Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние и предельные издержки, их динамика и взаимосвязь.
В зависимости от того, как влияет объем производства на величину издержек в краткосрочном периоде, различают постоянные и переменные издержки. Постоянные издержки - это такие издержки, величина которых не изменяется с изменением объема производства. Эти и издержки связаны с самим существованием предприятия и предприятие их несет даже тогда, когда ничего не производит. К таким издержкам относятся расходы, связанные с эксплуатацией зданий и сооружений, оборудования, оплатой аренды, уплатой страховых взносов, содержанием охраны, минимального количества административно-управленческого персонала. Сумма постоянных и переменных издержек составляет общие издержки производства. Средние издержки, или издержки на единицу продукции, определяются делением общих издержек на количество единиц произведенной продукции. Выделяют также средние постоянные и средние переменные издержки, которые определяются путем деления соответствующих издержек на объем производства. В экономическом анализе наряду с рассмотренными издержками используются и так называемые предельные издержки. Предельные издержки - это дополнительные или добавочные издержки, связанные с производством одной дополнительной единицы продукции. Эти добавочные издержки представлены исключительно переменными издержками, поскольку величина постоянных издержек не изменяется в краткосрочном периоде. Предельные издержки показывают, во что обойдется предпринимателю увеличение объема выпуска продукции на одну единицу или какую сумму он может «сэкономить» в случае сокращения объема производства на одну единицу. Поэтому все решения относительно объема производства обычно основываются на величине предельных издержек.
Переменные издержки - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объема производства. Это затраты на приобретение сырья, топлива, энергии, оплату труда рабочих. С увеличением объема производства увеличиваются затраты на эти цели и, соответственно, увеличиваются переменные издержки.
23. Инвестиции: понятие, классификация, формы и источники расширенного воспроизводства основных фондов. Статистический и динамический методы оценки экон эффективности инвестиций.
Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. По объекту инвестирования выделяют: -Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах): -в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции. -Капитальный ремонт основных фондов. -Вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау, человеческий капитал (воспитание, образование, наука) и т. д. Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы): - ценные бумаги, в том числе через ПИФы; - предоставленные кредиты; - лизинг (для лизингодателя) Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены): -валюты; -драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов); -ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т.п.) По основным целям инвестирования: -Прямые инвестиции; -Портфельные инвестиции; -Реальные инвестиции; -Нефинансовые инвестиции; -Интеллектуальные инвестиции (связаны c обучением специалистов, проведением курсов и многим другим.) По срокам вложения: -краткосрочные (до одного года); -среднесрочные (1-3 года); -долгосрочные (свыше 3-5 лет)
По форме собственности на инвестиционные ресурсы: -частные; -государственные; -иностранные; -смешанные Формой расширенного воспроизводства основных фондов явл техн перевооруж, реконструкц или расшир действующих предпр-ий, приобретение нового оборуд или строит-ство новых производственных объектов. Одной из форм расширенного воспроизводства основных фондов является модернизация оборудования, под которой понимается его обновление с целью полного или частичного устранения морального износа и повышения технико-экономических показателей до уровня аналогичного оборудования более совершенных конструкций. К источникам собственных средств фирм для финансирования воспроизводства основных фондов относятся: -амортизация; -износ нематериальных активов; -прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы. К заемным источникам относ: -кредиты банков; -заемные средства других фирм; -долевое участие в строительстве; -финансиров из бюджета; -финансиров из внебюджетных фондов. Простые (статические) методы (или "экспресс-методы") позволяют достаточно быстро и на основании простых расчетов произвести оценку экономической эффективности. В основе простых методов оценки экономической эффективности инвестиций лежит идея о том, что предприятие может оплачивать инвестиции из своей чистой прибыли и из амортизационных отчислений. Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия, которое само решает, как с этой прибылью поступить; амортизационные отчисления по своей сути предназначены для инвестиций. В простых методах на основании таблицы движения денежных средств и отчета о прибылях и убытках оцениваются простая норма прибыли (ПНП) проекта, его простой срок окупаемости (ПСО) и точка безубыточности (ТБ). Основные формулы расчета: пнп=чп /оии, где ПНП - простая норма прибыли проекта; ЧП - чистая прибыль предприятия; ОИИ - общие инвестиционные издержки. ПСО = ОИИ / (ЧП + АО), где ПСО - простой срок окупаемости проекта; АО - амортизационные отчисления. ТБ = (СС-УПЗ) / (ВР-УПЗ), где ТБ - точка безубыточности проекта; СС - себестоимость продукции; УПЗ - условно-переменные затраты; ВР - выручка от реализации.
