Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итоговая аттестация выпускников основной школы и организация поступления в старшую профильную школу




В существующей практике нередки случаи, когда число желающих продолжить образование в старших классах определенной школы больше, чем реальные возможности приема в эти классы. Таким образом возникает ситуация фактически конкурсного приема. Можно предположить, что такая ситуация будет сохраняться и в будущем и станет для ряда школ особенно актуальной в условиях перехода на профильное обучение. Следовательно, естественно возникает вопрос об открытой гласной процедуре проведения подобного конкурсного набора.

Отметим при этом, что конкурсный набор в старшие классы отдельных образовательных учреждений не входит в противоречие с законодательно закрепленным правом получения каждым ребенком общего (полного) среднего образования (ст. 16, п. 1, абз. 2 Закона РФ «Об образовании»). Закон гарантирует гражданам право получения образования этого уровня, что, однако, не есть синоним права получения его в конкретном образовательном учреждении. В связи с этим представляется целесообразным, наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы, предусмотреть определенную форму, которую условно можно назвать «малый ЕГЭ». Это позволило бы объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю, а также создать основу для внедрения в массовую практику ме­ханизмов рационального и прозрачного конкур­сного набора в старшую профильную школу.

Основанием «малого ЕГЭ», проводимого по аналогии с ЕГЭ за курс полной средней школы независимой комиссией, должны стать требова­ния к уровню подготовки выпускников основной школы. Чтобы сделать единой организацию кон­курса при приеме в профильные классы старшей школы, целесообразно определить перечень предметов, по которым абитуриенты того или иного профиля должны проходить экзаменаци­онные испытания.

Кроме того, важную роль должно сыграть вве­дение накопительной оценки (портфолио, «пор­тфель достижений»), которая учитывает раз­личные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на кур­сах по выбору и т.п.

Таким образом, предлагается комплексная «внутришкольная» (итоговые оценки, портфо­лио) и «внешняя» (малый ЕГЭ) схема аттестации учащихся, намеревающихся продолжать обуче­ние в профильных школах и классах. Подобная педагогическая аттестация могла бы дополнять­ся специальными содержательными рекоменда­циями школы по направленности последующего профильного обучения каждого школьника.

 

Профильная общеобразовательная подготовка в системе начального и среднего профессионального образования

Необходимость одновременного усвоения учащимися учреждений начального и среднего про­фессионального образования учебного материа­ла, определяемого двумя стандартами (общего среднего и профессионального образования) при­водит к перегрузкам и снижению качества как общего образования, так и профессиональной подготовки выпускников. Сохраняется жесткая видовая структура образовательных программ, учащиеся и студенты ограничены в выборе образовательной траектории.

Важной предпосылкой модернизации общеоб­разовательного цикла в программах начального и среднего профессионального образования яв­ляется относительная завершенность програм­мы основной школы по большинству основных образовательных областей (например, курс есте­ствознания должен быть достаточно завершен­ным для будущих филологов, а курс истории - для будущих математиков).

Предлагается следующая модель общеобразовательной составляющей образовательной программы начального и среднего профессио­нального образования для выпускников 9-го класса общеобразовательной школы:

Обязательные общеобразовательные модули:

Основной (профессионально ориентированный) общеобразовательный модуль объемом примерно 500-700 часов, в рамках которого учащиеся, во-первых, получают и закрепляют знания по тем предметам и разделам общего образования, которые непосредственно обеспечивают успешное усвоение специальных предметов и, во-вторых, проходят интегрированный гуманитарный курс, обеспечивающий общекультурное развитие;

Модули общих навыков (объемом до 300 ча­сов). Термин «общие навыки» вводится нами как рабочий для обозначения совокупности навыков, необходимых для успешной адаптации выпуск­ников учреждений начального и среднего про­фессионального образования на рынке труда.

После изучения обязательных общеобразова­тельных модулей, обучаемые делятся на два по­тока с учетом их собственных интересов и ре­зультатов обучения. Образовательные програм­мы для этих потоков структурно отличаются соотношением общего и профессионального образования.

