Отраслевое рыночное равновесие
Рыночное равновесие - это такая ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают, т.е. совпадает то количество товара, которое потребители хотят и могут купить, а производители хотят и могут продать. Рьночное равновесие достигается при наличии двух условий: 1)при установлении на рынке равновесной цены, т.е. цены такого уровня, при котором цена спроса и цена предложения совпадают; 2)при достижении равенства того количества товаров, которое согласны продать и того, которое согласны купить по равновесной цене. Рыночное равновесие на любом конкурентном рынке может иметь место лишь относительно некоторого фиксированного времени. Любое отклонение от такого состояния вследствие изменения или спроса, или предложения приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия. Так, если фактическая рыночная цена станет выше равновесной, то возникнет ситуация товарного излишка или избытка предложения. Избыток появляется во всех случаях, когда объем предложения превысит объем спроса. Избыток предложения будет оказывать понижающее воздействие на уровень фактической цены. Объем спроса будет расти, а объем предложения - сокращаться до тех пор, пока они не уравняются. Если цена на рынке ниже равновесной, то возникает ситуация товарного дефицита. Это значит, что объем спроса превысит объем предложения. Как следствие, избыток спроса будет оказывать давление на цену в сторону повышения. По этой причине объем спроса будет сокращаться, а объем предложения расти, и, в конечном итоге, на рынке установится равновесная цена, уравновешивающая спрос и предложение. Так работает механизм саморегулирования рынка, который через реакцию цен на возникающей избыток или дефицит товара изменяет рыночное поведение покупателей и продавцов, вынуждая их то сокращать, то расширять спрос и предложение, приводя рынок в равновесие.
86. Сущность, виды, факторы и показатели дохода предприятия Доход как экономич категория характеризует поступление денеж средств на предпр за проданную прод, выполненную работу, оказанные услуги, а также за имущество, переданное третьим лицам в качестве долгосроч или краткосроч фин вложений. Основная часть дохода - это выручка от реализации прод, работ и услуг, также доходы от управления капиталом. Этот вид дохода проявляется в различных формах. Так, например, Если имущество передано в аренду, то доход выступает в виде арендного платежа. Если временно свободные денежные средства переданы в кредит или положены на банковский депозит, то доходом от этой части активов являются поступления по долгосрочным или краткосрочным финансовым вложениям. Доход предприятия может быть и от внереализационных текущих операций, таких как полученные штрафы или возмещение ущерба. К понятию дохода с точки зрения бух учета относится также выручка от реализ имущества. Однако его специфическая особенность состоит в том что выручка, полученная от продажи основных и оборотных средств, является источником финансирования их простого воспроизводства. Доходы от экономич ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов пр-ва (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов: 1) от природных ресурсов — ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.); 2) от трудовых ресурсов — заработную плату; 3) от капитала — процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала); 4) от предпринимательских способностей — предпринимательский доход; 5) от знаний —доход от интеллектуальной собственности.
Основные виды дохода: доход от реализации проду, работ, услуг; доход от управления капиталом; доход от реализации имущества; доход от внереализационных операций. Доход предприятия (или объем продаж) представляет собой сумму доходов от реализации товара, управления собственностью и поступлений от внереализационных операций. Показатели дохода: Валовый доход – это сумма полученных средств на предпр за проданную прод, оказанные услуги, за пользование активами. В валовом доходе есть использованный прошлый труд, который нуждается в возмещении. Это стоимость использованных сырья и материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, амортизационных отчислений с недвижимости, оплаченных услуг. Валовый доход без стоимости оплаченного прошлого труда представляет собой чистый доход. Чистый доход – это вновь созданная стоимость, которая состоит из трех частей: -средств направленных на оплату труда, -чист приб, -денежных средств выплачиваемых в виде различных налогов. С экономич точки зрения интерес представляет показатель дохода предпр без налогов, так как дает информацию о налоговой нагрузке. С бух и фин точки зрения имеет значение показатель дохода предпр, в который включены доходы от реализации имущества, Систематизация доходов предпр может быть различной в зависимости от целей использования информации. Для планирования эффектив работы предпр и управленческого учета результатов выполнения планов необходимо группировать доходы по экономическому смыслу. Для целей налогового учета нужна информация о доходах по видам налогообложения. 87. Сущность инновационной деятельности организации (предприятия) и связь ее с технологическими укладами. Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок либо иных научных достижений) в технологически новые производства или усовершенствованные продукты (услуги) с целью внедрения их на рынке. Инновационная деятельность предприятия выступает как способ удовлетворения взаимосвязанных экономических интересов производства и покупателя, который осуществляется путём использования и коммерциализации результатов научных исследований и разработок для качественного и непрерывного обновления технической и технологической базы производства, организации труда, производства и управления, с целью освоения и выпуска новой конкурентоспособной продукции, получившей признание на внутреннем и мировых рынках товаров и услуг.