Чистая приведенная (дисконтированная) стоимость - разница между приведенным (дисконтированным) денежным доходом от инвестиционного проекта и единовременными затратами на инвестиции. Для использов метода чистой приведенной стоимости необходимо располагать след информацией:• о затратах на реализацию инвестиционного проекта;• о будущей сумме возможных доходов от реализации инвестиционного проекта; • об ожидаемом экономически целесообразном сроке использования инвестиционного проекта; • о требуемой норме прибыли (дисконтной ставке), по которой рассчитывается чистая приведенная стоимость. Метод чистой текущей стоимости (NРV) состоит в следующем. 1. Определяется текущая стоимость затрат (/о), т.е. решается вопрос, сколько инвестиций нужно зарезервировать для проекта. 2. Рассчитывается текущая стоимость будущих денежных поступлений от проекта, для чего доходы за каждый год СР (кеш-флоу) приводятся к текущей дате.3. Текущая стоимость инвестиционных затрат (Iо) сравнивается с текущей стоимостью доходов (РV). Разность между ними составляет чистую текущую стоимость доходов (NРV). Чистая приведенная определена по формуле: NV=суммаДт-Изт/(1+r) в степени т где NV— чистая стоимость денежных средств за весь срок использования оборудования, руб.; Д, — денежный поток в год t, руб.; К — инвестиционные издержки на приобретение оборудования, руб 24. Инновации: понятие, классификация и жизненный цикл инноваций. Экономическая оценка ин.деятельности организации. Научно-технологический потенциал организации: понятие, показатели и методы их расчета. Инновации - это создаваемые и осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера. Классификация: 1.по степени новизны: -мировой новизны, не имеющих аналогов; локальной новизны-В масштабах страны, отрасли, предприятия, не применявшиеся ранее в данной стране, отрасли, на предприятии. 2.по объекту применения: -продуктовые(ориентированы на производство и использование новых продуктов или услуг, новых материалов и т.д.); -технологические(означают создание и применение новых технологий в различных отраслях производства и областях человеческой деятельности);-процессные(инновации ориентированы на создание и функционирование новых организационных структур)-комплексные(сочетание различных инноваций).
3.по степени значимости:- пионерные или базисные инновации; принципиально новые инновации; улучшающие инновации; простые или кодификационные инновации. 4.по масштабам распостранения:-транснациональные;-межотраслевые;-региональные;-отраслевые;-в рамках п/п. 5.по причинам возникновения: стратегические; -адаптивные; 6.по эффективности реализации:-экономическую;-социальную;-экологическую;-интегральную эффективность. Структура инновационного цикла: фундаментальные исследования; прикладные исследования; маркетинговые исследования; разработка(технические, технологические); проектирование; освоение; промышленное производство; реализация. 4 стации инновационного цикла: исследование, разработка, производство, реализация. Инновационная деятельность - вид деятельность, связанный с трансформацией идей в технологически новые производства или усовершенствованные продукты или услуги с целью внедрения их на рынок, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства услуг, использованные в практической деятельности. ИД предприятия выступает как способ удовлетворения взаимосвязанных экономических интересов производства и покупателя, который осуществляется путём использования и коммерциализации результатов научных исследований и разработок для качественного и непрерывного обновления технической и технологической базы производства, организации труда, производства и управления с целью освоения и выпуска новой конкурентоспособной продукции, получившей признание на внутреннем и мировых рынках товаров. ИД включает: 1- получение новых знаний (открытие новых закономерностей, явлений и свойств материального мира, изобретений, научные и технические рекомендации); 2 – использование научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения новой продукции, технических средств, технологий, материалов, новых методов организации и управления производством. 3- коммерческая реализация новых продуктов, которая удовлетворяет потребности рынка в новшествах и обеспечивает экономический доход, социальный, экономический или новый эффект. Главными источниками доходов предприятий являются не только реализация новой научно-технической продукции, но прежде всего – широкая продажа права использования производственных объектов интеллектуальной собственности.
ИД позволяет повышать КС продукции и за счёт неценовых факторов, т.к. новые изделия с улучшенными технико-экономическими параметрами привлекают потребителей. ИД позволяет реализовывать стратегию развития предприятия, обеспечивать получение запланированной прибыль. Научно- технологический потенциал- совокупность имеющихся материально-технических, кадровых, информационных ресурсов, обеспечивающих разработку и освоение в производстве технических средств, новой продукции, новых форм и методов организации производства и труда направленных на повышение эффективности работы предприятия. Показатели: -Затраты на исследования и разработки в %, -Численность персонала; -коэффициент изобретательской активности; -Доля наукоёмкой продукции в общем объёме промышленного производства; -Доля новой промышленной. продукции в общем объёме продаж; -Число созданных передовых, произв. технологий; -Доля готовой продукции в структуре экспорта; -Среднегодовой объём выручки от продаж лицензий; -Уровень производительности труда; -Уровень механизации, автоматизации, компьютеризации производства.; -Социально-экономический эффект. Количественные и качественные показатели научно-технического потенциала организации: • материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и проч.; • кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР; • научно-теоретические, характеризующие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии; • информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации; • организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками; • инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.; • рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок и проч.; • экономические, характеризующие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|