Специфика понятия «стратегия»
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение
Стратегическое планирование является наиболее адаптированным инструментом теории управления к современным условиям развития таких сложных систем, каким является город. Его сущность заключается в ориентации на конечную цель развития, эффективное расходование для ее достижения имеющихся ресурсов, использование всех возможностей и парирование предполагаемых угроз. При этом важен не только стратегический план как итоговый документ, но и процесс его разработки и обновления как важнейший инструмент аккумуляции знаний, выявления идей и инициатив, достижения общественного согласия. Стратегическое планирование представляет собой процесс обмена информацией, противопоставления точек зрения и согласования позиций, формирования у всех участников данного процесса общего видения развития города, заинтересованности в реализации выработанной стратегии. Разработанный стратегический план социально-экономического развития позволяет определить готовность города к реагированию на выявленные факторы влияния внешней среды и объединить ресурсы внутри города. Стратегический план развития города свидетельствует о способности города вести планомерную работу и по привлечению внешних ресурсов для его развития. Объектом исследования является стратегическое планирование - как процесс развития муниципального образования. Предметом исследования является стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 г. Целью исследования является изучение стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 г. Цель исследования обусловила постановку следующих задач: . Проанализировать теоретические основы стратегического планирования развития муниципального образования.
. Изучить концепцию социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 г. . Провести анализ реализации и выявить итоги концепции Санкт-Петербурга до 2020 г. Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды Бочкаревой Т.В., Громова А.В., идр. Методология данного исследования состоит в системном подходе. В работе использованы такие методы, как анализ, синтез. Информационную базу составили данные взятые с официального сайта Правительства Санкт-Петербурга, периодическая печать. Практическая значимость исследования, проводимого в данной курсовой работе заключается в освещении основных проблемных вопросов развития МО и возможности продолжить начатые исследования с внесением конкретных предложений по совершенствованию развития региона. Структура исследования обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
1. Теоретические основы стратегического планирования развития муниципального образования
Специфика понятия «стратегия»
Слово «стратегия» уже давно применяется в самых разных случаях и имеет самые различные значения несмотря на то, что традиционно оно имело вполне однозначное толкование. Стратегия - это унифицированный, исчерпывающий, целостный план, обеспечивающий выполнение основных задач предприятия. Понимание стратегии только как плана явно недостаточно. Необходимо такое определение, которое включало бы в себя и результативное поведение. Согласно такому пониманию, стратегия - и заранее продуманная, и выстраивающаяся по ходу событий - есть некая последовательность в поведении. Осуществление в полном смысле сознательной стратегии - задача крайне непростая. Необходимо, чтобы менеджмент организации заявил о своих намерениях еще до начала действий, провозглашенные задачи должны быть приняты всеми без исключения сотрудниками, а затем реализованы вне зависимости от воздействий рыночных, технологических или политических сил и так далее. Спонтанная стратегия - также весьма редкий феномен, поскольку для этого она должна складываться из действий, в которых нет и намека на преднамеренность. В военных стратегиях и теории игр чаще всего используют подход, называемый «игра на двоих», известный также в деловой сфере как «конкуренция лоб в лоб». Определение стратегии как позиции явно позволяет нам перейти к иному уровню - уровню с энным числом игроков. Стратегия по отношению к организации есть примерно то же самое, что индивидуальные особенности человека.
Стратегия - это концепция. Это означает, что все стратегии представляют собой абстракции, существующие только в умах заинтересованных сторон. Всякая стратегия - это изобретение, фантазия, продукт чьего-то воображения, вне зависимости от того, разрабатывается она намеренно для регулирования поведения в будущем или же извлекается из прошлого опыта. Стратегия - это перспектива, разделяемая членами организации в их намерениях и действиях. Важнейшей задачей изучения стратегий является проблема «прочтения» содержания коллективного разума, понимания намерений, пронизывающих систему под названием организация, разделяемых всеми ее членами, и осознание того, как на подобной общей и достаточно устойчивой основе осуществляются те или иные действия. Стратегия как ловкий прием погружает в область прямой конкуренции, где в ходу различные финты, угрозы и маневры, широко применяемые для достижения победы над противником. Стратегия как таковая имеет дело прежде всего не с изменениями, а со стабильностью, с намеченными планами и устойчивыми поведенческими паттернами. Стратегия как принцип поведения фокусирует внимание на действии, напоминая прежде всего о том, что любая концепция мертва вне ее осуществления. Стратегия знакомит с понятием конвергенции, достижением стабильности и последовательности в действиях организации. Стратегия как перспектива погружает в весьма непростой круг вопросов о коллективных намерениях и действиях. Определяя организацию как коллективные действия, направленные на осуществление общей задачи, тогда стратегия как перспектива нацеливает на рассмотрение условий, при которых те или иные намерения распространяются в группе, в итоге становясь коллективными нормами и ценностями. В качестве плана стратегия имеет дело с действиями лидера по управлению развитием организации, его усилиями задать ей определенные направления.
Под стратегией понимается план экономического развития, трактуемый как комплект документов, включающий собственно стратегию и блок документов по ее реализации: стратегические программы и план-концепция мероприятий подразделений (местной власти) по реализации социально-экономической политики.
