Образ и жанр в фоторекламе
Образ и слово — фундамент современной рекламы, два ее столпа, ее полнокровный, полноценный язык, на котором она разговариваете адресатами рекламы, потребителями, информируя их, убеждая и побуждая. Успех или неудача рекламы в решающей степени зависит от доходчивости и образности человеческой речи. Сосуществующие рядом и дополняющие друг друга образ и слово воздействуют на чувства и мысли, делают рекламу доходчивой. Говоря об «образе», будем иметь в виду прежде всего зрительный образ (рисунок, живописное полотно, фотографию, символический знак-эмблему, этикетку и т.п.). Что касается других чувственных образов (звук, запах), то они играют в рекламе ту же функциональную роль, что и внешний вид (видение), хотя их место и роль в сумме чувственных восприятий менее значительны. Термин «фотореклама» пока имеет прикладное значение и используется скорее как синонимическое обозначение использования фотографии в рекламной практике. Качественная рекламная фотография обладает зримой образной поэтикой — единственной и неповторимой фотокомпозицией, которая позволяет создавать новые необычные формы, сложную композицию и стилевой ритм визуальной информации. Фотореклама заключает в себе много тонких психологических аспектов, которые должны учитываться при ее создании и планировании. Важно все - определение места и масштаба использования рекламы, влияние цвета, выразительность композиции снимка Здесь на помощь должно прийти знание психологии зрительного восприятия.' Каковы же особенности восприятия изображения? Исследователи определили, что женщины рассматривают изображения иначе, чем мужчины, что те и другие фиксируют внимание на разных элементах изображения. Весьма специфичным оказывается видение представителей разных народов. Это доказывают опыты с «бинокулярным соревнованием», когда из двух возможных изображений испытуемый воспринимает одно как более знакомое, привычное (например, американцы видят бейсбол там, где мексиканцы — корриду). Имеет значение и возраст. Старея, человек начинает реагировать лишь на наиболее значимые сигналы, утрачивается острота видения в длинно- и коротковолновых частях спектра: пожилые люди, например, обычно отдают предпочтение фиолетовой гамме цветов.
Однако, несмотря на значительные индивидуально-типологические различия в восприятии изображений, все же есть общее. Психологами установлено, что восприятие происходит последовательно и носит поэлементный характер. Поэлементность «прочтения» особенно четко проявляется там, где изображение соседствует с текстом и поэтому не может быть воспринято сразу и одновременно. Важно знать, как происходит восприятие зрительного образа. Сознательное восприятие характеризуется постоянным смещением внимания на другие объекты. Последовательность, в которой один элемент сменяет другой, относительно свободна, но все же не произвольна. Она зависит, по крайней мере, от трех факторов: читательского навыка, реакции зрителя на присутствие тех или иных элементов в изображении и композиционных особенностей. Так как осознанное восприятие всегда выделяет фигуру из фона, то «вес» элемента — отношение его габарита к размерам фона — является важным композиционным параметром. Фотохудожник может показать фрагмент рекламируемого товара, тем самым, придав ему больший вес, или из нескольких элементов составить фон. Для восприятия рекламного сообщения небезразлично, какое число элементов входит в изображение. Учитывая широкую аудиторию, на которую ориентирована реклама, психологи высказывают мнение: не больше двух-трех. Важным организующим параметром издавна служила симметрия верха и низа, правых и левых частей изображения. Но со временем значение того или иного параметра падает, он «приедается». В современных фоторекламных произведениях асимметричный композиции встречаются наравне с симметричными. Однако эволюция изображения не отменяет, а, напротив, увеличивает значение четкой композиции. Каждый из композиционных параметров должен воздействовать на зрителя. Фотохудожник должен придумать картину, которая как можно полнее отражает идею рекламы и несет в себе основную нагрузку в обращении к зрителю, подобно заголовку текста. Особенно перспективен, пожалуй, подход, основанный на выделении отдельных качественных признаков, форм рекламируемого товара и оценке их значимости: цвета, симметричности, контрастности, формата, пропорции (рис. 13.7).
