Развитие предречевых вокализаций и социального поведения детей
Для выявления развития предречевых вокализаций мы регистрировали типы вокализаций в различных ситуациях, а также особенности их эмоциональной окраски. Это составило первую группу методов, направленных на изучение перестройки предречевых вокализаций. Согласно литературным данным, выделяются следующие типы предречевых вокализаций: 1) гукание — короткие тихие звуки; 2) гуление — протяжные певучие звуки; 3) вскрики — короткие звуки, отличающиеся от гукания силой, более сложным звуковым составом и интенсивной эмоциональной окраской; 4) лепет — фонематически организованные, ритмически повторяемые слоги. Мы фиксировали основные ситуации вокализирования: 1) социальную — общение со взрослыми или детьми, наблюдение ребенка за ними; 2) предметные действия — дети занимаются с предметами или обследуют их; 3) ситуацию активного бодрствования или спонтанного вокализирования, когда ребенок пребывает в состоянии двигательного возбуждения, но, по-видимому, ничем не занимается. Среди эмоциональных проявлений, окрашивающих предречевые вокализации, были выделены положительные (легкая улыбка, спокойная улыбка, оживленная улыбка, смех) и отрицательные (неудовольствие, тревога, плач). / 119 С помощью второй группы методик изучалось понимание детьми речи окружающих взрослых. Проба 1 выявляла склонность и способность детей к повторению слова по подражанию. Взрослый произносил, обращаясь к ребенку, лепетные звуки и просил ребенка повторить их («скажи: ба-ба»). Проба 2 определяла умение выполнить простую словесную инструкцию («дай игрушку»). Проба 3 обнаруживала, владеет ли ребенок номинативной функцией слова. Взрослый показывал и называл часть лица куклы (например, глаза) и просил показать названную часть («где глазки?»). Каждая проба повторялась трижды.
Следующая группа методик служила для характеристики общения ребенка со взрослым. Здесь участвовали трое разных взрослых (по одному в каждом сеансе), не знакомых ребенку. Взрослый оказывал одно за другим пять следующих воздействий на ребенка: 1) появлялся в поле его зрения; 2) улыбался ребенку; 3) с улыбкой ласково заговаривал с ребенком, называя его по имени; 4) подзывал к себе; 5) брал его на руки. Регистрация предречевых вокализаций производилась всегда в одно и то же время суток, во второй половине дня, через 15—20 мин после кормления, во время свободного бодрствования детей в манеже. Наблюдение разделялось на три 10-минутных периода с интервалами 20 мин и повторялось с каждым ребенком трижды на протяжении 7—10 дней. Понимание детьми речи определялось следующим образом. Экспериментатор сажал ребенка за столик, располагался рядом и проводил поочередно три описанные выше пробы При изучении общения ребенка помещали в кроватку в комнате, где никого не было. Экспериментатор находился за ширмой, перед ребенком появлялся посторонний взрослый, каждое его воздействие продолжалось 30 с с интервалом в 1 мин. На протяжении 10 дней проводилось по три цикла описанных опытов с участием нового взрослого в каждом цикле. Для получения показателей голосовой активности подсчитывали вокализации каждого ребенка за 30 мин. За единицу принималась вокализация, произнесенная на одном дыхании, независимо от ее длительности. Вследствие высокой вариативности показателей при обработке данных использовался метод шкалирования, позволяющий вычислить интенсивность той или иной реакции, не прибегая к средним значениям (В. Ю. Урбах, 1963). Эмоциональные проявления детей и общение со взрослыми оценивались условными баллами. Уровень понимания речи взрослых характеризовался качественно. Кроме того, были выделены качественные виды отношения ребенка к взрослому: 1) отрицательное (страх, неприязнь, слезы), 2) равнодушное {легкая ориентировочная реакция с последующим отвлечением) и 3) положительное (радость и смех).
В экспериментах участвовали 45 детей, воспитывающихся в условиях закрытого детского учреждения (дом ребенка). Возраст детей колебался в пределах от 5 мес до 1 года 7 мес. Все дети контрольной группы были разделены на три возрастные подгруппы на основе развития у них локомоций. В младшую подгруппу вошли дети от 5 до 9 мес, в среднюю — от 9 до 10 мес, активно овладевавшие стоянием и ходьбой, старшая подгруппа состояла из детей от 10 мес до 1 года 7 мес, еще не умевших говорить, но умевших передвигаться самостоятельно или придерживаясь за барьер. Обратимся к анализу отдельных вокализаций Соответствующие данные представлены в табл. 27. Таблица 27
Примечание В скобках указана интенсивность вокализаций в процентном отно шепни к м мдшей подгруппе Анализ табл. 27 показывает, что возрастная динамика разных видов вокализаций не одинакова. Так, гукание обнаружило стойкую тенденцию к сокращению. Особенно резко интенсивность гукания падала при переходе от младшей к средней подгруппе. Певучие вокализации типа гуления были во всех подгруппах менее частыми, чем гукание. Но с возрастом интенсивность гуления падала. Вскрики оказались, пожалуй, наименее частой вокализацией в раннем возрасте. В изученном нами возрастном диапазоне каких-либо существенных сдвигов в их числе не наблюдалось. Значительные изменения коснулись лепета. Его интенсивность с возрастом увеличивается, особенно при сравнении старшей подгруппы с младшей, но подъем интенсивности отчетливо прослеживается и раньше. Рассмотрение связи разных вокализаций с ситуациями позволяет сделать вывод о том, что с возрастом лепет выходит на первое место среди других голосовых проявлений; параллельно изменяется функция лепета: из аккомпанемента манипулятивных движений он все больше становится средством общения с людьми.
