Статус Президента РФ закреплен гл.4 (ст.80-93) Конституции РФ.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Дисциплина «Конституционное право» Раздел 5 Система органов государственной власти и местное самоуправление в Российской Федерации
Тема 8 Система органов государственной власти в Российской Федерации Понятие и признаки государственного органа. Система органов государственной власти. Президент Российской Федерации. а) Конституционная система сдержек и противовесов взаимодействия властей б) Президент – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина Федеральное собрание – парламент Российской Федерации а) Совет Федерации б) Государственная Дума Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации Судебная власть в Российской Федерации 1. Орган – греч.organon – орудие, инструмент. Ст.11 Конституции РФ определяет, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации). Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В то же время, современное государство не может ограничиться только органами, созданными на основе принципа разделения властей. Оно нуждается в органах, обеспечивающих выполнение иных государственных задач, не входящих в сферу деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей. В целях реализации таких функций законодатель выделил государственные органы, не являющиеся органами государственной власти и наделил их соответствующими государственными полномочиями, в том числе и властными.
К государственным органам, не являющимся органами государственной власти, относятся: Уполномоченный по правам человека Прокуратура Следственный комитет Центральная избирательная комиссия Счетная палата Администрация Президента РФ И др. Государственные органы и органы, не являющиеся органами государственной власти обладают общими признаками как органы государства, позволяющими отличить их от иных (негосударственных) органов. 1) представляют собой структурно обособленную часть государственного аппарата, тесно связанную с другими его структурными элементами и взаимодействует с ними на основе принципов, установленных Конституцией, федеральными законами, иными НПА, определяющими его правовой статус. 2) состоит из граждан, являющихся госслужащими, лицами, занимающими государственные должности (в т.ч. выборные – депутаты) и обладающими соответствующими правами и обязанностями. Госорган может быть представлен в одном дице – Президент РФ. 3) создается для осуществления задач и функций государства, наделяется в этих целях государственными полномочиями и действует от имени государства. Каждый государственный орган имеет свою компетенцию (совокупность полномочий в установленной сфере деятельности). Она закрепляется на основе принципа «разрешено то, что прямо разрешено законом». 4) образуется в порядке, установленном государством (выборы, формирование другим государственным органом). 5) действует в порядке, определяемым государством, и вся его деятельность юридически регламентируется. Все решения принимаются в рамках установленных процедур, предусмотренных правовыми актами (законами, уставами, положениями, регламентами).
Т.О. государственный орган – это организационно и структурно обособленная часть государственного аппарата, состоящая из граждан Российской Федерации и наделенная государственно-властными и иными полномочиями осуществлять от имени государства его задачи и функции в законодательно установленных формах и порядке.
В своей совокупности государственные органы РФ образуют единую систему, которая в соответствии со ст.11 Конституции имеет два уровня – федеральный и субъектный (региональный). Принцип разделения властей предполагает установление механизма сдержек и противовесов в организации и осуществлении госвласти. Это выражается в соответствующих полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении государственных вопросов. Благодаря этому создаются дополнительные правовые гарантии, препятствующие развитию в государстве авторитарных и тоталитарных тенденций, обеспечивающие свободу в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина.
2. Президент РФ в системе органов государственной власти. Статус Президента РФ закреплен гл.4 (ст.80-93) Конституции РФ. В ст.80 Конституции РФ определена основная сущностная характеристика статуса Президента РФ – он является главой государства. Это означает, что Президент РФ занимает особое место в системе органов госвласти, не входит напрямую ни в одну из трех ее ветвей.
Препятствием авторитаризму Президента служит следующая конституционная система гарантий: 1) ограничение периода полномочий Президента сроком; 2) порядок всенародных прямых альтернативных выборов; 3) недопустимость занятия поста Президента более 2-х сроков подряд; 4) признание не соответствующими Конституции НПА Президента на основании постановления Конституционного Суда РФ; 5) возможность отстранения Президента от должности.
