Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отрасли социологии и психологии




 

Отрасли социологии Отрасли психологии
   
Бюджеты времени Военная социология (социология войны) Демография (социальная демография) Инвайронментальная социология (социальная экология, экологическая социология) Индустриальная социология Историческая социология История социологии Конфликтология Методология и методы Общая социология Социальная антропология Социология возраста Социология выборов (электоральная социология) Социальная геронтология Социальная структура и стратификация Социальная психология Социальное прогнозирование Социология быта, здоровья и образа жизни Социология города Социология девиантного поведения Социология досуга Социология знания Социология искусства Социология коллектива Социология культуры Социология личности Социология коммуникаций (социология средств массовой информации, социология общественного мнения)   Авиационная психология Военная психология Возрастная психология Дифференциальная психология Зоопсихология Инженерная психология Историческая психология Космическая психология Медицинская психология Нейропсихология Общая психология Патопсихология Педагогическая психология Психогенетика Психогигиена Психодиагностика Психолингвистика Психометрия Психосемантика Психология искусства Психология коллектива Психология науки Психология пропаганды Психология спорта Психология творчества Психология труда Психология управления Политическая психология Психотерапия Психоформакология Психофизика Психофизиология Специальная психология Социальная психология Сравнительная психология Юридическая психология

 

 

 

Продолжение табл. 1.5

   
Социология медицины Социология международных отношений Социология менеджмента Социология молодежи Социология морали Социология науки Социология образования Социология общественных движений Социология организаций Социология пола и гендерных отношений (гендерная социология) Социология политики Социология права Социология преступности Социальная психология Социология религии Социология села (аграрная) социология Социология семьи Социология спорта Социология труда и производства Социология языка Экономическая социология Этносоциология (этническая социология) Экономическая психология Этническая психология Этнопсихология  

 

 

И с т о ч н и к: таблица составлена на основе социологических словарей и справочников, рубрикации журнала “Социологические исследования” и тематических планов Института социологии РАН.

В скобках приведены дополнительные названия социологических отраслей, которые встречаются в литературе.

В таблице не указаны прикладные отрасли, которые будут рассмотрены в разделе о прикладной социологии.

 

Отрасли социологии не одномасштабны, среди них есть более крупные, разветвленные, средние и относительно мелкие. Крупные отрасли, прежде всего социология культуры и социология труда (последнюю в современной литературе нередко называют “экономической социологией”, вводя в нее социологию труда в качестве подраздела), распадаются на множество более мелких подотраслей. Похожим образом крупные промышленные корпорации или концерны состоят из филиалов, полусамостоятельных предприятий и производств.

Некоторые из средних отраслей социологии, хотя и не разделились еще на подотрасли, но готовы это сделать, поскольку внутри них можно обнаружить сформировавшиеся тематические направления, разрабатываемые многими учеными, объединенными сложившейся научной традицией. Мелкие отрасли не имеют ни того, ни другого, они сами только еще выделились в самостоятельные образования, как, например, социология спорта и гендерная социология.

Примером средней отрасли может служить социология знания.

В отличие от некоторых других отраслей и направлений социологии, например интеракционизма или ролевой теории, социология знания имеет европейское происхождение. Сам термин “социология знания” был впервые введен немецким философом Максом Шелером[5], а благодаря другому европейскому мыслителю Карлу Мангейму[6], проведшему последние годы своей жизни в Англии, новая дисциплина попала в поле зрения англо-саксонской мысли. В интеллектуальной родословной социологии знания можно также встретить имена К. Маркса и Ф. Ницше, а также немецкую историческую школу. Социология знания занимается тем, что изучает место идей в социальном пространстве, показывает, что идеи, как и люди, имеют свои социальные координаты в обществе. Иными словами, она пытается прочертить соединительную линию между мыслью, мыслителем и социальным миром, в котором он жил. Социология знания больше, чем какая-либо другая отрасль социологии, стремится выяснить не только что говорят, но и кто говорит.

Одним из важных понятий в арсенале социологии знания является понятие “идеология” — целостная и логически стройная система идей и идейных воззрений, которые вырабатываются данной группой (классом, профессиональной группой, сословием, партией, расой, нацией, корпорацией) для объяснения и оправдания созданного ею общественного порядка либо для ниспровержения того порядка, который создан противоборствующей группой (такова идеология пролетариата и большевистской партии).

