Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нравственная допустимость правового принуждения




ПЛАН

1 1. Понятие правового принуждения в этике и праве.

2. Пределы, условия и формы сопротивления злу силой.

1. Юридическое и нравственное обоснование применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в работе сотрудников милиции и спецподразделений.

 

ЦЕЛИ: дать представление о нравственной допустимости и правовом принуждении; раскрыть роль нормы-идеала и нормы-меры для выбора оптимального варианта морального поведения.

ЗАДАНИЯ

Прочитайте 2 высказывания Блеза Паскаля:

1. "С какой легкостью и самодовольством злодействует человек, когда он верит, что творит благое дело!"

2. "Допустимо ли искоренять злодейство, убивая злодеев? Но ведь

это значит умножать их число! Победи зло добром".

Скажите, разделяете ли Вы чувства автора в первом случае, какие это чувства?

Какую бы программу действий на вашем служебном посту Вы со ставили, если бы приняли за правило второе высказывание?

 

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Диапазон понятий "нравственное" и "безнравственное" чрезвычайно велик. Диалектика нравственности состоит в понимании того, что любой нравственный поступок может иметь несколько оценок: чем большее зло преодолевается поступком, тем выше его содержание, и чем больший ущерб причиняется человеку, борющемуся со злом, тем более ценным является его поступок.

Однако необходимо помнить, что существующее моральное представление, являющееся императивом, может быть абсолютизировано, рассматриваться как обязательное всегда и везде, при любых условиях. Тогда оно превращается в норму-идеал, становится невыполнимой и даже безнравственной. У каждого человека должны быть представления о нормах-идеалах, но требования к идеальному поведению не всегда находят достаточно объективных условий для своей реализации. Что же касается проблемы принуждения в плане определения нравственности профессиональной деятельности, то она ненова, еще Гегель писал: "суды, воины не только имеют право убивать людей, но это их долг, однако при этом точно определено, по отношению к какого типа людям и при каких обстоятельствах это дозволено и является долгом".

 

НРАВСТВЕННАЯ ОПРАВДАННОСТЬ НРАВСТВЕННАЯ ДОПУСТИМОСТЬ
Носит в большей степени субъективный характер. Она предполагает, что оправдываются аморальные, выходящие за рамки нормы поступки или поведение, на совершение которых человека вынудили обстоятельства. Нравственная оправданность не позволяет дать разграничение нравственных и безнравственных поступков, уже понятно, что в оправдании нуждается аморальный поступок. Необходимо определить, в какой мере он может быть оправдан. А поскольку всегда можно найти аргументы для оправдания любых безнравственных действий,, то получается, что оправдание не имеет предела.   Идеальное и желаемое поведение соответствуют требованиям нормы – идеала. Опирается на объективные основания. Она исходит из того, что совершен или предполагается поступок, который укладывается в рамки нравственности, но вследствие действия объективных обстоятельств не является идеальным сточки зрения критерия морали. Нравственно допустимое поведение хотя и отвечает требованиям морали, но находится на границе нравственного и безнравственного. Допустимый поступок – наиболее приемлемый в данных условиях с точки зрения всех критериев поступок. Нравственная допустимость, напротив, устанавливает предел, границу,за которой начинается безнравственное. Критерием служат не субъективные аргументы, а совокупность объективных условий. Допустимое поведение соответствует требованиям нормы – меры. Норма – мера указывает не на цель, а на границы поведения, которое можно назвать нравственным.    

Психологический аспект

Нравственная оправданность у людей с обостренным, болезненным чувством справедливости может вызвать 2 негативных типа поведения: - Отказ от нравственно необходимых в данных условиях поступков во имя абстрактного принципа; - Совершение действительно аморальных поступков на почве угрызений совести из-за ложно трактуемых представлений о нравственности. При нравственно допустимом поведении человек должен испытывать угрызения совести не за то, что имея возможность в данных условиях выбрать наиболее удовлетворяющий нравственным требованиям вариант поведения, выбрал другой, менее нравственный, но более отвечающий тем или иным его потребностям.

