Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема морального выбора в этике и в юридической деятельности




Взаимоотношение необходимости и свободы в сфере морали в своем основном содержании сводится к наличию или отсутствию у субъекта действия возможности выбирать ту или иную форму поведения в определенной конкретной ситуации. Но свобода эта не беспредельна, она ограничена, во-первых, собственными физическими (биофизиологическими) и духовными (психическими) потенциями индивида, во-вторых, определенным набором объективно возможных в данной ситуации поступков.

Моральная свобода предполагает три необходимых условия:

1 - реальное наличие не одной единственной, а нескольких возможных поведенческих реакций на объективно сложившуюся ситуацию.

2 - собственная способность человека выбирать ту или иную (желательно оптимальную) форму поведения.

3 - знание (или незнание) моральной необходимости, то есть мера осведомленности индивида насчет конкретных обстоятельств действия и тех моральных требований к поведению, которые предъявляются к данному типу действия со стороны окружающих людей или общества в целом.

 

СТРУКТУРА МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА может быть представлена следующим образом: формулировка проблемы, познание вариантов выбора, принятие решения, выбор средств достижения цели, практическая реализация выбора (процесс достижения цели), получение результатов и их оценка.

Цели, стоящие перед правоведами (в каких бы органах и отраслях они ни работали), обусловлены задачами защиты прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, носят социально значимый характер, имеют глубоко гуманистическое содержание. Однако это не означает, что любая выбранная работниками юриспруденции цель приобретает автоматически нравственное содержание. Это содержание зависит от соблюдения законности, уровня правосознания, форм и методов деятельности и многих других факторов. Поэтому при осуществлении выбора в каждом конкретном случае требуется всякий раз по-новому оценивать возникающую цель.

Необходимо особо отметить, что характер правоохранительной деятельности, связанный с острым противоборством, нестандартными ситуациями, значительно обостряет проблему выбора в условиях риска. Отрицательной оценки заслуживают те ошибки в выборе, которые вызваны некомпетентностью морального решения, нецелесообразностью избранных средств.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

 

ЛЕКЦИЯ 3.

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЮРИСТА. ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ.

ПЛАН.

 

1.П ОНЯТИЕ О НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЕ СТРУКТУРЕ.

2.Каналы приобретения нравственных знаний.

3.Этика делового общения и служебный этикет.

Нравственная культура- степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества - показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - ЭТО ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ЦЕЛОСТНОГО НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ, А ТАКЖЕ СОВОКУПНОСТЬ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ (ЧЕРТ), ПРИСУЩИХ ЛЮДЯМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ОБЩЕСТВА, КЛАССА, ПРОФЕССИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ УРОВЕНЬ ИХ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

Нравственная культура представляет собой систему следующих элементов: культура этического мышления - способность нравственного суждения, умение применять нравственные знания и нормы к особенностям различных ситуаций.

Культура чувств - способность человека к сочувствию, сопереживанию.

Культура поведения - проявляется в моральности поступков. Этикет - манеры поведения личности в обществе.

Культура человека едина и в то же время многогранна - это сплав в личности, в ее ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЕ, всего того, без чего нельзя жить человеку в социокультурной среде: уровень общего образования, владения языком, общетехнической подготовки, физического развития, ценностных ориентации и т. д. Культура человека-это единство культур: политической, правовой, нравственной, эстетиче­ской, профессиональной.

Деление культуры на профессиональную и другие весьма относительно, многие их элементы могут совпадать. Например, для юриста правовая культура является профессиональной культурой, но неотъемлемой ее частью всегда остается нравственная.

Необходимо особо подчеркнуть роль нравственных чувств в формировании нравственных качеств личности (целостных духовно-практических образований). Воспитание культуры чувств - сама по себе наиважнейшая проблема, которую ставит перед собой педагогика, решая задачи нравственного и правового воспитания.

Нравственные чувства - это богатство человека, научившись управлять ими с помощью разума, он будет окружен атмосферой взаимопонимания, любви, дружбы, сможет избежать многих жизненных неурядиц. Возникает вопрос, можно ли воспитать, культивировать в себе эти чувства и каким образом? Существуют известные источники нравственных знаний, раскрывающие одновременно все разнообразие этических чувств: все виды искусства, особенно художественная литература, средства массовой коммуникации - радио и телевидение, общение с людьми, имеющими признанный духовный авторитет, наука, культурные традиции и обычаи народа.

Названные источники нравственных чувств и знаний дают возможность обобщить и выделить формирующиеся на их основе четыре группы нравственных качеств: морально-политические, морально-трудовые, собственно моральные и морально-боевые. Первые три группы присущи представителям всех профессий, а 4-я группа является "достоянием" воинов армии и флота, сотрудников спецслужб, работников правоохранительных органов.

Сотрудникам органов юстиции для осуществления своей многоцелевой профессиональной деятельности необходимо обладать всеми нравственными качествами; воспитанием этих качеств в себе можно заниматься не только в период обучения в вузах, но и на протяжении всей жизни, процессу нравственного самосовершенствования нет предела. Пути нравственных исканий и вопросы для раздумий о том, какой человек достоин этого высокого звания, мы находим в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Франко, Т. Шевченко. Жизнь самих этих писателей и жизнь их литературных героев дает материал для наблюдений, а самое главное, дает ответы на вопросы о нравственной и безнравственной сути поступков, переживаний, размышлений человеческих.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...