Поведение детей всех возрастов имело выраженную эмоциональную окраску, которая изменялась в тесной связи с изменением характера голосовой продукции. Так, гуление, постепенно вытесняемое из репертуара ребенка лепетом, теряет роль предпочитаемого средства для выражения радости; лепет же, выдвигаясь на первый план, все чаще сопровождается положительными эмоциональными состояниями. В отношении отрицательных эмоциональных проявлений выяснилась совершенно иная картина. Отрицательные эмоции во всех возрастах чаще всего приурочены к более примитивным вокализациям — гуканию и гулению — и почти никогда не сопровождают лепет. У самых маленьких испытуемых мы не зарегистрировали ни одного случая воспроизведения словесного образца. Характерным было лишь сосредоточение на глазах экспериментатора и отвлечение на посторонние предметы. В средней подгруппе дети тоже не умели подражать, но отвлечения у них встречались реже. Почти все дети, слушая экспериментатора, смотрели ему в лицо, а трое из них, сосредоточив взгляд на его движущихся губах, тянулись рукой к его рту и напряженно вслушивались в обращенную к ним речь. У старших детей отмечено два случая непрямого подражания. Почти все дети этого возраста внимательно вслушивались в речь взрослого, сосредоточенно смотрели на его губы, шевелили губами, вокализировали в ответ, но еще не умели произнести нужные звуки. Наши испытуемые не умели действовать по инструкции. Правда, с возрастом они все реже выпадали из обстановки, сокращалось число случаев пристального рассматривания экспериментатора, дети становились менее скованными. Но лишь в старшей подгруппе был
зафиксирован один случай правильного выполнения ребенком словесной просьбы экспериментатора. Самой распространенной формой ответного поведения на обозначение предмета словом было выпадание из ситуации: дети отвлекались, пытаясь отвлечь и взрослого. В средней и старшей подгруппах отмечены единичные случаи выполнения инструкции взрослого, но не сразу, а спустя некоторое время.
Наши материалы показали особенности общения детей со взрослыми. С возрастом значительно увеличиваются отрицательные социальные проявления у детей при их взаимодействии с незнакомым взрослым: у младших детей незнакомец вызывал страх только при наименее определенных для ребенка воздействиях — появлении и улыбке; в средней подгруппе дети испытывали страх при любых проявлениях активности взрослого; в старшей подгруппе отмеченное явление усилилось и сделалось типичным для всех детей. Только сложное воздействие, включавшее речь, не вызывало недоверия у детей. С возрастом сокращалось число детей, у которых имелись положительные проявления (87,5% в младшей и всего 62,5% в средней и старших подгруппах) (табл. 28). Из табл. 28 следует,
наиболее интенсивно отвечали дети на адресованную им улыбку и речевые обращения взрослых. Вместе с тем дети младшей подгруппы значительно сильнее старших радовались любому воздействию взрослого и почти никогда не проявляли равнодушия. Дети средней подгруппы радовались взрослому,
лось, что с возрастом происходило снижение обобщенности социального поведения. Дети старшей подгруппы намного реже младших проявляли сходное отношение к разным взрослым. Особенно резко (почти в 9 раз!) сокращается в старшей подгруппе число детей, проявляющих яркую симпатию ко всем трем взрослым. С возрастом снижается также общая интенсивность общения со взрослыми, что, по-видимому, объясняется возрастающей избирательностью детей по отношению как к разным социальным воздействиям, так и к незнакомым людям вообще. Среди всех социальных воздействий во всех возрастных подгруппах на первом месте стоит сложное воздействие (появление, разговор, улыбка), которое вызвало наиболее сильную радость, длительное сосредоточение и рассматривание, двигательное оживление и обильное вокализирование. Этот факт, вероятно, свидетельствует о том, что для детей конца 1-го — середины 2-го года, находящихся на стадии предречевого развития, речь, эмоционально окрашенная и включенная в контекст общения, является самым благоприятным и желательным воздействием.
Подведем некоторые итоги опытов с детьми контрольной группы. Мы установили, что с возрастом общее количество вокализаций изменяется мало, но зато большие перемены происходят в их составе. Гукание и гуление резко сокращаются, вскрики остаются примерно неизменными, лепет же увеличивается в количестве, меняет свою функцию: из аккомпанемента движений становится средством общения с окружающими людьми. С возрастом у детей наблюдаются некоторые сдвиги в понимании речи окружающих, но в целом весьма незначительные. Это кажется удивительным, потому что, по данным ряда авторов (А. В. Запорожец, 1960; Д. Б. Эль-конин, 1964; Е. К. Каверина, 1950), период от 1 года до l'/2 лет является временем быстрого развития именно пассивной речи и подготавливает тот перелом в развитии активной речи, который датируют 1'/2 годами. Мы можем объяснить наблюдаемый нами факт тем, что отставание детей в активной речи, часто обнаруживаемое у воспитанников закрытых детских учреждений (М. М. Кольцова, 1973а), сочетается (а возможно, этим и обусловлено) с их отставанием в понимании речи окружающих людей. В пользу такого объяснения свидетельствует и то, что ни один из наших воспитанников не умел говорить, а ведь старшему из них было более 1'/2 лет! В социальном поведении детей мы отметили появление с возрастом сдвигов в неблагоприятную сторону. У малышей понижалась реактивность на воздействия взрослых, незнакомые люди вызывали страх или все более отрицательное к себе отношение, у многих воспитанников отмечалось падение социальной инициативы — одного из главных показателей потребности ребенка в общении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|