 

 

Выводы: поскольку в силу специфики служебной деятельности работникам юстиции, особенно правоохранительных органов приходится работать в условиях, близких к нижней границе нормы - меры, им следует постоянно воспитывать в себе умение нравственного мышления, высокую сознательность, чтобы не перешагнуть грань допустимого поведения, находящегося в рамках морального и законного.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.

СУДЕБНАЯ ЭТИКА И ЭТИКА СЛЕДСТВЕННОЙ РАБОТЫ.

ПЛАН.

1. Специфика нравственно-этических отношений между участниками судебного процесса и отношений следователя с процессуальными лицами на разных стадиях предварительного расследования.

2. Допустимость применения при производстве следственных действий тех или иных тактических приемов.

3.Следование закону - главный показатель моральности следственных действий и хода судебного заседания.

 

ЗАДАНИЯ

О несоблюдении каких нравственных принципов говорит Жан де Лабрюйер? "Долг судей -вершить правосудие, а их ремесло -оттягивать его; многие судьи знают свой долг и продолжают заниматься своим ремеслом".

 

Вспомните содержание романа Л. Толстого "Воскресение", прочитайте приведенный ниже отрывок из романа. Скажите, в силу каких - причин был вынесен обвинительный приговор Кате Масловой?

 

"Выходило по решению присяжных, что Маслова не воровала, не грабила, а вместе с тем отравила человека без всякого умысла -Посмотрите, какую нелепость они вынесли, -сказал председатель члену налево.

-Да просто не виновата. По-моему, это случай применения восемьсот восемнадцатой статьи. (818 статья гласит о том, что если суд найдет обвинение несправедливым, то он может отменить решение присяжных).

-Как вы думаете? -обратился председатель к доброму члену.

Добрый член не сразу ответил, он взглянул на номер бумаги, которая лежала перед ним, и сложил цифры, -не удалось на три. Он загадал, что если делится, то он согласится, но, несмотря на то, что не делилось, он по доброте своей согласился.

-Я думаю тоже, что следовало бы, -сказал он.

-А вы? -обратился председатель к сердитому члену.

-Ни в коем случае, - отвечал он решительно. - И так говорят, что присяжные оправдывают преступников; что же заговорят, когда суд оправдает, Я не согласен ни в коем случае. Председатель посмотрел на часы.

-Жаль, но что же делать, -и подал вопросы старшине для прочтения.

Как Вы думаете, могут ли причины, побудившие членов суда в XIX веке вынести такое решение, повлиять на мнение судей в настоящее время?

 

ВЫВОДЫ: между безнравственным и преступным поведением граница весьма зыбка и неопределенна. Раз нарушив профессиональный долг, работник органов юстиции не только теряет собственный авторитет, вступает на скользкий путь, но, самое страшное, подрывает веру общества в закон и справедливость.

 


ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, ПЛАНЫ И СИТУАЦИИ ПО

ВАРИАНТАМ

ПРАВОВАЯ ЭТИКА

 

 

Вариант 1.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ.

План.

1. Мораль как предмет этики.

2. Вопросы, рассматриваемые теоретической и нормативной

этикой.

3.Основные этические категории.

4. Разделы науки этики.

Ситуация: Ваш знакомый предложил вам на вечеринке покурить"травки".

Вариант 2.

ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ БУДДИЗМА.

План.

1. Сущность и история учения.

2. Основные положения буддизма, понятие кармы, перерождений.

3. Идеал буддизма. Нирвана.

Ситуация: Вы узнали, что ваш пятнадцатилетний сын в компании с новыми друзьями задержан по обвинению в групповом изнасиловании.

Вариант 3.

КОНФУЦИАНСТВО. СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ " О БЛАГОРОДНОМ МУЖЕ ".

План.

1. Гуманность как закон отношений между людьми в обществе и цель нравственного самосовершенствования с точки зрения Конфуция.

2.Содержание понятия "благородный муж".

3. Закрепление Конфуцием традиционно-патриархальных устоев общества в своем учении.

Ситуация: Вам угрожают физической расправой, если вы не откажетесь от дела, которое ведете.

Вариант 4.

СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ.

План.

