Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономические последствия инфляции.




Инфляция-сложное многофакторное явление, характеризующееся нарушением воспроизводственного процесса и присущее экономике, использующей бумажно-денежное обращение, проявляющееся в повышении общего уровня цен, относительном удорожании золота и иностранной валюты. Причины инфляции: превышение гос расходов над доходами; несовершенство конкуренции, монополизация рынков, создающая возможность для производителей сокращать предложение и повышать цены; денежная политики центального банка, ведущая к увеличению денежной массы в стране и появлению избыточной, необеспеченной товарами массы денег; неверные действия правительства в сфере налогооблажения, сдерживвающие инвестиционные процессы в экономике и тормозящие рост производства и продаж; милитаризация экономики, вызывающая увеличение бюджетных расходов, поглащение материальных и интеллектуальных ресурсов, рост платежеспособного спроса со стороны занятых в военно-промышленном комплексе; внешнеэкономические факторы:отрицательное сальдо платежного и внешнеторгового балансов, неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках. Для количественной оценки инфлякционных процессов используют индексы цен. Уровень инфляции определяют путем сравнения индекса цен текущего периода с инексом цен некоторого базового периода.

Есть инфляция спроса-поражается избыточным совокупным спросом, за которым не успевает производство. Инфляция предложения тогда, когда повышение цен вызывается не ростом спроса, а сокращение предложения в связи с повышением средних издержек на единицу продукции. По степени синхронности инфляционных процессов, делится на сбалансированную и несбалансированную. При сбаласированной происходит одновременный рост цен на различные группы товаров, а при несбалансированной-неравномерный, скачкообразный рост цен на отдельные товарные группы. От степени предвидения выделяют ожидаемую (предстказывается, прогназируется правительством и предвидеться населением) и неожидаемую (возникает неожиданно, стихийно и характеризуется внезапным скачком цен) инфляции. Рост цен обычно ассоциируется с высокой занятостью. Умеренная инфляция ведет к временному оживлению экономики. Умеренная,ползучая инфляция, нарастая, грозит превратиться в гиперинфляцию. (расширяется не производственная, а спекулятивная деятельность)Гиперинфляция приводит к обесцениванию национальной валюты. Непредвиденная инфляция произвольно перераспределяет доходы в ущерб получателям фиксированного дохода, кедиторам и владельцам сбережений.. Реальная з/п постоянно отстает от инфляционного роста цен на товары и услуги. Усиливается социальная напряженность в обществе.

 

26. Калькулирование себестоимости продукции: сущность, виды, калькуляционные статьи затрат в промышленности. Факторы и пути снижения себестоимости продукции на отечественных предприятиях.

Калькулирование- система расчетов,с помощью кот определ себ-ть единицы прод-ции или выполненых работ. Различают: нормативную,проектно-плановую,отчетную.

Нормативная рассчитывается исходя из технологич норм и нормативов использования средств произ-ва и раб времени

Проектно-плановая -разрабатывается на опред временный отрезок исходя из прогрессивных норм и нормативов расхода материальных, трудовых и др видов рес-в

Отчетная -составляется по данным бухг учеьа произ-ных затрат и помимо целей сравнения с плановыми данными,явл важным инструментом фин контроля над рациональным использованием в произ-ве различных видов ресурсов.

Предприяте самостоятельно определяет перечень калькуляционных статей в соотв. с отраслевыми инструкциями по планированию.Основ требованием явл прямые затраты,кот непосредственно связаны с произв-ом продукции.Они могут быть включены в себ-ть отд видов прод-и на основании установленных норм.Косвееные затраты связаны с работой цехов и пред-ий в целом,а поэтому они одновременно относятся ко всем видам выпускаемой прод-ии.

Экономическое значение снижения себестоимости заключается в том, что оно:

явл. важнейшим источником роста прибыли, увеличения средств, направленных на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции;

обеспечивает возможность уменьшения цен на изделие, увеличить общую массу прибыли за счёт роста объема продаж; уменьшает потребность в обор средствах, что позволяет увеличить расходы на другие нужды предпр.

Источниками снижения себестоимости продукции явл. резервы, формирующие положительный результат за счёт экономии (снижения) затрат пр-ва.

Источниками снижения себестоимости выступают внутрипроизводственные и внепроизводственные факторы.

1 К внутрипроизводственным факторам снижения себестоимости относятся: -повышения технич и технологич уровня пр-ва; -улучшение организации пр-ва и труда; -изменение объема и структуры прод; -ввод и освоение новых предпр; -улучшение использования природных ресурсов.

2 Наибольшее влияние на снижение себестоимости оказывают технические и технологические факторы: -механизация и автоматизация пр-ва; -модернизация техники; -изменение конструкций и технических характеристик изделий; -повышение качества выпускаемой прод; -внедрение новых видов потребляемого сырья, материалов, топлива, энергии.

Факторами снижения себестоимости за счёт изменения объёма и структуры выпускаемой прод явл.: -относительное снижение условно-постоянных затрат; -улучшение использование производственных фондов; -изменение структуры производимой продукции.

3 Внепроизводственные факторы снижения себестоимости обусловлены внешней средой и гос. регулированием экономики: изменение ставок платы за ресурсы, отчислений на социальную защиту населения, ставок налогов и отчислений, включаемых в себестоимость продукции, и т.п.

4 технологические (снижение трудоёмкости прод; сокращение расхода материалов; увеличение выпуска прод и повышение ее качества; уменьшение непроизводительных потерь за счёт использования в производственном процессе новых технологий).