Об идеологии говорят в том случае, если какая-то идея в обществе служит чьим-то определенным интересам. Очень часто, хотя и не всегда, идеология систематически искажает социальную реальность так, как это кому-то выгодно. Идеология профессиональной группы может легитимировать ее деятельность. Так, расовая мифология американского Юга служит легитимации социальной системы, в которую входят миллионы людей. Идеология “свободного предпринимательства” служит маскировкой для монопольно действующих крупных корпораций. В свою очередь марксистская идеология легитимирует тиранию аппарата коммунистической партии.

По мнению американского социолога Питера Бергера, идеология в любом случае оправдывает то, что делает лоббируемая ею группа, при этом так интерпретируя социальную реальность, чтобы это оправдание не теряло своей правдоподобности[7]. Идеологические системы содержат не только онтологические утверждения об устройстве и природе социального порядка, но также совокупность практических рекомендаций, советов, инструкций о том, как следует поступать ее приверженцу в том или ином случае. Иногда, как в случае с марксистской идеологией, такая система включает гносеологические суждения о границах познаваемого мира и механизмах его изучения. Приверженцы расистской идеологии в южных штатах США внушают белым женщинам глубокое отвращение к сексуальной близости с неграми. Глава промышленной корпорации будет утверждать, что его деятельность по фиксированию цен направлена на защиту свободного рынка, а лидеры коммунистической партии будут навязывать писателям и журналистам классовый подход при освещении общественных событий;

Когда идеологическая система приобретает широкую общественную поддержку, она переходит на новую стадию существования -.превращается в идеологическое течение, имеющее ядро активистов и региональные организации. Как правило, сам факт существования идеологического течения свидетельствует о том, что данная система идей противостоит господствующей, находится в оппозиции к ней. Большевики до 1917 г. представляли оппозиционное царской власти идеологическое течение, как и приверженцы рыночного демократизма до 1991 г. в России были оппозиционным советской власти идеологическим направлением, пока не пришли к власти. Тайная расистская организация Ку-Клукс-Клан выполняет идеологическую функцию поддержания социальной системы американского Юга. Хотя по многим пунктам, скажем, по вопросу о месте белых и черных в политической жизни США, Ку-Клукс-Клан противостоит официальной идеологии, но эта организация не предпринимает революционных действий против существующего строя, ограничиваясь акциями против отдельных политических деятелей.

Социологические отрасли-гиганты исследуют очень крупные сферы жизни общества, например общественный труд или культуру. Социология труда и социология культуры представляют собой комплексные дисциплины со сложной внутренней структурой, различными Уровнями, направлениями и тенденциями.

Социология труда еще недавно содержала в себе несколько дисциплин или отраслей знания, которые стали выделяться как самостоятельные еще до 1993—1995 г. Так, социология организаций исследует иерархическую структуру управления производством, формальную и неформальную организации предприятия, личные и безличные факторы социальной организации труда. Социология профессий выделяет свой предмет в системе общественного разделения труда, сосредоточивая внимание на исследовании престижности тех или иных видов деятельности, предпочтений, ценностных ориентации, профессиональной пригодности и т.п. Социология производственного коллектива изучает закономерности совместной трудовой деятельности людей, функции, цели и структуру трудовых коллективов — основных экономических, социальных и политических ячеек общества. Можно также назвать: социально-психологические исследования сплоченности, лидерства, психологического климата, группового взаимодействия в производственных бригадах как разновидности малой контактной группы; социологию образа жизни, основой которой выступает поведение человека в труде; промышленную социологию (индустриальную социологию), в центре внимания которой находится изучение социальных последствий научно-технической революции в промышленности, механизации и автоматизации производства, социальной организации предприятий и проблем социального управления; наконец, социальное планирование, становление которого в качестве самостоятельной дисциплины немыслимо без изучения трудовых проблем.

Современная экономическая социология включила в себя всю проблематику прежней социологии труда с ее подотраслями и добавила новые, соответствующие рыночной реальности. Сегодня специалисты говорят о социологии занятости, социологии рынка, социологии биржи, социологии менеджмента, социологии финансов и некоторых других как о самостоятельных, хотя и окончательно не оформившихся, подотраслях экономической социологии.

Экономическая социология — система научных знаний о поведении людей как представителей больших социальных групп в различных сферах экономической жизни общества (производстве, обмене, распределении и потреблении). Эта наука изучает многообразие форм проявления экономического поведения и выражения экономических интересов людей, а также структуру и механизмы воздействия на людей экономических институтов (собственности, разделения труда, рынка товаров и труда, денежных институтов и т.п.) в долго- и кратковременной перспективе.

Экономическое поведение и отношения людей исследуются с помощью общенаучных (эксперимент, теоретический анализ), социологических (анкетирование, наблюдение), статистических (бюджетные и инвентарные обследования), социально-психологических (тестирование, интервью) методов.

В экономическую социологию входят следующие области исследования:

• социальные закономерности, факторы и последствия экономических кризисов, реформ и иных глобальных процессов в обществе;

• эволюция экономических институтов общества и их воздействие на социальную стратификацию; исчезновение одних и появление других социальных групп;

• процесс формирования социальных отношений, стереотипов восприятия и реакции людей на происходящие в обществе экономические преобразования; типы экономического поведения, присущие каждой категории населения;

• социально-трудовое поведение в сфере производства, мотивация, стимулирование и оплата труда, отношение работников к техническим нововведениям на производстве; формы и разновидности отклоняющегося поведения и соблюдение дисциплины труда;

• занятость и безработица: поведение людей на рынке труда; адаптация и социальные последствия потери работы; каналы, механизмы и формы трудоустройства; подбор и расстановка кадров;

• потребительское поведение населения; маркетинговые исследования потребительских приоритетов; социальное воздействие рекламы; формы накопления денег, доходы населения, их сбережение и использование;

• экономическая и профессиональная стратификация общества;

формы, степень и сущность экономического неравенства; зарплата, доход, богатство; проблемы бедности и нищеты; качество и уровень жизни населения; взаимосвязь первоначального накопления и обнищания;

• экономическая и профессиональная мобильность; между- и внут-ристрановые перемещения рабочей силы, понятие о международном рынке труда; особенности межрегиональной миграции, меж- и внутриотраслевых профессиональных передвижений, внутризаводское движение и текучесть кадров;

• социология предпринимательства и формы бизнеса; феномен малого и “челночного” бизнеса, их российская специфика; механизмы вовлечения социальных групп в активное и пассивное занятие бизнесом; отношение населения к финансовым институтам, Уровень доверительности;

• социально-экономические механизмы распределительных отношений в обществе; сравнение планово-административных и свободно-рыночных механизмов распределения национального богатства, общественные фонды потребления и социальная защита населения; формирование экономической элиты и феномен лоббирования экономических интересов; организованная экономическая преступность и понятие о теневой экономике.

 

Социология культуры, как и социология труда, представляет собой отрасль социологии. Предмет социологии культуры — любые культурные процессы, происходящие в обществе и охватывающие большие социальные группы. В сферу ее влияния входят интересы, мотивы, ценностные ориентации широких масс. Ее специфика определяется особенностями эмпирических методов — анкетного опроса, интервью, наблюдения кинозрителей, читателей, посетителей музеев и т.д., дающих сведения об их культурных предпочтениях, художественных вкусах, мнении о прочитанном и др. Изучение этого среза реальности не входит в качестве отдельной темы ни в культурологию, ни в этнографию, ни в антропологию. Социологию культуры интересует то, почему молодежь предпочитает авангардную музыку, абстрактную живопись, модернистский театр, а пожилые люди склонны к более консервативным формам искусства; зависит ли интенсивность посещения учреждений культуры от возраста, пола, образования; зависят ли культурные предпочтения людей (например, увлечение авангардным или традиционным искусством) от размера дохода, места проживания (город-село, столица-периферия и т.д.), социального положения; какова по содержанию и интенсивности досуговая деятельность у разных слоев населения, у разных по характеру труда групп работников и т.д.

Социология культуры включает множество поддисциплин: социологию образования, социологию науки, социологию морали, социологию религии, социологию искусства, социологию досуга, социологию спорта и др. Сегодня наблюдается тенденция к еще более узкой специализации знания, поэтому внутри поддисциплин, в свою очередь, выделяются относительно самостоятельные тематические области и направления, например в социологии искусства — социология театра, социология чтения, социология кино, социология концертной деятельности, социология изобразительных искусств.

Социология культуры иногда подвергается чрезмерной специализации и дроблению. Так, по мнению видного специалиста Л. Н. Когана, социология культуры “включает в себя несколько относительно самостоятельных научных дисциплин, которые могут быть объединены в три связанные друг с другом группы.