1. Идея бога как морального абсолюта в Евангелии.

2. Роль любви как универсальной социально-нравственной связи.

3. Невозможность реализовать себя в миру и оправдание посреднической роли церкви.

Ситуация: Вашему начальнику, которого вы не любите, подбрасывают анонимные оскорбительные письма и вы узнали, кто это делает.

Вариант 5.

АНТИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРОДЕТЕЛЯХ. План.

1. Попытки обоснования этических норм предэтикой.

2. Гомер, Гесиод, Семь мудрецов.

3. Сократ, Платон о достойных и недостойных человеческих чувствах.

Ситуация: Вы находите на своем служебном столе конверт с крупной суммой денег.

Вариант 6.

ЭТИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЕМОКРИТА.

План.

1. Удовольствие и неудовольствие как граница между полезным и вредным.

2. Демокрит о нравственных ценностях государства.

3. Противоречивость этических взглядов Демокрита.

Ситуация: Вы вдруг почувствовали, что все правонарушители вызывают у вас непреодолимое желание применить оружие.

 

Вариант 7.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЬИ.

План.

1. Судья как проводник правовых идей нашего общества.

2. Личностные качества судьи, обеспечивающие торжество справедливости и установление истины.

3. Роль культуры речи и внешнего вида судей.

Ситуация: Вам предложили взятку за сокрытие улик в ходе следствия.

Вариант 8.

ЭТИКА СЛЕДСТВЕННОЙ РАБОТЫ.

План.

1. Специфика нравственно-этических отношений следователя с процессуальными лицами на разных стадиях предварительного расследования.

2. Допустимость применения при производстве следственных действий тех или иных тактических приемов.

3. Границы закона как показатель моральности следственных действий.

Ситуация: Вы представляете интересы, нарушившего экологическое право предприятия и знаете, что последствия этого нарушения скажутся на здоровье жителей всего города.

Вариант 9.

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ.

План.

1. Общее понятие делового общения и служебного этикета.

2. Основные принципы и компоненты делового общения, формы вежливости.

3. Требования служебного этикета; документы, регламентирующие служебные формы поведения.

Ситуация:

Вы ведете расследование по делу об убийстве бывшего рецидивиста и первым узнаете, что его убила женщина, мстящая за смерть своего ребенка.

Вариант10.

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА НРАВСТВЕННУЮ НЕОБХОДИМОСТЬ И НРАВСТВЕННУЮ ОПРАВДАННОСТЬ ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.

План.

1. Понятие правового принуждения в этике и праве.

2. Пределы, условия и формы сопротивления злу силой.

3. Юридическое и нравственное обоснование применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в работе сотрудников милиции.

Ситуация:

Ваш коллега по службе присвоил результаты вашей совместной деятельности и доложил о них как о своих начальству.

Вариант11.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВА ЛИЧНОСТИ.

План.

1. Понятие об общей культуре личности и ее компонентах.

2. Правовая культура общества и личности – основные показатели.

3. Соблюдение прав личности в обществе как показатель его нравственно-правовой культуры.

Ситуация:

Некая женщина, подруга вашего подследственного под видом подруги вашей жены(мужа) узнала о ваших семейных тайнах и угрожает их разглашением.

Вариант12.

ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ В ХРИСТИАНСТВЕ.

План.

1. Смысл новозаветной заповеди любви.

2. Библейская трактовка значения любви в послании К коринфянам.

3. Может ли любовь выступить в качестве закона.

Ситуация:

Вы стали свидетелем того, как законный владелец, избивавший свою собаку, подвергся нападению: был отброшен в сторону, собака забрана и уводится в неизвестном направлении.

Вариант 13.

ФАКТОРЫ – ПОКАЗАТЕЛИ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

План.

1. Причины, приводящие к профессиональным заболеваниям и специфическим проявлениям профессиональной деформации.

2. Уровни проявления профдеформации.

3. Высокая нравственная культура коллектива и морально ответственная, морально устойчивая линия поведения личности – основные условия преодоления профдеформации в работе сотрудников ОВД.

