Люди, ситуации и поведение
Люди значительно отличаются друг от друга с точки зрения когнитивных способностей, и часто эти различия рассматриваются как отличительные характеристики индивидуума: так, тех, у кого проявляются особенные способности к работе с числами, можно, уже в достаточно юном возрасте, выделить среди других на основе этого признака. Однако, если нас попросят описать особенности наших друзей или знакомых, большинство из нас не будет долго рассказывать об интеллектуальных качествах. Представьте, как бы вы описали хороших друзей или ближайших родственников? Вероятно, большинство выражений, использованных в вашем описании, будут относиться к личным качествам, таким как склонность этого человека быть общительным, надежным, раздражительным и т. п. Здесь интересно обратить внимание на два явления. Первое заключается в том, что мы обычно описываем окружающих так, как будто те обладают стабильными личностными характеристиками, одинаковыми в любое время и в любом месте. Второе заключается в том, что эти личностные характеристики значительно больше связаны с различными аспектами характера и темперамента, а нес интеллектуальными качествами. Кажется очевидным то, что люди обладают стабильными личностными качествами, которые влияют на их поведение в самых разнообразных ситуациях, но стоит лишь на секунду задуматься об этом, и становится уже не совсем ясно, в какой степени эти качества оказывают влияние на поведение. Возьмем в качестве примера поведение человека, проходящего собеседование при приеме на работу. Даже люди, доминантные и экстравертированные в других ситуациях, возможно, уступят инициативу кадровому специалисту, проводящему собеседование, и позволят ему определить круг вопросов для обсуждения. Те же самые люди на производственном совещании в группе равных себе но статусу будут вести себя совершенно по-другому, проявят себя сильными и доминантными. Какой вариант поведения представляет подлинную
Индивидуальные различия ■ 31 личность? Определяется ли наше поведение ситуацией (т. е., например: собеседование, а не вечеринка) или оно вызвано глубоко заложенными, стабильными личностными качествами? Подобные вопросы уже много лет представляют огромный интерес для психологов. На вопрос о том, что служит причиной конкретного поведения — ситуация или личность, исследования отвечают: и то и другое принципиально важно. На самом деле, наше поведение находится в сложном взаимодействии с внутренними психологическими характеристиками и ситуационными факторами. Рисунок 2.3 дает некоторое представление о том, как взаимодействуют поведенческие, личностные и ситуационные факторы. Как видно на рисунке, ситуации, в которых мы оказываемся, отчасти являются результатом нашего поведения. В крайних случаях мы можем полностью самоустраниться из ситуации или предпринять какие-то действия с целью па нее повлиять, например: мы может избежать участия в горячем споре двух коллег или вмешаться в пего. Различное поведение с нашей стороны окажет различное влияние на ситуацию. Важно понять, что более всего в любой ситуации заметна такая характеристика, как присутствующие в ней люди. Вмешается ли человек в ссору между другими или нет, будет зависеть от многих факторов, но обязательно и от личности этого человека, хотя бы в какой-то степени. В свою очередь, развитие личности каждого человека отчасти определяется ситуациями, в которых он оказывался в прошлом. Поэтому, как и показано на рис. 2.3, личностные качества, ситуации и поведение постоянно взаимодействуют. Такой взгляд на механизмы человеческой психики основан па работах американского психолога Альберта Бандуры (Bandura, 1986) и известен под названием взаимной детерминированности. В соответствии с этой точкой зрения вопрос о том, чем детерминировано человеческое поведение — личностными характеристиками или ситуациями, не имеет смысла; психологические качества человека взаимодействуют с ситуацией и уже вместе с ней влияют на поведение.
Имеется достаточное количество эмпирических данных, показывающих эффекты такого взаимодействия. В одном из таких исследований, исключительно последовательно выстроенном учеными Коном и Шулером (Kohn and Schooler, 1982), собраны данные о том, как взаимодействуют характер работы и личностные качества. В лонгитюд-ном исследовании, используя данные, собранные в разное время, они обнаружили, что людей, обладающих интеллектуальной гибкостью
Индивидуальные различия ■ 33 (т. с. способных посмотреть на проблему с разных точек зрения), привлекали, как правило, профессии, требующие интеллектуальной гибкости. По прошествии времени, требования профессиональной деятельности привели к росту интеллектуальной гибкости этих людей, и в результате они стали искать должности, где требовался еще более высокий уровень дан ной способности. Это ясно показывает, что личностные качества помогают детерминировать ситуации, в которых человек оказывается, а также то, как эти ситуации, в свою очередь, влияют на личностные качества. Из вышесказанного становится ясно, что, обладая даже очень точными сведениями о чьей-либо личности и когнитивных способностях, невозможно с полной уверенностью предсказать поведение, поскольку так же важными являются ситуационные факторы. Некоторые люди, казалось бы', вполне подходящие для определенной работы, не могут добиться успеха из-за ситуационных факторов, таких как влияние окружающих людей пли внешних событий. Бобби Тейлор в одних ситуациях добивался успеха, в других же ему это не удавалось. Хотя сведения о чьей-либо личности и когнитивных способностях не могут дать нам идеально точной картины того, как этот человек себя поведет, возможно вполне успешно предсказывать поведение, особенно тогда, когда понятны ключевые аспекты ситуации (например, о какой работе идет речь). Более подробно тестирование личности и способностей, применяемое в подборе кадров, рассматривается в главе 8, а вопрос выявления специфики разных профессий раскрыт в главе 3.
Личность Когнитивные способности связаны с тем, как человек может обрабатывать информацию, тогда как понятие личности больше связано со стилем поведения. Различия темперамента пли характера образуют основу того, что принято в целом называть личностью. В истории психологии имел место спор по вопросу самого существования постоянных индивидуальных особенностей личности. Эти разногласия усиливались тем фактом, что люди часто ведут себя неодинаково в разных ситуациях. Некоторые психологи считали это подтверждением того, что поведение в основном определяется ситуацией и роль стабильных индивидуальных различий минимальна. Этот спор теряет всякий смысл, если принять точку зрения, описанную в предыдущей части этой главы, согласно которой личность, ситуация и конкретное 2-299 34 ■ Глава 2. Различия между людьми поведение находятся в постоянном взаимодействии. Данная позиция также подразумевает, что существующие на сегодня знания не дают возможности идеально точно предсказать поведение, поскольку происходит сложное взаимодействие различных сил. Ьолее точные предположения можно сделать в том случае, когда вероятно, что одна из сил будет доминировать в ситуации. Например, нетрудно предположить, что в нормальных условиях большинство людей в кинотеатре, почти не разговаривают во время показа картины. Это пример того, какое сильное влияние оказывает ситуация. Когда влияние ситуации слабее — возьмем, например, непринужденную неформальную встречу, — весьма вероятно, что дружелюбные общительные люди будут очень п очень много разговаривать! Иерархическая структура интеллекта, изображенная на рис. 2.1, дает четкую, достаточно признанную схему когнитивных способностей человека. До весьма недавнего времени структура личности была гораздо менее ясной и существовало несколько различных теоретических направлении. В течение приблизительно десяти последних лет создана четкая схема структуры личности, выделяющая пять аспектов. Эта схема, называемая «Большая пятерка», создана на основе многочисленных исследований, проводившихся в течение более полувека. Еще в 1940-е годы Ганс Айзенк выделил два важнейших аспекта человеческой личности: зкетраверсию и нейротизм (тревожность). Айзенк полагал, что типичный экстраверт «общителен, любит вечеринки, у него много друзей, с которыми можно поговорить, и он не любит читать или заниматься |в одиночестве!». Экстраверты также предпочитают развлечения, розыгрыши, любят, когда происходят перемены, пони также склонны к агрессии и импульсивности. Типичный невротик обычно испытывает чувства неловкости и тревожности, склонен часто беспокоиться и эмоционально неустойчив. Как и было отмечено в рассмотрении приведенного примера, высокий уровень тревожности Ьоббп Тейлора был причиной как его успехов, так и его неудач. Эти две характеристики личности независимы друг от друга (т. е. качества человека с точки зрения одного из этих аспектов не дают никакой информации о качествах с точки зрения другого аспекта), и можно выделить четыре основных типа личности: неустойчивый (пейротичный) экстравертный, неустойчивый иптровертный, устойчивый экстравертный и устойчивый иптровертный.
Весьма значительный объем исследований подтверждает важность этих факторов в детерминировании поведения. Следует снова подчерк-
Индивидуальные различия ■ 35 путь, что личностные различия, подошше этим, являются только частью факторов, определяющих поведение. Даже очень замкнутые, ин-тровертировапные люди в некоторых ситуациях могут стать общительными, а люди, в целом тревожные, в определенной обстановке чувствуют себя спокойно. Ключевым моментом является то, что личностные особенности определяют предрасположенность людей к определенным формам поведения, но;>та предрасположенность сдерживается влиянием ситуации. В то время как понятия экстраверсии и эмоциональной устойчивости уже давно используются в большинстве психологических исследований личности, другие аспекты «Большой пятерки» лишь недавно стали общепризнанными. Помимо экстраверсии и эмоциональной устойчивости «Большая пятерка» включает такие аспекты, как благожелательность, т.е. склонность к добродушию и сочувствию, теп-лога по отношению к людям и умение избежать конфликтов; добросовестность, т. е. предрасположенность к организованности, настроенность па достижение целей в назначенные сроки, планирование и реализацию планов; открытость для опыта, т. е. возможность развить большое воображение, гибкость, широкий круг интересов и положительно, непредвзято относиться к новому опыту (см. Costa and McCrae, 1985).
