Товароведение непродовольственных товаров
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Меховые товары. Пушно-меховое сырье и полуфабрикаты. Сорта и группы дефектности пушно-меховых полуфабрикатов. Бытовые товары из пластических масс. Классификация пластмасс. Состав пластмасс. Способы производства и декорирования изделий из пластмасс. Керамические товары. Состав, строение свойства бытовой керамики. Производство керамических товаров. Потребительские свойства изделий из пластмасс. Ассортимент изделий из пластмасс. Контроль качества товаров из пластмасс. Керамикой называют изделия, получаемые на основе глинистых материалов с различными минеральными добавками, обожженные до камневидного состояния. Мат-лы, прим-мые для керамич-го пр-ва делят на осн-ные и вспомогательные. Осн-ные – пластические (глины и каолины), отощающие (кварц и чистые кварцевые пески), плавни (полевой шпагат, пегматит, мел, известняк, доломит), глазуреобразующие (бывают прозрачные, непрозрачные, бесцветные или окрашенные) и керамические краски (бывают подглазурные и надглазурные). Вспомогательные – мал-лы, прим-мые для изгот-ния гипсовых форм, капселей. Процесс производства керамических изделий состоит из получения керамической массы, формования, сушки, обжига изделий и декорирования. Керамику и изделия из нее классифицируют по назначению, наличию глазури, строению и пористости материала, видам и разновидностям. По назначению керамические товары делят на бытовые (посуда, декоративные изделия, игрушки, музыкальные инструменты), строительные (кирпич, черепица, плитки и др.), электротехнические (детали приборов, аппаратов, изоляторы) и др. По наличию глазури различают керамику глазурованную и неглазурованную. Глазурованную керамику после обжига покрывают тонким (0,1 – 0,3 мм) стекловидным слоем глазури, которая закрепляется при втором обжиге. Различают глазури легко- и тугоплавкие, бесцветные и цветные, прозрачные и непрозрачные; все они повышают прочность, гигиенические, термические и эстетические свойства керамических изделий. неглазурованная керамика менее красивая, у нее заметна фактура поверхности, большая поглощаемость и загрязняемость.
По строению черепка (материала керамического изделия) различают тонкую и грубую керамику. Для тонкой керамики (фарфоровые, полуфарфоровые и фаянсовые изделия) характерно однородное мелкозернистое строение черепка в изломе. Естественная окраска обожженного черепка – белая. Грубая керамика (гончарная посуда, кирпич, черепица) имеет в изломе черепок крупнозернистого строения. Цвет после обжига преимущественно красно-коричневый. Майолику с белым черепком условно относят к тонкокерамическим изделиям, с цветным черепком – к грубокерамическим. По пористости черепка различают керамику пористую и плотную (спекшуюся). Плотность черепка характеризуют его водопоглощением и выражают в процентах. Плотная керамика имеет водопоглощение менее 5 % (фарфор), в тонких местах просвечивает и при постукивании о край издает высокий продолжительный звук; пористая – водопоглощение более 5 % (фаянс, майолика, гончарная керамика), не просвечивает и при ударе о край издает глухой быстро затухающий звук. Ассортимент бытовых керамических товаров делят на два подкласса – посуду и декоративные изделия. Посуду по виду керамики подразделяют на группы: фарфоровая, фаянсовая, майоликовая, гончарная. Фарфоровая и фаянсовая посуда в зависимости от выполняемой функции подразделяется на три подгруппы: для принятия пищи и напитков, для подачи и кратковременного хранения пищи и напитков, изделия для кухни. Внутри подгрупп посуду подразделяют по назначению, составу черепка, комплектности, группам разделки, размерам и видам.
По назначению посуду делят на чайную, кофейную, столовую, десертную и др. По составу черепка посуду различают из фарфора твердого (обыкновенного и низкотемпературного) и мягкого (костяного и высоколевошпатного), из полуфарфора и фаянса. Из твердого фарфора обыкновенного и фаянса вырабатывают посуду повседневного назначения, из фарфора низкотемпературного – посуду для общественного питания, из мягкого – чайную и кофейную посуду сувенирного назначения. По комплектности различают посуду штучную (одиночную), парную (чашка с блюдцем) и комплектную (наборы изделий на одного, трех, четырех, шесть человек, чайных, кофейных и столовых сервизов и гарнитуров на шесть и 12 человек, подарочных наборов и комплектов). Наборы включают изделия одного вида или изделия различных наименований. Гарнитуры полнее сервизов по видам изделий. Украшают фарфоровую и фаянсовую посуду в процессе формования различными рельефными узорами (за счет углублений формы), после формования – керамическими красками, препаратами золота и декоративными глазурями. Керамические краски наносят кистью (усик, отводка, лента, разделка и пестрение рисунка) и полумеханизированным способом (крытье, трафарет, печать, штамп, деколь). Нередко на одном изделии сочетается несколько видов украшений, что придает большую выразительность украшению. Рисунки красками различают надглазурные (шероховатость краски ощущается рукой) и подглазурные. Надглазурные краски закрепляются дополнительным обжигом и наносятся преимущественно на фарфор, подглазурные – на фаянс. Надглазурные рисунки более яркие, но менее долговечные. Усик, отводка, лента – полосы, наносимые краской или золотом. Ширина усика – до 1мм, отводки – от 1 до 3, ленты – от 4 до 10 мм. Ленту шириной 12 – 16 мм на фаянсовой посуде называют буфетной. Трафарет – одно-, двух- или многокрасочный рисунок, наносимый пульверизатором через трафарет. Рисунок с резко очерченными границами, не имеет тональных переходов, детали рисунка отделены друг от друга. Для большей декоративности рисунок дополняют отводками, усиками и другими украшениями.
