Институциональными основами функционирования рынка явл.:
- частная собственность (производственные ресурсы и произведенный продукт явл собственностью частных лиц и частных институтов, а не государства. Это позволяет им по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять ресурсы и реализовывать результаты своей хозяйственной деятельности. Частная собственность является условием свободного предпринимательства и свободного выбора). - свобода предпринимательства и выбора (СП - субъекты хозяйствования вправе приобретать экономические ресурсы, организовывать процесс производства из этих ресурсов по собственному выбору и продавать товары или услуги на рынках по усмотрению самого производителя; СВ – владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовывать эти ресурсы по своему желанию. Работники так же вправе заняться любым видом труда, на который они способны, а потребители, свободны, покупать товары и услуги, которые считают подходящими для удовлетворения всоих потребностей). - конкуренция (экономическое соперничество, борьба между субъектами рынка за наиболее выгодные условия производства, купли-продажи товаров, за увеличение своей доли в производстве и сбыте, за получение наибольшей прибыли (выгоды). Конкуренция выступает в роли принудительной силы, заставляющей производителей повышать эффективность использования ограниченных ресурсов, улучшать качество производимой продукции, разнообразить ассорттимент, расширять производство, увеличивать накопление идр. Типы конкуренции: Совершенная –ситуация, когда ни кто из участников не может повлиять на условия рыночных сделок с выгодой для себя. Рыночная цена в этих условиях – результат взаимодействия спроса и предложения; Несовершенная – ситуация, когда субъекты рынка распологают возможностью в конкретных пределах влиять на условия продажи или покупки с выгодой для себя. Цена явл результатом реализации экономической мощи и господства фирмы или союза нескольких фирм на рынке. Разновидности НК: монополия (существование 1 продавца (производителя) в отрасли. Ее влияние на цены и объемы производства очень значительны и ограничены только объемами спроса.); олигополия (в отрасли более одного, но ограниченное чмсло конкурентов. Такая структура делает олигополистов зависимыми друг от друга в конкурентной стратегии. Результат- стремление к заключению различных сговоров о ценах, ранках сбыта идр., к снижению интенсивности ценовой конкуренции и активизации неценовых методов конкурентной борьбы); монополистическая – в отрасли множество конкурентов, но отраслевой продукт различается, дифференцирован. Эти различия закрепляют каждого производителя в определенной рыночной нише, что превращает его в своеобразного монополиста и позволяет оказывать влияние на уровень цены. Однако это влияние не может быть значительным, т.к. потребители могут переключать спрос на продукты конкурентов.).
- свободное рыночное ценообразование - ограниченное вмешательствогосударства в экономическую жизнедеятельность общества Фиаско – ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ограниченных ресурсов. Проявление фиаско: внешние эффекты, общественные блага, недостаточная конкуренция, неустойчивость и неравное распределение дохода. Исправить крупные дефекты современной рыночной системы призвано государстно. Все функции государства в рыночной экономике можно условно разделить на две группы:
1) функции по созданию условий эффективного функционирования рынка (функция обеспечения правовой базы и создания общих условий экономической деятельности субъектов хозяйствования; функция стимулирования и защиты конкуренции; совершенствование рыночной инфраструктуры); 2) функции по дополнению и корректировке собственно рыночных регуляторов (функции регулирования распределения доходов, регулирования внешних эффектов; производство общественных благ; обеспечение экономической стабильности; стимулирование экономического роста). Основная задача правительства – создать правовую и социальную среду, которая способствовала бы эффективному функционированию рынка. Государство регулирует: - проблемы безопасности продуктов; - создания безопасных условий труда; - уменьшения загрязнения окружающей среды; - увеличения экономических возможностей (соблюдение равных условий найма, исключение дискриминации). Правительство регулирует распределение доходов, например, через установление минимального