«Большая пятерка» • Экстраверсия — иитроверсия. • Эмоциональная устойчивость. • Благожелательность • Добросовестность. • Открытость для опыта. «Большая пятерка» обеспечивает полезную схему, организующую сведения па довольно высоком уровне обобщения, но при этом рассмотрение других характеристик личности все же не теряет смысла. Иногда бывает полезно получит!) более точные представления о личности индивидуума, и тогда может потребоваться гораздо больше пяти аспектов. Даже в личностных опросниках, созданных на базе «Большой пятерки», обеспечивается измерение многих аспектов, невходящих в «Пятерку». В качестве примеров более детализированных характеристик личности, измеряемых различными опросниками, 2' 36 ■ Глава 2. Различия между людьми можно привести зависимость от группы, внимание к мелким деталям, уверенность в общении, доминантность, склонность к чувству вины. Однако разработка личностных опросников и систем измерения когнитивных способностей является дорогостоящей и требует больших затрат времени, и заниматься этим должны специалисты. Создание и оценка этих средств измерения кратко описываются в главе 4, а их использование при отборе- кадров обсуждается в главе 8. Личная компетентность Не вдаваясь в глубокие различия в когнитивной сфере или в области темперамента, которые могут оказаться как-то связанными с профессиональными достижениями, исследования личной компетентности ставят целью рассмотреть ключевые факторы, непосредственно связанные с профессиональными результатами. Личная компетентность является достаточно новым термином для практических специалистов, работающих в кадровой сфере. Факторы личной компетентности, или просто «компетентности», новы и для психологов, хотя может показаться, что во многом это просто новое название для давно уже использующихся понятий. Многие десятилетия психологи и некоторые специалисты по кадрам применяли такие термины, как знания, умения и способности, для обозначения факторов, определяющих успешное выполнение задач. Ставшее популярным в организациях представление о компетентности дало высокий результат, поскольку привлекло внимание в первую очередь к умениям и способностям сотрудников, а не к другим личностным характеристикам (таким, как стаж работы, образование), не всегда настолько тесно связанным с выполнением работы. Одной из причин возросшего за последнее время среди специалистов по кадрам интереса к проблеме компетентности обычно называют широко известную книгу Бойацис «Компетентный менеджер» (Boyatzis, 1982). Широкое распространение в организациях получил подход, основанный на понятии компетентности, и это, без сомнения, сыграло положительную роль во многих аспектах работы этих организаций. Как пишут об этом Боам и Спарроу (Boam and Sparrow, 1992), такие подходы могут обеспечить «средство интеграции приема кадров, системы вознаграждений и пути дальнейшего проведения перемен» (р. 175).
Общая компетентность ■ 37 Общая компетентность Различные профессии и группы профессий, очевидно, потребуют различных компетенций, и в любой отдельно взятой организации потребуется широкий спектр необходимых компетенций. Тем не менее возможно выделить совокупность универсально применимых, общих компетенций, подобно тому как мы можем использовать аспекты «Большой пятерки» в качестве схемы личностных отличий. Любой такой набор компетенций общего характера будет представлять очевидную ценность и привлечет внимание. Применение такого подхода (описание компетенций, переносимых в другие сферы деятельности, и общая терминология их описания) значительно повысит общую полезность приема и служебного продвижения кадров, а также другой кадровой деятельности. Эта цель настолько привлекательна, что неудивительно появление нескольких различных схем общего характера (сам факт того, что это могло произойти, наводит па мысль, что существующие системы недолго сохранятся в неизменной форме). Одна из наиболее известных систем была разработана Хартией менеджмента (Management Charter Initiative, 1990). Существуют и другие группы компетенций общего характера. Например, Дулевич (Du-levicz, 1989) уделил особое внимание компетенциям на уровне менеджмента среднего звена и выделил совокупность «сверхкомпетенций» общего характера, состоящую из четырех основных категорий: интеллектуальные компетенции, межличностные компетенции, адаптируемость и ориентации на результат (см. табл. 2.1). Специалисты по кадрам из различных организаций проводили работу по определению тех компетенций, которые, с их точки зрения, важны для успешной работы в их организации. Многие компетенции, выделенные при этом, оказались весьма похожими на предложенные Дулсвичем (Dnlevicz, 1989) и др. Некоторые полагают, будто это доказывает то, что определение совокупности компетенций общего характера является выполнимой задачей, но возможно и то, что такие совпадения произошли просто из-за того, что исследователи допускали одинаковые предположения, а также применяли схожую терминологию. Мы относимся к возможности определить и точно измерить профессиональные компетенции, как к чему-то само собой разумеющемуся, в то время как на самом деле это всего лишь предположение, которое следовало бы подвергнуть сомнению. Первый вопрос, который стоит рассмотреть критически, — это сама концепция компетенции. 38 ■ Глава 2. Различия между людьми Таблица 2.1 «Сверхкомпетенции» по Дулевичу