Рекламный снимок предоставляет фотографу широкую возможность выразить себя, проявить творческую индивидуальность в интерпретации заданной темы, но в рамках требований, предъявляемых ему со стороны художника-оформителя, а это гораздо сложнее, чем располагать свободой выбора темы. В рекламе используются снимки различных жанров: пейзаж, интерьер, портрет, натюрморт, репортаж, макро-съемка и т.п. В одном случае сюжет служит фоном для показа рекламируемых изделий (например, автомобиль на фоне пейзажа), в другом случае объекты рекламы могут быть частью композиции (мебель в интерьере), в третьем — рекламируемые изделия составляют самостоятельный жанр (натюрморт как убранство стола, натюрморт из продуктов питания). Лицо человека крупным планом используют, когда рекламируют прически, головные уборы, украшения для головы, косметические средства; портреты в рост, поколенные и по пояс при показе моделей одежды. В рекламе эксплуатируют не столько выразительность лица, сколько его привлекательность. При этом изобразительный акцент устремлен не на лицо, а на рекламируемый товар (одежду, обувь определенного фасона и т.п.). Постановка фигуры, ее освещение подчинены задачам демонстрирования конструктивных особенностей рекламируемой модели, выявления фактуры материала, расцветки ткани.
Работающему в области рекламы фотографу необходимо владеть различными видами съемки — технической, комбинированной, репродукционной, макроскопической. Оригинальность сюжета во многом зависит от композиции монтажа: соразмерности частей, четкого выявления главного элемента, распределения тональных и цветовых акцентов. Задача рекламы состоит в умении заинтересовать покупателя объективными данными изделий. Требование правдивости рекламы товаров ставит фотографа в известные рамки — вещь необходимо показать со стороны лучших качеств, действительно присущих товару. Фотограф, занимающийся рекламными съемками, должен иметь разнообразное техническое оснащение: среднеформатные и крупноформатные фотоаппараты со сменными объективами, осветительное оборудование (с импульсными лампами или лампами накаливания), приспособления для фоторепродукции, макросъемки и т.д. Жанры фотографий. Фотография не поддается классификации. «Все деления, которым ее подвергают, на самом деле являются или эмпирическими (профессионалы, любители), или риторическими (пейзажи, натюрморты, портреты, обнаженная натура), или эстетическими (конкретность, живописность), но так или иначе, они внешние по отношению к самому предмету, не связаны с его сущностью...», — считает известный французский литературный критик-литературовед Ролан Барт, один из виднейших представителей структуралистского направления в гуманитарных науках. Отождествлять фотографию с искусством значит посягать на уникальные свойства фотографии. Она — «эманация прошедшей реальности», «магия», но не искусство. Если уж и можно связать фотографию с каким-то видом искусства, то разве что с театром, генетически связанным с древним культом мертвых. «Часто говорят, что это художники изобрели фотографию (передав ей кадрирование, альбертиевскую перспективу, оптику камеры-обскуры). Я скажу: нет, это сделали химики», — утверждает Барт. Развитие и становление жанров в фотографии шло сходными с Другими видами художественного творчества путями, использовало их традиции. Как и вообще в изобразительном искусстве, жанры в фотографии определяются условно по предмету изображения и включают натюрморт, пейзаж, портрет и жанровую фотографию (бытовые сцены, ситуации), pin-up («приколоть булавкой») и др.
Натюрморт — изображение неодушевленных предметов в единой композиционной группе. Художник, перед тем как написать натюрморт, выявляет форму предмета, его цвет, тонально соотносит предмет с окружающей средой. Зритель должен сопереживать, воспринимая предметы, изображенные на фотографии. Через вещь фотограф передает свое отношение к людям. Натюрморт построен на настроении автора по поводу увиденного. С вещами связываются обычно представления о времени, о событиях. Фотографический натюрморт учит любоваться глубиной, выразительностью мира вещей. Автор ряда книг по фотографии С. Морозов ввел своеобразный термин — «репортажный натюрморт». Пожалуй, он может иметь право на существование, так как современные фотографические натюрморты отличаются от живописных именно тем, что они не специально поставлены для съемки, а появляются чаще всего как признак исключительной наблюдательности фотомастеров и умения запечатлеть на снимке то, что замечено за какое-то короткое мгновение. Натюрморт применяется современными фотомастерами при создании тематических картин (рис. 13.8,13.9). Детали, вещи, представленные в фотографии, помогают глубже понять смысл всего происходящего и зафиксировать на снимке. Окружающая среда, предметы, изображенные на снимке, играют важную драматическую роль, характеризуя не только место действия и обстановку на снимке, но и оказывают влияние на образный строй снимка. Натюрморт относится к постановочным жанрам фотосъемки. Какие бы цели ни преследовал фотограф при составлении натюрморта, он должен всегда стремиться скомпоновать его так, чтобы была ясно выражена основная задача и в то же самое время было достигнуто наиболее удачное композиционное решение натюрморта (рис. 13.9).