уровня оплаты труда и с помощью системы налогов и трансфертных платежей. Трансфертные платежи – выплаты правительством или фирмой домашнему хозяйству или фирме денег на безвозмездной основе. Функционирование рынка порождает внешние эффекты. Внешние эффекты – издержки производства продукта, которые несут не производители или потребители продукта, а третья сторона (общество в целом) без всякого возмещения. Наиболее очевидным отрицательным внешним эффектом является загрязнение окружающей среды. Госудорство регулирует внешние эффекты законодательным путем либо введением особых налогов. Государство перераспределяет ресурсы в экономике на производство продуктов (общественные блага). Общественное благо – благо или услуга, к которым неприменим принцип исключения, в силу чего рыночная стстема их не производит. Производство их обеспечивается государством при условии, что они приносят существенные выгоды обществу. К ним относятся: - национальная оборона, - всеобщее образование, - государственное здравоохранение, - национальные парки и др. Активное вмешательство государства в экономические процессы приводит к формированию рыночной экономики смешанного типа, основными чертами явл: -многообразие форм собственности, среди которых главная роль принадлежит частной собственности; -сочетание частного и государственного секторов экономики; - сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования; - сочетание частнособственнической рыночной мотивации с мотивацией социальной устойчивости в обществе; - хорошо развитая рыночная инфраструктура.
Успешное управление предприятием. Факторы успеха. Общие подходы к управлению, Направленному на успех. Успешное управление предприятием. Факторы успеха Управление предприятием считается успешным, когда в результате такого управления оно достигает своих целей, определяемых как желаемый результат деятельности. Основные составляющие успеха предприятия в рыночных условиях хозяйствования определяются выживанием, результативностью и эффективностью деятельности предприятия, его производительностью и практической реализацией принимаемых решений. Выживание характеризует возможность предприятия осуществлять свою производственно-сбытовую деятельность как можно дольше в условиях изменения внешней среды. Результативность и эффективность определяют условия, при которых предприятие сможет осуществлять свою деятельность на рынке в длительном периоде. Под результативностью понимается ориентация производства на удовлетворение платежеспособного потребительского спроса. Эффективность деятельности предприятия определяется соотношением достигнутого результата при удовлетворении конкретного спроса и затрат ресурсов, включая трудовые затраты. Производительность - показатель относительной эффективности (чем более эффективна деятельность предприятия, тем выше его производительность). Практическая реализация непосредственно характеризует менеджмент предприятия (успешным управленческим решением является такое, которое реализуется, т.е. превращается в результативное и эффективное действие по достижению желаемого результата деятельности предприятия).
Общие подходы к управлению, направленному на успех В практике менеджмента к общим подходам, направленным на успех, относят обобщение, ситуационный подход, интегральный подход и системный комплексный подход. Обобщение направлено на решение двух общих проблем управления предприятием (сложность предприятия как объекта управления и зависимость результатов деятельности предприятия от внешней среды). Ситуационный подход в современном менеджменте означает использование системного подхода к учету ситуационных факторов (внутренние переменные предприятия и внешние факторы), непосредственно влияющих на результаты деятельности предприятия в процессе управления. Интегральный подход отражает необходимость оценки влияния ситуационных переменных на достижение желаемого успеха в определенной перспективе с учетом тенденций изменения внешней среды и развития возможностей самого предприятия. Системный комплексный подход является базовым при рассмотрении сложных процессов взаимодействия предприятия и его среды при принятии управленческих решений с использованием рассмотренных выше подходов.
101. Факторы, проблемы и основные направления повышения эффективного использования материальных ресурсов в организациях (на предприятии промышленности) Республики Беларусь.
