Специфика и основные функции морали
Понятие "мораль" чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений. Трудности изучения морали обусловлены тем, что они связаны с очень "тонкими" психологическими и социальными механизмами. Мораль возникает там, где даны психические отношения между людьми. Но эти отношения сформированы на социальном уровне, там, где психические переживания связаны с представления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести, счастье и т.п. Естественно, что у животных таких представлений в ясно выраженной форме нет и быть не может, ибо моральные отношения - это психические отношения более высокого социального уровня, присущие только человеку. Сложности возникают и тогда, когда мы стремимся локализовать мораль,выдеяить ее из других связей и отношений. Сделать это не удается. Дело в том, что мораль обладает всепроникающей способностью, а не локализована в какой-то одной области: науке, политике, производстве, семье и т.д. Одно и то же действие может оказаться моральным, аморальным, внеморальным - все зависит от того, выражает ли оно отношение человека к действующей в обществе системе ценностей. Прыжок в воду купальщика ни морален, ни аморален. Но подобный же прыжок, совершенный человек для спасения утопающего, уже моральный поступок, ибо он отражает отношение человека к ценности другой человеческой жизни. Лишать человека жизни вряд ли морально, но если это происходит при выполнении задач вооруженной защиты Отечества, на поле боя, это это во все времена признавалось и моральным, и достойным деянием. Вообще надо сказать, что нравственность, моральность или аморальность не существуют сами по себе, отдельно от поступков и действий человека. Любой человек может на словах наделять себя любыми качествами. Больше того, он может искренне верить в то, о чем он говорит. Однако лишь беспристрастный анализ поступков, дел этого человека может подтвердить или опровергнуть его утверждение.
Все это надо учитывать, поскольку не только каждый отдельно взятый человек, но и каждый класс, социальный слой и социальная группа общества всегда пытаются использовать мораль в идеологических целях, приспособить ее к своим интересам, оправдать с ее помощью свой образ жизни. Умные политики всегда использовали и используют нравственность как дополнительный инструмент контроля деятельности человека, как полезное дополнение репрессивного аппарата государства, как специфическую регулирующую силу, опираясь на которую можно быстрее и надежнее решить стоящие перед государством проблемы. Отсюда идут совсем недавно еще господствовавшие в нашем обществе представления о том, что нравственно все, что служит коммунизму. Сейчас же, когда перед государством стоят совершенно другие задачи, связанные с созданием рыночной экономики и развитием свободного предпринимательства, коммунистическая идея рассматривается официальными государственными структурами как неприличное заблуждение и утопия, а моральными признаются действия, направленные на демонтаж административного социализма и создание в стране общества западного типа. Если недавно термин "предприниматель" принадлежал уголовному кодексу и звучал как оскорбление и обвинение, то сейчас быть предпринимателем и престижно, и доходно, и похвально. Нравственный смысл этого термина изменился настолько, что многие склонны считать нравственным все то, что служит развитию предпринимательства.
Вообще, надо сказать, что нравственность в качестве идеологии многофункциональна. Она может укреплять общество и разрушать его, сплачивать людей и разобщать их, раскрывать человеку смысл жизни и уводить в царство грез и предрассудков, вызывать у человека радость и удовлетворенность и казнить его беспощадным судом совести, ощущением непоправимой вины. Как особая форма общественного сознания мораль обладает целостностью, устойчивостью, качественным своеобразием. Ее центральными проблемами являются нормы поведения человека, оценочно-императивный способ познания мира с точки зрения добра и зла. Другие задачи стоят перед наукой. Для нее главное - истина, знания, в которых нет пристрастных, зависящих от человека компонентов. Познание объективной истины, служение истине, выявление ее рационального содержания присущи науке. Существенно отлична мораль и от искусства, для которого главным является красота, воплощенная в художественном образе. Сказанное вовсе не говорит о том, что все эти три различных способах освоения действительности: мораль, наука и искусство отличаются руг от друга настолько, что не имеют ничего общего. Думать так было бы опрометчиво. Добро, истина, красота необходимо связаны друг с другом, перекрещиваются, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Наука заключает в себе элементы ценностного отношения к миру, мораль познавательна, художественный образ (красота) содержится, как известно, и в науке, и в искусстве. Все эти различные способы освоения людьми действительности обусловлены практикой, которая выступает и критерием объективно истинного знания, образует ценностную связь субъекта и объекта, непосредственно выражает интересы, устремления и надежды человека. Практика позволяет провести деление явлений на полезные и вредные, поступков на добрые и злые, справедливые и несправедливые. Основные функции морали. Значение морали в жизни человеческого общества огромно. Она выполняет для человека рол своеобразного "компаса" проведения, ориентирует его в общественной жизни, в мире социальных ценностей. Мораль дает представления о значимости для человека окружающего его мира, в особенности мира социальных ценностей в его повседневной деятельности. Сказанное свидетельствует о наличии у морали мировоззренческой функции. Формируя представления о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве и т.д., мораль вырабатывает систему ценностных ориентации, норм, запретов, оценок, идеалов, которые становятся необходимым компонентом общественного сознания, ориентируют индивида, выражают предпочтение тем или иным нормам и повеление действовать в соответствии с ними. При этом мораль поддерживается особыми психологическими механизмами - совестью и долгом. В этом смысле нравственный человек - это человек совести и долга. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство. Как особое мировоззрение мораль требует
признать человека высшей ценностью. Она требует определить отношение человека к обществу, возлагает на него ответственность за выбор целей и идеалов общественного движения. Другой важнейшей функцией морали является регулирование поведения человека во всех сферах действительности: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношениях. Она санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, строй жизни либо требует их изменения. При этом надо учесть, что моральное регулирование поведения человека существенно отличается от правового регулирования. Мораль опирается не на организационные структуры государственных и общественны организаций, а на силу общественного мнения. У морального регулирования нет той жестокости, которая присуща правовому регулированию. Моральные санкции более гибки, разнообразны, выступают в виде не только принуждения но и убеждения, одобрения общественным мнением, в виде самооценки - удовлетворенной чистой совести или ее угрызений. Третья основная функция морали - воспитание личности. Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и ее смысле. Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.