Рис. 13.8. Натюрморт «Стекло» Рис. 13.9. Натюрморт «Фототехника» Приступая к компоновке натюрморта, сначала нужно выделить место, где предполагается поместить натюрморт, и организовать для него так называемый задник, который послужит преградой для нашего взгляда, который иначе трудно будет сосредоточить на предметах постановки. Композиция натюрморта решается равновесием его отдельных частей, при этом имеются в виду не только сами предметы, но и изображаемая вместе с ними часть пространства. Для облегчения задачи нужно замкнуть его пространство в рамку, повесив на стену лист бумаги или кусок ткани, которые послужат фоном для предметов. Определив «рамку», расставляют предметы. Один из них (чаще самый крупный) будет главным, обращающим на себя внимание зрителей. Остальные предметы размещают так, чтобы направить внимание зрителя на главный предмет и одновременно уравновесить все части постановки. Только при соблюдении этих условий натюрморт будет восприниматься как неразрывное композиционное целое. Следует иметь в виду, что главный предмет всегда выгоднее ставить дальше переднего плана (это дает взору необходимый простор), передний же план лучше заполнять мелкими предметами, не загораживающими пространство.
Работая над натюрмортом, следует особое внимание уделить передаче фактур на фотоснимке, так как они не только увеличивают сходство изображения с оригиналом, но и во многом усиливают живописные качества снимка. Решающее значение при передаче фактур имеет выбор освещения. При освещении матовых поверхностей с мелкой, едва различимой поверхностной фактурой нужно учитывать свойства диффузного отражения света. Благодаря такому отражению и мельчайшему, не воспринимаемому глазом строению самой фактуры снимаемые предметы нуждаются в особо тонкой световой обработке. В этом случае светом очерчиваются складки, изгибы, грани объемных форм, что обогащает рисунок тональными переходами, уничтожает однообразие тона. Чтобы выявить строение шероховатых поверхностей, нужно их осветить косыми пучками направленного света, как бы скользящего по освещаемым предметам. Такой свет обрисовывает выпуклости и впадины шероховатых поверхностей. При освещении глянцевых фактур нужно учитывать, что на них возникают блики, которые всегда хорошо видны. Здесь также нужен направленный свет, косые световые пучки, так как только они выявляют эту фактуру. Чтобы избежать слишком ярких бликов, свет желательно смягчить, например, перекрыть осветительный предмет марлевой сеткой. Различные предметы натюрморта имеют, как правило, характерные особенности. Удачно подмеченные Фотографом мельчайшие детали, нюансы, световые эффекты на изображенных предметах вызывают точные ассоциации. Натюрморт должны быть изящны и закончены по форме, лаконичны по композиционному рисунку, световым и тональным решениям. Но средствами натюрморта решаются и более сложные, подлинно художественные задачи. Предметные композиции могут стать своеобразными картинами человеческой жизни и многое рассказать о невидимом в кадре человеке. Круг тем фотографического натюрморта неисчерпаем, выразительные средства необычайно разнообразны. Решение практических задач часто приобретает особую конкретность, поскольку на многих снимках не просто показываются те или иные предметы, скомпонованные в изящные группы. Но передается сюжет, обстановка действия, среда и «настроение» сцены, фрагментом которой становится такой натюрморт. В натюрморте фотограф собирает вещь в композицию и снимок строится на пластических связях между ними. Перекличкой предметов подчеркиваются их качества, важные для смысла и образа. Пейзажный снимок сочетает фиксированные объекты и пространство в едином