Изменение потребности детей в общении со взрослыми
Под влиянием возникшего эмоционального контакта между ребенком и взрослым менялась общая картина поведения детей в присутствии взрослого. На основе этой общей картины поведения детей мы предположили, что после установления эмоционального контакта со взрослым у детей изменялась динамика потребности в общении с ним. Она возрастала. Мерой потребности ребенка в общении со взрослым является активность и инициативность малыша в этом отношении. Чем сильнее выражена потребность, тем активнее и инициативнее ребенок вступает в общение со взрослым. На основании наблюдений мы выделили три уровня развития потребности ребенка в общении со взрослым, которые одновременно являются и тремя ее составными: 1) интерес ребенка к взрослому, ограниченный и 2) отношение доверия к взрослому, выражающееся 3) инициативность детей в поиске контактов со взрос В общении ребенка со взрослым всегда представлена определенная мера и интереса к взрослому, и доверчивости к нему, и инициативности. Но мера эта в разных условиях не одинакова, изменяется под влиянием различных факторов. Нам важно было знать, как изменяется потребность ребенка в общении со взрослым под влиянием эмоционального контакта, возникающего между ними, что именно изменяется в ней, как это соотносится с успешностью овладения словом. Полученные данные отражены в табл. 26. Таблица 26
Интерес к
| взрослому
| Доверчивость к взрослому
| Инициативность ребенка
|
До
| После
| До
| После
| До
| После
| Младшие
| Экспериментальная 8,3 Контрольная 8,9
| 8,4 8,8
| 26,8 31,0
| 38,5 20,0
| 8.7
10,7
| 19,7 10,3
| Старшие
| Экспериментальная 5,3
| 8,7
| 21,7
| 30,0
| 22,7
| 81,4
| Контрольная 5,7
| 8,7
| 24,7
| 25,2
| 9,2
| 4,0
| Начнем с интереса ребенка к взрослому. Суммарные данные табл. 26 говорят о том, что у малышей установление эмоционального контакта со взрослым не изменяет в общем его интереса к взрослому. Данные экспериментальной и контрольной подгрупп очень близки до установления эмоционального контакта и после этого. В группе старших испытуемых интерес детей к взрослому увеличивается от первого замера ко второму, но в одинаковой степени как в экспериментальной, так и в контрольной подгруппе, и, видимо, не под влиянием эмоционального контакта со взрослыми. Обратимся теперь к доверчивости детей. Данные табл. 26 показывают, что в младшей и старшей подгруппах под влиянием эмоционального контакта со взрослым почти в 1 '/2 раза возрастает доверчивость детей к взрослому. Улыбчивость детей младшей подгруппы увеличивается в 1,4 раза, двигательная активность (ребенок протягивает взрослому ручки, тянется всем телом и т. д.) — в 3,4 раза. В старшей подгруппе улыбчивость возрастает в 1,3 раза, а двигательная активность почти в 2 раза. Хочется отметить относительную прочность наметившейся тенденции: спустя несколько дней эффект увеличения реактивности детей под влиянием эмоционального контакта со взрослым еще держится. В инициативности детей после установления эмоционального контакта со взрослым также происходят изменения. Из материалов табл. 26 видно, что под влиянием эмоционального контакта со взрослым инициативность детей возрастает в младшей подгруппе почти в 2 '/2 раза, а в старшей — почти в 4 раза, в то время как в контрольных подгруппах она остается без изменений, а иногда и уменьшается. Отдельные проявления инициативности детей по отношению к взрослому (ребенок тянется на руки взрослого, прикасается к нему) увеличиваются в 10 раз. Сопоставление трех показателей позволяет увидеть, что под влиянием эмоционального контакта со взрослым именно инициативность, являющаяся мерой потребности в общении, увеличивается больше всего.