1. Группа социологических дисциплин, связанных преимущественно с изучением материальной культуры: а) социология культуры материального производства; б) социология культуры быта; в) социология физической культуры; г) социология сексуальной культуры.

2. Группа социологических дисциплин, относящихся преимущественно к духовной культуре: а) социология образования; б) социология науки; в) социология нравственной культуры; г) социология религиозной культуры; д) социология художественной культуры.

З. Группа социологических дисциплин, которые не могут быть однозначно отнесены ни только к материальной, ни только к духовной культуре, т.е. представляющих собой “вертикальное сечение” и материальной, и духовной культуры: а) социология политической культуры; б) социология правовой культуры; в) социология экономической культуры; г) социология эстетической культуры; д) социология экологической культуры”[8].

Вряд ли целесообразно закреплять такое дробление социологии культуры. Дело в том, что внутри этой отрасли социологии существует множество подотраслей, но это ограниченное множество. Если, скажем, в США по социологии популярной культуры, или поп-социологии, проведены тысячи эмпирических исследований и опубликованы сотни книг и статей, то данная подотрасль имеет право на самостоятельное бытие. А если по социологии экологической культуры или социологии культуры материального производства, выделенных Л. Коганом, не было проведено ни одного исследования и не существует ни одной работы, вряд ли можно говорить о наличии этих областей знания вообще. Речь может идти только о возможной тенденции к их появлению.

Некоторые специалисты, в частности Ю.А. Клейберг[9], выделяют в сфере социологии культуры следующие субдисциплины:

• социология досуга;

• социология города и села;

• социология науки;

• социология воспитания;

• социология девиантного поведения;

• социология массовых коммуникаций;

• социология игры;

• социология общения;

 

• социология менеджмента;

• социология технологий культуры и досуга.

 

Как видим, круг проблем, которые охватываются социологией культуры, очень широк. Сюда входят: изучение воздействия разных форм общения (лекции, речи на митинге, беседы) на аудиторию; анализ состава создателей ценностей культуры (профессиональных и самодеятельных) по возрасту, поду, социальному положению, стажу работы, образованию; выяснение социальных ролей творцов и потребителей культурной продукции, влияние личностных характеристик ученых, музыкантов, актеров, режиссеров, администрации на творческие процессы; исследование жизненного цикла художественного произведения, например сборника стихов или романа, в том или ином сообществе (написание, рецензирование, сдача в издательство, редактирование, публикация, обретение популярности или забвение, цитирование, критика, превращение в классику и т.п.) и творческой карьеры самих писателей, художников, ученых и др. В качестве самостоятельного образования внутри социологии культуры выделяется прикладная социология культуры.

Специфика социологического изучения содержания телепередач, произведений, художественной литературы, спектаклей, фильмов состоит в том, что социология изучает массовые, вероятностные, обладающие регулярностью культурные феномены. В ее задачу не входит объяснение эстетической ценности произведения искусства, его своеобразия и неповторимости — это прерогатива кинокритики и искусствоведения. Социолог, обращаясь к анализу культурного явления, выделяет устойчивые, единообразные, сравнимые единицы, поддающиеся дальнейшей квантификации.

Прикладная социология культуры — научное направление в рамках социологии культуры, занимающееся социокультурной диагностикой культурной инфраструктуры, анализом эмпирических данных, разработкой и внедрением практических рекомендаций, управленческим консультированием местных властей по улучшению культурной ситуации в данном городе, округе, районе, губернии и т.д. Социолог-прикладник способен оказать городской администрации неоценимую помощь в планировании и размещении учреждений социального, культурного и бытового назначения. Именно он выяснит, в какое время суток и в какие районы города больше всего приезжают и отъезжают люди, какие культурные учреждения посещаются больше, а какие меньше, стоит ли строить в “спальных районах” театры и музеи или же ограничиться, как это практикуется в последние годы, кафе и ресторанами, какой должна быть репертуарная политика кинотеатров и видеосалонов в зависимости от возраста, пола и уровня образования жителей района. Именно социолог-прикладник выяснит полный список культурных потребностей и предпочтений горожан на сегодняшний день. Построив рейтинг всевозможных учреждений культуры (театров, клубов, библиотек, музеев), социолог поможет установить, что именно и в каком количестве стоит ныне строить, а что необходимо “заморозить”, выяснить имеющиеся тенденции. Так, например, далеко не все поверили уральским социологам, выявившим еще в 1968 г. тенденцию к значительному сокращению в дальнейшем посещаемости кинотеатров, особенно городских. Однако этот прогноз оправдался (исследование Л.И. Когана).