ансамбле, составные части которого взаимоотражаются друг в друге, причем пространственному фактору придается ведущая роль. В натюрморте изображается не мгновение, а время, длящееся над неподвижным миром вещей. Фотограф должен научиться передавать форму предметов и их фактуру — только в этом случае в безжизненной вещи откроется незаметная обычно пластика и красота. Вещное окружение человека на фотографии играет большую роль, усиливая правдивость события, сообщая ему психологическую глубину и точность. В натюрморте важен лаконизм, изящное построение композиции. Следует избегать резкого одностороннего освещения, глубоких теней. Есть немало натюрмортов, построенных на настроении автора по поводу увиденного. С вещами нередко связывают представление о времени, событиях. Натюрморт учит любоваться глубиной, выразительностью мира вещей. Наблюдая за узорами листьев, светящихся на контровом солнечном свете, фотограф может совместить этот яркий элемент композиции с другим природным материалом. Таким образом, получаются «живые» натюрморты, наполненные солнцем и настроением и связанные с миром природы. Сравнение различных похожих, но в то же самое время совершенно разных по времени, изготовлению и принадлежности предметов дает чрезвычайно богатую пищу для творческой фантазии. Изображение какою-то предмета в интерьере, например, картины, может настроить на определенные раздумья, воспоминания, сообщить зрителю определенный импульс для размышлений. Сочетание световых эффектов с творческим замыслом фотографа позволяет открыть подчас скрытую поэзию предметов, показать подтекст необычных очертаний и композиций. Нужно помнить, что далеко не все фотографии можно отнести к строго определенному жанру. Есть ряд фоторабот, которые делаются на стыке различных жанров, а есть и такие, в которых грань, разделяющая жанры, просто стирается, и снимок выглядит в совершенно необычном свете. Съемка архитектуры. Для того чтобы снимать архитектурные объекты для рекламы, потребуется, прежде всего, мягкий свет. Вместе с тем резкое, контрастное освещение иногда помогает благодаря игре света к тени выявить и подчеркнуть особенности некоторых архитектурных ансамблей. Подходящий момент: солнечное утро — самое хорошее время для фотографирования здания, при условии, что его фасад развернут на восток и освещается ровным золотистым светом восходящего светила. Преимущество утреннего солнца заключается в следующем: — свет достаточно ярок и одновременно мягок, что позволяет достоверно передать полутона снимаемого объекта; — освещаются не только стены, но и оконные проемы; — небо, создающее задний план, кажется темно-синим. Если же здание освещается полуденным солнцем сверху, то тени от впадин и выступов образуют большое количество темных пятен. Кроме того, свет в это время чересчур яркий, и отсутствует передача полутонов. Элегантный фасад на таком снимке теряет свои формы, но какая-нибудь модернистская конструкция в этом случае может «заиграть» еще сильнее (рис. 13.10).
Съемка здания малоформатной камерой должна осуществляться с наиболее подходящей дистанции. Здесь неоценимую помощь может оказать объектив с переменным фокусным расстоянием. Следует помнить, что при слишком большом Расстоянии до объекта угол съемки Уменьшается и происходит искажение вертикальных линий. Их небольшое «падение» вы всегда можете исправить на компьютере(рис.13.11). В этом случае фотоаппарат при съемке нужно держать строго горизонтально. В некоторых камерах в видоискателе можно включать координатную сетку, вертикальные и горизонтальные линии которой позволяют правильно сориентировать камеру. Рис. 13.11 Съемка зданий: а — оригинал; б — трансформация перспективы.
