Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменение потребности детей в общении со взрослыми




Под влиянием возникшего эмоционального контакта между ребенком и взрослым менялась общая картина поведения детей в присутствии взрослого. На основе этой общей картины поведения детей мы предположили, что после установления эмоционального контакта со взрослым у детей изменялась динамика потребности в


общении с ним. Она возрастала. Мерой потребности ре­бенка в общении со взрослым является активность и инициативность малыша в этом отношении. Чем сильнее выражена потребность, тем активнее и инициативнее ре­бенок вступает в общение со взрослым. На основании наблюдений мы выделили три уровня развития потреб­ности ребенка в общении со взрослым, которые одновре­менно являются и тремя ее составными:

1) интерес ребенка к взрослому, ограниченный и
сдерживаемый осторожностью ребенка, выражающийся
в рассматривании взрослого и прослеживании всех его
действий и движений;

2) отношение доверия к взрослому, выражающееся
в готовности ответить на любой призыв взрослого к обще­
нию и взаимодействию (улыбка на улыбку взрослого и
т. п.);

3) инициативность детей в поиске контактов со взрос­
лым.

В общении ребенка со взрослым всегда представлена определенная мера и интереса к взрослому, и доверчи­вости к нему, и инициативности. Но мера эта в разных условиях не одинакова, изменяется под влиянием раз­личных факторов. Нам важно было знать, как изменяет­ся потребность ребенка в общении со взрослым под влия­нием эмоционального контакта, возникающего между ни­ми, что именно изменяется в ней, как это соотносится с успешностью овладения словом. Полученные данные от­ражены в табл. 26.

Таблица 26

 

 

Подгруппы яе[ей Рс(звитне потребности ребенка в общении со взрослым (в до и после установления эмоционального контакт уел ед) ]
Интерес к взрослому Доверчивость к взрос­лому Инициативность ребенка
До После До После До После
Младшие
Эксперимен­тальная 8,3 Контрольная 8,9 8,4 8,8 26,8 31,0 38,5 20,0 8.7 10,7 19,7 10,3
Старшие
Эксперимен­тальная 5,3 8,7 21,7 30,0 22,7 81,4
Контрольная 5,7 8,7 24,7 25,2 9,2 4,0

Начнем с интереса ребенка к взрослому. Суммарные данные табл. 26 говорят о том, что у малышей установле­ние эмоционального контакта со взрослым не изменяет в общем его интереса к взрослому. Данные эксперимен­тальной и контрольной подгрупп очень близки до уста­новления эмоционального контакта и после этого. В груп­пе старших испытуемых интерес детей к взрослому увели­чивается от первого замера ко второму, но в одинаковой степени как в экспериментальной, так и в контрольной подгруппе, и, видимо, не под влиянием эмоционального контакта со взрослыми.

Обратимся теперь к доверчивости детей. Данные табл. 26 показывают, что в младшей и старшей подгруппах под влиянием эмоционального контакта со взрослым почти в 1 '/2 раза возрастает доверчивость детей к взрослому. Улыбчивость детей младшей подгруппы увеличивается в 1,4 раза, двигательная активность (ребенок протягивает взрослому ручки, тянется всем телом и т. д.) — в 3,4 раза. В старшей подгруппе улыбчивость возрастает в 1,3 раза, а двигательная активность почти в 2 раза. Хочется от­метить относительную прочность наметившейся тенден­ции: спустя несколько дней эффект увеличения реактив­ности детей под влиянием эмоционального контакта со взрослым еще держится.

В инициативности детей после установления эмоцио­нального контакта со взрослым также происходят изме­нения. Из материалов табл. 26 видно, что под влиянием эмоционального контакта со взрослым инициативность детей возрастает в младшей подгруппе почти в 2 '/2 раза, а в старшей — почти в 4 раза, в то время как в контроль­ных подгруппах она остается без изменений, а иногда и уменьшается. Отдельные проявления инициативности де­тей по отношению к взрослому (ребенок тянется на руки взрослого, прикасается к нему) увеличиваются в 10 раз. Сопоставление трех показателей позволяет увидеть, что под влиянием эмоционального контакта со взрослым именно инициативность, являющаяся мерой потребности в общении, увеличивается больше всего.