Ситуация:

В вашем присутствии находящийся при исполнении ваш коллега нагрубил пришедшему по повестке подозреваемому.

 

Вариант 14.

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ИМИДЖА АДВОКАТА.

План.

1. Понятие имиджа, имидж как коммуникативная единица.

2. Нравственно-психологические основы деятельности адвоката.

3. Внешние проявления профессионализма адвоката, составляющие его имидж (прическа, мимика, жесты, одежда, речь, манера поведения - стиль).

Ситуация:

В коллективе, где вы работаете постоянно распространяются всякие слухи и сплетни.

Вариант15.

КОМПРОМИССНЫЙ ХАРАКТЕР ЭТИКИ ФОМЫ АКВИНСКОГО.

План.

1. Фома Аквинский - христианский мыслитель средневековья.

2. Попытка Фомы Аквинского переосмыслить этику Аристотеля с точки зрения морального идеала христианства.

3. Структура этики Фомы Аквинского.

Ситуация:

Ваш начальник постоянно требует от вас различных одолжений, не входящих в круг ваших обязанностей.

Вариант 16.

СОЦИАЛЬНО-ДОГОВОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ НРАВСТВЕННОСТИ Т. ГОББСА.

План.

1. Томас Гоббс-крупнейший философ Нового времени.

2. Утверждение буржуазных моральных ценностей в этической концепции Т. Гоббса.

3. Распространение механического материализма на учение о праве, политику и этику.

Ситуация:

Вы узнаете, что ваш лучший друг связан с преступной груп­пировкой.

Вариант 17.

ЭТИКА ЛИЧНОСТИ СПИНОЗЫ.

План

1. Рационалистический взгляд философа на мораль.

2. "Этика"-основное произведение Спинозы.

3. Понимание человека как комплекса естественных влечений и интересов в свете объективно каузуальной взаимосвязи.

Ситуация:

Поставьте себя на место Шарапова из кинофильма "Место встречи изменить нельзя"; как сложились бы ваши отношения с Жегловым?

Вариант18.

ВКЛАД ФРАНЦУЗСКИХ МОРАЛИСТОВ В ЭТИКУ.

План.

1. Моралистические эссе Мишеля Монтеня.

2. Этическое мышление просветителя Ж. Ж. Руссо.

3. Этические взгляды Вольтера.

Ситуация:

Вы вдруг осознаете, что после службы не можете расслабиться без помощи алкоголя.

Вариант 19.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И. КАНТА.

План.

1. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант.

2. Основные труды и основные этические положения Канта.

3. Кантовский категорический императив как попытка выйти за горизонт скованного частными интересами сознания индивида и подчинить его интересам рода.

Ситуация:

В вашей нотариальной конторе очень пожилая клиентка плохо видит и слышит, с трудом понимает смысл даваемых ей советов. Молодая секретарша предлагает сказать, что вы не занимаетесь ее вопросами и отправить в другую юридическую консультацию.

Вариант 20.

Ф. НИЦШЕ: "ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА".

План.

1. Общая характеристика творчества знаменитого философа Х1Х век Ф.Ницше.

2. Попытка преодолеть христианский догматизм в работе «Антихристианин».

3. Идея сверхчеловека и возможности не зависеть от моральных норм.

Ситуация:

К вам как к адвокату обращается человек, очень нуждающийся в помощи, ставший жертвой чьих-то интриг, но не имеющий возможности оплатить услуги адвоката.

 

Вариант 21.

ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА В ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ.

План.

1. Понятие морального выбора и условия его осуществления.

2. Структура морального выбора.

3. Трактовка долга и свободы при осуществлении морального выбора в юридической деятельности.

Ситуация:

В вашем присутствии молодые коллеги постоянно грубо критикуют слова и действия руководителя.

Вариант 22.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ПРОГРЕССА. МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА.

План.

1. Обоснование необходимости нравственного прогресса условиями общественного бытия, социальной практикой людей.

2. Роль отдельных институтов (трудовые коллективы, семья, школа, церковь,

СМИ и т.д.) в организации нравственного совершенствования общества.

3. Соотношение морали и политики как показатель нравственности государства и общества.

