Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система нравственных отношений в условиях государственной деятельности




Госслужащие, как впрочем и все другие люди, вступают в многообразные отношения с обществом и другими людьми. По своей сути любые отношения выступают как зависимость и взаимозависимость объектов вне их непосредственного взаимодействия.

Нравственные отношения - это особый вид отношений людей, которые возникают в процессе их жизни и связаны с нравственной оценкой поступков и результатов их деятельности. По своему содержанию нравственные отношения различаются в зависимости от того, по отношению к кому человек имеет определенные нравственные обязанности и какой характер они носят. В самом общем плане различают три основных уровня общественных отношений, на которых вырабатываются и специфические нормы, и правила поведения.

Во-первых, это отношения людей как граждан данного государства, регулируемые прежде всего правом -нормами поведения, которые имеют силу закона.

Во-вторых, существуют отношения в функционально-ролевой сфере деятельности. Здесь поведение, помимо правовых норм, регулируется также особыми правилами, которые исходят из специфики данного вида труда, профессии. Например, у госслужащих это особые требования, выраженные в законе о госслужащем в РФ, инструкциях, наставлениях и т.д.

В-третьих, имеется уровень межличностного общения, который распространяется на все сферы жизни. На этом уровне отношения регулируются нормами морали, которые действуют независимо от служебного положения людей, их профессии, знаний и т.д.

В чем же специфика нравственных отношений людей, объединенных в управленческие коллективы? Прежде всего эта специфика состоит в самом назначении данных коллективов обеспечивать выполнение решений Президента РФ и государственную и экономическую защиту своего Отечества. Такая задача, скажем, не стоит непосредственно перед трудовыми коллективами, призванными решать созидательные задачи. Никто эти задачи не стремится выполнить даже ценой жизни. Конечно, тут могут быть исключения, чрезвычайные обстоятельства, непредвиденные условия. Но сами эти исключения будут лишь подтверждать общее правило: трудовой коллектив призван создавать, а не управлять. Что касается управленческого коллектива, то он по своему предназначению призван при необходимости действовать в чрезвычайных условиях, в условиях, сопряженных с выполнением срочных и неординарных задач, когда основными продуктами деятельности являются социальная и экономическая защита людей.

Нравственные отношения госслужащих к обществу находит свое конкретное выражение в стремлении при любых обстоятельствах выполнить свои обязанности, свой долг.. Высокая общественная значимость труда госслужащего, признание его всеми людьми высокоморальным, необходимым и жизненно важным для общества находит свое выражение в том, что госслужащие обеспечиваются всем необходимым для выполнения своих обязанностей за счет труда остальной части народа, пользуются его уважением и вниманием. И если мы все же встречаемся с негативным отношением к управленческим структурам определенных кругов, организаций, то это является следствием нравственного неблагополучия в нашем обществе. Такое положение обусловлено кризисом нравственности, существенной стороной которого является пересмотр старой системы ценностей, отказ от нее в пользу новой. На место безграничной веры в авторитеты, догматизированной морали приходит новая мораль, связанная с оправданием стремления людей к увеличению суммы удовольствий и наслаждений, личного комфорта и материальных благ, с развитием индивидуализма. Процесс этот, по-видимому, необходимый для общества в целом, оказался разрушительным для государства и его составляющих и отрицательно сказался на нравственном здоровье коллективов госслужащих. Впрочем, положение меняется к лучшему. Создаются и совершенствуются структуры государственной и муниципальной власти. Рассматриваются и другие документы, определяющие положение в обществе и жизнедеятельность государственных структур.

Специфическое предназначение госслужащих как орудия защиты Отечества в политическом и экономическом отношениях обусловливает и другую особенность нравственных отношений, заключающуюся в их повышенной императивности. Повелительность, присущая нравственности вообще, в отношениях госслужащих выступает особенно резко и наглядно. Важнейшие требования, предъявляемые к нравственным качествам

госслужащих, являются не только предписаниями общественного мнения, но и требованиями законов, разнобразных правовых норм, нарушение которых влечет санкции со стороны государства.