Первый поток, основной по численности, продолжает углубленное освоение профессии или специальности (повышение уровня квали­фикации и освоение дополнительных специа­лизаций), что позволит повысить конкурентос­пособность выпускников на рынке труда. В бу­дущем, по мере формирования устойчивых жизненных приоритетов, часть этих выпускни­ков могут пройти дополнительный общеобра­зовательный курс и сдать ЕГЭ, что позволит им поступить в вуз.

Второй поток, включающий учащихся, ус­пешно освоивших обязательные общеобразова­тельные модули и стремящихся к получению высшего образования, завершает освоение про­фессии или специальности в рамках стандарта по сокращенной программе, осваивают при этом специализацию на начальном уровне квалифи­кации. При этом они проходит дополнительный общеобразовательный модуль, ориентированный на требования ЕГЭ (этот модуль учащиеся могут осваивать как в своем образователь­ном учреждении, так и в близлежащей школе, по дневной или вечерней форме обучения).

Таким образом, общий срок обучения не уве­личивается, но при этом более эффективно ис­пользуются образовательные ресурсы за счет четкой расстановки акцентов в образовательной программе соответственно начального и средне­го профессионального образования.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей

 

Таблица 1 Естественно-математический профиль       Таблица 2 Социально-экономический профиль  
Учебные курсы   Число недельных учебных часов за два года обучения   Учебные курсы   Число недельных учебных часов за два года ' обучения  
I. Базовые общеобразовательные курсы   I. Базовые общеобразовательные курсы  
Русский язык и литература     Русский язык и литература    
Иностранный язык     Иностранный язык    
История     Естествознание    
Обществоведение     Математика    
Физическая культура *     Физическая культура    
II. Профильные курсы   II. Профильные курсы  
Математика (базовый общеобразовательный и профильный курсы)   История (базовый общеобразовательный и профильный курсы)    
Экономика    
Физика     Право    
Химия     Экономическая и социальная география    
География    
Биология     Социология    
III. Элективные курсы (3 курса на выбор)   III. Элективные курсы (3 курса на выбор)  
5 - 6 курсов, предлагаемых школой   Всего 12   5 - 6 курсов, предлагаемых школой   Всего 12  
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность   Не менее 70 учебных часов за 2 года обучения   Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность   Не менее 70 учебных часов за 2 года обучения  

 

 


Таблица 3

Гуманитарный профиль **

Учебные курсы   Число недельных учебных часов за два года обучения
I. Базовые общеобразовательные курсы  
Математика    
Естествознание    
Физическая культура    
II. Профильные курсы  
Русский язык и литература (базовый общеобразовательный и профильный курсы)  
Иностранный язык (базовый общеобразовательный и профильный курсы)  
История (базовый общеобразовательный и профильный курсы)  
Обществоведение (базовый общеобразовательный и профильный курсы)  
Искусство    
III. Элективные курсы (3 курса на выбор)  
5-6 курсов, предлагаемых школой   Всего 12  
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность   Не менее 70 учебных часов за 2 года обучения  

Таблица 4

Технологический профиль (специализация - информационные технологии) ***

 

Учебные курсы Число недельных учебных часов за два года обучения
I. Базовые общеобразовательные курсы  
Русский язык и литература    
История и обществоведение    
Естествознание    
Физическая культура    
II. Профильные курсы  
Информатика и ИКТ    
Математика (базовый общеобразовательный и профильный курсы)  
Физика    
Иностранный язык (базовый общеобразовательный и профильный курсы)  
III. Элективные курсы (3 курса на выбор)  
5-6 курсов, предлагаемых школой   24 всего  
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность   Не менее 140 учебных часов за 2 года обучения  

 

Таблица 5

Примерный учебный план для универсального обучения (непрофильные школы и классы)


I. Базовые общеобразовательные курсы  
Русский язык и литература Математика Иностранный язык История Обществоведение (включая экономику и право) Естествознание Физическая культура Информатика Технология  
II. Элективные курсы (4 курса на выбор и/или часы на углубление базовых курсов)
5-6 курсов, предлагаемых школой Всего 16
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность   Не менее 70 уч. часов за 2 года обучения  
   

Планы практических занятий

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...