1.2 Сущность и этапы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х годов ХХ века для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана, в первую очередь, изменениями в условиях ведения бизнеса. Стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования распадается на множество принципиально важных действий. Выбор конкретной определенной стратегии означает, что из всех возможностей развития и способов деятельности, которые возникают перед муниципальным образованием, принято решение о выборе одного конкретного направления, в котором оно будет развиваться. Целесообразно выделить пять взаимосвязанных направлений (этапов) деятельности по разработке стратегического плана развития муниципального образования: анализ внутренней среды и внутренних закономерностей развития муниципального образования, а также внешней среды муниципального образования, формулирование стратегических установок развития;
постановка стратегических целей и задач для их достижения; формулирование деловых и функциональных стратегий для достижения намеченных целей и результатов ожидаемого развития; разработка и реализация плана конкретных мероприятий по выполнению задач развития; оценка результатов деятельности и изменение при необходимости стратегического плана и методов его реализации. Планирование - один из экономических методов управления, оно служит для подготовки и принятия решений, базируется на данных прошлого периода, но стремится определить развитие объекта планирования в перспективе. Стратегическое планирование - это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях и в соответствии с выбранными приоритетами развития муниципального образования. В стратегическом планировании одним из принципов развития объекта планирования выступает активное воздействие и формирование будущего. Безусловным инициатором стратегического менеджмента муниципального образования должны быть муниципальные служащие, выборные должностные лица местного самоуправления. Иногда инициатором данного процесса выступают депутаты представительного органа местного самоуправления или общественные организации и частные лица. Для разработки проекта стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования решением Главы местной администрации формируется временный творческий коллектив из 7 или 9 человек. Руководителем временного творческого коллектива выступает Глава местной администрации или его заместитель. Определяется техническое задание на разработку стратегического плана. На этом этапе важно донести необходимость стратегического управления в целом, основных логических аспектов и принципов непосредственной разработки и стратегического плана развития муниципального образования до сведения всех потенциальных участников. При достижении взаимопонимания принимается решение о порядке организации работ данного творческого коллектива. Члены временного творческого коллектива определяют круг основных мероприятий, которые будут проведены для разработки стратегического плана. Такими мероприятиями могут быть: конкретные поручения отдельным специалистам администрации местного самоуправления, например, подготовка вторичной информации о состоянии дел в определенной области;
подготовка и проведение социологического исследования с целью выявить мнение частных лиц - жителей муниципального образования по кругу вопросов; подготовка запросов с целью получения информации в министерства и ведомства Республики; получение консультаций отдельных специалистов; проведение ряда семинаров, рабочих встреч, круглых столов с широким кругом участников для выработки рабочих гипотез; информирование общественности и привлечение всех заинтересованных лиц к работе через местную прессу, радио и телевидение; проведение семинаров обучающего характера для работников администрации местного самоуправления по вопросам стратегического планирования развития муниципального образования и ряд других мероприятий. По инициативе временного творческого коллектива формируется расширенный состав временного творческого коллектива, в который могут быть приглашены специалисты администрации местного самоуправления, депутаты местного Совета, предприниматели, представители различных общественных организаций и инициативных групп и независимые эксперты. Общее количество человек расширенного творческого коллектива составляет в среднем 30 человек. В результате проделанной работы будет сформирован проект стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования. Выбор конкретной стратегии означает, что из всех возможных вариантов развития и способов действия, открывающихся перед муниципальным образованием, решено выбрать одно направление, в котором оно будет развиваться. Определение целей позволяет определить ряд конкретных результатов, характеризующих уровень социально-экономического развития муниципального образования. Стратегические цели относятся к повышению конкурентоспособности муниципального образования с точки зрения проживания и ведения бизнеса, то есть во многом отражают задачу улучшения репутации муниципального образования. Проект стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования выносит на общественную экспертизу. Главной задачей на этом этапе является максимальная доступность разработанного документа широкой общественности. Проект стратегического плана может быть опубликован в местных газетах, а местное радио и телевидение могут подготовить цикл передач презентационного и дискуссионного характера. В трудовых коллективах и на встречах с общественностью члены творческого коллектива могут представить подготовленный документ, ответить на вопросы. Оценка результатов деятельности и появление новых серьезных изменений внешних факторов может приводить к необходимости серьезной корректировки стратегических планов и методов их реализации. И хотя каждая из основных задач стратегического управления требует постоянного анализа и принятия решений о возможности продолжить работу в заданном направлении или внести коррективы, именно на данном этапе может происходить самая серьезная корректировка стратегических направлений социально-экономического развития муниципального образования. Фактическая задача оценки деятельности и принятия корректировок развития муниципального образования является завершением и началом цикла стратегического управления. Задача стратегического управления состоит в нахождении путей для улучшения существующей стратегии и в отслеживании процесса ее выполнения. Реализация разработанного и принятого стратегического плана социально-экономического развития может потребовать осуществления ряда управленческих решений. На этом этапе могут потребоваться значительные действия организационного характера. Поскольку это влечет за собой реформирование и развитие субъекта управления муниципальным образованием. Таким образом, разработанная стратегия позволит определить готовность муниципального образования к эффективному реагированию на выявленные факторы влияния внешней среды и объединить ресурсы внутри муниципального образования. Стратегия развития муниципального образования свидетельствует о способностях муниципального образования вести слаженную планомерную работу и по привлечению внешних ресурсов для его развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|