Мы полагаем, что полученные нами материалы позволяют утвердительно ответить на вопрос о влиянии эмоционального контакта со взрослым на развитие речи у детей раннего возраста. Дети, устанавливающие эмоциональный контакт со взрослым, в большем количестве случаев и быстрее овладевали словом и активно его использовали, чем дети, не вступившие в эмоциональное Мб общение со взрослым. При этом глубина эмоционального контакта между взрослым и ребенком, его качественные особенности также влияли на успешность и темп овладения ребенком экспериментальным словом и активное его использование. Установление эмоционального контакта со взрослым сопровождалось у детей конца 1-го и начала 2-го года увеличением потребности в общении с ним, точнее, изменением ее динамических особенностей. Это выражалось в более высоких показателях доверчивости детей к взрослому и инициативности. Дети, вступившие в эмоциональный контакт со взрослым, сами искали взаимодействия с ним, стремились вовлечь его в свою познавательную деятельность, выразить ему свое расположение, привлечь его внимание, были чувствительны к его отношению к себе и его замечаниям. Изменение потребности детей раннего возраста в общении со взрослым под влиянием эмоционального контакта с ним вызывало изменения в широкой сфере жизнедеятельности детей, так или иначе связанной со становлением и развитием их речи. При этом все параметры жизнедеятельности ребенка, связанные с развитием речи и изменявшиеся под влиянием эмоционального контакта со взрослым, включались в сферу общения ребенка. Так, стремясь вовлечь взрослого во всякого рода общение, ребенок прибегал к различным инициативным действиям. Среди них значительное место занимали вокализации, которых появлялось все больше, все чаще они были обращены к взрослому, состав их отличался большей звуковой комбинаторикой, возрастал удельный вес лепета. С успешностью овладения словом и применения его в большей степени коррелировали изменения тех особенностей вокализаций, которые в этом возрасте прямо связаны с общением ребенка со взрослым, а именно увеличение их количества и обращенности их к взрослому.
Возросшая у детей заинтересованность в общении со взрослым делает ребенка более внимательным к его речи и сопровождается увеличением слухового сосредоточения на звуках человеческого голоса, зрительного сосредоточения на положении его внешних органов речи и попытками воспроизвести их движения. Но собственно звуковое воспроизведение заданного звукового образца наблюдалось нами только в условиях общения между взрослым и ребенком, в ситуации их прямого взаимодействия, в потоке вокализаций, обращенных к взрослому. Пассивное овладение словом и активное применение его наблюдалось у детей раннего возраста лишь при условии достаточно выраженной потребности общения со взрослым. Усвоение экспериментального слова и активное использование его отмечалось только у детей, которые находились на пятом или шестом уровне установления эмоционального контакта со взрослым и обнаруживали инициативную заинтересованность во взаимодействии с ним. Стремление к общению со взрослым заставляло детей произносить экспериментальное слово. Специальный интерес представляют материалы исследования, свидетельствующие о зависимости ориентировочно-исследовательской деятельности детей конца 1-го и начала 2-го года от эмоционального контакта со взрослым. Важным фактором, обеспечивающим установление адекватной связи слова с предметом, является наличие ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на этот предмет. Материалы, представленные в настоящей главе, свидетельствуют о том, что в ситуации «ребенок — взрослый — предмет» дети раннего возраста прежде устанавливают ясные, положительно эмоционально окрашенные отношения со взрослым, а затем приступают к осуществлению познавательной, в нашем случае ориентировочно-исследовательской, деятельности. Только вслед за удовлетворением потребности в общении со взрослым для ребенка открывается возможность удовлетворения познавательной потребности.
Главное, с нашей точки зрения, заключается в том, что состояние эмоционального комфорта, свободы и раскованности в присутствии взрослого, с которым установлен эмоциональный контакт, а также устремленность к этому взрослому позволяют ребенку а) принять требования или задачу взрослого — усвоить слово (ибо в жизни речь у детей возникает только под давлением требования, предъявляемого в этом отношении взрослым) и б) технически осуществить это требование — произнести слово Свобода в контакте со взрослым и заинтересованность в общении с ним позволяют ребенку и заставляют его сосредоточиться на органах речи взрослого как инструменте общения и решить задачу — произнести слово. Глава VI
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|