Компьютерные шрифтовые технологии
В настоящее время шрифты практически не существуют в вещественном виде. Обработка текстовой информации стала областью компьютерных технологий, а в силу этого шрифты сегодня являются программным компонентом и представляют собой файлы кодированной информации, содержащей описания символов и инструкции по их использованию. Символы шрифта в конечном итоге являются изображениями. Одно и то же изображение в различных компьютерных технологиях может быть описано различными способами. Растровый способ описания изображения. В этом способе изображение описывается посредством отдельных однородных (одинаковых между собой) элементов — элементов изображения: пикселей (pixel) или точек (dot) (рис. 16.14), Рис. 16.14. Растровый способ описания символа Размер элементов изображения достаточно мал, поэтому их также можно называть микроэлементами. Совершенно очевидно, что чем меньше размер элементов изображения, тем выше точность его описания. В растровом способе изображение формируется по принципу «точка за точкой», «строка за строкой*. Каждый элемент изображения (пиксел или точка) окрашивается в один из допустимых цветов, среди которых всегда присутствует цвет фона (или основы). Такой принцип используется при воспроизведении изображений на экранах мониторов, в принтерах (матричных, струйных, лазерных), фотовыводных устройствах (фотонаборах, фотовыводах), в рекордерах, в том числе в формных модулях печатных машин (direct imaging), в цифровых печатных машинах. Количество элементов изображения, описанного или воспроизводимого растровым способом, приходящихся на единицу линейного размера, называют разрешением устройства. Разрешение указывают чаше всего в элементах изображения на дюйм.
Например, разрешение экрана 72,96 ppi — pixel per inch — пикселей на дюйм, разрешение лазерного принтера 300, 600, 1200 dpi — dot per inch — точек на дюйм. Векторный способ описания изображения. Векторный способ описания основан на построении изображения из геометрических примитивов: точек, отрезков прямых (протяженностей), векторов, дуг окружностей, парабол и подобных им элементов — сплайнов — кривых, гладко соединяющих серию фиксированных точек (рис. 16.15). Каждый такой элемент (геометрический примитив) хранится в памяти компьютера в виде математической формулы. Изображение «расчленено» и состоит из контуров элементов, а замкнутые контуры могут быть «залиты» (заполнены) тем или иным цветом. Рис. 16.15. Кубические (а) и квадратичные (б) сплайны
Форма сплайна изменяется в зависимости: - от положения конечной контурной точки (2); - от положения тангенциальной точки (3 или 4) при неизменном угле наклона - от положения тангенциальной точки (3 или 4) с изменением угла наклона касательной. Описания, основанные на геометрических примитивах, называют векторными описаниями, а соответствующие им изображения — векторными изображениями. Естественным способом вывода (формирования) векторных изображений является векторный способ. Однако устройств с векторным способом вы вода существует очень мало. Это обусловлено тем, что, во-первых, технически сложно реализовать произвольное (в двух координатах) перемещение записывающего, рисующего, печатающего инструмента, а во-вторых, тем, что создание изображения последовательной прорисовкой геометрических примитивов крайне медленно. К этому классу устройств можно отнести векторные дисплеи, а среди выводных устройств только графопостроители, перьевые, режущие или универсальные (со сменным инструментом) плоттеры (применяются для оформления табличек, вывесок и т.п., например, в наружной рекламе).