 

Глава 2

Предмет и объект социологии

 

Правильный выбор предмета и объекта исследования для социологии имеет принципиальное значение, так как, с одной стороны, он очерчивает круг изучаемых проблем, а с другой — выступает структурообразующим моментом, который определяет характеристики средств и методов наблюдения, теоретический строй знания и одновременно методологический статус дисциплины в целом, ее место и роль в научной системе.

Первая трудность, с которой приводится сталкиваться в логико-теоретическом анализе терминов “объект” и “предмет”, — это нестрогость их употребления в обыденном языке, перешедшая затем и в научную сферу. Фактически их смысл отождествляется (об этом, кстати, свидетельствуют и словари). Так, термин “предмет” считается словообразовательной калькой латинского objectum, который означает, в свою очередь, нечто, лежащее впереди, противопоставленное. Как и аналогичное немецкое “Gegen-stand” (также калька с латинского), русское слово “предмет” было введено в употребление в XVIII в. В древнегреческой же философии, а затем и в ранневизантийской литературе “вещь” и “предмет” (объект) уже различались: вещь имеет бытие и держит его при себе, предмет же имеет реальность и предъявляет ее созерцающему субъекту. Иными словами, предмет — это саморазвертывание вовне бытийственной самососредоточенности вещи[10].

Предмет, таким образом, выступает как нечто уже захваченное (человеческим разумом или опытом), развернутое вовне, наконец, как представленное созерцающему субъекту, и в этом своем значении (значении приобретенном, а не изначальном) понятие “предмет” близко латинскому глаголу “prehendo” (схватывать, умом объять, ясно понимать, постигать). Объект же, как и вещь, остается неразвернутым вовне бытием. Семантические различия между “объектом” и “предметом” едва уловимы, и только наша рефлексия разводит их.

Предмет науки (или теории) обычно рассматривается в терминах идеализированных, или абстрактных, объектов, которые представляют (репрезентируют) тот или иной фрагмент реальности[11]. Это условные понятия типа математической точки или идеального газа. По своему логико-теоретическому статусу идеальные объекты являются квазиобъектами, т.е. заместителями реальных объектов сначала в предмете исследования, а затем и в структуре теории. Они создаются человеком и служат инструментом познания, в том числе в социологии. Понятия “социальный институт”, “стратификация”, “статус” и многие другие стоят в этом ряду. Идеализированным объектом является в социологии любая переменная, ибо она — не реально существующий объект, а понятие, концепт.

В отличие от предмета объект исследования представлен живыми людьми, которых опрашивает социолог, реальными явлениями и процессами, организациями и учреждениями, например предприятием, цехом, офисом, банком, библиотекой, где проходит исследование и материальную среду которых (расположение комнат, структуру управления, организацию и условия труда, денежные потоки) ученый анализирует.

Любой из этих объектов очень многообразен, в одном исследовании невозможно охватить все грани и стороны объекта исследования. Поэтому социолог каждый раз выбирает только один аспект или грань реального объекта, описывает его через совокупность абстрактных конструктов и называет предметом исследования.

Хотя предмет исследования и предполагает свой объект, но полностью не совпадает с ним. Объясняется это тем обстоятельством, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем. Так, рабочие промышленного предприятия (объект) опрашиваются для изучения проблем мотивации и стимулирования труда, его условий и организации, текучести кадров и стабилизации коллектива. По существу, предмет устанавливает те самые границы, в рамках которых объект изучается в данном исследовании.

Таким образом, предмет социологического исследования отражает лишь одну из сторон объекта[12], но зато самую важную, главную. Познавательная функция предмета исследования заключается в том, что он, подобно фильтру, отсеивает в объекте исследования все второстепенное, преходящее, выделяя наиболее устойчивое и важное. Как дальше поступить с обнаруженным, какие закономерности и тенденции в развитии этого главного выявить, как раскрыть его внутреннюю структуру, зависит от мастерства социолога и эффективности применяемых им инструментов. Самым эффективным является программа социологического исследования, которая соединяет все основные элементы, этапы и фазы познавательного процесса. Научная теория – лишь конечный итог применения такой программы, гипотезы, анкеты – промежуточные инструменты, так же как анализ и интерпретация данных.