Печать – однокрасочный рисунок, получаемый с помощью граверной доски или вала. Печатный рисунок контурный, с заметными черточками и мелкими штрихами. Часто его раскрашивают внутри контуров красками. Штамп – мелкий, всегда однотонный рисунок краской или золотом, наносимый на изделия резиновой пластинкой или валиком с рельефной поверхностью. Живопись – яркие, многоцветные, разнообразной тематики рисунки со следами кисти. Цировка – гравировка по матовому золоту. Крытье – это однотонная или тоновая (с постепенным изменением тона) раскраска изделия краской из аэрографа (пульверизатора). Однотонное крытье может быть сплошным (краской покрывают все изделие), полукрытье (в виде полосы шириной от 20 мм и выше), нисходящим (интенсивность тона краски ослабевает по направлению к ножке изделия). Возможна прочистка крытья (края или рисунка). Украшают посуду также глазурями: потечными (в виде цветных полос), матовыми. Кристаллическими (на поверхности блестящие кристаллы различной формы), люстровыми (блестящие с переливом цветные пленки) и др. По расположению декора различают украшения букетом – с количеством рисунков до трех; раскидные – от пяти и выше; раскидные с большим букетом в центре изделия; бортовые и сплошные по всей поверхности. Фасоны фарфоровой и фаянсовой посуды определяют так же, как и фасоны стеклянной посуды. Фасоны посуды часто обозначают номерами или специальными названиями («Лотос», «Восточный»). По размерам посуду делят на мелкую (плоская диаметром до 175 мм, полая вместимостью до 500 см3) и крупную. Размеры изделий плоских (кроме тарелок глубоких) и некоторых полых (вазы для фруктов, конфет, варенья, рюмки для яиц) указывают по диаметру или длине в миллиметрах. Размеры тарелок глубоких и остальных полых изделий обозначают по вместимости в кубических сантиметрах. К посуде для принятия пищи и напитков относят блюдца, чашки, бокалы, кружки, тарелки, миски, стаканы, пиалы, салатники однопорционные и др. К посуде для подачи и кратковременного хранения пищи и напитков относят блюда, вазы для супа, бульона, окрошки, компота, варенья и фруктов, соуса, подливочники, молочники, сливочники, чайники, кофейники, кувшины, масленки, ухарницы, селедочницы, пловницы, салатники, хренницы, сахарницы, горчичницы, графины, икорницы, конфетницы, перечницы, рюмки, сметанницы, солонки, менажницы, хлебницы.