Векторно описанные изображения очень легко преобразуются в растровые, но практически невозможно осуществить экспорт изображения из растрового формата в векторный. Большинство технических устройств используют для воспроизведения изображения растровый способ вывода. В связи с этим воспроизведение векторных изображений такими устройствами требует их растеризации (rasterising), т.е. перевода, преобразования в элементы изображения того конкретного устройства воспроизведения, которое и будет использовано для вывода. Например, круг, описанный векторным способом, представляет собой геометрический примитив — окружность, залитую определенным цветом. При растеризации такого векторного объекта происходит процесс подобный тому, когда изображение круга накладывают на прозрачную бумагу с прямоугольной координатной сеткой наподобие хорошо известной миллиметровой бумаги для графики. Для растеризации круга необходимо закрасить цветом заливки, например черным, все маленькие клеточки координатной сетки, центры которых находятся в области круга. Подобный процесс происходит при выводе описанного векторным способом изображения. Воспроизводящими элементами изображения являются точки, высвечиваемые на экране или печатаемые, например, принтером. При использовании грубой сетки (низкое разрешение) растеризованный круг будет состоять из меньшего числа элементов изображения (или точек, в данном примере — клеток) и описан менее точно. Чем меньше размер описывающего элемента (чем выше разрешение), тем из большего числа элементов будет состоять растеризованное изображение и тем точнее — описано. При отображении или выводе на простых устройствах (экранах или принтерах) растеризация осуществляется частью операционной системы, называемой драйверам, совместно с программой, где векторное изображение генерируется. Более сложные устройства с растровым выводом изображения (лазерные принтеры высокого разрешения, фотовыводы, рекордеры и т.п.) осуществляют растеризацию посредством растрового процессора (Raster Image Processor — RIP). Цифровые шрифты. Под цифровыми шрифтами понимают шрифты, изображения знаков которых хранятся в цифровом виде.
Цифровой шрифт сегодня — это файл (или несколько файлов), содержащий описания символов шрифта и инструкции по его использованию — следовательно, цифровой шрифт можно назвать интеллектуальным. По способу описания символов цифровые шрифты можно подразделить на растровые, векторные, контурные и алгоритмические, наиболее распространенными из которых являются растровые и контурные. В растровых шрифтах (bitmap font) каждый символ описан по элементам (точкам, рис. 16.14). Если каждый элемент, окрашенный в определенный цвет, обозначить «1», а цвет фона — «О», то любой изображаемый символ шрифта можно представить в виде прямоугольной таблицы из 0 и 1 — растровой (битовой) карты. В состав шрифта входит столько же растровых карт, сколько содержится символов, т.е. растровый шрифт образуется из совокупности растровых карт символов шрифта данной гарнитуры определенного начертания и размера. Файл растрового шрифта содержит шрифт одного размера (кегля), начертания и гарнитуры. Для подобного шрифта, но другого размера, требуется создавать отдельный файл либо увеличивать уже имеющийся файл включением в него совокупности растровых карт символов нового размера. Также для иного начертания шрифта — следует создать отдельный файл или расширить существующий. В настоящее время растровые шрифты используются практически только как экранные (для оформления рабочего стола, окон, панелей и т.п.). Они наиболее удобны для этих целей (т.е. для отображения на экране) с точки зрения скорости прорисовки и затрат ресурсов компьютера на обработку. В этом случае растровый способ описания символов хорошо согласуется с растровым способом отображения изображений на экране. В операционной системе (ОС) Windows файлы растровых шрифтов располагаются в папке Windows/Fonts\ где они имеют обозначение в виде пиктограммы «красная прописная буква А» и расширение *.fоn. В векторных шрифтах символы представлены описанием в виде совокупности последовательных геометрических примитивов — обычно отрезков прямых, дуг окружностей, заданных своими координатами относительно точки привязки символа.
