействию мурчха-кумбхаки, имеется подготовительное упражнение, благодаря которому весь организм и, в осо­бенности мозг, подготовятся к похожему на обморок воздействию:

 

Исходное положение: опустите колени на пол, ступни и колени несколько расстав­лены друг от друга так, чтобы можно было удобно сесть между ступнями на пол. Ладони лежат на подошвах стоп, пальцы - на подушечках стоп, возвышения больших пальцев рук - на пятках. Это - вариант ваджрасаны, который используется также при практике йони-мудры (стр. 450).

 

Упражнение: сделайте глубокий выдох и затем методом кузнечных мехов пять раз сильно вдохните и выдохните, после пятого выдоха глубоко вдохните, задержите


 

дыхание, зафиксируйте взгляд в точке между бро­вями {бхру-мадхья дриш-ти) и запрокиньте голову как можно сильнее назад (джаландхара-бандха), при этом спина слегка выгиба­ется назад. Затем, насколь­ко возможно, с сильной концентрацией выпячивай­те вперед брюшную стенку (удара-бандха), после чего как можно дольше оставай­тесь неподвижно в этом по­ложении.

На выдохе вернитесь в исходное положение. По­вторите это упражнение от трех до пяти раз.

 

Можно усилить воздей­ствие этого упражнения, выполняя 10-25 раз бха-стрику через рот, с губами, сложенными в форме бук­вы «О», после чего также, как описано выше, сделать кумбхаку, джаландхара-бандху и удара-бандху.

 

Следует отметить, что этот вариант может выпол­няться только, если прак­тикующий знаком с возни­кающим в результате этой практики воздействием, оказываемым на блуждаю­щий нерв и со связанным с этим опустошением ума (сознания).


Воздействие и польза:

благодаря стимуляции блуждающего нерва и растяжению солнечного сплетения, миокарда и сердечного нервного сплетения, эта техника дыхания в состоянии замед­лять кровоток мозга до такой степени, что может возникнуть обморочное состояние. В момент отключения мозг охватывает все импульсы вегетативной нервной системы в брюшной области, постепенно осознавая их. Это автоматически порождает усилен­ные интуитивные способности, а из подсознания, расположенного большей частью в нижней части живота, информация посылается к связанным с ней участкам мозга, которые эффективно поддерживают процесс самопознания и самораскрытия. Это слияние сознания и подсознания является зародышем к пробуждению Кундалини, выражающей потенциал абсолютного сознания, в котором содержится вся информа­ция от начала начал до конца времён.

 

76. Мурчха-пранаяма - основная техника

 

После того, как садхака ознакомился с этим подготовительным упражнением и узнал воздействие мурчхи, он должен приступить к концентрированной практике мурчха-кумбхаки, техника которой сейчас будет описана:

 

Исходное положение: сядьте в позу лотоса, держа спину прямой. Левая рука лежит внизу живота, пальцы правой руки в дамару-мудре закрывают обе ноздри. Рот от­крыт, губы образуют букву «О».

 

Упражнение: вдохните глубоко носом и с силой выполните бхастрику через откры­тый рот 25-100 раз. Для этого приведите живот в действие подобно кузнечным мехам, втягивая внутрь при выдохе и выпячивая вперед при вдохе. Затем вдохните глубоко ртом, закройте его, ноздри также закройте с помощью пальцев и задержите дыхание. Зафиксируйте глаза в точке между бровями и надуйте щеки. Опустите подбородок в джаландхара-бандху на верхний край грудины, выполните мула-бандху, а брюшную стенку вытолкните вперед {удара-бандха). Теперь начните создавать сильное давле­ние в голове, выжимая воздух через ноздри, которые продолжайте держать крепко закрытыми. Сохраняйте это давление как можно дольше, затем верните голову в нор­мальное положение, откройте ноздри и очень осторожно сделайте выдох через нос, расслабляя щеки и живот. Повторите это упражнение несколько раз, затем поменяйте положение ног и начните мурчха-кумбхаку заново.

 

Воздействие и польза: из-за такого энергичного способа дыхания и не менее энер­гичной задержки вдыхаемого воздуха во внутренней части черепа возникает большое давление, благодаря которому исключительно сильно стимулируются все нервы, желе­зы и органы чувств в области головы. В особенности сильно активизируется функцио­нирование десятого черепномозгового нерва, так называемого «блуждающего нерва», благодаря чему автома­тически начинает замед­ляться такая важнейшая физиологическая функция, как сердцебиение. С одной стороны, усиливается при­лив крови к мозгу, с другой стороны, кровоснабжение замедляется, из-за чего воз­никает похожее на обморок чувство. В этом состоя­нии возможно без усилий останавливать дыхание на довольно долгое время, и спонтанно наступает без­мыслие, которое позволяет садхаку глубоко погрузить­ся в свое подсознание и создать основу для медита­тивных практик йоги.

Необходимо отдавать себе отчёт, что эта техника пред­полагает наличие у садхака сильно развитого чувства допустимых для тела на­грузок, чтобы не навредить таким чувствительным ор­ганам, как глаза и уши.