Источник: Dulcvicz, 1989 Многие авторы пишут о компетенциях как о чем-то совершенно очевидном и, называя темой своих исследований поведение, иногда определяют компетенции как параметры внешнего поведения. Даже бросив беглый взгляд на списки компетенций, приведенные выше, можно увидеть, что они не являются поведением. Поведение должно определяться однозначно и быть доступным для наблюдения. Большинство широко применяемых компетенций пли недостаточно специфичны, или мало доступны для наблюдения п поэтому не могут быть названы поведением. Общепринятого определения компетентности не существует, и почти все компетенции, приводимые в системах общего характера или системах, специфических для конкретных организаций, могут интерпретироваться по-разному и не связаны однозначно с какими-либо конкретными поступками. Кажется, даже более вдумчивые авторы, пишущие о компетенциях, не уверены, имеют ли они дело с поведением, предрасположенностью к поведению, с умениями, навыками или некотором комбинацией многих подобных понятий. Такая неуверенность сильно усложняет измерение компетенций человека. Само измерение компетенций является вторым вопросом, подлежащим критическому анализу. Хотя существует много схем, специфических или общего характера, для описания компетенций, очень немногие из них приводят дополнительные доказательства того, что компетенции в рамках данной схемы можно точно определить, что различные ком- Общая компетентность ■ 39 потенции отдельны друг от друга, а не пересекаются, а также того, что данные компетенции можно точно намерить. Имеющиеся данные говорят о том, что выделение, определение и, что самое важное, измерение независимых профессиональных компетенций в данный момент для большинства практиков невозможно. Довольно распространенным в организациях мероприятием, включающим измерение компетенций, является применение систем оценки. В последние годы этот метод стал шире применяться в сфере отбора, служебного продвижения и других усовершенствований в сфере кадров. I (ееомпепно, результаты, полученные системами оценки, достаточно хорошо коррелируют с показателями дальнейших профессиональных успехов (Gaiigler el al., 1987). Другими словами, критериальная валидность (см. главу 7) оценочных систем высока. Системы оценки подразумевают участие подготовленных специалистов, иод наблюдением которых кандидаты выполняют упражнения (например, групповые обсуждения, работу с корреспонденцией, презентации, ролевые игры), оценивающих результаты кандидатов по группе компетенций (иногда называемых «признаками», или «атрибутами»). Но, если на оценку достижений кандидатов с точки зрения компетенций взглянуть критически, возникают проблемы. Существует явное противоречие втом, что чем больше компетенций включает система оценки, тем менее точными становятся суждения тех, кто ее проводит (Gaugler and Thornton, 1989). Вероятно, это и не покажется неожиданным и проблема может решаться путем сокращения числа оцениваемых характеристик. Большее беспокойство вызывают данные, говорящие о том, что проводящие оценку специалисты на различных упражнениях по-разному судят о компетентности кандидатов. Естественно, можно ожидать, что результаты будут в некоторой степени варьировать в зависимости от упражнения п наблюдение за выполнением кандидатом нескольких упражнений (т. е. нескольких различных ситуаций) должно выровнять результаты и обеспечить более достоверный взгляд на компетентность кандидата. Проблема заключается в том, что, как было установлено (см. главу 7), результаты, получаемые специалистами по оценочным системам, отражают во многом не различные компетенции, а различные формы упражнений. Проблема является весьма серьезной, поскольку это говорит о том, что компетенции не могут быть общими признаками, постоянными в различных условиях. Исходя из этого можно предположить, что процесс измерения проводится неверно, либо ошибочным является сам принцип переноса компетенций. 40 ■ Глава 2. Различия между людьми Краткое содержание В данной главе выделяются основные категории различий между людьми: личностные характеристики и когнитивные способности. Структура когнитивных способностей включает как общий интеллект (фактору), так п более специфические способности. Что же касается личностных характеристик, то появление «Большой пятерки» (экстраверсия, эмоциональная устойчивость, благожелательность, добросовестность и открытость для опыта) обеспечило четкую схему для анализа индивидуальных различий характера. В сфере труда индивидуальные различия часто имеет смысл рассматривать в рамках компетенций личности. Существуют различные схемы профессиональных компетенций личности, но еще не решены проблемы, касающиеся сущности и измерения этих компетенций. Глава 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|