Эти шрифты являются естественным способом определения начертаний символов в графопостроителях, перьевых и режущих плоттерах. Файлы векторных шрифтов имеют в ОС Windows обозначение в виде пиктограммы «красная прописная буква А» и расширение *.fon. Имеет смысл еще раз уточнить понятие «векторный шрифт». Здесь и далее термином «векторный шрифт» будем обозначать шрифты с векторным описанием символов, предназначенные для устройств с векторным способом вывода изображений. Это необходимо потому, что иногда этим термином обозначают контурные шрифты, в которых символы также описаны с использованием векторного способа описания и которые будут рассмотрены ниже. В отличие от векторных шрифтов термином «контурные шрифты» (outline fonts) будем обозначать шрифты с векторным описанием символов, предназначенные для вывода на устройствах с растровым способом воспроизведения изображений. Существует значительное число форматов контурных шрифтов. Под форматом цифрового (и в частности, контурного) шрифта понимают стандарт (способ) представления цифровой информации, образующей шрифт. Первые контурные шрифты трех различных форматов были разработаны фирмой Adobe. Из них шрифты PostScript Type 1, изначально разрабатываемые для профессиональной издательско-полиграфической деятельности, получили наибольшее распространение. Самыми распространенными контурными шрифтами на сегодня являются шрифты формата TrueType (TT), разработанные фирмой Apple и впоследствии лицензированные фирмой Microsoft, что связано с их использованием в поставляемом ею программном обеспечении. В контурных шрифтах символы описываются как графические образы (см. рис. 16.15), состоящие из сплайнов — линий, плавно соединяющих серию фиксированных контрольных точек и являющихся решением математических уравнений. Масштабирование символов контурных шрифтов, как и у любых векторных объектов, производится с помощью четких математических операций при неизменном качестве описания контуров символов. Контурные шрифты позволяют описывать не только очертания символов, но и помимо уже отмеченной выше простоты масштабирования поддерживать сложные графические эффекты, т.е. могут быть модифицированы. Для контурных шрифтов характерна возможность: — сжимать и растягивать символы в горизонтальном и вертикальном направлениях; — наклонять символы на определенный угол; — изменять насыщенность шрифтов;
— выстраивать символы вдоль произвольной линии; — воспроизводить только контуры; — изменять заливку внутри символа и другие. Таким образом, в отличие от растровых шрифтов, которые описывают символ потомкам (элементам) в соответствии со схемой «элемент изображения присутствует — элемент изображения отсутствует», контурные шрифты описывают символ как графический образ. Такой графический образ символа представляет собой контур, состоящий из совокупности кривых и отрезков, а каждая линия описывается не набором точек, идущих одна за одной, а только координатами начала контура линии (контурные точки) и координатами внеконтурных (тангенциальных точек). Файлы шрифтов TrueType обозначаются в ОС Windows пиктограммой «двойная (серая и синяя) прописная буква Т»), имеют расширение *.ttf и располагаются в папке Windows / Fonts. Шрифты True Type устанавливаются последовательным выполнением операций: Пуск/ Настройка/Панель управления/ Шрифты/Файл/Установить шрифт или С: / Windows/ Fonts/ Файл / Установить шрифт. PostScript Type 1 шрифт, установленный в ОС Windows, содержит два компонента. Файл с расширением *.pfb — собственно файл шрифта, содержит описание начертаний символов. Файл с расширением *.pfm — файл метрики шрифта, содержит таблицы размеров символов (метрику) и таблицы кернинга (индивидуальных межсимвольных пробелов), которые используются для определения точного положения символа на выводе или на экране. Инсталяционный (установочный) комплект шрифтов содержит три файла с расширениями *.pfb, *.afm, *.inf. Установка PS - шрифтов производится в ОС Windows 95, 98, ME с помощью программы Adobe Type Manager (Deluxe) — А ТМ: команда Add (добавить) на вкладке Add fonts (добавить шрифты). Шрифты PostScript устанавливаются, как правило, в отдельную папку PSFonts, а файлы *.