Какие компании могут обойтись без коммерческого директора
Коммерческий директор не нужен компаниям, для которых реализация производимых товаров (оказание услуг) не представляет особой сложности. Это компании, занимающие на рынке положение, близкое к монопольному (в силу специфики продукции, местонахождения или каких-либо еще факторов). Роль именно коммерческой составляющей крайне мала и в фирмах, специализирующихся на эксклюзивных (или индивидуальных) разработках. Такие компании могут действовать в любой сфере — от разработки профессионального узкоспециализированного программного обеспечения до создания сложных инженерных продуктов. В этом случае более важную роль играют представители производственного или креативного отдела, роль же продавцов сводится к демонстрации созданных продуктов. Руководство продавцами зачастую включается в сферу ответственности одного из топ-менеджеров, и должность коммерческого директора оказывается лишней.
Говорит Генеральный Директор
Илья Мазин | Генеральный Директор ЗАО «Офис Премьер», группа компаний Erich Krause, Москва
Коммерческий директор нужен, если необходимо связать две составляющие: получение выгодных коммерческих условий на входе, то есть условий поставки (либо комплектующих, либо готовой продукции), и достижение выгодных условий сбыта. Если одна из этих функций децентрализована или отсутствует, необходимость в коммерческом директоре отпадает.
Не нужен коммерческий директор совсем малым и очень крупным компаниям. Малым — потому что, как правило, они не могут себе позволить большой управленческий аппарат. Обычно в этом случае функции коммерческого директора выполняет собственник. Если учредителей несколько, то они чаще всего делят сферы управления: один берет на себя блок, например, административно-хозяйственных вопросов, второй — блок зарабатывания денег (и по сути является коммерческим директором). В крупном бизнесе, наоборот, функции коммерческого директора зачастую распределены между директорами направлений.
А вот для среднего бизнеса это ключевая фигура. Коммерческий директор — это топ-менеджер, который обеспечивает самое главное в компании — создание доходной части.
Коммерческий директор = начальник службы продаж
Это вариант, при котором у коммерческого директора меньше всего функций. Он отвечает только за продажи. В таком случае лучше переименовать эту должность в директора по продажам. Чтобы занимающий должность сотрудник не расценил это как понижение, переименование можно произвести при смене руководителя на этом посту (Подробно вопрос управления службой продаж в данной статье не рассматривается. С подборкой публикаций на эту тему Вы можете ознакомиться в разделе тематической коллекции «Управление продажами»).
Экспертное мнение
Андрей Миляев | Коммерческий директор группы компаний «Хоссер», Санкт-Петербург
Справка
Группа компаний «Хоссер» основана в Санкт-Петербурге в 1991 году. Предприятия, входящие в состав группы, работают по трем бизнес-направлениям: строительство под ключ помещений медицинского назначения; строительство инженерных коммуникаций для телекоммуникации и центров обработки данных; поставки инженерного оборудования европейских производителей. Количество сотрудников — 75 человек.
Функции коммерческого директора в нашей компании включают руководство двумя департаментами продаж: инженерного оборудования и комплексных телекоммуникационных проектов. В настоящее время мы реорганизуем и реструктурируем бизнес-процессы. Цель — увеличение эффективности взаимодействия с рынком, а также взаимодействия внутри компании — между департаментами, отвечающими за продажу, логистику и производство. Важно, чтобы управление осуществлялось из одной точки и политика работы с рынком была единой. Впоследствии, после становления бизнес-процессов, из нынешних работников департаментов продаж необходимо будет выделить сотрудников, которые возглавят эти направления в качестве руководителей департаментов.
Коммерческий директор = начальник отдела продаж + маркетолог
Этот вариант соответствует распространенной в западных компаниях должности директора по маркетингу и продажам. Коммерческий директор и директор по маркетингу в одном лице должен хорошо ориентироваться в ситуации на рынке, знать все о деятельности конкурентов, понимать ожидания клиентов. Однако на практике управление продажами часто требует максимальной отдачи и маркетинг может отойти на второй план. В итоге коммерческому директору будет не хватать времени на маркетинг, а как следствие — знаний маркетинговых инструментов и навыков их использования, а также стратегического взгляда на развитие рынка в среднесрочной перспективе.