Ситуация: Ваши подчиненные отказываются выполнять ваши распоряжения.

Вариант 23.

СОВЕСТЬ И ДОЛГ КАК МЕХАНИЗМЫ САМОКОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ.

План.

1. Совесть и долг как категории этики.

2. Роль данных категорий в формировании сознания и самосознания личности.

3. Понятие самоконтроля в этике и его нравственно-психологическая основа.

Ситуация.

Вы замечаете, что настроение ваших коллег изменилось в худшую сторону.

Они перестали общаться друг с другом, ограничивая контакты сугубо профессиональными обязанностями. Все формы вежливости сменила корректность.

Вариант 24.

СМЫСЛ ЖИЗНИ, ИДЕАЛ, СЧАСТЬЕ.

План.

1. Смысл жизни – философско -этическое толкование.

2. Возможность-невозможность построения индивидуальной и всеобщей идеальной модели жизни.

3. Понимание счастья в этике и философии.

Ситуация:

Ваш начальник использует авторитарные методы руководства, унижает чувство собственного достоинства подчиненных.

Вариант 25.

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЮРИСТА, ЕЕ КОМПОНЕНТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ.

План.

1. Общее понятие нравственной культуры.

2. Специфические требования, предъявляемые к нравственной культуре представителей юридических профессий.

3. Показатели нравственной культуры.

Ситуация: Вы получили анонимное письмо об измене вашей(вашего) жены, мужа.


ЧТО ПРОИЗОШЛО?

(Ситуация)

Какую информацию вы хотели бы получить, чтобы принять решение.

 

(Оформить в виде вопросов)

1.

2.

3.

Какие вообще возможны альтернативные решения, и каковы их положительные и отрицательные последствия.

 

А р 1 А р 2 А р 3

П О С Л Е Д С Т В И Я

+ _ + _ + _

 

 

Субъективные и объективные О.р.

факторы, влияющие на Вас Учтя все факторы,

(угрызения совести, чувство гордости, сформулируйте

мнение окружающих и т.п.) окончательное решение.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. Предмет и задачи правовой этики. Этика и мораль.

2.Философско-мировоззренческие проблемы этики.

3.Этика и психология. Психологические "механизмы" индивидуального морального сознания.

4.Проблемы нормативной этики.

5. Понимание истины в этике.

6. Основные исторические этапы развития морали.

7. Этическое учение буддизма.

8. Конфуцианство: учение о "благородном муже".

9. Античная этика как учение о добродетелях.

10. Семь мудрецов о морали.

11. Императив труда в поэме Гесиода "Труды и дни".

12.Этико-политические взгляды Демокрита.

13.Этический рационализм Сократа.

14. Эпикур: связь счастья с гедонизмом.

15. Мораль и право-общие и отличительные признаки.

16. Мораль и право как формы общественного сознания и дисциплины

17. Этическое значение библейской заповеди любви.

18. Христианская мораль- основа средневековой этики.

19. Фома Аквинский: попытка соединить этику Аристотеля с христианской

догматикой.

20. Эразм Роттердамский о высоком предназначении человека.

21. Социально-договорная концепция нравственности Т. Гоббса.

22. Этика Нового времени. Скептицизм.

23. Естественно-научное психологическое обоснование морали

в трудах Декарта.

24. Дж. Локк о естественных моральных свойствах человека.

25. Руссо о причинах неравенства между людьми.

26. Соотношение морали и других сфер общественной жизни

по И. Канту.

27. Вклад Гегеля в философию морали.

28. Ф. Ницше и его попытка встать "по ту сторону добра и зла".

29. Происхождение морали. Мораль как социальное явление.

30. Структура морального сознания.

31. Нравственная сущность служения государству. Мораль и политика.

32. Проблема морального выбора этике.

33. Понятие о морально-психологическом климате в коллективе.

34. Личность руководителя и стиль руководства.

35. Нравственная культура. Структура нравственной культуры.

36. Взаимосвязь нравственной и правовой культуры с другими видами культуры личности.

37. Проблемы нравственной оправданности и нравственной допустимое в правовой этике.