рfb и *.pfm обозначаются пиктограммой «красная строчная буква а». В ОС Windows 2000, ХР шрифты PS устанавливаются так же, как и шрифты 7Т(см. выше). При этом использование ATM не является необходимым. Однако наличие в ОС программы ATM следует признать желательным, если требуется оптимизировать управление шрифтами в компьютере, особенно когда их число значительно. Контурные шрифты содержат набор символов, описанных векторным способом. При выводе контурного шрифта требуется преобразовать векторные объекты в растровую карту, т.е. следует решить задачу какие из элементов изображения символа должны быть высвечены на экране, отпечатаны на бумаге или зафиксированы на ином материальном носителе. Как уже отмечалось выше, это связано с тем, что большинство выводящих устройств используют растровый способ описания, т.е. формируют изображение по точкам согласно принципу «элемент изображения присутствует — элемент изображения отсутствует. В этой связи контурно описанный символ и текст в целом, расположенный на странице документа и состоящий из совокупности таких символов, необходимо растеризовать. Этот процесс — растеризация, в общем случае состоит из трех этапов: масштабирование, привязка к сетке и активизация элементов изображения. Совершенно очевидным является то обстоятельство, что чем выше разрешение вы водного устройства, тем точнее будет выполнена растеризация, т.е. тем точнее будет растровое описание контурного символа. Однако разрешение выводных устройств (экранов 72-150 ppi и принтеров 300—1200 dpi) не всегда позволяет получить качественно растеризованный символ. При механическом наложении контура символа на растровую сетку страницы происходит искажение пропорций, нарушение одинаковости общих и графики отдельных элементов символов. Перечисленные проблемы решают методы разметки шрифта. Под разметкой шрифта или хинтингом понимают описание символов, их элементов и шрифта (т.е. набора символов) в целом, призванные снизить заметность графических искажений при воспроизведении символов контурных шрифтов и тем самым улучшить качество растеризации. Хинтинг применяется в случае использования в публикации мелких шрифтов и при отображении (выводе) текстов устройствами с низким разрешением. Разметка реализуется посредством инструкций или хинтов. Инструкцией (хинтом) называется совокупность действий, определяющих надлежащее воспроизведение графических элементов или пропорций символов. С технической точки зрения хинт — это логико-математическая инструкция изменения контура символа при воспроизведении текста на растровом выводном устройстве. С появлением и широким внедрением компьютерных систем набора и верстки для создания и воспроизведения текстовых документов издатели и полиграфисты столкнулись с рядом серьезных «шрифтовых» проблем.
При использовании настольных издательских систем (Desk Top Publishing — DTP), специализированного программного обеспечения и цифровых, в частности контурных, шрифтов для воспроизведения текстовых документов имели место проблемы при переносе публикаций с одного компьютера на другой, возникающие в процессе отношений «издательство — типография». При открытии публикации возникали трудности, связанные с некорректным отображением, переформатированием текстов и печатью. Все это приводило к тому, что «компьютерные» издания можно было полноценно обрабатывать только на одной аппаратной платформе и в абсолютно одинаковой программной среде (версия ОС, номенклатура и версии специализированных программ, шрифтов и т.п.). Когда к исполнению принимались издания или их части, отдельные заказы «со стороны» (что очень часто происходит, например, с рекламой), то исполнители сталкивались с очень серьезными проблемами, а в некоторых случаях — неразрешимыми. Появление значительного числа и общий стремительный рост количества электронных публикаций требовали решения специфических задач. Публикация, передаваемая в Интернет, должна адекватно читаться на любой платформе, любом компьютере и в любой стране мира. Поэтому одним из направлений развития технологий создания публикаций явилась унификация всех программ и средств на всех платформах и для всех языков, в частности унификация шрифтов. В 1996 г. фирмы Adobe и Microsoft начали совместную разработку универсального кросс-платформенного (PC—Mac, Mac—PC) шрифтового формата ОреnТуре (ОТ). Формат основан на стандарте кодирования символов Unicode, обеспечивающем многоязыковую поддержку, и обладает расширенными типографическими