Наконец, четвертой основной функцией морали является познание окружающего нас мира. Эта познавательная функция морали не тождественна научному познанию. Она доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам. Наряду с указанными основными функциями, нередко выделяют и другие, в частности, коммуникативную, мотивационную, прогностическую, оценочно-императивную и другие. Таким образом, мораль - это особый вид духовно-практического освоения действительности человеком. Она ориентирует его поведение в обществе, регулирует это поведение, играет важную познавательную роль и непосредственно выступает активной стороной воспитательного процесса. Структура морали. В различные исторические эпохи структура морали различна. Тем не менее, возможно говорить о некоторых общих чертах морали, которые отличают ее от права, искусства, науки и т.д. Знание этих черт имеет не только теоретическую, но и практическую значимость, поскольку позволяет грамотно строить отношения с другими людьми, умело проводить работу по воспитанию личного состава, в семье и т.д. Важнейшими элементами нравственности следует считать моральные нормы. Под нормой понимается такое предписание (решение, указание, инструкция, директива, приказ, программа и др.), с которым должно (можно или нельзя) быть выполнено определенное действие для достижения заданных целей. При этом надо учитывать, что е всякое предписание является нормой, а лишь такое, которое принимает форму безличных, всеобщих и общечеловеческих императивов, имеет характер общего правила, рассчитанного на многократное применение, и содержит всеобщий принцип поведения. Нравственная норма определяет общественно необходимые типичные варианты нравственного поведения. Она представляет собой такое общее требование, которое регламентирует, согласует и генерализирует поступки людей. В сложной динамике общественной и личной жизни человек оказывается перед самыми разнообразными проблемами - нормальными и конфликтными, обыкновенными и сложными, стереотипными и творческими, случайными и закономерными и т.д., подвержен многосторонним воздействиям - внешним и внутренним, сознательным и стихийным, положительным и отрицательным, привычным и непривычным. Все это усложняет выбор поведения. Нравственная норма -это такое средство, которое дает ориентацию человеческой личности, указывает, какие проступки являются допустимыми и предпочтительными и каких следует избегать.
Основным свойством моральных норм является их повелительность (императивность). В них выражены нравственные требования: "поступай так, ибо это добро" (или "должно", "справедливо" и т.п.), "не делай так, ибо это зло" (или "несправедливость", "подлость" и т.п.). Одна и та же норма, скажем требование справедливости, может быть выражена одновременно и в форме запрета, и как позитивное предписание: "не лги", "говори только правду". В нормах как бы аккумулируется в виде повеления полезный социально-исторический опыт многих поколений людей. Нормы адресованы к человеку, к его деятельности и поведению. Осознанная совокупность норм определяется как моральный кодекс. Основное нравственное отношение возникает и проявляется в определенных ситуациях, когда от личности требуется выполнение определенных обязанностей, за которые она несет ответственность перед обществом, коллективом или самим собой. Основными элементами этих должных ситуаций являются следующие: социально значимые предписания, установка-ориентация, готовность личности к должным требованиям и объективные условия, позволяющие реализовать соответствующее должное поведение. Другим компонентом морали являются ценностные ориентации. Под ценностями понимаются, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания - идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Общество регулирует поведение людей посредством ценностных ориентации. Люди подчиняют свои замыслы, надежды, чувства достижению той или иной моральной ценности. Общеизвестно, что многие люди всю свою жизнь подчинили одной возвышенной цели: освобождению своей родины от чужеземного ига (Дмитрий Донской, Жанна д,Арк, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский и др.), борьбе против неравенства и угнетения (Спартак, Гарибальди, народовольцы и др.); облегчению страданий больных (мать Тереза и др.). Эта способность нравственного сознания направлять помыслы и действия человека на достижение той или иной моральной ценности и может быть охарактеризована как ценностная ориентация. Следующими структурными компонентами морали являются мотивация, оценка и самооценка. Мотивация, оценка и самооценка - важные способы моральной регуляции поведения людей. Мотив - это нравственно осознанное побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивация - система определенным образом взаимосвязанных мотивов, означающих предпочтение тех или иных ценностей, целей в моральном выборе индивида, сознательное определение линии своего поведения. Моральная оценка позволяет определить ценностное значение поступка, поведения личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалам. В структуре оценки можно условно выделить две стороны: 1) фиксацию некоторых объективных характеристик предметов, свойств, процессов и т.д.; 2) отношение субъекта к объекту - одобрение или осуждение, расположение или неприязнь, восхищение или негодование и т.