Нравственные отношения госслужащих проявляются в различных формах. Важнейшими из них являются долг, ответственность, честь, достоинство, совесть.

Вступая в отношения друг с другом, госслужащие подчиняются дисциплине, требованиям законов, установившимся традициям, нравам, привычкам. Во всех этих формах нравственных отношений всегда существует две стороны - субъект и объект. Но эти стороны то и дело меняются местами. Например человек, поскольку он имеет определенные обязанности перед обществом и другими людьми, выступает как субъект, а общество и другие люди - как объект его моральной деятельности. Но этот же человек является объектом моральных обязанностей для других людей, для общества, поскольку оно тоже должно защищать его интересы. С одной стороны, общество формулирует обязанности отдельной личности и оценивает ее поступки. Но, с другой стороны, моральные требования становятся личным долгом и ответственностью каждого человека и активно проводятся в жизнь. Кроме того, личность морально оценивает общество, его социальный порядок, механизм управления, навязываемые им законы поведения и т.д., низводя его тем самым до уровня объекта.

Чем выше сознательность человека, тем более он способен самостоятельно контролировать и направлять свои действия, тем в большей мере он является самодеятельным субъектом.

Нравственные отношения характеризуются системой ценностей, сложившейся или зарождающейся в обществе. Моральные ценности выступают как ориентиры поведения человека. В качестве моральных ценностей выступают установления и принципы, нормы и правила поведения, образ жизни и идеалы. Опираясь на сложившуюся в обществе систему ценностей, сознание человека получает возможность давать последовательную, относительно устойчивую нравственную оценку поступкам, поведению людей.

Нравственные ценности пронизывают собой всю духовную культуру общества, преломляясь в философских концепциях, в произведениях искусств, в воспитании, в образе жизни и поведении людей.

В рыночном обществе, к которому устремились в настоящее время, высшей нравственной ценностью почитается предпринимательство, умение делать деньги. Обладание деньгами становится свидетельством преуспевания в жизни и "нравственной приспособленности" индивида, критерием его моральности. Точно так же в феодальной морали сословие-корпоративный статус индивида отождествляется со степенью его моральности, которая оказывается присущей ему в силу происхождения, знатности, а не в силу действительных свойств. Эта иллюзия, наделяющая добродетелью тех лиц, которые обладают богатством и властью, сохраняется и в тоталитарном обществе, где происходит отождествление должностного положения индивида с его моральными качествами.

Разумеется, что в идеале моральный авторитет, достоинство, престиж личности должны определяться ее делами и мотивами, поступками и эмоционально-волевыми качествами. Реальные усилия личности, ее отношение к труду, творческая активность - вот что раскрывает ее действительные достоинства, степень ее моральности. В свою очередь, моральность поведения охраняется санкциями, которые могут быть различными: от общего презрения, остракизма до восторженного поклонения, окружения того или иного поступка ореолом славы, героизма. В целом нравственная жизнь характеризуется системой санкций. В отношении военнослужащих эта система предполагает разнообразные меры поощрений и взысканий, определяемые законами. Поскольку люди действуют нередко в привычных повторяющихся условиях, постольку к их действиям общественное мнение прикладывает общезначимую оценку, рекомендует тот или иной образец решения. Такими образцами могут служить жизнедеятельность и поведение выдающихся личностей, героев художественных произведений и т.д. Их образцы могут быть эталонами, критериями моральности отношений. Они содержат в себе идеальное нравственное начало - идеал.

Свое нормативное выражение нравственные отношения получают в этикете. В своей сути этикет управленца представляет собой определенную совокупность нравственных по своему содержанию и эстетически впечатляющих по форме правил поведения госслужащих. Рассматривая поведение человека как единство нравственного и эстетического, этикет главным образом объясняет не "почему", а "как нужно поступать в той или иной ситуации, он всегда выступает как внешняя сторона нравственных отношений.

