Характерные признаки политических режимов
Характерные черты государственного правления
В таблице рассмотрены лишь наиболее общие черты, которые коренным образом отличают монархию от республики, однако существуют отклонения от этих черт, которые будут рассматриваться далее. Монархия - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия. С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная). МОНАРХИЯ | ||||||||||||||||||||
Абсолютная (неограниченная) |
Конституционная (ограниченная) | |||||||||||||||||||
дуалистическая | парламентарная | |||||||||||||||||||
МОНАРХ | верховная государственная власть – законодательная, исполнительная, судебная | исполнительная власть, формирует правительство, ответственное перед ним | представительские функции: формально утверждает состав правительства, подписывает законы, принятые парламентом | |||||||||||||||||
ПАРЛАМЕНТ | нет | законодательная власть, при этом монарх налагает вето на законы, принятые парламентом | законодательная власть | |||||||||||||||||
РЕЖИМ | Авторитарный | Демократический | Демократический | |||||||||||||||||
СТРАНЫ | Саудовская Аравия Российская Империя до 1906 г. | Марокко Иордания Кувейт Бахрейн | Великобритания Бельгия Дания | |||||||||||||||||
Примечания | В таком государстве нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. | Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила | Сохранения этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностям национального мышления. |
|
|
Республика - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Современная республика может быть президентской, парламентарной или «полупрезиденсткой» (смешанного типа).
РЕСПУБЛИКА | ||||||
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ |
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ | СМЕШАННОГО ТИПА | ||||
Глава государства |
Президент - избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками) | Президент - избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом | Президент - избирается, как правило, на всеобщих выборах | |||
Глава правительства | Премьер-министр, который является лидером правящей партии или партийной коалиции; обычно назначается президентом | Премьер-министр, обычно утверждаемый парламентом с представления президентом | ||||
Полномочия президента | Президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента. | Президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.д. | Президент наделен юридически и реально большими полномочиями: осуществляет общее руководство правительством; имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств (обычно при выражении вотума недоверия правительству).
| |||
Правительство | - формируется президентом самостоятельно (не исключен парламентский контроль); - политически ответственно перед президентом | - формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции; - политически ответственно перед парламентом | - формируется парламентским путем;
- политически ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом | |||
Исполнительная власть | принадлежит президенту | формально наделен президент, однако на деле вся исполнительная власть принадлежит правительству | как бы раздваивается между двумя центрами: президент и его администрация, с одной стороны, и премьер-министр и правительство – с другой | |||
Страны | США Аргентина Бразилия Мексика | Италия ФРГ Греция Исландия | Франция Финляндия Россия |
П. Форма государственного устройства характеризует способы национально-государственного и административно-территориального деления государства и способы взаимосвязи его территориальных образований. Форма государственного устройства отвечает на вопрос, какое территориальное устройство имеет данное государство.
На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.
Государственное устройство может быть простым и сложным.
|
|
Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное государство — это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.
Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
а) единый властный «центр» — единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
б) одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;
в) единая денежная система, одноканальная система налогов;
г) территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.
Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию.
По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.
Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.
Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (в составе США 50 штатов, ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23 кантона).
|
|
Для федерации характерно следующее:
- двухуровневая система органов государственной власти:
а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;
б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
- компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;
- существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;
- двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;
- наличие в большинстве федераций двойного гражданства;
- двухканальная система налогов;
- суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;
- после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;
- у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.
Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу).
Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно эффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе - демократизации общества.
Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов.
Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) (Швейцария, ОАЭ, Танзания); конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны) (США, Канада, Бразилия); конституционно-договорной (РФ).
Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это «государственный союз государств». То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.
|
|
Конфедерации свойственны следующие черты:
- создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);
- создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;
- каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;
- члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;
- неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство - унитарное или федеративное;
- у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.
Конфедерация - достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство - США. В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась. До 1848 г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.), которая затем превратилась в федерацию.
Разновидностями конфедераций являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств.
Межгосударственные союзы – это классические конфедерации, образованные из независимых государств.
Содружества образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например, СНГ).
Сообщества государств – это переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообщества имеют негосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является, прежде всего, поднятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров.
Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиции представляют собой политические и военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.
Как уже упоминалось выше, государственное устройство может быть простым (то есть унитарным) и сложным.
Сложные государства в свою очередь делятся на протектораты и унии.