По этой причине к этой мощной технике дыхания могут приближаться толь­ко опытные люди, которые принимают психические и физические вызовы с му­жеством и соответствую­щей осторожностью.

Поза лотоса играет важ­ную роль в практике йоги, так как она является единственной позой сидя, по­зволяющей даже при обмо­роке сохранять вертикальное положение. Падмасана гарантирует стабильную позу во время состояний, которые больше не могут контролироваться сознанием.

 

В «Хатха-йога Прадипика» об этом специальном упражнении в части II, стихе 69, на­писано: «После вдоха нужно энергично держать джаландхара-бандху и затем медленно выдыхать. Это называется мурчха, ибо она усыпляет ум и дарует приятное чувство».

 

И в «Гхеранда-самхита» то же упражнение описывается в части V, стихах 84-85: «За­держав дыхание, пущено отрешить ум от всех объектов и сосредоточить его на точ­ке между бровями, тем самым исчезают размышления и возникает чувство блаэюен-ства. Если манас (ум) в атмане, восходит, блаженство наступает непременно».

 

Эти описания подтверждают факт, что секретные практики хатха-йоги обычно не записывались, а передавались устно от Гуру к шишье (ученику). Дошедшие до нас письменные документы, имеющие свое происхождение из раннего средневековья, со­ставлены таким сжатым, образным и часто зашифрованным языком, что смысл их текстов открывается только адептам. К сожалению, ученые снова и снова предпри­нимают попытки объяснить различные неясные текстовые знания интеллектуально, что часто приводит к полному искажению описанных техник. По этой причине необ­ходимо еще раз указать на то, что йогу нужно учиться не просто по книгам, а с учите­лем, располагающим подлинным практическим опытом, возвращающим к знаниям непрерывающейся традиции йоги.

 

Сила йога

Йог забывает о теле для концентрации ума на Боге. Он побеждает жару и холод, благодаря контролю над дыханием и нервной системой.

Йог образует психический жар в теле с помощью практики Бхастрика Пранаямы.

Он может переносить колебания климата, не испытывая неудобств.

Он сидит на снегу и растапливает его с помощью тепла, образующегося в теле.

Йог обвёртывает своё тело простынёй, намоченной в очень холодной воде, и сушит её йогическим теплом своего тела. Некоторые адепты высушивали до 30 простыней за одну ночь.

Совершенный йог сжигает своё тело в конце жизни с помощью йогического тепла, образованного силой его Йоги.

!!! - Сатьянанда Свами Сарасвати Древние Тантрические Техники Йоги и Крийи – Бхастрика

Пранаяма. Бхастрика пранаяма

 

До сих пор мы описали в этой книге четыре типа техник пранаямы. Это:

1. самавета[1];

2. уджайи[2];

3. бхрамари[3];

4. нади шодхана[4].

Все эти техники обладают своими отличительными особенностями и полезными свойствами. Доведение до совершенства одной бхрамари или одной нади шодханы может вести к медитации. Больше ничего не требуется.

Есть еще несколько основных и традиционных разновидностей техник пранаямы. Одну из них, бхастрику, мы будем обсуждать в этом разделе. Эта практика тоже очень специфична и может приносить много пользы на всех уровнях — физическом, праническом и ментальном.

 

Определение

 

Слово бхастрика на санскрите означает «кузнечные мехи». Таким образом, эта практика может быть названа «пранаяма мехов». Она называется так потому, что в ней легкие быстро и мощно всасывают и выдувают воздух, подобно мехам деревенского кузнеца. Кузнец усиливает приток воздуха к огню, чтобы получить более сильный жар для своей работы. Можно сказать, что бхастрика пранаяма делает то же самое: она увеличивает приток воздуха в тело, которое вырабатывает внутренний жар, как грубый, так и тонкий. Внутренний жар ума‑тела накапливается. Этот Жар сжигает нечистоты, будь то физические загрязнения, например токсины, пранические закупорки или умственные неврозы. Бхастрика пранаяма представляет собой один из методов — и очень прямой метод — самоочищения с помощью тапы.

 

Упоминания в текстах

 

Бхастрика — важная практика пранаямы. Поэтому она широко упоминается в различных текстах. Однако некоторые из этих описаний очень туманны. Например, в тексте Гхеранда Самхита говорится:

 

«Вдыхай и выдыхай воздух ноздрями снова и снова, подобно мехам кузнеца».

(шлока 5:74)

 

«Глубоко вдыхай двадцать раз. Делай кумбхаку (задержку дыхания). Затем выдыхай, как уже объяснено. Мудрые люди практикуют бхастрику три раза каждый день и никогда ничем не болеют. День ото дня они светятся здоровьем».

(шлоки 5:75, 76)

 

Это объяснение дается не столько для конкретного руководства, сколько для памяти. Конкретные подробности должен был давать гуру.

В тексте Хатха Йога Прадипика есть три шлоки, в которых описывается эта практика. Вот они:

&n

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...