В этикете проявляются общечеловеческие черты нравственных отношений. Он предполагает восприятие каждого человека как личности независимо от его служебного положения, достоинства и знания. Вместе с тем, в правилах этикета выражены и элементы дифференцированного отношения к людям. Дело в том, что они фактически неравны, находятся на различных ступенях социальной лестницы, могут отличаться друг от друга по физическому и умственному развитию, образованию, культуре. Существенное значение имеют и различия по возрасту, полу и т.п.

Все многообразие нравственных отношений, регулируемых этикетом, базируется на следующих важнейших принципах;

- гармоничность поведения. Этот принцип определяет воспитанность человека в полном объеме, в единстве его внутренних и внешних качеств, содержания и формы. А.П.Чехов говорил: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами" [10, с. 396].

Гармоничность предполагает единство    этического и эстетического в поведении человека; - систематичность в выполнении предписаний и правил этикета.

Систематичность означает соблюдение норм этикета не от случая к случаю, а постоянно. Необходимо соблюдать правила приличия ко всем без исключения лицам и тогда, когда человек остается наедине с собой. А.С.Макаренко писал: "...я понял, что легко научить человека поступить правильно в моем присутствии, в присутствии коллектива, а вот научить его поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не узнает, - это очень трудно..." [5, с. 422].

- творческий подход и целесообразность. Это важный принцип этикета предполагает у человека способность гибко мыслить и быстро ориентироваться в изменяющейся социальной среде. Ведь то, что уместно и целесообразно в одних условиях, может вовсе не подходить к другим. Догматическое следование этикету может поставить человека в крайне неловкое положение;

- искренность и естественность в поведении. В данном принципе выражены наиболее специфические качества подлинно красивого поведения. Их наличие говорит о высокой культуре поведения, о нравственном совершенствовании человека.

Естественность в поведении - это итог воспитания и самовоспитания. Необходимо добиваться автоматического выполнения правил, превращать их в привычку поведения. В привычке действия автоматизируются и совершаются на основе потребности поступать так, и не иначе. Такой "автоматизм" поступков придает выполнению требований этикета точность, беспрекословность, свободу и раскованность в действиях;

- скромность и тактичность. Скромность является прямым следствием таких качеств как совесть, стыд, самокритичность, простота, умение быть самим собой. Одним из выражений скромности является тактичность. Такт - это мера, способность чувствовать границу в своем поведении. Отсутствие такой способности говорит о невоспитанности;

чувство меры - в человеческих взаимоотношениях - это моральная интуиция воспитанного человека, как бы подсказывающая ему наиболее верный подход, наиболее тонкую, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к окружающим. Правила, которыми руководствуется тактичный, деликатный человек нередко начинаются с частицы "не": е допускай, не говори, не обращая внимания, е затрагивай и пр. А.П.Чехов писал:

"Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой". Не заметишь, чтобы помочь человеку быстрее и проще справиться с досадной неловкостью, от которой никто не гарантирован.

Все указанные принципы этикета регулируют поведение госслужащих в основной сфере их жизнедеятельности - на службе.

5. Этическая теория как специфическая часть этики

Этика исследует различные области морали. Та ее сторона, которая изучает и раскрывает специфику проявления морали в процессе подготовки госслужащих к действиям в бытовых условиях, называется этической теорией. Этика госслужащего как бы конкретизирует общие принципы и нормы морали применительно к государству, к разносторонней деятельности госслужащих. Она формулирует ряд основных положений, выражающих требования к моральным качествам управленца.

Значительная часть этических положений находит правовое закрепление в законах государства. В этом состоит их особенность, поскольку соблюдение принципов морали в условиях работы госслужащего обеспечивается не только на основе их добровольного признания, но и властью приказа, распоряжения, требования официального должностного лица.

Таким образом, в рассматриваемый период становления военно-этической мысли передовые русские военачальники и мыслители предпринимали попытки сформулировать основные, исходные понятия воинской этики в рамках военной педагогики. Их усилия были направлены прежде всего на развитие идей патриотизма, воспитание верности родной земле.

