Итоговая аттестация выпускников основной школы и организация поступления в старшую профильную школу
В существующей практике нередки случаи, когда число желающих продолжить образование в старших классах определенной школы больше, чем реальные возможности приема в эти классы. Таким образом возникает ситуация фактически конкурсного приема. Можно предположить, что такая ситуация будет сохраняться и в будущем и станет для ряда школ особенно актуальной в условиях перехода на профильное обучение. Следовательно, естественно возникает вопрос об открытой гласной процедуре проведения подобного конкурсного набора. Отметим при этом, что конкурсный набор в старшие классы отдельных образовательных учреждений не входит в противоречие с законодательно закрепленным правом получения каждым ребенком общего (полного) среднего образования (ст. 16, п. 1, абз. 2 Закона РФ «Об образовании»). Закон гарантирует гражданам право получения образования этого уровня, что, однако, не есть синоним права получения его в конкретном образовательном учреждении. В связи с этим представляется целесообразным, наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы, предусмотреть определенную форму, которую условно можно назвать «малый ЕГЭ». Это позволило бы объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю, а также создать основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу. Основанием «малого ЕГЭ», проводимого по аналогии с ЕГЭ за курс полной средней школы независимой комиссией, должны стать требования к уровню подготовки выпускников основной школы. Чтобы сделать единой организацию конкурса при приеме в профильные классы старшей школы, целесообразно определить перечень предметов, по которым абитуриенты того или иного профиля должны проходить экзаменационные испытания.
Кроме того, важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио, «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п. Таким образом, предлагается комплексная «внутришкольная» (итоговые оценки, портфолио) и «внешняя» (малый ЕГЭ) схема аттестации учащихся, намеревающихся продолжать обучение в профильных школах и классах. Подобная педагогическая аттестация могла бы дополняться специальными содержательными рекомендациями школы по направленности последующего профильного обучения каждого школьника.
Профильная общеобразовательная подготовка в системе начального и среднего профессионального образования Необходимость одновременного усвоения учащимися учреждений начального и среднего профессионального образования учебного материала, определяемого двумя стандартами (общего среднего и профессионального образования) приводит к перегрузкам и снижению качества как общего образования, так и профессиональной подготовки выпускников. Сохраняется жесткая видовая структура образовательных программ, учащиеся и студенты ограничены в выборе образовательной траектории. Важной предпосылкой модернизации общеобразовательного цикла в программах начального и среднего профессионального образования является относительная завершенность программы основной школы по большинству основных образовательных областей (например, курс естествознания должен быть достаточно завершенным для будущих филологов, а курс истории - для будущих математиков). Предлагается следующая модель общеобразовательной составляющей образовательной программы начального и среднего профессионального образования для выпускников 9-го класса общеобразовательной школы:
Обязательные общеобразовательные модули: • Основной (профессионально ориентированный) общеобразовательный модуль объемом примерно 500-700 часов, в рамках которого учащиеся, во-первых, получают и закрепляют знания по тем предметам и разделам общего образования, которые непосредственно обеспечивают успешное усвоение специальных предметов и, во-вторых, проходят интегрированный гуманитарный курс, обеспечивающий общекультурное развитие; • Модули общих навыков (объемом до 300 часов). Термин «общие навыки» вводится нами как рабочий для обозначения совокупности навыков, необходимых для успешной адаптации выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования на рынке труда. После изучения обязательных общеобразовательных модулей, обучаемые делятся на два потока с учетом их собственных интересов и результатов обучения. Образовательные программы для этих потоков структурно отличаются соотношением общего и профессионального образования. Первый поток, основной по численности, продолжает углубленное освоение профессии или специальности (повышение уровня квалификации и освоение дополнительных специализаций), что позволит повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. В будущем, по мере формирования устойчивых жизненных приоритетов, часть этих выпускников могут пройти дополнительный общеобразовательный курс и сдать ЕГЭ, что позволит им поступить в вуз. Второй поток, включающий учащихся, успешно освоивших обязательные общеобразовательные модули и стремящихся к получению высшего образования, завершает освоение профессии или специальности в рамках стандарта по сокращенной программе, осваивают при этом специализацию на начальном уровне квалификации. При этом они проходит дополнительный общеобразовательный модуль, ориентированный на требования ЕГЭ (этот модуль учащиеся могут осваивать как в своем образовательном учреждении, так и в близлежащей школе, по дневной или вечерней форме обучения).
Таким образом, общий срок обучения не увеличивается, но при этом более эффективно используются образовательные ресурсы за счет четкой расстановки акцентов в образовательной программе соответственно начального и среднего профессионального образования.
ПРИЛОЖЕНИЯ Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей
Таблица 3 Гуманитарный профиль **
Таблица 4
Технологический профиль (специализация - информационные технологии) ***
Таблица 5 Примерный учебный план для универсального обучения (непрофильные школы и классы)
Планы практических занятий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|