Если солнечные блики мешают фотографировать происходящее за стеклами витрины, необходимо применить поляризующий фильтр. В принципе, того же эффекта можно достичь и на компьютере. Если фасад сориентирован не совсем удачно для утренней съемки, то неплохой альтернативой может стать съемка в лучах заходящего солнца. Лучшим временем года для подобных этюдов является зима: в это время воздух прозрачен и отсутствует листва на деревьях. Занимайте позицию для съемки, устанавливайте камеру на штатив и готовьтесь снимать во второй половине дня. Подождите, пока в здании не начнут зажигать свет, а небо не приобретет замечательный темно-синий оттенок. Не поддавайтесь обману зрения: в сумерках при низком освещении зрачок глаза расширяется и кажется, что вокруг светлее, чем на самом деле. Вот почему лучше начать съемку пораньше, отключив автоматику, экспериментируя с выдержкой, добиваясь получения сочных, насыщенных цветов. Устранить «падение» вертикальных линий объекта при съемке цифровым фотоаппаратом позволит последующая обработка полученного снимка на компьютере. Фотограммы — своеобразная художественная ветвь фотоискусства, обладающая большими художественными возможностями. Фотограмма — одно из самых растраченных направлений в новом недавно народившемся жанре фотоискусства — фотофантастике, которая включает в себя и множество других способов трансформации реального мира: соляризацию, изогелию (рис. 13.12), так называемое сетчатое изображение, комбинированную печать с двух и более негативов и пр. Фотограмма привлекает тем, что она образуется после непосредственного, живого прикосновения предметов со светочувствительным слоем. При этом точно фиксируются падающие на предмет тени, и характер теневого рисунка определяет художественные возможности снимка, фотограмма на основе теней имеет свои художественные возможности. Тень делает предметы четкими, ясными, резко очерченными. Полутона от бокового освещения, световые переходы, образующиеся при наложении на фотобумагу прозрачных различных предметов создают таинственность и загадочность изображения. Рис. 13.12. Изогелия
Большие возможности таит в себе многократное экспонирование с передвижением предметов. Развивая в себе способность, удивляться совершенству мира или его противоречиям, фотограф создает гармонию. Найти в соломинках, песчинках, крупинках предметов, осколках камней живой образ, поразительно напоминающий то, что задумано автором, - едва ли не самая важная задача фотофантаста. Не случайно, поэтому среди специалистов по рекламе особенно распространена тема космоса, прошлого и будущего. Условный таинственный мир фотофантастики немыслим и без такого способа получения изображения, как фотографика. Свободный и условный графический язык фотографики позволяет передавать впечатление от предметов при минимальной предметности самого изображения. В особой условности каждого графического приема проявляется творческий почерк автора. Суровость и величие графических пейзажей создается за счет изменения светлых тонов на темные, и наоборот. Мир графических изображений по-своему метафоричен, хотя и глубочайшим образом связан с закономерностями зрительного восприятия. Язык графики лаконичен, и зачастую графичное фотоизображение может вызвать большое впечатление у зрителя, чем тот же объект, снятый в иной манере. Графическая фотография находит свое место в современности легко и просто. Самое ценное в фотографической графике — ее способность ловить поистине неуловимые мгновения жизни, закрепляя их в быстрых и очень характерных чертах, ее умение показать целое через изображение части, ее экспрессию и способность изобразительно выражать существо идеи. Сетчатое изображение, основанное на образовании новой структуры, покрывающей негатив, если его промыть сначала в теплой, а затем в холодной воде, создает эффект заснеженного окна. Этот прием вводит зрителя в мир авторских ассоциаций, легких намеков на реальность, глубоких раздумий и переживаний. Сетчатое изображение может сочетаться с техникой фотограммы, если на фотобумагу дается дополнительная экспозиция пленки с сетчатым изображением. Так, на фотоплоскости могут пересекаться черты, имевшие место в реальной жизни, и вымысел автора. Нередко фотограф может прибегать и к соляризации — явлению обращения фотографического изображения (превращения негативного изображения в позитивное), возникающему при обработке передержанного негатива. Соляризация может способствовать отстранению изображения и переводу его в плоскость символа, знака, который связывает замысел автора с реальностью. Для получения снимка методом соляризации переэкспонированный негатив печатают обычным способом, затем проявленный, но незафиксированный снимок подвергают действию небольшой дозы света и проявляют вторично, после чего на нем появляется обращенное изображение. Затем снимок фиксируют и промывают обычным способом. Начинать в фотофантастике лучше всего с фотограммы, которая приучает к культуре мышления, созданию сочетаний из простейших предметов, которые образуют грани образного решения снимка, фотофантастика может вмещать в себя не только изображение отвлеченных предметов. Это также и изображение чудовищных животных, как их представляет автор снимка, это намек на человека, своеобразный фотогротеск, фотометафора. Способами комбинированного изображения могут решаться темы отношения к природе и человеку через концентрацию внимания на самых интересных сторонах жизни. Особенно ценным на выставках является фотоплакат, который образными средствами фотограммы и комбинированной печати отражает насущные животрепещущие проблемы доступным и понятным языком простых сравнений и образных композиций (рис. 13.13, 13.14).