Порядок выборов и вступления в должность Президента РФ. Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", иные федеральные законы.
В соответствии со ст.81 Конституции Президент РФ избирается на 6 лет гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента назначает Совет Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Требования к кандидату в Президенты определены в той же статье Конституции и избирательным законодательством.
Полномочия Президента РФ Президенту принадлежат конституционные полномочия, связанные с решением вопросов: 1) формирования федеральных органов государственной власти; 2) утверждения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и участием в их деятельности; 3) в сфере законодательной деятельности на федеральном уровне; 4) обеспечения осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории России; 5) защиты прав и свобод человека и гражданина; 6) руководства внешней политикой; 7) руководства военной сферой; 8) в иных сферах.
Содержание полномочий Президента состоит в следующем. 1) в области формирования федеральных органов государственной власти а) Президент назначает Председателя правительства РФ с согласия Государственной Думы, на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства. б) Представляет для назначения кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда в Совет Федерации. Назначает иных федеральных судей. Представляет в Совет Федерации кандидатуру для назначения Генерального Прокурора. в) Вправе предлагать для назначения Государственной Думой кандидатуру Уполномоченного по права человека. Участвует в формировании палатами парламента Счетной палаты, назначения и освобождения от должности Председателя Центрального банка. Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат парламента дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.
г) назначает выборы в Государственную Думу, может ранее 30 дней после выборов созвать первое заседание Госдумы. Обладает полномочиями распустить Государственную Думу в соответствии со ст.111, 117 Конституции. 2) в области утверждения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и участием в их деятельности Утверждает Структуру федеральных органов исполнительной власти. Непосредственно руководит деятельностью целого ряда федеральных органов исполнительной власти: МВД, МЧС, МИД, МО, МЮ, СВР, ФСБ, ФСО. 3) в сфере законодательной деятельности на федеральном уровне Обладает правом законодательной инициативы. Учредил должности полпредов Президента в Совете Федерации и Государственной Думе. В соответствии со ст.84 Конституции подписывает и обнародует (промульгирует) федеральные законы и направляет их для опубликования в «Парламентскую газету», «Российскую газету» Собрание законодательства РФ. Может отклонить федеральный закон (наложить вето). 4) в области обеспечения осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории России Назначает и освобождает от должности Полномочных представителей Президента в федеральных округах (Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный, всего 8). Полпред в ФО координирует деятельность федеральных органов в округе, организует их взаимодействие с органами субъектов, анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов, осуществляет контроль за исполнением федеральных законов, согласовывает назначение кандидатов на должности, входящие в компетенцию Президента РФ. Полпредство является структурным подразделением Администрации Президента. Вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов в случае их противоречия Конституции, ФЗ, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина. Использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами госвласти федерации и субъектов. Вправе распустить законодательный орган госвласти субъекта РФ. Вправе отрешить от должности высшее должностное лицо субъекта и назначить врио должностного лица до решения вопроса о новом руководителе. Обеспечивает единство правового пространства РФ в соответствии с Указом Президента РФ № 1486 от 10.08.2000 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ» и Положением о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.11.2000 №904.
5) в области защиты прав и свобод человека и гражданина; Осуществляет руководство внешней политикой РФ в соответствии со ст.86 Конституции. Ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ. Подписывает ратификационные грамоты. Принимает верительные и отзывные грамоты акредитуемых при Президенте дипломатических представителей. Представляет Россию как государство в международных отношениях, имеет контакты с главами иностранных госуларств, участвует во встречах, осуществляет государственные визиты. Процедурой осуществления представительских функций Президента занимается Управление Протокола Президента РФ в составе Администрации Президента. 6) в области руководства внешней политикой Согласно ст.87 Конституции Президент РФ является Верховным Главнокомандующим ВС РФ. Ст.83 – утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Военная доктрина – один из основных документов стратегического планирования, представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту РФ, утверждена Президентом 25.12.2014 №Пр-2976.