38. Норма-мера и норма-идеал, их сущность и роль в профессионально деятельности юриста.

39. Моральный поступок как свободное волеизъявление личности.

40. Составные элементы морального поступка.

41. Нравственность личности и правонарушение.

42. Безнравственная сущность преступления.

43. Каналы приобретения нравственных знаний.

44. Золотое правило нравственности.

45. Счастье как этическая категория.

46. Современные исследования об основных источниках человеческого счастья.

47. Цели, задачи и методы нравственного и правового воспитания.

48. Нравственно-правовая культура личности.

49. Факторы-показатели профессионально-нравственной деформации личности юриста.

50. Специфика этики оперативно-розыскной деятельности.

51. Совесть и долг как механизмы самоконтроля личности.

52. Нравственные качества юриста, характеризующие его высокий профессиональный и моральный уровень.

53. Роль нравственных чувств в моральном выборе.

54. Роль юристов в формировании нравственной и правовой культуры населения.

55. Значение личного примера в формировании нравственной и правовой культуры сотрудников органов юстиции.

56. Описать разработанную Вами модель нравственного самовоспитания.

57. Основные принципы и формы служебного этикета.

58. Особенности делового общения с иностранными гражданами.

59. Этические Кодексы сотрудников правоохранительных органов разных

стран.

60. Этика следственной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. ред. И вступ. ст. М.В.Кларина.- М.: Прогресс, 1990.- 336с.

2. Берд П. Продай себя! Эффективная тактика улучшения вашего имиджа / Пер.с англ. Т.А.Сиваковой- Мн.: Амалфея, 1997.-208с.

3. Вайт Э.Г. Великая борьба между Христом и Сатаной в течение Христианского Века (История протестантизма).- К.: Джерело життя, 1996.- 384с.

4. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Вступ. ст., сост. И коммент. В.В. Сапова.- М.: Республика, 1994,-368с

5. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения.- М.: Прогресс,1986.- 396с.

6. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М.: Мысль, 1987,-580с.

7. Діловий етикет: К.: «Альтерпрес», 1998,- 320 с.

8. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие и Практикум.- Мн.: «Тетра- Системс»,1997,-320с

9. Етика ділового спілкування: Курс лекцій / Т.К. Чмут, Г.Л.Чайка та інш. –К.: МАУП.1999.- 208.

10. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов.-М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М,1999,-168с.

11. Крижан Є.- Орлик Ю. Как себя вести. О правилах приличия. Перевод со словацкого В.С.Андрусовой. – Братислава.: Изд-во ОБЗОР, 1968, -302 с.

12. Криксунова И. Создай свой имидж.- С.-Петербург.: ЛАНЬ, 1997.-173с.

13. Кузнецов, И.П.Левченко и др.; Под ред. Проф. Ю.В.Наумкина.- М.: Закон и право,1999.- 350с.

14. М.Мак-Кей, П.Роджерс, Ю.Мак-Кей.Укрощение гнева- СПб.: Питер Пресс,1997.-352с.

15. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие / Под ред. А.В.Опалева и Г.В. Дубова.-М.: «Щит – М»,1997,-327с.

16. Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов / О.В. Афанасьева, В.Ю. 17. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих,1929-1938. В 2 т. Мн.: ПРАМЕБ, Т.1.- 1991.-432с.,Т.2.-1992.- 432с.

18. Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. И авт. Вступ. ст. В.П. Шестаков; Коммент. А.Н. Богословского.-М.: Прогресс, 1991.-448с.

19. Словарь по этике / Под. Ред. И.С.Кона.-4-е изд.-М.: Политиздат, 1981,-430 с.

20. Современная энциклопедия. Этикет/ Авт. Сост. Гусев И.Е.- Мн.: Харвест, 1999,-352с.

21. Сумерки богов / Сост. И общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод.- М.:Политиздат,1990.-398с.

22. Таранов П.С. Золотая книга руководителя.-М.: ФАИР-ПРЕСС,1999.-496с.

23. Толстой Л. Воскресение.- Кишинев.: «Картя Молдовеняскэ», 1969.-451с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...