Протекторат – это договорный союз двух государств, в котором одно (более сильное) государство оказывает покровительство другому (более слабому) государству: представляет его во внешних делах; обеспечивает вооруженную защиту и оказывает экономическую помощь.
Унии представляют собой межгосударственные объединения различного характера. Разновидностями уний являются:
- федерации – постоянные государственные образования;
- конфедерации - временные союзы суверенных государств;
- монархические унии – добровольные объединения двух государств под властью одного монархического (Австро-Венгрия);
- империи – сложные государства, созданные насильственным путем (Римская империя);
- Фузии – воссоединенные государства, образовавшиеся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);
- инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940 году).
Ш. Форма политического режима. Политический режим – это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе, т.е. это функциональная характеристика власти. Не существует единой типологии политических режимов, чаще всего выделяют демократический и антидемократический.
Характерные признаки политических режимов
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ | АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ |
формирование органов власти выборным путем | формирование органов власти в результате псевдовыборов, путем фальсификации выюоров либо без выборов |
политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений и союзов | наличие единой государственной идеологии и отсутствие политического плбрализма |
государственное существование политических прав и свобод граждан | бесправие граждан и произвол властей при формальном провозглашении законности, прав и свобод граждан |
Формой реализации демократического режима выступает республиканское правление с разделением властей, развитой системой народного представительства.
Авторитаризм- система власти, характерная для антидемократических режимов. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением политических оппозиций. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренного авторитарного режима с формальным охранением атрибутов демократии до классической фашисткой диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм, который характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.
Характер политического режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.
Вопрос 3. Форма Российского государства на современном этапе.
Ответ: По форме правления Россия является полупрезидентской (президентско-парламентарной) республикой или республикой смешанного типа.
Главой государства является президент РФ, избираемый народом на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, как глава государства представляет Россию внутри станы и в международных отношениях; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, не противоречащие конституции и федеральным законам; решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; осуществляет помилование; является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент, не являясь формально главой исполнительной власти, в соответствии с конституцией и федеральными законами, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, назначает с согласия Государственной думы премьер-министра и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях правительства.
Исполнительная власть осуществляется правительством, которое состоит из председателя правительства (премьер-министра), его заместителей и федеральных министров. Премьер-министр предлагает президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров; в соответствии с конституцией и федеральными законами и указами президента определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу. Правительство во главе с премьер-министром слагает свои полномочия в случае избрания нового президента.
Федеральное Собрание (парламент РФ) является представительным и законодательным органом, состоящим из двух палат – Совета Федераций и Государственной Думы.
Форма государственного устройства России – федерация; в зависимости от принципа формирования – смешанная национально-территориальная федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющая 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения – Москву и Санкт-Петербург, 1 автономную область, 10 автономных округов; а в теории конституционного права – конституционно-правовая федерация.
Российской Федерации присущ демократический политический режим, так как:
1. Органы государственной власти формируются выборным путем. (Президент РФ избирается на основе всеобщего равного и прямого голосовании, также избираются депутаты Государственной Думы, которая образует наряду с Советом Федераций Федеральное Собрание (парламент).)
2. Конституцией признается политический плюрализм (политическое многообразие и многопартийность).
3. Действующей конституцией признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
4. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Вопрос 4. Право, его сущность и объективные свойства.
Ответ: Сущность права заключается в отражении его истинной природы и назначении в обществе. Определений же права существует множество. И это вполне закономерно, поскольку никакое определение не может охватить всех признаков понятия. Тем более такого понятия, как «право», к характеристике которого существуют самые разнообразные подходы. В то же время в какой-то мере такое многообразие определений права полезно, так как оно позволяет рассмотреть право с разных позиций, под разными углами зрения и на этой основе составить о нем многомерное, объемное представление.
К признакам права можно отнести следующие:
1. Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития.
2. Право есть регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя:
а) людей;
б) общественные отношения;
в) поведение субъектов общественных отношений.
3. Содержание права определяется потребностями общественного развития, интересами участников общественного процесса, отраженными в общественном сознании.
4. Право по своей сущности есть средство социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мера социальной свободы индивида.
5. Через механизмы общественного сознания и коллективной воли реальный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что означает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от своей сущности:
6. Право как разновидность социальных норм обладает качеством нормативности, оно действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками (возраст, вменяемость, общие признаки юридического лица и т. п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступают в процесс регулирования всякий раз, когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей.
7. Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей, социального положения и т. п.), то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства).
8. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нормативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.
9. С точки зрения внутренней организации право есть система (целостность), состоящая из элементов, связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.
10. Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм, оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную нормативную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества.
11. Праву присуща процедурность. Процедуру как детально регламентированный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных действий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.
12. Право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Право имеет не только специально-юридический, сугубо правовой механизм действия, но и психологический механизм: оно не может регулировать поведения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте право можно рассматривать как информационную систему, содержащую информацию властного характера, которая, будучи осознана, детерминирует волю и поведение субъектов.
13. Право тесно связано с государством. Государство выявляет правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-правовых актов (а также путем делегирования полномочий на издание нормативно-правовых актов, санкционирования устоявшихся обычаев, создания юридических прецедентов), то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их властную реализацию.
14. Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принудительной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны государства).
15. Признанием необходимости государственной охраны права в понятие права вводится понятие правонарушения: право для того и нужно, чтобы пресекать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариантов поведения. То есть в качестве признака права можно назвать то, что оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.
С учетом названных признаков можно сказать, что право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества. Следует отметить, что более плодотворным в этом направлении является не формулирование каких-либо определений, а совершенствование правопонимания на основе углубленного изучения свойств права.
Вопрос 5. Понятие и виды норм права. Структура норм права.
Ответ: Свойства (качества, признаки) правовой нормы определяются:
1. Принадлежностью правовых норм к нормам социальным.
2. Юридической природой норм права.
1. Принадлежность к соц. нормам обуславливает следующие качества правовой нормы (ПН):
1.1. ПН – правило поведения людей в обществе;
1.2. ПН обладает качеством нормативности – является типовым образцом поведения:
1.2.1. круг адресатов определен типовыми признаками (возраст, вменяемость и т.п.);
1.2.2. рассчитана на неограниченное число однотипных случаев;
1.2.3. вступает в действие периодически (всякий раз, когда возникает ситуация).
2. Юридическая природа ПН определяет их следующие специфические признаки:
2.1. ПН исходит непосредственно от государства или санкционируется им.
2.2. Представляет собой государственно-властное веление.
2.3. Охраняется силой государства.
2.4. ПН – общеобязательное правило поведения
2.5. Обладает качеством формальной определенности:
2.5.1. должна быть точным, конкретным предписанием (с точки зрения внутренней организации);
2.5.2. должна содержаться в официальных источниках (формах) права в плане внешней формы.
2.6. Действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения:
2.6.1. ПН могут быть регулировать поведение людей, только будучи осознаны ими (интеллектуальный момент) и через воздействие на их волю своим властным содержанием (волевой момент);
2.6.2. ПН выражает государственную волю, как право в целом.
2.7. Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. действует через предоставление субъектам права юридических прав и возложение на них юридических обязанностей.
Юридические нормы классифицируются по различным критериям:
а) по предмету правового регулирования:
· гражданско-правовые (конституцонные);
· административные;
· гражданско-правовые (имущественные);
· уголовно-правовые;
· нормы трудового права и т.д.
б) по функциональному назначению:
· регулятивные – определяют модель поведения субъектов (регулируют общественные отношения);
· охранительные (нормы административного и уголовного права) – определяют средства защиты прав и законных интересов.
в) по способу воздействия на субъектов:
· управомачивающие – предоставляют определенные правомочия;
· обязывающие – возлагают обязанности;
· запрещающие – налагают запрет на совершение определенных действий.
г) по специфике правового регулирования:
· материальные (закрепляют права и обязанности участников);
· процессуальные (регулируют процедурный порядок реализации правовых предписаний).
д) по характеру содержания:
· нормы-декларации (закрепляют правовые принципы, цели и задачи);
· нормы-дефиниции (содержат формулировки законодательных определений правовых понятий);
· нормы-предписания (содержат правила поведения участников правовых отношений).
е) по кругу субъектов:
· общие (для всех граждан);
· специальные (для определенной категории лиц).
ж) по степени обязательности:
· императивные (содержат категорические предписания);
· диспозитивные (предусматривают возможность между участниками правовых отношений).
з) Также можно выделить группу специальных норм, которые сами непосредственно не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам через системные связи права.
· общие;
· дефинитивные;
· декларативные;
· оперативные;
· коллизионные.
и) по сфере действия:
· общие (нормы федеральных актов);
· местные (нормы республиканских актов).
к) по времени действия:
· постоянные;
· временные.
л) по юридической силе:
· нормы закона;
· нормы подзаконных актов.
Структура норм права.
Норма права имеет определенную структуру (внутреннее строение нормы и связь ее элементов). Гипотеза, диспозиция и санкция – обязательные элементы логической структуры нормы права. Указанные элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: «Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)».
Гипотеза – это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость.
Гипотезы классифицируются по различным основаниям:
1. По характеру содержания:
1.1. общая (абстрактная) - определяет условия действия норм общими родовыми признаками;
1.2. конкретная – устанавливает частные специальные условия действия нормы (нормы УПК).
2. По степени определенности:
2.1. абсолютно определенная – только указывает факты, которые обуславливают действие нормы;
2.2. абсолютно неопределенная не указывает никаких фактов, с которыми связано действие, а предоставляет органам право в необходимых случаях применить правовую норму;
2.3. относительно определенная – содержит указание на ограничительные условия действия нормы.
3. По основанию:
3.1. односторонняя – в качестве основания применения нормы предусматривает только правомерное либо неправомерное поведение.
3.2. двусторонняя – содержит указания как на правомерное, так и на неправомерное поведение, приводящее в действие правовую норму.
Диспозиция – это часть правовой нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры.
Диспозиции также классифицируются по различным основаниям:
1. По способу описания:
1.1. простая – содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так они достаточно очевидны (если речь идет о предельно ясном деянии);
1.2. описательная – содержит признаки правомерного (неправомерного) поведения. Например, закон характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом;
1.3. отсылочная – содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта;
1.4. бланкетная – содержит ссылку на др. нормативный акт либо указывает на незаконность действий (отсылает правоприменителя к соответствующему закону).
2. По своей юридической направленности:
2.1. представительно-обязывающая – содержит двусторонние правила поведения (например, продавца и покупателя);
2.2. обязывающая – указывает вид, меру поведения обязанного лица (например, должника по договору займа);
2.3. управомачивающая – содержит указание на вид и меру возможного поведения (например, собственника имущества);
2.4. рекомендательная – указывает на желательность либо целесообразность определенного поведения;
2.5. ограничетельная – ограничивает поведение строго определенными рамками;
2.6. закрепительная – закрепляет общие принципы и задачи деятельности государственных органов.
Санкция – это часть нормы права, в которой указаны правомерные последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры.
Санкции классифицируют:
1. По характеру последствий:
1.1. позитивная – предусматривает меры:
1.1.1. поощрения (стимулирующая);
1.1.2. восстановления субъектных прав (правовосстановительная).
1.2. негативная – предусматривает:
1.2.1. меры наказания (карательная или полная);
1.2.2. возможность признания деяний недействительными (санкция ничтожности или неполная);
2. По степени определенности и вариантности:
2.1. абсолютно-определенная – содержит указание на точно зафиксированное последствие (например, сметная казнь);
2.2. относительно-определенная – содержит указание на нижний и верхний временные пределы наказания.
2.3. альтернативная – содержит указание на несколько видов возможных наказаний (предоставляет правоохранительным органам право выбора) (например, лишение свободы или исправительные работы);
2.4. кумулятивная – предусматривает возможность сложения нескольких видов наказания (например, смертная казнь может сочетаться с конфискацией имущества);
2.5. комбинированная – комбинация относительно-определенных, альтернативных и кумулятивный санкций.
Вопрос 6. Понятие правоотношения. Состав (элементы) правоотношения.
Ответ: Правоотношение – это охраняемое государством волевое индивидуализированное общественное отношение, которое представляет собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами права.
I. К признакам правоотношения можно отнести следующие:
1. Общественность.
Правоотношения возникают только между людьми, не могут возникать между человеком и вещью, человеком и животным, а только по поводу этих объектов.
2. Нормативность.
Правоотношения неразрывно связаны с юридическими нормами, которые выступают базой их возникновения (изменения, прекращения).
3. Участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами, возникающими при наступлении определенных юридических фактов.
4. Определенность, индивидуализированность.
В правоотношении определены как его участники, так и четко очерчено их поведение. Индивидуализация может быть как двухсторонней, когда поименно определены обе стороны (
|
|
12 |