Мы полагаем, что полученные нами материалы позво­ляют утвердительно ответить на вопрос о влиянии эмо­ционального контакта со взрослым на развитие речи у детей раннего возраста. Дети, устанавливающие эмоцио­нальный контакт со взрослым, в большем количестве случаев и быстрее овладевали словом и активно его ис­пользовали, чем дети, не вступившие в эмоциональное

Мб


общение со взрослым. При этом глубина эмоциональ­ного контакта между взрослым и ребенком, его качест­венные особенности также влияли на успешность и темп овладения ребенком экспериментальным словом и актив­ное его использование. Установление эмоционального контакта со взрослым сопровождалось у детей конца 1-го и начала 2-го года увеличением потребности в об­щении с ним, точнее, изменением ее динамических осо­бенностей. Это выражалось в более высоких показателях доверчивости детей к взрослому и инициативности. Дети, вступившие в эмоциональный контакт со взрослым, сами искали взаимодействия с ним, стремились вовлечь его в свою познавательную деятельность, выразить ему свое расположение, привлечь его внимание, были чувстви­тельны к его отношению к себе и его замечаниям.

Изменение потребности детей раннего возраста в обще­нии со взрослым под влиянием эмоционального контакта с ним вызывало изменения в широкой сфере жизнедея­тельности детей, так или иначе связанной со становлением и развитием их речи. При этом все параметры жизнедея­тельности ребенка, связанные с развитием речи и изме­нявшиеся под влиянием эмоционального контакта со взрослым, включались в сферу общения ребенка. Так, стремясь вовлечь взрослого во всякого рода общение, ребенок прибегал к различным инициативным действиям. Среди них значительное место занимали вокализации, которых появлялось все больше, все чаще они были об­ращены к взрослому, состав их отличался большей зву­ковой комбинаторикой, возрастал удельный вес лепета. С успешностью овладения словом и применения его в большей степени коррелировали изменения тех особен­ностей вокализаций, которые в этом возрасте прямо свя­заны с общением ребенка со взрослым, а именно увели­чение их количества и обращенности их к взрослому.

Возросшая у детей заинтересованность в общении со взрослым делает ребенка более внимательным к его речи и сопровождается увеличением слухового сосредоточения на звуках человеческого голоса, зрительного сосредото­чения на положении его внешних органов речи и попыт­ками воспроизвести их движения. Но собственно звуко­вое воспроизведение заданного звукового образца наб­людалось нами только в условиях общения между взрос­лым и ребенком, в ситуации их прямого взаимодейст­вия, в потоке вокализаций, обращенных к взрослому.

Пассивное овладение словом и активное применение


его наблюдалось у детей раннего возраста лишь при условии достаточно выраженной потребности общения со взрослым. Усвоение экспериментального слова и активное использование его отмечалось только у детей, которые находились на пятом или шестом уровне установления эмоционального контакта со взрослым и обнаруживали инициативную заинтересованность во взаимодействии с ним. Стремление к общению со взрослым заставляло де­тей произносить экспериментальное слово.

Специальный интерес представляют материалы иссле­дования, свидетельствующие о зависимости ориентиро­вочно-исследовательской деятельности детей конца 1-го и начала 2-го года от эмоционального контакта со взрос­лым. Важным фактором, обеспечивающим установление адекватной связи слова с предметом, является наличие ориентировочно-исследовательской деятельности, направ­ленной на этот предмет. Материалы, представленные в настоящей главе, свидетельствуют о том, что в ситуации «ребенок — взрослый — предмет» дети раннего возраста прежде устанавливают ясные, положительно эмоциональ­но окрашенные отношения со взрослым, а затем присту­пают к осуществлению познавательной, в нашем случае ориентировочно-исследовательской, деятельности. Только вслед за удовлетворением потребности в общении со взрослым для ребенка открывается возможность удовлет­ворения познавательной потребности.

Главное, с нашей точки зрения, заключается в том, что состояние эмоционального комфорта, свободы и раскованности в присутствии взрослого, с которым уста­новлен эмоциональный контакт, а также устремленность к этому взрослому позволяют ребенку а) принять требо­вания или задачу взрослого — усвоить слово (ибо в жиз­ни речь у детей возникает только под давлением требо­вания, предъявляемого в этом отношении взрослым) и б) технически осуществить это требование — произнести слово Свобода в контакте со взрослым и заинтересован­ность в общении с ним позволяют ребенку и заставляют его сосредоточиться на органах речи взрослого как ин­струменте общения и решить задачу — произнести слово.


Глава VI

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...