Эволюция системы антимонопольной защиты общества.
Для понимания эволюции системы антимонопольной защиты общества необходимо с достаточной степенью условности представить ее структуру следующим образом. Во-первых, разделить всю систему на два больших блока:
- Госудврственно-правовой механизм – органы законодательной, исполнительной, судебной власти, призванные оградить общество от монополистических проявлений,
- Граждане общества как носители определенной ментальности и навыков самозащиты от проявления монополизма.
Во-вторых, проследить перемены в структуре и функциях блока “государственно-правительственный механизм” в зависимости от изменения в характере техногенного фактора, индустриальной структуры под воздействием НТП.
Это позволяет представить процесс развития системы антимонопольной защиты общества в трех ипостасях:
1. Как адаптационный процесс, приспосабливающий государственно-правовой механизм противодействия монополизму к изменяющимся технико-экономическим и хозяйственным условиям.
2. Как совершенствование правового и экономико-аналитического инструментария предотвращения монополии.
3. Как развитие самоорганизации общества в вопросах формирования и поддержания социально-оптимальной институциональной структуры экономики.
В заключение мне хотелось бы привести таблицу, иллюстрирующую хронологию развития теоретической, эмпирической и политической составляющих антимонополизма в США.
Таблица 3.
Годы
| Развитие теории
| Особенности развития экономики США, непосредственно относящиеся к антимонопольным проблемам.
| Эволюция антитрестовского регулирования.
|
|
|
|
|
1880
| Критика монополий и обоснования введения регулирования в работах либеральных экономистов.
| Формирование монополий на железнодорожном транспорте и в нефтяной промышленности;
начало использования электроэнергии и телефонной связи в качестве коммунальных услуг.
| Верховный суд США поддерживает введение регулирования в “общественных интересах”
|
1890
| Защита трестов в работах консервативных экономистов.
| Формирование доминирующих фирм на многих рынках в результате волны слияний, прокатившейся по промышленности США в 1887-1901 гг.
| Принятие Акта Шермана в 1890г., запрещение фиксирования цен в 1899г.
|
1900
| Интенсивная научная полемика по вопросам монополии, экономии на масштабах и вопроса о трестах; проведение обширных эмпирических исследований по этим вопросам в ряде отраслей.
| Продолжение процессов концентрации производства и капитала в американской промышленности.
| Политика разукрупнения трестов, проводимая президентом Т. Рузвельтом и Тафтом, которая затронула ряд крупнейших компаний, в том числе “Standard Oil”, “American Tobacco Co.” и ряд других. Отдельные штаты приступили к формированию комиссий по регулированию рынков коммунальных услуг.
|
1910
| Продолжение эмпирических исследований трестов и отдельных отраслей.
| Первая мировая война;
сокращение доли частного предпринимательства в производстве коммунальных услуг.
| Принятие актов о ФТК и Клейтона (1914);
некоторые сокращение антитрестовской деятельности в условиях участия США в войне.
|
1920
| Продолжение эмпирических исследований трестов и отдельных отраслей.
| Волна слияний,
пик, который пришелся на 1929г.
| Проведение антимонопольных разбирательств с переменным успехом.
|
1930
| Начало исследований олигополии в работах Чемберлина и Робинсон;
Вывод Берла и Минза о наличии неконтролируемой власти у крупных фирм;
выявление превалирования олигополии в американской экономике в ходе эмпирических исследований
| Кризис 1929-1933 гг.;
очевидность монополистических проявлений;
серия скандалов вокруг производства коммунальных услуг и банковского дела
| Введение жестких законов регулирования банковского дела;
распространение общенационального регулирования на обеспечение электроэнергией, телефонную связь, грузовые автомобильные перевозки, авиалинии;
временное введение механизма фиксирования цен при участии государства и ведущих промышленников в рамках программ Администрации национального возрождения.
|
1940
| Начало использования теории игр для изучения проблемы олигополии.
| Послевоенный бум и связанный с ним рост уверенности в возможностях частного предпринимательства;
рост показателей концентрации и долей ведущих фирм на рынке.
| Значительный рост антитрестовской активности;
победа органов антимонопольного регулирования в судебных разбирательствах важнейших антимонопольных дел;
развитие общественных (регулируемых) предприятий в производстве электроэнергии в долине реки Тенесси, Нью-Йорке, Небраске и на востоке США
|
1950
| Завершение работ по эмпирическому исследованию проблем антимонополизма в большинстве отраслей;
разработка проблемы “входных барьеров” Бэйном.
| Сохранение роли роста промышленного предприятия как фактора повышения его эффективности.
| Снижение антитрестовской активности в 1950-1960гг.;
ужесточение регулирования слияний,
прохождение соответствующего закона через конгресс.
|
1960
| Проведение крупномасштабных исследований по вопросам концентрации, инноваций, экономии на масштабах производства, рекламы и прибыли.
экономисты Чикагской школы стремятся доказать превалирование конкурентных начал в американской экономике и вредность регулирования, их воззрения получают все большее распространение.
| Начало снижение роли экономии на масштабах как фактора повышения эффективности по мере замены традиционных производств новыми технологиями.
Очередная волна слияний с пиком в 1969г.
| Ужесточение судебных решений по вопросам слияний.
|
1970
| Дальнейшее проведение эконометрических исследований и расширение использования эконометрических моделей. Рост влияния Чикагской школы.
| Превалирование конкурентных начал в экономике под влиянием антитрестовского регулирования, конкуренции со стороны импорта и дерегулирования.
| Судебное разбирательство ряда крупных антитрестовских дел: “IBM”,
“ATT” и др. компаний;
начало дерегулирования фондовых рынков, аэролиний, железных дорог, телефонной связи, радиовещания, автоперевозок.
|
1980-1990
| Рост разнообразия мнений по теоретическим и статическим вопросам.
| Превалирование конкурентных начал в экономике.
Волна слияний в 1982-1989 гг.
| Дерегулирование “ATT” как прецедент, имеющий перспективное методологическое значение.
Снижение антитрестовской активности при Рейгане;
сохранение тенденций к дерегулированию при Буше и Клинтоне.
|
Заключение
Как видно, в США достаточно высокий уровень организации процесса государственного регулирования монополии, основанный на букве закона. Среди всех рассмотренных в данной работе моментов государственного регулирования особое внимание привлекает то, что частные компании допускаются в регулируемые отрасли на конкурсной основе.
С одной стороны это позволяет государственным органам контролировать уровень цен на соответствующие товары и услуги, с другой стороны, достигается решение ряда вопросов не связанных с экономикой напрямую, и, наконец, третий аспект (ради чего все и затевалось) – достигается решение антимонопольных задач.
Использованная литература
1. Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США. М.: Наука, 1997. С 211-223.
2. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.
3. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год.
4. William G. Shepherd. Public policies towards business. Eighth edition. Irwin. С.331-333, 335-336.
Воспользуйтесь поиском по сайту: