Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принадлежности для фотосъемок




Оборудование, приспособленное для получения фотографий оп­ределенного типа, значительно облегчает работу фотографа.

По достоинству оценивая роль аппаратуры и предоставляемые воз­можности, все же слишком больших надежд возлагать на нее не следу­ет, потому что не в ней кроется залог успешной работы и секрет полу­чения отличных снимков. Совершенно очевидно, что их создание нельзя передоверить фотоаппарату, пусть даже самого высокого каче­ства, приспособлениям для автоматических расчетов экспозиции, на­водки на резкость и пр. Автоматика — верный помощник фотографа, но делать за него выразительные и тем более художественные снимки сама техника, конечно, не будет. Современные приспособления помо­гут избежать многих технических ошибок, но, разумеется, не заменят художника в творческом процессе. Совершенная аппаратура, напри­мер, поможет настоящему художнику получить отличные фотоработы, а ремесленнику — только грамотные, технически совершенные, но стереотипные снимки.

Приспособления помогают сэкономить время, расширить творческие возможности и улучшить качество снимков.

Экспозиция — величина, характеризующая количество световой энергии, получаемой светочувствительным материалом при фото-, ки­но- и видеосъемках. На экспозицию оказывают влияние следующие факторы:

• диафрагма. Под этим термином подразумевается отверстие в объективе, изменение диаметра которого влияет на количество прохо­дящего через объектив света. Размер диафрагмы измеряется в диафрагменных числах (f-stops) и записывается следующим образом: 1/2,8. Часто диафрагменное число называют просто диафрагмой и, как пра­вило, числитель дроби опускают и пишут просто 2,8 (f-f2,&). Чем выше это число, тем меньше отверстие диафрагмы;

выдержка затвора. Затвором называется шторка, расположен­ная между объективом фотоаппарата и светочувствительным элемен­том. При съемке затвор открывается на кроткое время, позволяя свету пройти к регистрирующему элементу. Выдержка определяет, сколько времени будет открыт затвор. Чем она длиннее, тем большее количест­во света пройдет сквозь объектив. Экспозиция, собственно, и рассчи­тывается как произведение освещенности светочувствительного мате­риала на время его освещения (выдержку).

Шкала ISO (ГОСТ) используется для указания светочувствитель­ности элемента, воспринимающего изображение. Чем выше число ISO, тем более чувствительным является этот элемент и, соответствен­но - тем меньше света требуется для формирования изображения

Ручная настройка диафрагмы и выдержки определяет, насколько темным или светлым будет полученный в результате снимок. Диафраг­ма также влияет на глубину резкости, то есть на диапазон резко изобра­жаемого пространства в направлении оси объектива. Выдержка отве­чает за то, четкими или размытыми будут выглядеть на фотографии движущиеся объекты.

Усовершенствованные фотоаппараты предоставляют возможность работы как в режиме автоматической экспозиции, при котором диа­фрагму и выдержку выбирает камера, так и в режиме ручного управле­ния. В качестве альтернативы многие фотоаппараты имеют полуавто­матические режимы, называемые экспозицией с приоритетом диафраг­мы и экспозицией с приоритетом выдержки, В этом случае фотограф ус­танавливает только диафрагму или только выдержку, а второй параметр фотоаппарат выбирает самостоятельно.

Хотя механизм автоматической экспозиции иногда можно настро­ить на определенную диафрагму или выдержку, выбор этих параметров вручную позволяет значительно улучшить качество снимков.

Итоговый вид снимка зависит, в частности, от фокусного расстоя­ния объектива. Этот параметр измеряется в миллиметрах и представля­ет собой расстояние между оптическим центром объектива и элемен­том, на который записывается изображение. В обычных камерах роль такого элемента выполняет пленка, а в цифровых — светочувстви­тельная матрица (ПЗС).

Фокусное расстояние влияет на угол поля зрения и размер фото­графируемого объекта на снимке. Маленькое фокусное расстояние дает возможность запечатлеть более широкую область пространства, но объекты при этом получатся небольшими и будут располагаться в перспективе на значительном удалении друг от друга. При большом фокусном расстоянии все происходит наоборот - охватывается узкий сектор пространства, зато объекты увеличиваются в размере и визуаль­но сближаются. В качестве примера рассмотрим рис. 14.2. Обе фото­графии были сделаны с одного и того же места, но во втором случае фо­кусное расстояние было вдвое большим.

Диапазоны фокусных расстояний цифровых камер отличаются от
диапазонов, в которых изменяются фокусные расстояния объективов
для традиционных фотоаппаратов.

Площадь светочувствительного элемента влияет на размер картинки, которую камера «видит» при определенном фокусном расстоянии. При этом размеры негатива намного превышают габариты светочувст­вительной матрицы. Соответственно для создания полностью тождественных


Рис. 14.2. Диапазон фокусных расстояний

 

фотографий фокусное расстояние пленочного фотоаппарата должно быть в шесть раз больше фокусного расстояния цифрового. Производители цифровых фотоаппаратов выпускают матрицы различного размера, в результате чего стало невозможным однознач­ное определение соотношения между фокусными расстояниями тра­диционного и цифрового фотоаппаратов. Вместо этого производи­тели последних начали выражать фокусные расстояния в эквивален­те 35-миллиметрового фотоаппарата:

• объектив с эквивалентным фокусным расстоянием меньше 35 мм считается широкоугольным и позволяет запечатлеть обширный кусок пространства при небольшом расстоянии до объекта. Он вели­колепно подходит для съемки группы людей в помещении, а также для пейзажной фотографии;

• объективы с эквивалентным фокусным расстоянием, равным 50 мм, обеспечивают наиболее естественный вид фотографии, пред­ставляя объект примерно с таким же соотношением размера и дистан­ции, как вы его видите;

• объективы с эквивалентным фокусным расстоянием от 85 мм относятся к длиннофокусным и предназначены для съемки крупным планом далеко стоящих объектов.

Оптические конверторы предназначены для того, чтобы расширить возможности объектива фотокамеры. Они подразделяются на широ­коугольные, телеконвертеры, макроконверторы (для съемки с близко­го расстояния) и конвертеры типа «рыбий глаз». Телеконверторы дела­ют его более длиннофокусным и позволяют снимать удаленные объек­ты; широкоугольные и типа «рыбий глаз» конверторы уменьшают фо­кусное расстояние и позволяют запечатлеть больше пространства в одном кадре. Также для макросъемки применяют насадочные линзы. По сути применение оптических конверторов похоже на применение сменных объективов в камерах со сменной оптикой

Телеконвертор представляет собой оптический прибор, работающий по принципу подзорной трубы, и характеризуется кратностью увеличения.

Насадочные макролинзы действуют по принципу увеличительного стекла и увеличивают объект макросъемки.

Практически все фотобренды выпускают конверторы для своих камер, их отличает высокое качество оптики. Фирменные конверторы проектируются с учетом особенностей объективов тех камер, для кото­рых они предназначены, однако без заметного ухудшения качества их можно применять и с камерами других производителей.

Как и всякая оптическая система, конверторы вносят дополни­тельные искажения в изображение.

Светофильтры условно можно разделить на две большие группы: эф­фектные и защитные. Защитные применяются для защиты объективов от внешней среды, эффектные — для создания художественных эффектов.

Основная цель защитных фильтров — предохранить переднюю линзу объектива от пыли, грязи, жирных пальцев, капель дождя и про­чих неблагоприятных воздействий. В пленочной фототехнике приме­нялись прозрачные фильтры (Normal) с защитой от ультрафиолетовых лучей (UV) и предназначенные для съемки под открытым небом (SkyLight). Для цифровой фототехники были разработаны специаль­ные светофильтры, которые пропускают свет в видимом диапазоне и задерживают ультрафиолетовую и инфракрасную составляющие — обычно такие фильтры обозначаются как DHG.

Также фильтры различают по типу просветляющего покрытия:

• однослойное (обычно никак специально не маркируется);

• многослойное (МС);

• многослойное водоотталкивающее (WPC);

• многослойное с повышенной механической прочностью

(Protect).

При многослойном просветлении меньше света теряется на отра­жениях от границы стекло-воздух и больше проходит сквозь фильтр. На лучших образцах эта величина доходит до 99,7%.

Больше всего для цифровых фотоаппаратах подходят защитные фильтры DHG и Normal. Так как матрица цифрового фотоаппарата менее чувствительна к UV-лучам, чем пленка, то для цифровой фотографии применение UV-фильтра практически равнозначно применению прозрачного фильтра.

Если резьбы на самом объективе нет, возможно, она есть на корпу­се — и тогда применяются адаптерные кольца. Адаптерные кольца предназначены в первую очередь для оптических насадок, поэтому, применяя их для светофильтров, необходимо убедиться, что кольцо не помешает объективу полностью выдвинуться (телережим) и в широко­угольном режиме нет виньетирования от кольца.

Кроме защитных широкое применение в цифровой фотографии находят нейтрально-серые (ND), градиентные и поляризационные (PL) светофильтры.

Нейтрально-серый фильтр уменьшает мощность светового потока, не влияя на его спектральный состав. ND-фильтры маркируются в за­висимости от степени ослабления света. Используется данный тип фильтров тогда, когда фотограф хочет применить длительную выдерж­ку и оставить диафрагму открытой, например, портрет на фоне теку­щей воды.

Градиентный фильтр тоже уменьшает мощность светового потока, но не всего кадра целиком, а лишь одной его части. Предназначен дан­ный тип фильтров для того, чтобы уравнять яркость разных частей кад­ра: яркое небо и темная земля или наоборот — яркий снег и темное небо.

Поляризационные фильтры предназначены для того, чтобы убирать блики с блестящих неметаллических поверхностей и затемнять небо.

Кроме перечисленных существует еще достаточно много разно­видностей светофильтров — и почти все они в той или иной степени находят применение в цифровой фотографии.

Для получения резких снимков при слабом освещении, когда тре­буется достаточно большая выдержка, необходимо установить камеру на штатив. Наиболее актуальным его применение становится при ночной и макросъемке. Также штатив полезен при съемке с большим увеличением (длиннофокусным объективом или телеконвертором). Все цифровые камеры имеют винтовую резьбу под штатив. Штатив может быть высотой 120-150 см, а то и вовсе 50-90 см.

Второй тип штативов — это мини-штатив — струбцина. В сложен­ном состоянии он легко помещается в фотосумку и всегда под рукой. В случае необходимости его можно поставить на землю, на стол или другую поверхность. При съемках в городе струбцину можно закрепить на заборе, фонарном столбе и т.д.

Существует и штатив для панорамной съемки, так как цифровая фототехника делает этот вид фотосъемки более простым и популяр­ным (рис. 14.3).

При панорамной съемке важно, чтобы фотоаппарат вращался во­круг строго вертикальной оси и сам был установлен строго горизонтально.


Рис. 14.3. Головка штатива для панорамной съемки

 

Поэтому штатив для панорамной съемки обязательно должен быть снабжен уровнем, а лучше несколькими на «ногах» и на поворот­ной «головке». Для того чтобы контролировать горизонтальность ка­меры, иногда устанавливают уровень в «башмак» для вспышки на са­мой камере.

Снимая панораму, важно каждый раз поворачивать камеру на один и тот же угол, поэтому на штативе должна быть градуированная шкала. Если шкала будет не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости, то можно будет снимать вертикальные и «многоэтажные» панорамы. Хороший панорамный штатив должен позволять крепить камеру, как в нормальном, так и в портретном положении. Для того чтобы в дальнейшем панораму было удобно «сшивать», панорамный штатив должен позволять регулировать положение камеры.

Одним из наиболее важных факторов, влияющих на качество фотографий, является освещение. Оно важно не только для правильной
экспозиции. Фотографы используют свет для создания определенного
настроения, - подчеркивания важных аспектов сцены и отвлечения
внимания от ненужных или непривлекательных элементов.

При уличной съемке в дневное время проблемой может стать слишком яркое освещение. В большинстве случаев вполне достаточно всего лишь прибегнуть к дополнительному источнику света. Это может быть как встроенная вспышка фотоаппарата, так и набор мощных сту­дийных ламп.

Небольшая встроенная вспышка, являющаяся частью фотоаппара­та, предназначена для съемок в темное время суток или в слабоосвещенном помещении. Но ее свет слишком узко сфокусирован, поэтому вряд ли стоит применять такую вспышку в качестве единственного ис­точника света. На фотографиях, сделанных со встроенной вспышкой, обычно наблюдается небольшая ярко подсвеченная область с быстрым затуханием света в направлении границ кадра. При портретной съемке в условиях низкой освещенности встроенная вспышка приводит к по­явлению эффекта «красных глаз».

Как ни странно, полезней всего встроенная вспышка для уличных съемок в дневное время суток. Солнечные лучи могут стать причиной появления слишком резких теней, а небольшой дополнительный осве­титель позволяет сделать их более мягкими.

В качестве зеркала обычно используется тонкая плоская поверх­ность, обладающая свойством отражать свет. Отражатели (рефлекто­ры) применяются для удаления теней. Бывает вполне достаточно куска белого картона. Отражатели могут быть цветными, что приводит к не­большим изменениям в освещенности сцены:

• белый отражатель не вносит никаких изменений в цвет исход­ного света;

• серебристый отражатель дает свет с холодным, голубоватым от­тенком. Кроме того, этот свет более сильный и блестящий, чем полу­чаемый с помощью белого отражателя;

• золотистый отражатель дает теплый свет желтоватого оттенка, что делает его незаменимым при портретных съемках.

С помощью черного отражателя можно моментально создать тень во время съемок при ярком солнце. Шелковый и светопропускающий отражатели действуют как рассеиватели, создавая эффект мягкого ос­вещения.

При съемке в помещении или в темное время суток имеет смысл применять вспомогательную вспышку. В отличие от встроенной она, во-первых, гораздо мощнее, а во-вторых, позволяет получить гораздо боль­ше фотоэффектов. С помощью вспомогательной вспышки можно полу­чить мягкое рассеянное освещение, выявляющее форму и фактуру объ­екта. Для получения равномерного освещения внешнюю вспышку мож­но использовать с софт-боксами, отражателями, зонтиками. Кроме того, вспышка может быть установлена не только на фотоаппарате, но и отдельно от него, а также вспышек может быть несколько.

Внешние вспышки имеют ряд преимуществ перед встроенными:

• можно менять ориентацию вспышки, тем самым, контролируя направление распространения света. Например, если направить ее в потолок, отраженный свет будет падать на объект сверху. Возникнет рассеянный свет, дающий более мягкие тени, чем при вспышке, на­правленной непосредственно на объект;

• свет внешней вспышки сильнее, чем световой импульс от встроенной, и, кроме того, он идет более широким потоком, что дает возможность осветить большую область сцены;

• обычно существует возможность регулировать мощность внешней вспышки.

Соединить внешнюю вспышку с цифровой камерой можно двумя способами Большинство моделей высшего класса имеют сверху не­большой держатель, который носит название башмак (hot shoe) В фо­тоаппаратах среднего ценового диапазона встречается разъем позво­ляющий подсоединить кабель вспышки, крепящейся на внешней ру­коятке, как показано справа на рис. 14.4. При этом для подключения вспышки к камере используется специальный кабель, поставляемый в комплекте со вспышкой. Можно держать вспышку в одной руке, а фо­тоаппарат - в другой, или установить и фотоаппарат, и вспышку на ру­коятку.

Рис. 14.4. Внешняя рукоятка для крепления фотовспышки

 

При срабатывании встроенной вспышки фотоаппарата внешняя синхронизируемая вспышка воспринимает световой сигнал и сраба­тывает в ответ.

Хотя дополнительные вспышки значительно расширяют возмож­ности освещения, получение хороших результатов требует большой практики, так как заранее невозможно предвидеть, где свет отразится от окружающих объектов и насколько ярким он будет в результате. Профессиональные студийные вспышки поставляются с небольшими настроечными лампами, которые показывают фотографу примерную интенсивность и направление распространения света. Но это очень Дорогое и сложное в использовании оборудование, к тому же неприме­нимое для большинства цифровых камер. По этой причине рекомен­дуется воспользоваться софитами (прожекторами рассеянного света). Они обеспечивают постоянное освещение, совсем как настольная лампа, имея при этом лампы мощностью от 250 до 1000 Вт. Соответст­венно, они дают очень сильный свет. В результате появляется возмож­ность точно увидеть, как будет освещен объект съемки, и отрегулировать положение и угол осветителя.

Софит оснащен поворотными металлическими пластинами (затенители — barn-doors), меняя положение которых можно контролиро­вать распространение света. Для получения рассеянного света к такой лампе присоединяется зонтик. Для смягчения света используется так­же полупрозрачный отражатель или экран.

Софиты иногда называют «горячими» источниками света по при­чине их нагревания до высокой температуры. Если долго стоять побли­зости от такой лампы, можно обжечься. Соответственно никогда не следует помещать объект чересчур близко к подобному источнику света.

Функция автоматического баланса белого, присутствующая в не­которых цифровых фотоаппаратах, некорректно работает с рядом со­фитов. Если при предварительном просмотре изображения на экране цвета выглядят неправильно, переключитесь в режим ручного управ­ления балансом белого. Обычно лучше всего подходят настройки Incandescent (лампа накаливания) или Tungsten (вольфрамовая лампа).

Подготовка к обработке изображения. Когда спе­циалисты по фотографии употребляют термин «цифровая фотолабо­ратория», они подразумевают аппаратное и программное обеспече­ние компьютера, которое применяется для редактирования и печати фотографий.

В «цифровой фотолаборатории» не обойтись без компьютера и специального программного обеспечения для хранения, систематиза­ции файлов изображений, управления ими, а также для их публикации в Интернете.

Сложность системы, которая требуется в каждом конкретном слу­чае, зависит от типа работы, которую хочет выполнять пользователь.

Центральной частью «цифровой фотолаборатории» является ком­пьютер. Необходимость редактирования фотографий налагает на ком­пьютер определенные требования, особенно если вы предпочитаете работать с изображениями высокого разрешения. При недостатке мощности процессора, объема оперативной памяти и места на жест­ком диске либо скорость выполнения команд при обработке снимков будет очень низка, либо команды не станут выполняться вовсе (компь­ютер «зависнет»).

Для компьютеров PC рекомендуется процессор Pentium IV и выше, для Macintosh — процессор 04 и выше. Вне зависимости от мощности процессора для работы программного обеспечения, обрабатывающего снимки, требуется много оперативной памяти. Для редактирования изображений с низким разрешением нужно, по меньшей мере, 128 Мбайт.

Если же вы планируете обрабатывать изображение с высоким разрешением, это количество необходимо удвоить. Для увеличения производительности имеет смысл добавить столько оперативной памяти, сколько может принять ваша система. Кроме того, обязательно надо проверить системные требования программного обеспечения которое вы собираетесь использовать для работы. Некоторым приложениям нужно от 96 Мбайт оперативной памяти.

Долгое время считалось, что предпочтительней в данном случае платформа Macintosh. Но так как большинство потребителей работает в операционной системе Windows, многие производители программного обеспечения не имеют версий своих программ для Macintosh. Соответ­ственно, склонившись в сторону Windows, вы расширите спектр дос­тупного программного обеспечения. Для Macintosh также существуют превосходные программы обработки изображений, просто их количе­ство не столь велико.

Часть жесткого диска все время должна оставаться пустой. Систе­ма использует это пространство для временного хранения файлов при работе с программами обработки изображения. Для этой цели требует­ся, по меньшей мере, S00 Мбайт памяти.

Видеокарта определяет количество цветов, которое может быть по­казано на мониторе, а также его разрешение. Размер изображения на экране монитора зависит именно от последнего параметра.

Для редактирования фотографий более значимым является вопрос о наличии у монитора так называемого реалистичного цветовоспроиз­ведения, достигаемого при 24-битовом кодировании цвета. Оно близ­ко по качеству к естественной цветопередаче и позволяет отображать около 16,7 млн. оттенков.

Размер самого экрана не имеет принципиального значения, хотя чем он больше, тем меньше устают глаза. Гораздо важнее, какой тип монитора вы используете. Новые плоские жидкокристаллические мо­ниторы выглядят крайне заманчиво и занимают совсем немного места на столе, но плохо подходят для редактирования изображений, так как при работе с ними цвет, контрастность и яркость зависят от угла зре­ния. Поэтому лучше воспользоваться более надежным традиционным монитором с электронно-лучевой трубкой.

Цифровой фотоаппарат непременно комплектуется кабелем для подсоединения к компьютеру, посредством которого осуществляется передача данных с карты памяти на жесткий диск. Впрочем, иногда этот процесс требует дополнительных шагов или вмешательства специального программного обеспечения, поставляемого производителем цифрового фотоаппарата.

 

Процесс упрощается, если к компьютеру подсоединить устройст­во для считывания информации с карт памяти. Затем достаточно вста­вить в него карту памяти и мышкой перетащить имена нужных файлов с карты в выбранную папку на жестком диске компьютера. Таким же способом производится копирование файлов с гибкого или компакт-диска.

Принтер, позволяющий печатать изображения непосредственно с карты памяти, может одновременно служить устройством для считы­вания. Когда он подсоединяется к компьютеру, система рассматривает карту памяти в качестве дополнительного жесткого диска.

Для долговременного хранения снимков вряд ли стоит злоупотреб­лять жестким диском компьютера. Жесткий диск может повредиться, похоронив вместе с собой все ваши труды. Кроме того, всегда есть риск случайного удаления важных фотографий.

В настоящее время наилучшим вариантом хранения информации являются компакт-диски. Устройство для их записи стоит относитель­но недорого, то же самое можно сказать про сами компакт-диски. Кро­ме того, существует возможность купить внешнюю модель. В этом слу­чае вам даже не придется открывать корпус компьютера, чтобы доба­вить ее в систему. Не стоит хранить фотографии на перезаписываемых компакт-дисках, так как информацию с них можно стереть. Чтобы га­рантировать долговременную сохранность, используйте компакт-дис­ки известных фирм, заслуживающих доверия.

Фотографии также можно хранить на DVD-дисках, но это более до­рогой вариант. Кроме того, пока что в данной технологии не вырабо­тан единый формат. Это означает, что созданный вами цифровой ви­деодиск может оказаться непригодным для прочтения на другом ком­пьютере или с помощью другого D^-дисковода.

Редактирование фотографий с помощью мыши представляет со­бой не самый удобный способ работы. Графический планшет, позво­ляющий заменить мышь пером, дает больший контроль над инстру­ментами, а перо намного удобнее лежит в руке. На рис. 14.5 показана модель от фирмы Wacom, ведущего производителя графических план­шетов. Она комплектуется не только пером, но и беспроводной мышью.

Самый мощный компьютер окажется совершенно бесполезным, если он не оснащен соответствующим программным обеспечением. Лю­бому, кто серьезно работает с цифровой фотографией, требуются про­граммы для редактирования и систематизации изображений.

Не все программы существуют в двух версиях — для платформ PC и Macintosh. Поэтому, если вас интересует определенный продукт, посетите


Рис. 14.5. Графический планшет

сайт его производителя и внимательно прочитайте системные требования.

Даже если вы не собираетесь часто и помногу заниматься обработ­кой изображений, графический редактор пригодится при подготовке снимков для печати или отправки по электронной почте. Если это все, что вам требуется, можно обойтись самой примитивной программой. Фотоаппарат и принтер сами по себе оснащены инструментами для выполнения основных операций. Многие программы для системати­зации изображений также включают в себя простейшие инструменты редактирования.

Для более сложной работы по ретушированию и художественной обработке снимков требуется более сложное программное обеспече­ние. Мощное приложение для обработки растровой графики Adobe Photoshop. Но любую из предложенных процедур можно реализовать и с помощью более дешевой, дочерней программы, ориентированной на обработку фотографий, — Adobe Photoshop Elements. Начинающие пользователи Adobe Photoshop Elements имеют возможность воспользо­ваться встроенным пособием по выполнению простейших операций.

Для профессиональной обработки снимков существуют два прило­жения: Adobe Photoshop и Corel PHOTO-PAINT, которое поставляется вместе с программой CorelDRAW (в пакете Corel Graphics Suite). Кроме того, отдельно можно приобрести специализированные инструменты для работы с экспозицией и цветом, а также функциональностью, не­обходимой для тех, кто собирается готовить фотографии к печати в коммерческих изданиях.

Программы для систематизации изображений позволяют сортиро­вать файлы с фотографиями и распределять их по каталогам. Это осо­бенно важно для тех, кто фотографирует очень много. Иначе без по­добной программы отследить судьбу каждого снимка будет нелегко.

Некоторые графические редакторы, равно как и операционные системы Windows и Macintosh, имеют встроенные программы просмот­ра изображений. Иногда базовые инструменты для управления сним­ками можно найти на компакт-диске, поставляемом вместе с цифро­вым фотоаппаратом. С их помощью можно выполнять простейшие за­дачи по систематизации, но, как только число файлов перевалит за сто, вам обязательно потребуется более совершенный инструмент.

Из всех продуктов, предназначенных для данной цели, предпочте­ние можно отдать: ACDSee от фирмы ACD Systems и ThumbsPlus от фир­мы Cerious Software. Обе эти программы позволяют просматривать уменьшенные варианты изображений, систематизировать файлы, рас­пределять их по каталогам по определенному признаку, распечатывать страницы с набором уменьшенных снимков (в фотолабораториях их называют индекс-отпечатками) и даже осуществлять основные опера­ции по редактированию.

Сверх того, эти программы дают доступ к метаданным файлов. Ме­таданными называется дополнительная информация, сохраняемая вместе с файлом изображения в момент съемки. Сюда входят тип каме­ры, выдержка, фокусное расстояние, время съемки и т. п. Фотоаппара­ты сохраняют эти данные в стандартном формате JPEG EXIF, что рас­шифровывается как Exchangeable Image File Format — формат обмена файлами изображений.

Такие программы для систематизации изображений, как ACDSee, включают в себя окно для просмотра метаданных, в котором можно увидеть настройки камеры в момент съемки.

Разумеется, спектр программ для систематизации изображений не ограничивается приложениями ACDSee, ThumbsPlus, Ulead Photo-Explorer и Adobe Photoshop Album. Воспользовавшись поиском в Интер­нете по ключевым словам «image-management software», вы найдете ссылки на десятки других продуктов сходного назначения. В этой чет­верке лидеров не хватает программы Paint Shop Photo Album, ни в чем не уступающей конкурентам. В ней, помимо систематизации, имеется функция устранения «эффекта красных глаз», фигурная обрезка краев изображения, звуковое комментирование фотографий и графические фильтры.

 

Фотосъемка

 

 

Полный цикл фотографического процесса включает в себя съемочную стадию, благодаря которой создается скрытое изображение на
фотоматериале. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на подготовительный и основной этап.

На подготовительном, этапе обязателен целый ряд операций:

• выбор сюжета;

• выбор фотоматериала;

• выбор фотоаппарата и объектива;

• выбор композиции, построение кадра, оптимальной точки съемки, необходимого резко изображаемого пространства, крупности плана;

• выбор тональности изображения, светового и цветового ре­шения;

• подбор светофильтра;

• выбор естественного или установка искусственного освещения;

• зарядка фотоаппарата фотоматериалом, его транспортирование и др. операции.

На заключительном этапе съемки в зависимости от типа фотоаппа­рата, его конструктивных особенностей и степени автоматизации вы­полняются операции:

• фокусировки;

• определения и отработки экспозиционных параметров (вы­держка, диафрагма).

Последняя операция является одной из труднейших, если учесть разнообразие снимаемых объектов и различие световых условий.

Спектральный состав источника света характеризуется его цвето­вой температурой (температура абсолютно черного тела, при которой Цветность излучения одинакова с цветностью исследуемого изучения при заданной температуре), которая измеряется по шкале Кельвина, где нуль соответствует - 283,15°С. Для черно-белой фотографии чис­ленное значение цветовой температуры несущественно. В цветной фо­тографии светочувствительные фотоматериалы сбалансированы с оп­ределенной цветовой температурой, что требует использования кон­версионных светофильтров при иной цветовой температуре источника света.

Максимум излучения солнца приходится на длину волн 470 нм, где цветовая температура составляет 61360 К. Спектр, состав солнечного света, его интенсивность зависят от географической широты и высоты
стояния солнца над горизонтом, чистоты атмосферы (дымка, туман,
облачность и др.).

К основным источникам естественного света относят: свет прямо­го солнца; свет безоблачного дневного неба в стороне, противополож­ной солнцу; совместный свет солнца и неба; свет прямого солнца при частичной облачности; свет пасмурного дня; свет сумерек; свет луны при безоблачном небе; свет ночного безоблачного неба без луны.

В течение дня в зависимости от высоты стояния солнца над гори­зонтом освещение разделяют на низкое (утро, вечер), когда высота не превышает 15°, нормальное (15-60°), зенитное и сумеречное (0-6° ниже горизонта). При низком освещении его цвет изменяется от крас­ного к белому, а в тенях — от голубого к синему, при нормальном — цвет достигает белого. В разное время дня освещенность горизонта и вертикальной поверхности объекта различна, что и определяет кон­траст светотени. В летний период для средних широт нашей страны лучшим для съемки считается утренний свет приблизительно через час после восхода солнца.

На умеренных широтах летом, кроме указанных выше двух утрен­них часов, «идеальными» являются и два часа после полудня, но все же предпочтение должно быть отдано утренним часам. Свет пасмурного дня отличается относительно равномерным распределением освещен­ности в течение дня и почти постоянством цветовой температуры (5700—6500 °К). Пасмурное освещение формирует серую тональность изображения, разбеливает цвета, поэтому его следует использовать для решения определенных смысловых и изобразительных задач, напри­мер, для съемки пейзажа поздней осени.

Сумеречный свет возникает при низком положении солнца, когда атмосфера отражает и преломляет коротковолновое излучение, про­пуская длинноволновое (красное). Это создает эффектную световую картину, например, при съемке ночных сюжетов. На умеренных широ­тах освещенность в сумерках за 5 мин изменяется почти вдвое. Свет луны представляет собой отраженный солнечный свет. Время экспо­нирования при лунном свете составляет от 20 мин до нескольких часов.

Освещение в фотографии помогает полнее раскрыть тему, выде­лить главное, выявить форму, объем и фактуру предметов, их взаимное расположение, создать определенное настроение. С помощью света выявляются формы и фактуры снимаемых объектов, их взаимное рас­положение, пространство (изобразительная функция света). Освеще­ние поверхности, блики, падающие тени являются такими же важны­ми элементами композиции снимка, как и предметы. Тени могут урав­новешивать предметы в кадре, замыкать его композицию. Соответст­венно этому выделяют композиционную функцию освещения. Свет оказывает воздействие на эмоциональное восприятие снимка, что по­могает или препятствует правильному пониманию смысла (смысловая функция освещения). В цветной фотографии свет, взаимодействуя с цветом, оказывает влияние на колорит снимка. Эта функция называет­ся колористической функцией освещения.

Существуют два вида освещения. Освещение, создающее свето­тень на предметах, выявляющее их форму, фактуру и взаимное распо­ложение, принято называть рисующим; подсвечивающее тени — за­полняющим.

Рисующим освещением в природе является солнечный свет, запол­няющим — рассеянный свет неба. Так как эти два источника освещают и снимаемый объект, и фон, на который он проецируется, то при съем­ке с источниками искусственного, освещения выделяют рисующий и заполняющий свет отдельно для модели и фона. Кроме того, при съем­ке в павильоне применяют контровой свет, создающий световой кон­тур на модели. Его источник устанавливают обычно на высоком шта­тиве. При отсутствии рисующего света контровой свет может взять на себя его функцию. С помощью моделирующего света создают допол­нительную обработку участков модели, недостаточно обработанных рисующим светом. Источников заполняющего и моделирующего света может быть несколько.

По характеру различают три вида освещения:

• направленное;

• рассеянное;

• комбинированное (рассеянно-направленное).

Направленное освещение создают прямой солнечный свет в безоб­лачный день, вольтова дуга, электролампа без арматуры и рефлектор с зеркальной поверхностью. Такое освещение образует на объекте съем­ки резко выраженные цвета, тени и в некоторых случаях блики. Оно освещает только поверхности объекта, обращенные к источнику света, остальные поверхности остаются в тени. На снимке поверхности объ­екта имеют тона, соответствующие их цвету. Фактура воспроизводится Достаточно точно. Затененные участки получаются глубоко черными. На них тона и фактура объекта не воспроизводятся.

Направленное освещение от одного источника света вызывает чрезмерный контраст изображения. Его можно избежать, применив отражательные подсветки или несколько источников света.

Рассеянное освещение создают солнечный свет сквозь облака или туман, электролампа из молочного стекла или в рефлекторе с матиро­ванной поверхностью, светильник, перед которым установлен рассеи­вающий экран. Такое освещение равномерно и одинаково распределяется по всей поверхности объекта, вследствие чего на нем отсутствуют тени, блики и рефл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...