Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральной целевой программы




I. Обоснование соответствия

Решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам

Социально-экономического развития Российской Федерации

 

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится «ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний». Причина исключительной роли культуры при переходе от сырьевой к инновационной экономике заключена в повышении профессиональных требований к кадрам, «включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества».

«Культурная среда» сегодня становится ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую. «Культурная среда» – это, во-первых, результат всей совокупности культурной деятельности общества – прошлой и настоящей (включая инфраструктуру организаций культуры, произведения искусства, и т. п.); во-вторых, это институт приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею; в-третьих, это область творческой реализации духовного потенциала российских граждан, в том числе молодого поколения.

В этой связи формирование и развитие культурной среды становится важнейшим условием улучшения качества жизни в Российской Федерации.

Следующие задачи, безусловно, являются приоритетными при реализации государственной культурной политики России и могут быть решены только путем укрепления и развития культурной среды в Российской Федерации:

сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России, использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;

развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, приобщение к мировой и отечественной культуре, обеспечение свободы творчества;

поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.

Решение указанных задач возможно, ибо Российская Федерация обладает огромным культурным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные объекты культурного и природного наследия, сохраняется высочайший уровень подготовки профессионалов в исполнительских искусствах, проходят крупнейшие фестивали, выставки, работают тысячи разнообразных музеев, театров, сохраняется преемственность самобытных национальных культур.

Настоящая концепция федеральной целевой программы «Культура России (2012–2016 годы)» (далее – Концепция) разработана на основе положений, содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537), Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012–2014 годах от 29.06.2011 г. и ряде программных выступлений Президента Российской Федерации, а также в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 594).

Разрабатываемая федеральная целевая программа «Культура России (2012–2016 годы)» (далее – Программа) характеризуется следующими принципиальными особенностями:

системный характер основных целей и задач, а также комплексный подход к их решению с учетом взаимосвязи (исключение дублирования и взаимное дополнение) с другими реализуемыми и планируемыми к реализации действиями государства, направленными на развитие культурного потенциала России;

ориентация целей, задач и мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями;

применение новых технологий, инновационных подходов, а также мирового опыта в области формирования материально-технической базы учреждений культуры, сохранения и реставрации культурных ценностей;

отбор инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в рамках Программы, с учетом важных для отрасли критериев и с учетом особенностей формирования культурного потенциала российских регионов;

внедрение механизмов государственной поддержки приоритетных направлений развития культуры на основе государственно-частного партнерства.

 

II. Обоснование целесообразности решения проблемы

Программно-целевым методом

 

Положительный опыт реализации федеральных целевых программ по культуре в России на рубеже XX и XXI веков насчитывает уже почти полтора десятка лет. Несмотря на внутренние и мировые экономические потрясения, за счёт реализации федеральной целевой программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997–1999 годы)», федеральных целевых программ «Культура России» на 2001–2005 годы и на 2006–2011 годы удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.

Необходимость программного подхода к развитию культуры объясняется в первую очередь тем, что культура России представляет собой сложную, разветвленную и многоуровневую систему. Внутри такой системы решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов.

Программно-целевой метод обеспечит следующие важнейшие условия для осуществления государственной культурной политики:

стратегическое единство в принятии решений в культуре на всех уровнях исполнительной власти;

координацию между бюджетами всех уровней и внебюджетными источниками, в том числе привлеченными на основе государственно-частного партнерства;

преемственность Программы и федеральных целевых программам предшествующих периодов;

установление стратегических ориентиров на модернизацию и инновационное развитие основных видов и направлений культурной деятельности;

концентрацию источников финансового обеспечения культуры на приоритетных направлениях её развития.

III. Предварительный анализ итогов реализации

федеральной целевой программы

«Культура России (2006–2011 годы)»

 

В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006–2011 годы)» (далее – Программа 2006–2011) на развитие отрасли направлено 124,65 млрд. рублей, из них 112,21 млрд. рублей – средства федерального бюджета, 12,44 млрд. руб. – прочие источники. Кроме того, отдельные вопросы культурного развития реализовывались в следующих целевых программах:

федеральная целевая программа «Социально–экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2012 годы»;

государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»;

федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года»;

федеральные целевые программы развития Калининградской области на период до 2010 года и на период до 2015 года;

федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Предварительный анализ реализации Программы 2006–2011 позволяет сделать выводы, что была реализована система мероприятий, связанная с достижением поставленных её основных целей: укреплением культурного пространства России, обеспечением прав граждан на доступ к культурным ценностям, а также с обеспечением свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни, установленных статьёй 44 Конституции Российской Федерации.

Укрепление культурного пространства в рамках Программы 2006–2011 осуществлялось через создание возможностей для граждан получения доступа к культурным ценностям (памятники истории и культуры, Музейный фонд Российской Федерации, библиотечные и архивные фонды, фонды телевизионных и радиопрограмм, фильмофонды и др.) путем обеспечения их сохранности, пополнения, представления и использования.

Деятельность по обеспечению свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни осуществлялась путем: сохранения лучших традиций русского театрального и киноискусства; создания условий для обеспечения возможности участия граждан в культурной жизни и пользования учреждениями культуры; обеспечения дальнейшего развития системы подготовки творческих кадров, специалистов в области управления и организации субъектов сферы культуры массового начального художественного образования и эстетического воспитания.