7) в области руководства военной сферой Конституционные полномочия Президента в сфере обороны конкретизируются в ФЗ «Об обороне», ФКЗ «О военном положении», «О чрезвычайном положении» и др.актах. В соответствии с ч.2 ст.87 Президент в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указами Президента регламентируются многие вопросы военной службы, в т.ч. ее совершенствование, оснащение, повышение качества, военного сотрудничества. Президент, органы госвласти согласованно решили вопросы, связанные с возвращением Крыма, оказания военной помощи Сирии. 8) в иных сферах Решение вопросов гражданства РФ. Ведение вопросов награждения государственными наградами, присвоения почетных званий, высших воинских и специальных званий. Принимает акты о помиловании осужденных приговором суда.
Правовые акты Президента РФ В соответствии со ст.90 Конституции Президент издает указы и распоряжения, которые обязаны для исполнения на всей территории РФ. Указы, в основном, являются НПА, рассчитанными на неоднократное применение и обязательные для неопределенного круга субъектов. Но они могут быть и индивидуального характера (о гражданстве, о награждении, о назначении и пр.). Распоряжения в основном носят индивидуальный характер. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, т.е. носят подзаконный характер.
Администрация Президента РФ. Совещательные и консультативные органы при Президенте РФ. Для выполнения свих полномочий Президент в соответствии со ст.83 формирует Администрацию Президента РФ. Администрация по своему правовому статусу является госорганом, обеспечивающим деятельность Президента РФ. К совещательным и иным консультативным органам относятся: а) Совет Безопасности РФ – конституционный совещательный орган, основной задачей которого является обеспечение условий для осуществления Президентом полномочий в области обеспечения безопасности. СБ разрабатывает и уточняет стратегию национальной безопасности РФ, иные концептуальные и доктринальные документы, а также критерии и показатели обеспечения национальной безопасности. Он прогнозирует, выявляет, анализирует и оценивает угрозы безопасности, вырабатывает меры по их нейтрализации. СБ действует на основе ФЗ от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». По решениям СБ Президент издает Указы и распоряжения.
б) Государственный Совет РФ. Совещательный орган, созданный в 2000 г. Президентом в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Председатель – Президент. Члены ГС – по должности высшие должностные лица субъектов РФ. Для решения оперативных вопросов формируется президиум ГС из 8 чел. Персональный состав определяется Президентом и подлежит ротации один раз в полгода. Заседания проводятся не реже одного раза в три месяца, но могут проводятся и внеочередные заседания. Решения госсовета оформляются протоколом. При необходимости по ним Президент издает указы, распоряжения, поручения. Госсовет оказывает содействие Президенту при использовании согласительных процедур для разрешения разногласий между органами госвласти РФ и субъектов, а также – между субъектами.
в) Совет при Президенте по развитию местного самоуправления является совещательным органом, созданный в целях совершенствования государственно политики в области местного местного самоуправления. г) Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека – консультационный орган при Президенте, образованный в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента о положении дел в этой области, содействия институтов гражданского общества, подготовке предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета. При Президенте функционируют и многие другие совещательные и консультационные органы, содействующие Президенту в осуществлении конституционных полномочий: Совет по культуре и искусству; Совет по делам инвалидов; Совет по развитию информационного общества; Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и др.
Основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ В соответствии со ст.92, 93 Конституции Президент прекращает исполнение полномочий досрочно по следующим основаниям: 1) в случае его отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешения от должности. 1. Отставка – это добровольное сложение действующим Президентом своих полномочий по собственному заявлению. Нормативно-правовая процедура отставки в настоящее время не урегулирована. Имеется только опыт отставки Президента Ельцина Б.Н. 31.12.1999 г. 2. Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия. Законодательно процедура прекращения полномочий по этому основанию также не урегулирована. На такую процедуру нацелил Конституционный Суд в своем постановлении от 11.07.2000 г. по делу о толковании ч.2 ст.91 и 92. 3. Отрешение Президента от должности – высшая форма ответственности Президента. Процедура отречения прописана в ст.93. Она представляет собой сложный порядок. Для этого требуется инициатива не менее 1/3 депутатов Госдумы при наличии заключения комиссии, образованной Думой. В процедуре задействованы обе палаты парламента, Конституционный и Верховный суды. По Конституции отрешение возможно только на основании обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Решение Совета Федерации должно быть принято в трехмесячный срок после выдвижения Госдумой против него обвинения. Если в этот срок решение не принимается, обвинение считается отклоненным. В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции во всех случаях, если Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Врио Президента не вправе распускать Госдуму, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи В соответствии с ФЗ от 12.02.2001 г. «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» экс-Президенту предоставляется широкая система мер обеспечения.
3. Статус Федерального собрания – представительного и законодательного органа РФ, ее парламента – закрепляется в гл.5 (ст.94-109) Конституции РФ, которая специально посвящена Федеральному собранию. Конституционный статус ФС определяется прежде всего основами конституционного строя: принципом народного суверенитета и принципом разделения властей. Ст.11 Конституции в числе федерльных органов, осуществляющих государственную власть на основе принципа разделения властей, называет Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы. Т.о., место и роль ФС в конституционной системе государственной власти, его двухпалатная структура относятся к основам конституционного строя. При этом, Конституция закрепляет не только статус ФС в целом, но и статус его палат.
Парламент – лат.parlare – разговаривать. Парламент, как орган народного представительства обладает следующими общими признаками: - представляет народ, от которого исходит вся власть; - с юридической точки зрения – олицетворение законодательной власти; - выборность членов парламента (одна из палат может формироваться иным демократическим способом); - признание свободного депутатского мандата; - коллегиальность в организации и деятельности парламента; - наличие гарантий свободы мнений при обсуждении и принятии решения; - наличие контрольных полномочий в отношении исполнительной власти.
Сущность и социальное предназначение парламента воплощается в следующих функциях: 1. Представительная. Наиболее полно и точно обеспечить представительство народа в парламенте. 2. Законодательная. Только парламент от имени народа вправе принимать законы. Никто более не вправе этого делать. 3. Контрольная. Сущность парламента. 4. Бюджетная. Только парламент вправе утверждать бюджет и отчет правительства о его использовании. ФС образует Счетную палату, она подотчетна ему и является постоянно действующим органов государственного финансового контроля. 5. Международная. Парламент ратифицирует международные договоры; после консультаций с парламентом Президент назначает и отзывает дипломатических представителей; развивает межпарламентское сотрудничество.
Конституция РФ закрепила двухпалатную структуру ФС и тем самым обеспечила представительство общегосударственных (ГД) и региональных (СФ) интересов при осуществлении законодательных и иных полномочий на федеральном уровне.
В соответствии со ст.95 Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов власти субъекта. СФ формируется в соответствии с ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 03.12.2012 N 229-ФЗ.
Вопросы ведения СФ определены прежде всего в ст.102 Конституции. а) утверждает изменение границ между субъектами РФ. б) утверждает указ Президента о введении военного положения. в) утверждает указ Президента о введении чрезвычайного положения. г) решает вопрос о возможности использования ВС РФ за пределами территории РФ. д) назначает выборы Президента РФ. е) отрешает Президента РФ от должности. ж) назначает на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда. з) назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора РФ. и) назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину ее аудиторов.
Помимо ст.102 Конституции полномочия СФ определены в других положениях Конституции, а также установлены федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Основными актами СФ являются постановления. Согласно ч.3 ст.102 Конституции, постановления СФ принимаются большинством голосов от общего числа его членов, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией. Такие особые случаи, предусматривающие какое-либо квалифицированное большинство от общего числа членов, установлены, например, в ст.135, в ст.93, в ст.108.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|