Экспертное мнение
Андрей Карпов | Коммерческий директор ОАО «АК «Мобилтелеком», Улан-Удэ
Справка
ОАО «АК «Мобилтелеком» (торговая марка @burnet) оказывает на территории Республики Бурятии услуги по передаче данных, местной телефонной связи, телематические услуги, занимается разработкой программного обеспечения (в том числе веб-сайтов), проектированием и строительством инфокоммуникационных систем и сетей. Услугами компании пользуются органы государственного управления, в том числе федеральные, региональные и местные органы власти, финансово-кредитные учреждения, бюджетные и коммерческие организации, учебные заведения. Значительную часть пользователей составляет население.
Основная цель любого коммерческого директора — увеличение объема продаж. Чем больше инструментов для достижения этой цели находится в распоряжении руководителя коммерческого блока, тем эффективнее его работа.
Концентрация в одних руках функций по организации продаж и работе с клиентами, сбору и анализу маркетинговой информации, проведению рекламных кампаний позволяет более целенаправленно воздействовать на клиентов, в том числе потенциальных. Коммерческому директору при такой структуре гораздо проще координировать сбытовые усилия компании, согласовывать результаты маркетинговой работы и торговой деятельности.
Такое совмещение особенно актуально в компаниях, которые продают инновационную продукцию, поскольку в этом случае продажи необходимо постоянно поддерживать маркетинговым воздействием.
Экспертное мнение
Дмитрий Добровольский | Партнер компании «Дельта Менеджмент», Москва
Справка
ЗАО «Дельта Менеджмент» — российская консалтинговая компания, специализирующаяся на системных решениях в области стратегического развития и эффективного управления бизнесом. Год основания — 2002. Общее число сотрудников — более 40 человек. С 2007 года — ассоциированный член РАВИ (Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования). Среди клиентов — компании «Газдевайс», «Гален», Карельский мясокомбинат, Мценский спиртоводочный комбинат, издательство «Росмэн», компании «Сибирский берег», «Стройтрансгаз», Frito Lay.
На мой взгляд, в компании лучше бы разделить функции маркетинга и продаж, так же как сегодня разделены по функциональным обязанностям аудиторы и налоговые консультанты. Маркетинг создает теоретическую базу для практических действий (продаж). Это своего рода вердикт, диагноз: что продавать, кому и как. Продажи — это непосредственные действия. В развитых системах управления маркетинг, продажи и закупки, как правило, разделены между собой, но соответствующие подразделения может курировать один человек.
Коммерческий директор = продажи + маркетинг + закупки
Совмещение в одних руках продаж, маркетинга и закупок даст очевидные преимущества с точки зрения выбора наиболее востребованного в конкретный момент товара, а также понимания всех его потребительских качеств (что весьма немаловажно при выборе продукции). Этот вариант актуален прежде всего для торговых и посреднических фирм. Однако его нужно использовать осторожно, если Ваша компания не работает с постоянными поставщиками и поэтому вынуждена искать лучшие условия закупок на конкурентном рынке. В таких условиях повышается вероятность того, что в погоне за выполнением плана продаж руководитель не сможет уделить достаточно внимания поиску самого оптимального варианта работы с поставщиком.
Рассказывает практик
Юлия Королева | Коммерческий директор ЗАО «Национальная дистрибьюторская компания», Москва
Справка
ЗАО «Национальная дистрибьюторская компания» осуществляет оптовую торговлю фармпрепаратами на территории Российской Федерации с 1993 года. Компания является генеральным дистрибьютором болгарского производственного концерна «Софарма Фармасьютикалс». На сегодняшний день имеет прочные деловые контакты с производителями лекарственных средств из Великобритании, Венгрии, Германии, Польши, Франции и других стран, осуществляет поставки фармпрепаратов в 190 городов из 58 регионов России.
Главный принцип, на котором строится организационная структура нашей компании, — мобильность и быстрота принятия решений. В связи с этим весь блок продаж (маркетинг, закупки, продажи) объединен, эти функции выполняет коммерческий отдел. Коммерческий директор занимается не только контролем, но и непосредственно работой с клиентами, заключает с крупными производителями новые договоры на поставку товаров, следит за ценовой ситуацией на рынке. При такой организации труда информация внутри компании не искажается, как это бывает, например, в фирмах, где указанными видами деятельности занимаются разные подразделения (что может привести к несогласованности их действий). Принятый в нашей компании способ организации позволяет оперативно управлять бизнес-процессами и сократить затраты.
