Михаил Синицын Управляющий директор Компания WilStream, Москва
В статье описываются различные варианты ролей коммерческого директора в компании: Коммерческий директор = начальник службы продаж Коммерческий директор = начальник отдела продаж + маркетолог Коммерческий директор = продажи + маркетинг + закупки Коммерческий директор = Генеральный Директор
Для понимания роли людей, ставших первыми коммерческими директорами в России, слово «коммерция»1 — основополагающее. В 1990-е годы многие направления бизнеса строились на перепродаже. Соответственно весь бизнес компании заключался в коммерции: подешевле купить, подороже продать. Этим занимались как рядовые челноки, так и компании, которые сегодня имеют миллиардные обороты.
Во многих фирмах тогда не существовало должностей директора по закупкам, директора по продажам, а с понятием «маркетинг» в то время были знакомы единицы. Коммерческий директор был вторым человеком в компании после Генерального Директора, который в большинстве случаев являлся собственником (или акционером) бизнеса.
Сегодня в одних компаниях должность коммерческого директора исчезла совсем, в других поле его деятельности и ответственности существенно ограниченно; но в третьих коммерческий директор по-прежнему остается ключевой фигурой. Попробуем разобраться, какие роли играют сегодня коммерческие директора в российских компаниях и какой вариант оптимален для Вашего бизнеса (см. также: Коммерческий директор за рубежом).
Коммерческий директор за рубежом
Российской должности коммерческого директора в западных компаниях, как правило, соответствует должность директора по маркетингу и продажам (англ. sales & marketing director или sales & marketing manager). Название commercial director также встречается, но обычно так именуют главу дивизиона — менеджера, отвечающего за конкретный бизнес. Он управляет отделами продаж, маркетинга и логистики, осуществляет операционное и административное руководство. Ему не подотчетны лишь подразделение финансов и юридические службы, а также управление офисом. Подчиняется он высшему руководству компании.
Подготовлено редакцией по материалам интернет-сайтов
Говорит Генеральный Директор
Илья Мазин | Генеральный Директор ЗАО «Офис Премьер», группа компаний Erich Krause, Москва
Справка
Группа компаний Erich Krause — холдинг, в который входят ЗАО «Офис Премьер», бумажно-беловая фабрика «Полиграфика» (Москва), фабрика по производству канцелярских товаров «Премьер-Пласт» (Йошкар-Ола), торговая фирма «Премьер-Игрушка» (Москва), бумажно-беловая фабрика в Испании Erich Krause Spain (Овьедо), а также подразделения и представительства в других странах.
Из коммерческих директоров очень часто вырастают руководители и собственники предприятий. С финансовыми директорами или, например, с административными такое случается намного реже. Как правило, процентов на 80 коммерческие директора — это специалисты, которые работали в подразделениях продаж: были менеджерами, отвечали за VIP-направления либо руководили этими подразделениями. Иногда коммерческими директорами становятся люди, которые трудились в отделах закупки.
Так как коммерческий директор — профессионал, выполняющий обязанности сразу по нескольким направлениям, это позволяет ему легко переместиться на новую, более высокую должность. Кроме того, топ-менеджер, работающий коммерческим директором, обзаводится весьма и весьма ценным багажом — многими полезными связями.
Со временем, когда и рынки, и бизнес в целом, и отдельные компании стали более цивилизованными, из коммерческой деятельности начали выделяться отдельные задачи — закупки, маркетинг, продажи. Изменилась и роль коммерческих директоров.
Экспертное мнение
Екатерина Шеховцова | Директор компании «Актив.Нск», Новосибирск
Справка
Компания «Актив.Нск» создана в 2002 году. Направления деятельности: бизнес-консалтинг, семинары, тренинги для стратегических руководителей и собственников организаций; повышение управляемости бизнеса, антикризисное управление, оптимизация бизнес-процессов, бенчмаркинг. В компании — пять постоянных сотрудников, количество привлекаемых специалистов при работе над проектами неограниченно.
Для каждого из этапов развития российского бизнеса были характерны специфичные требования к коммерческой деятельности и коммерческому директору.
Период дефицита. Генеральному Директору необходим помощник, доверенное лицо, с которым, образно говоря, можно в огонь и в воду. Коммерческая деятельность заключается в увеличении количества операций, ведь товаров просто нет. Задачами оперативного управления становятся поиск и закупка товара, доставка покупателю, организация и проведение сделки, контроль над финансами. Основные требования к кандидату — личное знакомство с собственником бизнеса, желание работать и зарабатывать, честность и порядочность. Коммерция сводится к простой схеме: купил — продал — купил. Эти обязанности можно полностью передать доверенному лицу и назвать его коммерческим директором, чтобы подчеркнуть статус и ответственность в глазах партнеров и подчиненных.
Период ненасыщенного рынка. Задачи — те же самые, прибавляются расширение и диверсификация бизнеса (открытие новых подразделений, увеличение ассортимента). Требования к коммерческому директору существенно не меняются. Хотя кое-кто из собственников уже готов отдать предпочтение кандидату с высшим образованием, ведь партнеры — люди серьезные.
Период слабой конкуренции. Структура организации усложняется, происходит укрупнение функциональных подразделений, но потребности в маркетинге еще нет. На этом этапе каждый собственник решал, чем же заниматься непосредственно ему, а что можно доверить коммерческому директору: диалог с поставщиками или с покупателями, организацию сбытовой сети, контроль над исполнителями в нескольких функциональных подразделениях — выбор велик. Требования к кандидату пополняются строчкой: «Опыт руководства — не менее…».
Современный рынок. И только в начале двухтысячных годов собственники бизнеса в России столкнулись с невозможностью работать как раньше: появились молодые компании с агрессивной стратегией и современным менеджментом, бывшие аутсайдеры отрасли неожиданно начали экспансию, прижимая «к краю беговой дорожки» прежних лидеров. Пришла эпоха маркетинга. Современный коммерческий директор обладает рядом деловых качеств:
1. Имеет созидательный, предпринимательский взгляд на компанию.
2. Владеет хорошо отработанными системными методиками управления.
3. Четко представляет особенности бизнеса, отрасли рынка, не боится конкурентов.
4. Способен разрабатывать и реализовывать стратегические решения2.
Рассказывает практик
Сергей Бобриков | Президент, акционер компании «Комус», Москва
Справка
Компания «Комус» создана в 1990 году. Работает на рынках канцелярских и офисных товаров. Ассортимент насчитывает более 15 тыс. наименований продукции. «Комус» располагает широкой розничной сетью — 60 магазинов в Москве, представительства в 16 регионах России. Численность сотрудников — 4 тыс. человек.
Сейчас должности «коммерческий директор» в нашей компании нет, эти функции исполняет вице-президент по сбыту. Бизнес-модель «Комуса» — корпорация: все центры прибыли самостоятельно управляют продажами в формате дивизионов (при частичном сохранении централизованной системы закупок). Во многом функции коммерческого директора переданы в эти дивизионы. Вообще, должность коммерческого директора очень важна, и подобрать на нее достойного специалиста непросто. Передать такой существенный блок управления, как продажи — маркетинг — закупки, можно только управленцу, обладающему соответствующими навыками. Например, ранее я несколько раз пытался делегировать полномочия нанятому коммерческому директору, но всякий раз это кончалось увольнением. В основном приходившие люди на деле проявляли себя как чистые исполнители. Исполнитель — сотрудник, которому говорят, куда и как идти. Его задача — достигнуть заранее обозначенной конечной точки маршрута, двигаясь по заданной траектории. А мне нужен был управленец, имеющий свое видение развития бизнеса, свои идеи. В другом случае нанятый менеджер проявлял контрпродуктивную самостоятельность. Дело в том, что можно и нужно обсуждать пути развития и методы достижения поставленной цели, порой и дискутируя с собственником. Но после принятия решения надо заниматься только исполнением. Дальнейшие дискуссии или попытки сделать все по-своему вносят сумятицу в работу компании. В описываемом случае неуместная самостоятельность коммерческого директора приводила к тому, что отдавались противоречивые распоряжения либо поступали новые приказы, отменяющие предыдущие. Когда персонал получает противоречащие друг другу распоряжения, он дезориентируется. В компании возникает оппозиционный центр и встает вопрос об управляемости.