В развитии воинской этики послеоктябрьского периода условно можно выделить четыре этапа.

Во-первых, этап развития военно-этических взглядов в годы гражданской войны и иностранной интервенции. В этот период в жизнь Красной Армии вносилась мораль классовой и боевой солидарности, справедливости и коллективизма, оптимизм и вера в победу коммунистических идеалов. В апреле 1918 года была принята формула Торжественного обещания (Военной присяги) воинов Красной Армии и утверждена служебная "Книжка красноармейца", являвшаяся первым советским кодексом воинской этики.

Во-вторых, этап становления военно-этической теории в довоенный период (1924-1941 годы). В этот период внимание командного и политического состава Красной Армии обращается на политико-моральное состояние военнослужащих, особо выделяется работа по воспитанию патриотизма, коллективизма, высокой моральной ответственности, верности общественному и воинскому долгу, бдительности как проявления политической и нравственной способности видеть варварство и быть готовым сорвать его замыслы.

Вместе с тем, именно в предвоенное время моральному состоянию личного состава Красной Армии был нанесен серьезный ущерб Сталиным и его ближайшим окружением. В обстановке оформившегося культа личности в армии насаждались атмосфера чрезмерной подозрительности, доносительство, шпиономания, поиски "врагов народа". Было необоснованно репрессировано свыше 40 тысяч командиров и политработников, среди которых

были и прославленные первые Маршалы Советского Союза Тухачевский, Блюхер, Егоров. Последствия репрессий в армии особенно сильно сказались в начальный период войны, когда мы понесли очень большие потери.

В-третьих, этап развития воинской этики в период Великой Отечественной войны.

В ходе войны остро встала проблема повышения моральной стойкости войск. Получили развитие и конкретизацию такие военно-этические категории, как патриотизм, ненависть к врагу, воинская честь, героизм, самоотверженность и другие. Военно-этические идеи проникли в сознание миллионов советских людей.

В-четвертых, современный этап развития воинской этики. Крупные качественные преобразования, происшедшие в области военного дела под воздействием научно-технической революции, оснащениям вооруженных сил ракетно-ядерным оружием и другими средствами уничтожения, обусловили необходимость глубокой научной разработки морально-психологической подготовки войск к действиям в условиях современной войны. В настоящих условиях военно-технические представления переживают кризис. Вызвано это переходом к новой системе нравственных ценностей, изменением социально-политических ориентации и образованием (строительством) национальных армий вновь образованных государств.

Таким образом, воинская этика - это часть, сторона этики, которая изучает специфику проявления морали в процессе подготовки к вооруженной защите Отечества и в собственно боевых условиях. Это конкретизация этики применительно к воинской и боевой действительности.

Специфика воинской этики состоит, во-первых, в повышенной императивности и категоричности моральных требований, во-вторых, в строгой субординации и регламентации всех сторон воинской деятельности, в-третьих, в юридической оформленное™ нравственных норм.

Особенности воинской орали обусловлены социальной ролью и спецификой задач, решаемых вооруженными силами, организацией армейской жизни, характером ратного труда, быта и взаимоотношений в воинских коллективах.

Современный уровень требований к боевой готовности войск определяет повышенное внимание воинской этики к формированию у военнослужащих высоких морально-боевых качеств. Воинская этика исследует методологические основы нравственного воспитания военнослужащих и воинских коллективов, сущность, структуру содержания и особенности проявления морального фактора.

Завершая краткое обсуждение философских основ этики, можно сделать следующие выводы:

- мораль принадлежит миру культуры, входит во "вторую", созданную человеком природу, является общественным отношением между индивидами;

- мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в обществе, строить гармонические отношения с другими людьми, представляет характеристику развития личности, выражающих добродетели и совершенство человека как общественного существа;

- мораль есть особое отношение человека к жизни, общественным ценностям и мотивам;

- мораль есть совокупность норм ориентиров и эталонов поведения человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...