В отличие от предмета исследования, который формируется в зависимости от наших целей и задач, объект не зависит от познающего субъекта. Действительно, здания и люди существуют объективно, независимо от нашей воли и сознания. Но предмет исследования мы выбираем произвольно в соответствии с нашими интересами, целями и задачами.

Однако следует оговорить степень самостоятельности объекта исследования. Люди передвигаются и строят свои отношения независимо от социолога, но именно от него зависит, кого именно опросить. Прежде чем определиться с выбором конкретных респондентов, ученый строит так называемую эмпирическую схему объекта исследования, например по особым математическим правилам составляет выборочную совокупность или в соответствии с заранее построенной таблицей выбирает из заводской документации одни показатели и не обращает внимания на другие. Эмпирическая схема действует наподобие уже известного фильтра.

Таким образом, реально и независимо от нас существующий объект, прежде чем попасть в фокус нашего внимания и стать источником информации, претерпевает определенную трансформацию, воплощаясь в позициях (кодах) документов сбора первичной социологической информации, затем в таблицах, формулах, графиках и т.п. Эмпирические свойства, таким образом, зависят от познающего субъекта, поскольку элементы теоретического языка не просто присутствуют, но являются неустранимым моментом всякой эмпирии. Уже на стадии первичного сбора социолог оперирует не непосредственными признаками, а идеализированными объектами.

Предмет и объект исследования в методологии рассматриваются как единый и почти нерасчленимый комплекс. Они дополняют друг друга. Дополнительность возникает в результате неотделимости трех элементов познания: субъект, объект и условия наблюдения. “Объектом исследования оказывается уже не сама реальность, существующая независимо от наблюдателя, а система, состоящая из объекта (в классическом смысле) и условий наблюдения, под которыми мы понимаем совокупность процедур измерения, включая методы и средства измерения, а также собственно наблюдателя (исследователя), связанного с наблюдаемой системой”[13]. Подобная ситуация, по мнению В. Гейзенберга, характерна не только для социальных, но и для естественных наук: “Естествознание описывает и объясняет природу не просто так, как она есть “сама по себе”, напротив, оно есть часть взаимодействия между природой и нами самими. Естествознание описывает природу, которая подвергается нашим способам постановки вопросов и нашим методам исследования”[14].

Специфика науки определяется не методом и даже не объектом, а ее предметом. Большинство научных методов нейтральны по отношению к данной науке. Наблюдением, как методом сбора информации, пользуются психологи, социологи, экономисты, физики, культурологи и другие специалисты. То же самое можно сказать об эксперименте и опросе. Все они междисциплинарны и общенаучны. Мы уже знаем, что объект может быть один, а теорий много. На человека как на объект изучения одинаково внимательно смотрят философы, психологи, социологи, антропологи, педагоги и другие специалисты, но каждый под своим углом зрения. А угол зрения определяется предметом исследования. Иначе говоря, предмет — это определенный аспект, сторона объекта, взятая данной наукой в качестве главной. В человеке психолога интересует его внутренний мир, его душа, врача — тело, социолога — совокупность социальных качеств и т.д. А философ или культуролог найдут свой угол зрения.

Использование объекта (людей, транспорта, предметов быта или труда) не раскрывает специфики конкретной науки. Ни у одной науки нет монополии на тот объект, который она больше всего изучает. И еще: назвав объект, нельзя сказать, что он только или исключительно физический, социологический, антропологический и т.п.

Использование метода, будьте анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов, эксперимент, анализ статистики или теоретический анализ, не раскрывает специфики конкретной науки. Ни у одной науки нет монополии на перечисленные методы. Любая из них может пользоваться описанием и измерением, даже философия, которая имеет дело с самыми высокими абстракциями и самыми общими закономерностями. Все стремятся к точному измерению объекта, но делают это, выбирая наиболее соответствующий своему предмету метод сбора и обработки данных.

Представляется целесообразным различать два явления - предмет социологического исследования и предмет социологии как науки.