Коммерческий директор = Генеральный Директор
Такой вариант возможен в тех случаях, когда Генеральный Директор (как правило, являющийся и собственником) формально не готов сложить с себя полномочия руководителя фирмы, но реально оперативным управлением уже не занимается. Поэтому фактически Генеральным Директором становится его «правая рука»: исполнительный директор, первый заместитель, а в организациях, где ключевой является коммерческая деятельность, — коммерческий директор. Я противник такого совмещения функций. Генеральный Директор должен распределять ресурсы по всем направлениям деятельности и, если возникают конфликты (например, между коммерческим и финансовым подразделениями), — выступать независимым арбитром. Когда же руководящие функции выполняет коммерческий директор, существует опасность перекоса этих процессов в пользу коммерческих служб.
Рассказывает практик
Дмитрий Гришин | Коммерческий директор компании «Аква Стар», Москва
Справка
Компания «Аква Стар» поставляет и обслуживает оборудование для производства питьевой воды. Основана в 2000 году. Ассортимент компании насчитывает 15 моделей кулеров производства Южной Кореи и две модели собственного производства. За основную деятельность компании отвечают три отдела: отдел продаж оборудования, отдел по работе с партнерами и регионами, сервисный отдел. Интенсивно развивается отдел интернет-маркетинга. Общая численность персонала — 30 человек.
В нашей компании функции Генерального Директора выполняю я, коммерческий директор. Это не случайно. Дело в том, что наш Генеральный Директор, являясь собственником компании, а также имея амбициозные планы в освоении новых бизнес-направлений (не связанных с основным направлением деятельности компании «Аква Стар»), хочет полностью контролировать работу компании и вместе с тем посвящать достаточно времени развитию новых проектов. Это порождает проблемы — важные решения принимаются долго. Общими стараниями мы смогли уйти от чрезмерного контроля (за каждой копейкой) и выделили ряд вопросов, которые могут серьезно отра-зиться на деятельности компании: логистика, функциональные особенности оборудования для производства, финансовые вопросы, связанные с займами и гашением. Их мы решаем с Генеральным Директором вместе. В ведении Генерального Директора остались все вопросы, связанные с бухгалтерией.
Таким образом, Генеральный Директор действительно контролирует организацию, но при этом может не так часто бывать на работе. Это позволяет ему параллельно иметь еще несколько развиваемых бизнесов.
Сейчас моя основная работа связана с развитием отделов продаж, формированием ценовой, сервисной политики организации в работе с клиентами. Я веду от лица компании переговоры с VIP-клиентами, координирую работу склада и сервисной службы. Занимаюсь также разработкой и внедрением новых проектов в сфере нашей основной деятельности. Например, относительно недавно в компании появились два подразделения — отдел водоподготовки и отдел по работе с партнерами. Первый занимается серьезной промышленной водоочисткой, а второй — продажами через торговые сети, магазины и посредников новой товарной группы (системы фильтрации под мойку).
Экспертное мнение
Дмитрий Куров | Коммерческий директор компании ISG, Москва
Справка
Integrated Services Group (ISG) — российская компания, оказывающая услуги в сфере высоких технологий во всех отраслях российской экономики. Осуществляет комплексный консалтинг, аутсорсинг по разным направлениям, управляет крупными проектами в области построения и реформирования бизнес-процессов, создания IT-инфраструктуры и телекоммуникационного пространства заказчика. Согласно рейтингу агентства CNews Analytics, опубликованному в апреле 2007 года, ISG входит в первую треть Топ-100 российских IT-компаний. В ISG работают 280 сотрудников. Совокупная выручка за 2006 год составила 102,98 млн долл. США.
По своему опыту могу сказать, что коммерческий директор работает эффективно, если он «сбалансирован» финансовым директором. В противном случае можно, увлекшись коммерческим развитием компании, забыть об операционной эффективности. Недопонимание же между коммерческим и Генеральным Директором, если не рассматривать частные случаи, обычно возникает из-за того, что они решают задачи разного уровня. Мне приходилось работать в ситуации, когда вектор, задаваемый Генеральным Директором, с точки зрения коммерческого директора, препятствовал коммерческому развитию компании. А на самом деле в этот период более важной была стоимость акций компании, которая зависит от многих параметров.
Сноска 1 Слово «коммерция» происходит от лат. commercium — торговля. — Здесь и далее в данной статье примеч. редакции.
Сноска 2 Проблеме выбора коммерческого директора, соответствующего всем современным требованиям, будет посвящена публикация в одном из номеров 2008 года.