 

 

27. Качество продукции: понятие, функции, социально-экономическое значение его повышения. Система показателей качества продукции методы их определения

Качество — совокупность свойств и характеристик товара или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество продукции определяется как степень с которой совокупность собственных характеристик изделий выполняет требования потребителей к их качеству.

Как экономическая категория качество продукции реализует следующие функции: 1 меру удовлетворения потребностей; 2 важнейшего свойства товара или услуги, без которого невозможно получить признание потребителей; 3 определителя уровня таких показателей деятельности предприятия, как себестоимость, прибыль, рентабельность, цена, конкурентоспособность.

Значение повышения качества продукции для социалано-экономического развития страны и предприятий состоит в следующем:1. Улучшение качества товаров массового потребления обеспечивает более полное удовлетворение потребностей населения, что свидетельствует о прогрессе его жизненного уровня. 2 Повышение качества продукции является фактором экономии живого и овеществленного труда, а значит и роста эффективности производства. Улучшение качества продукции равносильно увеличению ее количества без ввода дополнительных производственных мощностей и привлечения дополнительных инвестиций. З. Рост экологических параметров продукции ведет к улучшению экологической обстановки.4. Повышение качества продукции расширяет экспортные возможности предприятий и страны. Качество продукции зависит от многих факторов, важнейшее место среди которых занимает научно-технический прогресс, инновационная и инвестиционная активность предприятий, организация производства, труда и управления, мотивация и стимулирование труда, профессиональный и квалификационный уровень персонала и другие. Многообразие факторов повышения качества продукции обусловливает систему показателей качества, необходимость ее оценки и создания на предприятии системы обеспечения качества продукции.

Под показателем качества продукции понимается количественная оценка одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Система показателей качества вклю­чает дифференцированные и обобщающие показатели.

Дифференцированные показатели определяют качество конкретных видов продукции. Они дают количественную и качественную характеристику свойств продукции, входящих в состав ее качества. В зависимости от количества учитываемых признаков дифференцированные показатели делятся на единичные и комплексные.

Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство продукции, комплексные — наиболее существенную совокупность свойств.

Обобщающие показатели определяют уровень качества продукции в целом.

Общепринятой является следующая классификация единичных показателей.

1. Показатели назначения— технико-технологические, которые определяют сферу применения продукции и характеризуют ее приспособленность для использования по назначению (производительность оборудования, мощность средства труда, КПД).

2. Показатели надежности и долговечности.

3. Показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений.

4. Показатели стандартизации и унификации, определяющие степень использования стандартизированных и унифицированных деталей, узлов, а также оригинальных частей в изделии.

5. Эргономические показатели, отражающие удобство и комфорт при эксплуатации изделия.

6. Эстетические показатели, характеризующие художественную выразительность, рациональность форм, целостность композиции, совершенство исполнения агрегатом, соответствие стилю.

7. Показатели патентно-правовой защиты, определяющие степень защищенности патентами основных технических решений изделия.

8. Экологические показатели, характеризующие уровень вредных воздействий на окружающую среду при потреблении или эксплуатации продукции.

9. Показатели транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к транспортировке.

10. Показатели безопасности, отражающие особенности продукции для безопасного пользования и обслуживания.

Комплексный показатель качества отражает несколько или все свойства данного вида продукции. Расчет комплексного показателя производится двумя методами:

■ аналитическим;

■ коэффициентным.

Аналитический метод используется в тех случаях, когда можно установить функциональную зависимость комплексного показателя от единичных.

Когда не удается построить функциональную зависимость, то используется коэффициентный метод, который учитывает значимость единичных показателей.

Рассмотренные показатели характеризуют способность продукции удовлетворять потребности. Однако для оценки не способности, а возможности удовлетворять потребности, необходимо учитывать также и затраты, которые обеспечивают удовлетворение потребностей. Для этого находится относительный комплексный показатель качества, который определяет экономическую эффективность качества.Показатель экономической эффективности качества (Эк) рассчитывается по формуле:

Эк = Эп/Зс+Зп где Эп - суммарный полезный эффект от потребления продукции определенного качества; Зс — затраты на создание продукции, р.; Зп — затраты на потребление продукции, р.

 

28. Классификация предприятий и их организационно-правовых форм.

Классификация предприятий осуществляется по следую­щим признакам.

■ Формам собственности:

■ государственные (в том числе коммунальные);

■ частные (в том числе совместные, смешанные).

2. Принципу отнесения отраслей к сферам производства'.

■ предприятия по производству товаров (промышленные, сельскохозяйственные, строительные и т.д.);

■ предприятия по производству услуг (здравоохранения, образования, науки и культуры и т.д.).

4. Размерам предприятия:

■ малые (до 100 работающих);

■ средние (от 101 до 500 работающих);

■ крупные (более 500 работающих).

5. Принадлежности капитала и его контролю: я национальные;

■ зарубежные (национальные за рубежом).

6. Цели:

■ получение прибыли (коммерческие предприятия);

■ удовлетворение, главным образом, социальных потреб­ностей домашних хозяйств (некоммерческие предприятия).

Цели юридических лиц:

- Получение прибыли

- Удовлетворение потребностей без получения прибыли

Организационно-правовые формы подразделяются на:

Коммерческие предприятия:

1. Хозяйственные товарищества:- полные товарищества;- коммандитные товарищества

2. Хозяйственные общества:

- ОАО,- ЗАО,- ООО,- ОДО,- Дочерние и зависимые общества

3. Производственные кооперативы

4. Унитарные предприятия

Некоммерческие организации:

- потребительские кооперативы;- учреждения для осущест­вления управленческих и социально-культурных функций;- благотворительные и другие фонды; - общественные и религи­озные организации (объединения);- объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...