Рис. 13.13. Фотограмма «Портрет» Рис. 13.14. Фотоплакат «Велогонка»
Таким образом, выбор жанра фотографии или сочетания диктуется характером темы рекламируемого продукта. Портретная фотография наиболее активно используется в рекламе для своеобразного «оживления» рекламного образа, «пропитывания» его человеческим духом, атмосферой происходящего действия, в которое включен рекламируемый объект. Содержание визуальной информации, заключенной в портрете, преображается с помощью соединения в различные монтажные полижанровые образования. Наряду с портретом в рекламе применяют образы жанровых, репортажных и других ситуативных снимков, которые насыщают образодействие рекламного кадра развернутым смыслом и активизируют восприятие покупателя. Динамика действия, развитие образа в рекламных композициях усиливается за счет включения конкретных людей, событий, действий, иллюстрирующих социальную включенность рекламируемого явления. Получение рекламным агентством заказа предшествует реализации идеи будущих снимков и их сочетаний. Рекламист-заказчик выдумывает идею, художник делает наброски, эскизы будущих снимков монтажей серий, циклов, проекта фоторекламы в целом. Рекламный фотопроект включает в себя концепцию фотографирования. От простой фотоимитации фотохудожник-рекламист переходит к импровизациям на пленере, соединению пейзажа с натюрмортом, портретом, ситуациями в реальной обстановке. Нужно помнить главное: задача у фоторекламы — не информировать, а завлечь, заинтересовать покупателя. Фотореклама, демонстрируя товар, прежде всего, демонстрирует самое себя, свои возможности, свой блеск. Рекламный фотограф обязан сочетать в себе яркую фантазию художника, виртуозность художника-«технаря», обладающего способностью генерировать идеи, не реализованные ранее. Виденные в воображении картинки должны начать преобразовываться в рекламно-монтажные образы.
Фотографический процесс Свет состоит из быстроменяющихся электрических и магнитных полей в виде фотонов. Фотон обладает энергией, пропорциональной частоте света. Чтобы зарегистрировать изображение, энергия фотона должна быть затрачена на создание каким-либо способом изменений в фотодетекторе. Для регистрации оптических изображений используются фотохимические или фотоэлектрические системы. В фотохимическом процессе энергия поглощенного фотона приводит к такому изменению химической структуры вещества, что информация об изображении хранится в измененном расположении атомов материала. В фотоэлектрическом процессе фотон взаимодействует со средой так, что освобождается электрон, и информация об изображении хранится в освобожденных электронах. В большинстве фотохимических и фотоэлектрических процессов фотоны сначала взаимодействуют с электронами, вызывая их перераспределение; главное различие этих процессов — в способе хранения информации. Фотографический процесс — это фотохимический процесс. Классический фотографический процесс может быть разделен на три стадии: • экспонирование, • проявление, • фиксирование. Экспозиция — это взаимодействие фотона с веществом, сопровождающееся формированием изображения. Проявление — процесс, в котором изображение становится видимым. Фиксирование — процесс, в котором изображение становится устойчивым. В процессе про явления происходит значительное усиление зарегистрированной информации. Бумажная основа фотографического материала для печати может покрываться лаком для уменьшения поглощения воды (или химических реактивов) волокнами бумаги. Лицевая сторона бумаги часто покрывается интенсивно-белым соединением (сульфатом бария), улучшающим отражательную способность бумаги. Эмульсия, которая наносится в виде многослойного покрытия, образует следующий слой, который вместе с защитным слоем желатины составляет верхнее покрытие фотобумаги. Обычно фотографируемый объект освещается несколькими источниками света (редко одним), которые могут давать как равномерное, так и неравномерное освещение. Сами объекты отражают свет по-разному: некоторые способны отражать много света (например, белые поверхности — бумага, снег), в то время как другие практически не отражают свет (например, черный бархат, сажа). Не всегда отраженный от предмета свет будет обладать таким же цветом, что и падающий. Однако, предполагая, что фотопленка является панхроматической, т.