Процесс становления и развития комплексов технически сопряженных производств, обусловленных нововведениями, представляет собой шесть технологических укладов, смена которых способствует созданию производств новых видов продукции, техники и технологии. Первый уклад (1790—1830 гг.) связан с промышленной революцией в Англии, которая породила крупные нововведения в текстильной промышленности. Машина заменила человека при выполнении операций непосредственного воздействия на предмет труда. Увеличение количества одновременно действующих орудий потребовало применения парового двигателя Второй уклад (1830—1890 гг.) связан с модернизацией производства практически всех видов продукции на базе использования парового двигателя. Происходит концентрация производства создание крупных предприятий, развитие тяжелого машиностроения Третий уклад (1890-1940 гг.) базировался на использовании в промышленном производстве электроэнергии, расширен электротехнической промышленности, на новых открытиях в области химии и укреплении химического комплекса. Доминирующее положение занимает двигатель внутреннего сгорания. Четвертый уклад (1940—1980 гг.). Это период массового производства, что определило дальнейшее совершенствование энергетики, средств связи, производства новых синтетических материалов. Пятый уклад (1980-2000 гг.) базировался на достижениях в области микроэлектроники, информатики, биотехнологий, генной инженерии в использовании новых видов источников энергии, в освоении космического пространства, спутниковой и сотовой связи. Развитие коммуникаций характеризуется созданием уникальной всемирной сети для передачи информации - Интернет.
Шестой уклад (конец XX — начало XXI вв.) характеризуется появлением нанотехнологий, нетрадиционной энергетики, развитием базисных информационных технологий, современной транспортной инфраструктуры, обрабатывающей промышленности. Создаются предпосылки для перехода к инновационному типу экономики.
88. Сущность и организация работ по стратегическому планированию на предприятии. Стратегическое планирование является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений при проведении необходимых нововведений и изменений на предприятии с целью достижения желаемого стратегического результата. Процесс стратегического планирования включает четыре основных вида управленческой деятельности: распределение стратегических ресурсов, адаптацию деятельности и управления к изменениям внешней среды, внутреннюю координацию работ и организационное стратегическое предвидение. Сущность стратегического планирования заключается в формулировании основных направлений деятельности предприятия (миссии) и показателей его развития (целей) на планируемый период. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы быть целостными в течение длительного периода и одновременно быть достаточно гибкими, позволяющими при необходимости их совершенствовать. Стратегическое планирование создает важные преимущества: ♦ обеспечивает подготовку к использованию возможных благоприятных условий для успешной деятельности предприятия; ♦ позволяет всесторонне проанализировать возникающие проблемы и угрозы в деятельности предприятия; ♦ улучшает координацию действий в процессе хозяйственной деятельности предприятия по достижению его целей; ♦ создает предпосылки для развития стратегического мышления и предвидения у менеджерского корпуса предприятия; ♦ способствует формированию информационной базы для эффективного управления предприятием при реализации стратегии и достижении целей; ♦ обеспечивает более обоснованное и рациональное распределение ресурсов предприятия и их концентрацию на ключевых направлениях достижения успеха предприятия; ♦ создает условия для улучшения и развития управленческого контроля на предприятии. Основными элементами процесса стратегического планирования являются формулирование миссии и целей предприятия, определение угроз и новых возможностей внешней среды, оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к его конкурентам, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии предприятия, а также разработка общих направлений, обеспечивающих реализацию стратегии.
Общая схема организации разработки стратегического плана предприятия: определение миссии и целей организации: анализ среды: макроокружение; непосредственное окружение; внутренняя среда. Содержание миссии должно отражать: ♦ определение предпринимательской деятельности предприятия; ♦ рабочие принципы предприятия, вытекающие из анализа угроз и возможностей его внешней среды; ♦ ценности и культуру предприятия. Выделяют восемь ключевых зон формулирования целей предприятия: 1. Рыночная позиция предприятия 2. Инновации 3. Производительность 4. Ресурсы 5. Доходность (прибыльность) 6. Управленческие аспекты (качество управления) 7. Персонал предприятия 8. Социальная ответственность
89. Сущность и показатели прибыли, модель ее формирования и распределения. Проблемы и пути повышения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|