Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В настоящее время общее число членов СФ – 170 (по два от каждого из 85 субъектов РФ).




 

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 

 

Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона22 февраля 2014 года от 22.02.2014 г. N 20-ФЗ «О выборах депутатов государственной Думы ФС РФ», других федеральных законов.

 

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) избирается 450 депутатов.

225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - федеральные списки кандидатов).

 

 

Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы.

Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.

 

 

Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации

признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;

осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;

осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие пунктов 2 и 3 настоящей части;

подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", либо факт совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий пяти лет до дня голосования.

 

 

Подготовку и проведение выборов проводит ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные и участковые избирательные комиссии.

 

 

По итогам голосования по федеральному избирательному округу к рассмотрению 225 депутатских мест допускаются федеральные списки кандидатов, за которые подано не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее по сравнению с другими зарегистрированными кандидатами в данном одномандатном избирательном округе число голосов избирателей.

 

 

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основании своего протокола о результатах выборов по федеральному избирательному округу, своего решения о результатах выборов по федеральному избирательному округу, а также на основании протоколов и решений окружных избирательных комиссий о результатах выборов по одномандатным избирательным округам не позднее чем через две недели после дня голосования устанавливает общие результаты выборов депутатов Государственной Думы.

 

 

Вопросы ведения Государственной Думы определены прежде всего в статье 103 Конституции. К ним относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

 

 

Государственная Дума принимаетпостановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

 

 

Конституция РФ устанавливает возможность роспуска ГД, который является одним из элементов системы сдержек и противовесов, одним из способов разрешения коллизий между Президентом и ГД (ч.4 ст.111), а также между Президентом и Правительством, с одной стороны и ГД с другой стороны (ч.3 и ч.4 ст.117 Конституции).

 

 

Внутреннее устройство палат ФС, структура создаваемых ими своих органов обусловлены конституционными задачами и функциями парламента в целом, вопросами ведения каждой палаты, а также необходимостью эффективного, рационального осуществления полномочий парламента и его палат. Организация работы членов СФ и депутатов ГД в соответствующих палатах парламента строится с учетом их внутренней структуры. Конституция РФ в ст.101 устанавливает основы внутренней организации палат ФС, которые получают свое развитие и детализацию в регламентах палат.

 

 

 

К важнейшим функциям ФС относится парламентский контроль

Он призван:

- обеспечить подотчетность и подконтрольность исполнительной власти представительному органу страны;

- уравновесить баланс и полномочия властей в системе сдержек и противовесов

- воздействовать на общественно-политическую жизнь государства, способствуя утверждению и развитию в обществе демократических принципов: гласности, свободы мнений и дискуссий, уважения к закону, к правам человека, ответственности органов публичной власти и их должностных лиц и др.

 

 

Ключевой вопрос парламентского контроля – это контроль ФС, его палат за деятельностью исполнительной власти.

Конституция, федеральные законы, регламенты палат ФС устанавливают такие формы парламентского контроля за деятельностью Правительства РФ как:

- решение вопроса о доверии Правительству;

- заслушивание ежегодных отчетов Правительства о результатах его деятельности, в т.ч. по вопросам, поставленным ГД;

- парламентское расследование;

- бюджетно-финансовый контроль (отчет от исполнении бюджета);

- «правительственный час»;

- парламентские и депутатские запросы;

- парламентские слушания и др.

В соответствии с ч.3,4 ст.117 Конституции ГД решает вопрос о доверии Правительству РФ.

ФС формирует подотчетную ему Счетную палату – орган финансового контроля. ФЗ «О Центральном банке РФ» устанавливает подотчетность Банка России Государственной Думе, которая назначает и освобождает от должности Председателя Банка по представлению Президента и рассматривает годовой отчет Банка.

Конституция РФ устанавливает процедуру отрешения Президента РФ от должности Советом Федерации на основании выдвинутого ГД обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

 

 

Законодательный процесс подробно регламентирован правовыми нормами. Они содержатся в Конституции РФ (ст.104 – 108), ФКЗ, ФЗ, регламентах палат ФС, актах Президента и Правительства РФ.

Он представляет собой совокупность следующих стадий:

1) законодательная инициатива;

2) подготовка законопроекта к рассмотрению ГД (предварительное рассмотрение);

3) рассмотрение законопроекта ГД и принятие (одобрение) закона;

4) прохождение закона в СФ и его одобрение;

4а) повторное рассмотрение ГД закона, отклоненного СФ;

5) подписание закона Президентом РФ и его обнародование;

5а) повторное рассмотрение ГД и СФ закона, отклоненного Президентом РФ

 

В соответствии со ст.11 Конституции Правительство РФ осуществляет наряду с Президентом, Федеральным Собрание и судами государственную власть. Действуя при этом в рамках своих полномочий самостоятельно, независимо, нов тесном контакте с ветвями власти и иными государственными органами.

Порядок формирования, статус, состав и полномочия Правительства устанавливаются Конституцией (гл.6 ст.110 – 117) и ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Правительство РФ – это коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, формируемый в установленном Конституцией и законодательством РФ порядке, возглавляющий единую систему исполнительной власти РФ, действующий на основе Конституции, ФКЗ и нормативных указов Президента РФ.

Основными принципами деятельности Правительства являются:

- народовластие;

- федерализм;

- разделение властей;

- ответственность;

- гласность;

- обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

 

Правительство как высший исполнительный орган государственной власти организует исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, указов Президента РФ, международных договоров, осуществляет контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарущений законодательства РФ.

Согласно ч.2 ст.110 Конституции РФ Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

 

Компетенция Правительства определяется Конституцией в самом общем виде. Предусмотренный Конституцией перечень полномочий не является исчерпывающим. ФКЗ «О правительстве РФ» в гл.3 конкретизирует полномочия и выделяет:

общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти;

общие полномочия Правительства Российской Федерации;

полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики;

полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики;

полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере;

полномочия Правительства Российской Федерации в сфере науки, культуры, образования;

полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

полномочия Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью;

полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений;

иные полномочия Правительства Российской Федерации.

 

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

 

5. Судебная власть осуществляется судами, входящими в судебную систему РФ, которая устанавливается Конституцией и ФКЗ (ч.3 ст.118).

 

 

Судебная система – это закрепленная Конституцией и ФКЗ совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства России.

 

Согласно п.«о» ст.71 Конституции, установление основ судоустройства отнесено к ведению Российской Федерации, а не субъектов РФ или совместному ведению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...