д. Другими словами, истинность оценки зависит не только от качеств самой объективной ценности, но и от качеств субъекта, от его нравственной позиции, индивидуальных потребностей, воспитания и образования данного человека или группы лиц. Что касается самооценки, то это самостоятельное, "на свой страх и риск", определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с чувством совести и долга и выступает как важный инструмент самоконтроля. В целом же мотив, оценка и самооценка представляют собой рациональные моменты мышления, с помощью которых человек может представить себе нравственные последствия своего поведения, контролировать состояние своего внутреннего мира. Они помогают личности определить свое отношение к людям, взвесить на весах долга и совести свою ответственность перед обществом, коллективом и самим собой. Наконец, правомерно выделить в структуре морали такие ее компоненты, как совесть и долг. Совесть -один из наиболее древних и интимно-личных регуляторов поведения человека. Она характеризует способность личности осуществить нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть - одно из выражений нравственного самосознания и самочувствия личности. Вместе с чувством долга, чести, достоинства она позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность перед самим собой как субъектом морального выбора и перед другими людьми, обществом в целом. Разнообразие ситуаций, в которых оказывается человек, не позволяет предусмотреть алгоритм действий в каждом конкретном случае, дать готовый рецепт морального выбора для каждой ситуации. Совесть во всех этих случаях выступает как моральный регулятор. Она - нравственный страх поведения личности. Совесть заставляет человека быть морально последовательным. Она - нравственный самосуд, которому человек подчиняет свой внутренний мир. Совесть представляет собой своеобразный сплав рационального осознания и чувственного переживания в психике человека. Она проявляется, во-первых, в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, а, во-вторых, в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений совести или в положительных эмоциях "спокойной, чистой совести". Совесть - это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. В понятии "долг" выражено превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу каждого конкретного лица. Например, требование защиты Отечества конкретизируется применительно к военнослужащему в понятии "воинский долг". Долг - это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом. Категория "долг" тесно связана с понятием "ответственность". Если долг человека состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению и практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении, - это вопрос о личной ответственности. Другими словами, ответственность заключает в себе соответствие моральной деятельности личности ее долгу, соответствие между действительными делами человека и его возможностями. В связи с этим проблема ответственности охватывает следующие вопросы: в состоянии ли человек вообще выполнять предписываемые ему требования, в какой мере правильно он их понял и истолковал; как далеко простираются границы его деятельных способностей; должен ли человек отвечать за достижение требуемого результата и за те последствия своих действий, на которые оказывают влияние внешние обстоятельства; может ли он предвидеть эти последствия? При решении проблемы ответственности многие философы либо признают человека повинным в последствиях его поступков, не учитывая влияния внешних обстоятельств (экзистенциализм), либо объявляют человека практически невменяемым, полностью оправдывая его в том, что он неправильно понимает свой долг, не достигает тех результатов, которых добивается (деонтологический интуитивизм). Думается, что оба случая-неоправданные крайности. Вопрос об ответственности надо решать конкретно. Личность несет ответственность за общественное содержание своей жизнедеятельности в пределах тех возможностей, которые представлены наличными социальными отношениями и обстоятельствами. Что же касается ее нравственного выбора, отношения к своему реальному положению в системе общественных связей, то ответственность в этом аспекте не ограничена ничем. Так раб не несет ответственности за то, что он раб, но вполне ответственен за то, как он относится к положению раба. Мера личной ответственности каждого находится в прямой связи с объективными возможностями и исторически достигнутым уровнем ответственного поведения в обществе. Чем шире общественные полномочия и реальные возможности индивидов, тем выше мера их ответственности. Проблема ответственности - это в конечном счете вопрос о реальной нравственной свободе человека, которая зависит от свободы других людей и в полной мере осуществляется лишь в контексте всестороннего развития каждой личности. Таким образом, устойчивость и целостность морали обеспечиваются моральными нормами, ценностными ориентациями, моральными оценками, совестью, долгом и ответственностью людей. Все эти элементы нравственного сознания присутствуют и в жизни военного человека, они регулируют и дисциплинируют жизнь, позволяют уверенно вести себя в сложных условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|