Предмет науки — модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой — условиями исследования: научными и практическими целями, научными знаниями и методами. Он отражает специфику соответствующей науки. Предмет социологии – это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность и которые выступают темами эмпирических исследований, т.е. с помощью понятий мы описываем социальную реальность, а проблемы указывают на темы эмпирических исследований.

Будем различать два типа определения предмета социологии — экстенсивный и интенсивный. Экстенсивное (от позднелат. extensivus — расширительный, растяжимый) надо понимать как расширительное, связанное с увеличением, сбором и распространением фактов, тогда как интенсивное (фр. intensif— лат. intensio — напряжение, усиление), напротив, как углубленное, появляющееся за счет внутренней организации теоретического знания.

Под экстенсивным определением предмета социологии понимается совокупность всех тем социологических исследований, которые в данный исторический момент предпринимаются научным сообществом.

Экстенсивное определение важно по нескольким причинам. Установив весь круг проводимых в стране эмпирических исследований, методолог может установить, насколько актуальны и популярны те или иные темы, насколько полно покрывается все поле социальной реальности тематикой эмпирических исследований, не осталось ли в науке белых пятен и где именно.

Например, в годы застоя не было опубликовано ни одного исследования по диссидентам, заключенным, наркоманам, проституткам, ворам и мошенникам, взяточникам и т.д., то есть официально отсутствовала социология девиантного поведения. Ни одного эмпирического исследования не было проведено по проблемам бедности. По идеологическим соображениям кругозор социологии был искусственно ограничен. Социологические исследования охватывали лишь часть реальности. Та же тенденция сохранялась во времена горбачевской перестройки, когда в стране происходили важнейшие исторические события. Но социологи вновь ограничились узким сегментом, хотя причиной этого были не столько идеологические, сколько финансовые причины, а также определенная научная инерция, сила сложившейся традиции скользить по поверхности. Социологи изучали то, к чему были готовы, с помощью того понятийного аппарата, который был наработан в советское время и приспособлен именно к советскому обществу, и не были готовы исследовать новые процессы. Попытка описать новые явления с помощью старого концептуального аппарата не принесла ощутимых результатов.

Из-за сокращения государственного кредитования науки в 90-е годы резко сократилось число фундаментальных исследований. К ним относятся такие исследования, которые дают межрегиональный срез, проводятся по всей стране и характеризуют все общество. Вместо них пошли заказные, коммерческие исследования в частных фирмах, особенно много было маркетинговых исследований, которые заказывались крупными финансовыми учреждениями (банками). Политические партии также заказывали исследования, которые были направлены на выяснение рейтингов популярности политических деятелей и тем ограничивались.

Таким образом, переход общества от социализма к капитализму, с одной стороны, снял идеологические препоны, ограничивавшие развитие социологии, а с другой — резко изменил состав заказчиков исследований. Понятно, что в фундаментальных исследованиях, касающихся всех групп населения и всех регионов, может быть заинтересовано только государство: только ему нужна и полезна подобная информация. Частные фирмы интересует информация, связанная лишь с успехом и неуспехом собственного предприятия. Отсутствие государства в роли заказчика и приход коммерсанта, бизнесмена в этой роли привели к тому, что фундаментальные крупномасштабные социологические исследования сменились исследованиями достаточно мелких ситуаций, частных случаев, неспособными дать репрезентативной информации и продвинуть академическую науку.

Составляя перечень тематики эмпирических исследований в стране, мы решаем множество важных методологических вопросов: насколько социологическая наука адекватно и полно отражает социальную реальность, с какой глубиной такое отражение происходит, где остались белые пятна науки. К примеру, когда мы составили список эмпирических исследований на середину 90-х годов, а затем сгруппировали их по крупным блокам, то оказалось, что 20 исследований покрывают тему социальной адаптации, 40 - социальной стратификации, 60 - формирование новых классов. Подобную процедуру можно назвать выявлением тематического поля социологии, которое дает нам экстенсивное определение предмета данной науки. Со временем некоторые крупные тематические направления (социальная солидарность, социальная адаптация, бедность и неравенство, социальная стратификация) вырастают в самостоятельные отрасли социологии. По разным оценкам, в социологии от 15 до 30 – 40 отраслей.

Тематическое (проблемное) поле социологии, т.е. совокупность всех исследований (к эмпирическим мы можем добавить теоретические и прикладные) задает определение предмета социологии на самом низком — эмпирическом — уровне знания. Такой способ дефиниции мы называем экстенсивн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...