возможностями. В качестве структурного базиса для формата были взяты принципы, заложенные в технологии TrueType, таблицы функциональной организации шрифта. Шрифтовой формат имеет одинаковую общую структуру, а для непосредственного графического представления символов могут использоваться TrueType -технологии Microsoft и PostScript-технологии Adobe. Таким образом, шрифты ОреnТуре делятся на два семейства: — формат TrueType с таблицами ОреnТуре (*.ttf или *.ttc); — формат PostScript CFF с таблицами ОреnТуре (*.otf). Файлы шрифтов Open Type обозначаются пиктограммой в виде «черно-зеленой наклонной прописной буквы О» или указанными выше расширениями соответственно *.ttf (*.ttc) или *.otf. Шрифты ОреnТуре *.ttf устанавливаются так же, как и шрифты формата TrueType последовательным выполнением операций: Пуск/ Настройка / Панель управления / Шрифты / Файл / Установить шрифт или С: / Windows / Fonts / Файл /Установить шрифт. Установка шрифтов ОреnТуре воспроизводится в ОС Windows 95, 98, ME с помощью программы Adobe Type Manager Light: команда Add (добавить) на вкладке Addfonts (добавить шрифты). В ОС Windows 2000, ХР шрифты Open-Type *.otf устанавливаются так же, как и шрифты ОреnТуре *.ttf (см. выше), поскольку поддерживаются этими версиями ОС. При этом использование ATM не является необходимым. Для Web-публикаций формат ОреnТуре обеспечивает высокое качество отображения шрифтов на экранах мониторов и технологию внедрения шрифтов в документы, чтобы представлять пользователям документ в том виде, в котором он был изначально оформлен. Кроме того, с учетом особенностей отображения текстовой информации на экране фирмой Microsoft были разработаны специальные экранные шрифты Verdana, Tahoma, Georgia. Для печатных публикаций шрифты формата ОреnТуре *.otf предусматривают расширенные типографические возможности. Некоторые из шрифтов имеют четыре варианта рисунка с выполненной «оптической» корректировкой для набора текстов различными кеглями: для набора дополнительных текстов (caption — 6—8 пт), основного текста (regular, text— 9—13 пт), заголовков (subhead — 14—24 пт), акциденции (display — 25—72 пт). Для русскоязычного пользователя практически значимыми являются следующее: — наличие альтернативных начертаний десятичных цифр: моноширинного, которое целесообразно использовать для табличного набора, и традиционного пропорционального; — наличие контекстуальных альтернаторов (contextual alternates) — стилизованных начертаний символов, графический образ которых определяется положением символа в слове (в начале, середине или конце). Контекстуальные альтернаторы могут быть использованы в акцидентном наборе для получения разного рода графических и смысловых эффектов, однако их использование сдерживается отсутствием соответствующих кириллических версий ОреnТуре - шрифтов. В заключение следует отметить, что формат ОреnТуре, являясь по своей сути скорее эволюционной, чем революционной технологией, практически стал общим стандартом в области контурных шрифтов. Однако в настоящее время наряду с ОГ-шрифтами все еще широко используются шрифты форматов TrueType и PostScript Type1. Вопросы для самопроверки 1. Поясните происхождение термина «информация» и его современное содержание. Сформулируйте задачи и сущность обработки текстовой и изобразительной информации. 2. Опишите текст документа как знаково-графическую композицию и как источник информации. 3. За счет чего достигается смысловая организация текста издания? 4. Какие виды текста содержатся в текстовом документе? Перечислите справочно-вспомогательные элементы и дайте их определения. 5. Что подразумевают под информационным полем? Что является информационным полем издания? 6. Какие композиционные элементы образуют системные ряды по конструктивному признаку? 7. Что такое полоса набора? Приведите примеры видов полос набора, особенности их строения. 8. Какие элементы издания могут находиться на полосе набора? Приведите схему их взаимного расположения. 9. Какие системы измерений используются в типографике? 10. Что понимают под шрифтом? Из каких элементов состоит рисунок символов, составляющих шрифт? 11. Каким образом классифицируют шрифты по рисунку? 12. Приведите классификацию шрифтов по начертанию (постановке, насыщенности, плотности очка), размерам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|