е. чувствительной к общему ^количеству отраженного предметом света, этот эффект можно не учитывать. Почернение проявленной фотопленки будет тем значительнее, чем больше света попадает на нее. Изображение, регистрируемое фотопленкой, характеризуется некоторым распределением серых тонов, которое затем воспроизводится на фотобумаге, причем самые светлые участки негатива приводят к образованию самых темных тонов на отпечатке (позитиве). Количество света, отраженного данным участком объекта, называется яркостью. В фотографии яркость измеряется в канделах на квадратный метр. Приборы, измеряющие отраженный свет, в том числе и фотоэкспонометры, измеряют яркость или какую-либо другую величину, пропорциональную ей. Контраст объекта представляет собой отношение яркостей самой светлой и самой темной его частей и иногда называется просто отношением света и тени. Фотографы часто используют понятие «тон» для описания не только градации серого цвета на фотопленке или фотобумаге, но также яркостей участков объекта. Открытый пейзаж в яркий солнечный день, как правило, получает непосредственно от солнца 90% света, а в средний солнечный день - около 80%. Оставшееся количество - это солнечный свет, отраженный от окружающих объектов и облаков, а также рассеянный частицами пыли, находящимися в воздухе. Максимальное отношение яркостей вне помещения в солнечный день достигает 1000/1. Если не учитывать световые блики (т.е. свет, отраженный от стекла или блестяще го металла) и совершенно черный тон (например, открытый дверной проем в темную комнату), то контраст будет около 160/1. Для сравнения отношение яркостей на пляже в пасмурный день составляет 10/1. Контраст между самым светлым и самым темным тоном на глянце Фотоаппарат и фотопленка изменяют контраст изображения объекта в процессе фотографирования. Через неэкспонированную, а затем проявленную пленку проходит приблизительно в 103 раза больше света по сравнению с засвеченной и затем проявленной пленкой. Экспозиция — Н равна произведению освещенности Е (люкс) на время экспозиции t (сек): H = Et.
С точки зрения закона взаимозаместимости, который выражает данная формула, представляет интерес усредненная экспозиция пленки. Особую роль играет освещенность Е пленки в ее различных точках в зависимости от освещенности объекта. В фотографии освещенность обычно измеряется в люксах (лк), время — в секундах и экспозиция — в единицах лк/с. Время экспозиции для любых участков снимка будет одинаковым. Освещенность, однако, различна для разных участков объекта: затененные участки характеризуются низкой освещенностью, светлые — высокой освещенностью. Этот разброс освещенности и является причиной существования соответствующего диапазона экспозиций на фотопленке Н. Для получения хороших результатов необходимо решить следующие вопросы: • какой фотоматериал выбрать для работы; • как экспонировать фотоматериал; • время проявления; • какой применить проявитель; • какую выбрать температуру проявки? Фотоматериал характеризуется несколькими параметрами: • контрастность; • светочувствительность; • частотно-контрастная характеристика; • разрешающая способность. Резкость может быть как требуемой, так и нежелательной характеристикой снимка. Иногда интенсивное «смазывание» изображения используется для передачи эффекта движения. Снимок не может быть более резким, чем сам объект, который на нем представлен. Относительное движение фотоаппарата и предмета уменьшает резкость. Самые резкие снимки получаются при условии неподвижности объекта и четкой фиксации фотоаппарата. Вследствие низкой контрастности объекта или мягкого освещения снимок может выглядеть менее резким. Если предмет «не в фокусе», то его изображение не будет резким. Даже сфокусированный объект может быть нерезким, если объектив подвержен значительной аберрации. Резкое изображение, полученное на фотопленке, может дать резкий негатив, если пленка - обладает значительными разрешением, необходимым для воспроизведения мелких деталей изображения. Характеристики фотопленки зависят от способа ее обработки. Контрастность пленки и ее разрешающая способность могут заметно меняться в зависимости от способа проявления. Насколько резким кажется полученный отпечаток, зависит от степени его увеличения и условий, при которых он рассматривается. Если снимок рассматривать издали при плохом освещении, то он может казаться резким, несмотря на имеющуюся нерезкость. С другой стороны, снимок не будет казаться резким при большом увеличении и если он рассматривается слишком близко с точки наилучшего наблюдения при ярком освещении.
Вопросы для самопроверки 1. Почему при обычной фотопечати предпочтение отдают глянцевой фотобумаге, а не матовой? 2. Какие факты из истории фотографии вам известны. 3. Назовите дату «рождения» фотографии. 4. С творчеством каких фотографов вы знакомы? 5. Какие стадии развития прошла фотография? 6. В чем заключается диалектическое единство образа и слова в рекламе? 7. Назовите основные жанры фоторекламы. 8. В чем цель фотографии в рекламе? 9. Что такое фотореклама? 10. Какие специальные методы фотосъемки вам известны? 11. Каковы особенности портретной съемки? 12. Что такое композиция фотоснимка?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|