К кухонным изделиям относят бочонки, доски дл ясыра полоскательницы. Полуфарфоровую посуду выпускают в небольшом количестве в основном в виде полых штучных изделий для подачи и кратковременного хранения пищи и напитков, а также наборов (для воды, детский). Изделия обычно покрывают белой и цветной глазурью, украшают подглазурным крытьем и росписью красками. Многие изделия имеют гофрированную рельефную поверхность. Майоликовую посуду классифицируют по назначению, комплектности, видам, фасонам и размерам аналогично фарфоровой и фаянсовой. Украшения на группы не подразделяют. Ассортимент майолики определяется районом производства. Гончарную посуду по назначению делят на посуду для варки и подогрева пищи (горшки, крынки для молока, плошки); для хранения и подачи пищи и напитков (микки, кувшины, кружки, масленки, солонки, банки для хранения и др.); для цветов (горшки цветочные, кашпо или подставки для горшков, вазы). Выпускают также гончарные сервизы и наборы для кофе, молока. Их выпускают глазурованными (полностью или только внутри) и неглазурованными, без украшения, а также с росписью ангобами (белым глинами). Пластмасса Пластмассами наз-ют мат-лы, основу кот-х сост-ют полимеры, нах-ся в период формования изд-й в вязкотекучем или высокоэластичном состоянии, а в пр-се эксплуатации в твердом: крист-ком или стеклообразным состоянии. Класс-ция пластмасс: 1) по составу: однородные (ненаполненные) и неоднородные (композиционные); 2)по виду наполнителя: однородные (ненаполненные) и неоднородные (композиционные). Неоднородные подразд-ся на пресспорошковые, волокнистые, слоистые и газонаполненные; 3) по природе связующего в-ва: пластмассы на основе синтетических полимеров (поликондесационные и полимеризационные) и пластмассы на основе природных полимеров (эфиров целлюлозы и белковых в-в); 4) по способу получения полимера: поликондесационные, полимеризационные, эфиров целлюлозы и белковых в-в; 5) по отношению к нагреванию: термореактивные (поликонденсациооные) и термопластичные (поликондесационные, полимеризационные, эфиров целлюлозы и белковых в-в); 6) по физ-мех-ким св-вам: жесткие, полужесткие и мягкие. Однородные пластмассы состоят из ВМ в-ва – полимерной смолы. Неоднородные помимо ВМ соединения сод-т разл-е добавки (пластификаторы, стабилизаторы, антиоксиданты, красители и др комп-ты. Пр-сс переработки вкл-ет в себя составление композиций и подготовку их к формованию путем гранулирования, таблетирования, сушки, изгот-ние изд-й опр-ной формы и размера, а также их последующей обработкой с целью повыш-я св-в и ур-ня кач-ва путем термической обработки, а также подработки для удаления некотрых дефектов. В завис-ти от физического состояния полимерного связующего в мат-ле м-ды переработки плстмасс можно класс-ть на следующие группы: формование полимеров, нах-ся в вязкотекучем состоянии, с исп-нием м-дов литья под давлением, экструзии, горячего прессования, спекания, каландрирования; переработка мат-лов, нах-ся в высокоэластичном состоянии, с исп-нием листов или пленочных п/ф-в путем вакуумного и пневматического формования, горячего штампования, экструзии с раздуванием; формование из пластмасс нах-ся в твердом состоянии, основанное на спос-ти полимерных мат-лов проявлять вынужденную высокоэластичность, с исп-нием м-дов холодной штамповки, прокатки и др; изгот-ние изд-й непоср-но из жидких мономеров, так наз-мым хим-ким формованием, при кот-м полимеризация произв-ся непоср-но в формах, соотв-щих формам изд-й или п/ф-в; формование изд-й из р-ров и дисперсий полимеров (получение пленок м-дом полива с послед-щим испарением жидкой фазы; окунанием формы, ротационным формованием. Декорирование. Рисунок м б нанесен с помощью печати, теснения, трафарета, штампом, деколем и др-ми м-дами. Трафарет наносят аэрографом при помощи пластин из тонкой жести или фольги, имеющих вырезы, контуры кот-х соотв-ют наносимому рисунку. Он м б одноцветным или многоцветным. Штамп предст-ет собой наиб простой способ декорирования. Рисунок наносят резиновым штампом. Чаще штампы наносят золотом. Декалькомания (деколь) – это перенесение рисунка ни изд-е при помощи переводной картинки, выполненной литографическим способом. В наст вр прим-ют сдвижную деколь. На подкладочную бумагу наносят ацетилцеллюлозную пленку, на кот напечатан рисунок. При смачивании пленка с рисунком отделяется от бумаги и остается на изделии.Дефекты м б обусл-ны нарушением технологического режима формования и его неправильным выбором, а также, связанные с недост-но тщат-но проведенными операциями мех-кой обраб-ки или декорирования уже отформованных изд-й. К числу дефектов состава относят: иногородние включения, пониженная механическая прочность, повышенное водопоглощение. Дефекты формования: коробление, трещины, раковины, вздутия, сколы, заусенцы, стыки технологические, разводы, облой, риски и царапины, выступание литника, следы от выталкивателя, следы от разъема формы, матовость. Дефекты отделки: некач-ное удаление облоя, плохая заполировка рисок, царапини следов разъема пресс-форм, а также прим-ние красочных составов смалой адгезией, нечеткий рисунок, смещение составных частей декора, отслоение декора, растекание красителя, небрежное выполнение декора и др. В соот-вии с треб-ми ст-тов дефекты делят на допустимые и недопустимые. Недопустимые – раковины, трещины, разводы, облой, коробление свыше 0,5% габаритных размеров, миграция красителя, смещение составных частей рисунка и растекание красителя, искажающие внеш-й вид изд-я. Остальные дефекты доп-ся, если они не портят внеш вида и их размер не превышает допустимых пределов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|