В рамках Программы 2006–2011 за период с 2006 по 2010 годы на сохранение памятников истории и культуры Российской Федерации из федерального бюджета было выделено 13 060,80 млн. руб. Наиболее значимыми мероприятиями, финансовое обеспечение которых осуществляется в рамках Программы 2006–2011, являются реставрация Никольского Морского собора в Кронштадте, Собора Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, Вознесенского войскового собора в Новочеркасске.

За период с 2006 по 2010 годы полный объем работ по сохранению памятников истории и культуры, начиная с разработки научно-проектной документации и заканчивая проведением комплекса ремонтно-реставрационных работ, был проведен на 18 объектах культурного наследия Российской Федерации.

Проведенные восстановительно-реставрационные работы позволили вывести ряд памятников из аварийного состояния. Результатом действующей Программы стало увеличение до 33,5% в 2010 году доли объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, что соответствует целевым показателям Программы 2006–2011.

В 2006–2010 годах проведено 139 российских и международных музыкальных фестивалей и исполнительских конкурсов, 112 фестивальных акций в области драматического искусства; организовано 44 выставочных проекта в области современного искусства, фестивалей архитектуры и дизайна. Россия приняла участие в 63 международных книжных выставках-ярмарках. В 2011 году планируются проведение 19 проектов в области музыкального искусства, 12 – в области театрального, 16 – в области литературы.

В области театрального искусства проведена 61 гастрольная акция по России, в области музыкального искусства – 79 гастрольных акций. Проводятся концерты и осуществляется показ спектаклей в рамках таких крупнейших проектов, как «Всероссийские филармонические сезоны» и «Золотая Маска». В 2011 году планируется осуществить 8 театральных и 9 музыкальных гастрольных акций.

В целях поддержки отечественных производителей культурных благ и их продвижения на мировой рынок проводятся зарубежные гастроли ведущих российских драматических и музыкальных коллективов. В 2006–2010 годах состоялись около 35 гастролей коллективов драматических театров и 44 гастролей музыкальных коллективов и театров оперы и балета. Общее количество российских культурных акций, проведенных за рубежом, ежегодно возрастало на 1,1–1,2 процента, что выше намеченных целевых показателей Программы 2006–2011.

В целях поддержки культуры народов Российской Федерации проводятся региональные, межрегиональные, всероссийские и международные фестивали, конкурсы, выставки народного творчества. Всего в 2006–2010 годах: проведено 193 региональных фольклорных фестиваля, посвященных традициям, обрядам и обычаям народов России; 377 всероссийских и межрегиональных фестивалей и конкурсов народного творчества; 89 мероприятий в рамках сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Показатели количества театрально-концертных мероприятий за счет внутрироссийского межрегионального обмена ежегодно увеличивались на 2–3 процента, что соответствовало целевым показателям Программы 2006–2011. В 2011 году планируется провести 42 региональных, межрегиональных, всероссийских и международных мероприятия в области народного творчества, 51 мероприятие в рамках сохранения и развития нематериального культурного наследия.

По разделу «Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок» за 2006–2010 годы завершено производство 87 игровых, 1156 неигровых и 57 анимационных фильмов. В 2011 году планируется создать 70 фильмов. За 2006–2010 годы проведены 536 киномероприятий, 251 кинофестиваль, оказана финансовая поддержка в прокате 109 игровым и 11 анимационным фильмам. В 2011 году планируется провести 17 киномероприятий, 10 кинофестивалей.

За 2006–2010 годы состоялись показы российских фильмов в рамках международных кинофестивалей, фестивалей и недель российского кино, ретроспективы фильмов российских режиссеров. С этой целью на указанные мероприятия было направлено 813 фильмокопий российских фильмов, проведено 1099 сеансов, для участия в зарубежных мероприятиях были командированы 458 кинематографистов. В 2011 году планируется провести 10 мероприятий. Ежегодно происходило увеличение доли национальных фильмов в общем объеме проката на территории Российской Федерации. К 2010 г. этот показатель достиг 22%, что соответствует целевым показателям Программы 2006–2011.

Возросло количество участников культурно-досуговых мероприятий, посещений библиотек и других учреждений культуры. Была продолжена работа по формированию и ведению Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации. На конец 2011 года число записей о музейных предметах и музейных коллекциях должно составить 7,5 млн. единиц. Однако положительные тенденции проявили себя недостаточно. Так, прирост увеличения посещаемости музеев, по сравнению с предыдущим годом, составлял 1-2%, что соответствует показателям Программы 2006–2011, но все же является недостаточным для использования богатейшего культурного потенциала музейных учреждений. На несколько десятых процента за последние два года увеличилось количество посещений киносеансов, практически не выросло количество посещений театральных спектаклей. Во многом это связано с качественным состоянием учреждений культуры, неспособностью оказывать новые услуги и активно внедрять современные информационно-коммуникационные технологии.

Таким образом, в ходе реализации ФЦП «Культура России (2006-2011 годы)» были достигнуты намеченные результаты, выполнены все контрольные показатели, осуществлены важные проекты по сохранению культурного наследия, его доступности для населения. В рамках новой федеральной целевой программы «Культура России 2012–2016 годы» будет сохранена преемственность ключевых мероприятий, направленных на укрепление единого культурного пространства России, обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...