Постоянное увеличение используемых в производстве орудий труда, расширение объемов производства, ввод в действие новых основных фондов и капитальное строительство требуют все большего и большего количества сырья, материалов, топлива и энергии. Сырье, материалы, топливо и энергия объединим в данном контексте общим понятием - материальные ресурсы, хотя данное понятие гораздо шире. Предприятия в условиях рыночной экономике испытывают значительную конкуренцию со стороны отечественных и зарубежных товаропроизводителей. Поэтому значительно возрастает необходимость в эффективной системе управления всеми имеющимися на предприятии ресурсами – финансовыми, трудовыми, материальными, с целью снижения затрат и обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг. Экономное использование материальных ресурсов предполагает систему сознательно осуществляемых мероприятий, направленных на сокращение материальных затрат общественного производства, на устранение различного рода потерь.К основным направлениям рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести: улучшение структуры топливного и топливо - энергетического баланса; более тщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственному использованию на промышленных предприятиях; правильную организацию транспортировки и хранения сырья и топлива - недопущение потерь и снижения качества; комплексное использование сырья; химизацию производства; использование отходов производства; вторичное использование сырья. Рациональное использование материальных ресурсов - это разумное, целесообразное с народнохозяйственной точки зрения, максимальное использование всех полезных составляющих материальных ресурсов, не всегда сопровождающееся снижением материалоемкости продукции, но всегда означающее экономию затрат совокупного общественного труда и рост его производительности.
Экономика организации (предприятия) — наука об экономической эффективности производства в условиях ограниченных ресурсов. Понятия «предприятие» и «организация». Организационно-экономический механизм функционирования организации (предприятия). Экономика предпр – наука, изучающая варианты выбора эффектив-ного ведения хозяйства на предпр в условиях огранич ресурсов с целью удовлетворен потребностей. Критер-иями процесса пр-ва продук-ции и ее реализации предпр-ми явл. Пр-во конкурентоспособ и рентаб прод, получение макс прибыли, обеспечение финнансово-экономич стабильности предпр и расширенного воспроизводства. Предметом исследования экономики предпр явл хозяйствование - принятие решений об использ огранич ресурсов на основе выбора альтернатив по достижению заданной цели. При этом предпр должно быть ориентировано не только на максимиз прибыли, покрытие затрат, снижение убытков, но и на повыш техн уровня оборудо и машин, улучшение качества продукции, совершен-ие оплаты труда, условий труда и отдыха, а также на предотвращ ущерба окруж среде снижение уровня загрязнения воды и воздуха, уменьш. количества отходов и их переработка. Содержанием хозяйствования явл выявление и устранен всех проблем предпр при помощи критерия эффективности. Этот критерий лежит в основе рациональных действий не только на предприятии, но также и во взаимоотношениях между предприятием, государством. Соотв-но целям предпр различают эконом, техн, соц и экологическую эфф-ть. Эконом эфф-сть характ связь между кол-вом ед. ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе пр-ва, и получаемым какого-либо продукта. Большее кол-во продуктов, получ от данного объема затрат, означает повыш эфф-ти. Все стремятся эфф-но использ рес-ы. Они стараются получить максим кол-во товаров и услуг, произведенных из ограниченных ресурсов. Предпр - самостоятельно действующий субъект, обладающий правами юр.лица, деятельность которого осущ-ся на свой риск и под свою ответственность для пр-ва прод, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общ-ых потребностей и получ приб. Предпр в условиях рыночной экономики самостоятельно осущ свою деят: оно само определяет организационно-правовую форму, ассортимент и объём пр-ва продукции, решает вопросы оплаты труда, ценообразования, распоряжается полученной прибылью. Жизненный цикл предприятия вкл след этапы: - создание и юр оформление нового предпр; - функционирование предприятия; - реорганизация или прекращение деятельности предприятия Ор-ция - устойч объединение людей, взаимодействующих между собой для достиж стоящих перед ними целей. Любая орг обладает определенной структурой, которая подраздел на три составляющие: 1).техническая - это совокупность матер элементов орг (зданий, сооружений) 2).социальная- вкл в себя совокуп участников, формальн и неформальн группы, определение связей между ними, норм поведения и сфер влияния; 3).социотехническая вкл в себя рабочие места.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|